Почему в древнем Египте серебро ценилось больше чем золото

В Египте серебро использовалось для изготовления четок еще в додинастический период (около 4400-3100 лет до н. э.), будучи важным элементом в личных украшениях и культовых предметах вплоть до римского завоевания. Храмовые надписи свидетельствуют о том, что на протяжении большей части истории Египта, серебро ценилось более высоко, чем золото. Однако, в отличие от желтого металла, которое, как известно, транспортировалось из Восточной пустыни и Нубии, откуда привозили серебро в Египет – неизвестно. Впрочем, учитывая относительный дефицит местных геологических ресурсов, можно с уверенностью предполагать, что большую его часть привозили из соседних земель. По этой причине, а также потому, что серебро, особенно в форме отбитого листа, страдало от коррозийных солей, обнаруженных в большинстве египетских захоронений, — его редко можно встретить в текстах по египетской археологии, по сравнению с золотом или медью.

Есть всего несколько задокументированных находок серого металла, относящихся к периоду раннего Среднего царства (около 2030-1650 гг. до н. э.). Гробница Гетеферы I, матери короля IV-й династии Хуфу (годы правления: примерно 2551-2528 гг. до н. э.) представляет собой заметное исключение: группа четок, инкрустированных полудрагоценными камнями, а также мебельная фурнитура, которая разделена теперь между бостонским Музеем изобразительных искусств и Египетским музеем в Каире.

МИСТЕРИЯ Древних Египтян: Откровения Археологических Находок

Самая ранняя находка серебра в Египте, которая хранится в коллекции Метрополитен-музея, связана с погребениями женщин, служительниц храма в Фивах в период правления царя XI-й династии Ментухотепа II (годы правления: примерно с 2051-2000 до н. э.). Эта находка была раскопана Гербертом Уинлоком в 1922-1923 гг.

Почти все найденное серебро сохранилось в форме небольших бусинок, но также был обнаружен амулет из электрума и серебряная проволока, обвязанная полосками из электрума. Как утверждает древнеримский писатель, натуралист, философ и историк Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) в своей «Естественной истории», электрум – это природный сплав золота и серебра, содержащий более 20% последнего. В зависимости от состава, его цвет может варьироваться от бледно-золотого до желтовато-белого оттенка; в прошлом, основываясь на визуальном осмотре, люди часто ошибочно принимали за серебро белесый электрум. Например, «серебряный» амулет из Среднего царства (Абидос) с изображением Анубиса, лежащего на алтаре, недавно был проанализирован с использованием рентгеновской флуоресцентной спектроскопии. В результате выяснилось, что это электрум, содержащий примерно 40% золота.

Большое количество серебра было найдено на захороненном теле Ваха, знатного чиновника, погребенного в Фивах в период начала XII-й династии (около 1981-1802 гг. до н. э.). Вах при жизни носил ожерелье из круглого бисера, что было типичной формой ювелирных украшений в Среднем царстве. Не только серебро из этого украшения уцелело после 4 тыс. лет погребения, но также и льняные шнурки.

Клад Hetepheres раскрывает тайны происхождения серебра в Древнем Египте

Изумительные скарабеи Ваха также были сделаны из серебра. Серебряный скарабей является самым ранним примером инкрустации металла металлом в Египте: в данном случае, иероглифы из электрума помещены на отбитое серебро. Каким образом обычный чиновник в то время, даже такой успешный, как Вах, мог получить такое количество редкого металла, — остается загадкой.

Надпись указывает, что он получил скарабея от своего могущественного начальника, Мекетре, хотя используемые в ней слова свидетельствуют о царском подношении. В качестве царского казначея при Ментухотепе IV (годы правления: примерно в 1988-1981 гг. до н.э.) и главного царского управляющего при Аменемхате I (годы правления: около 1981-1952 гг. до н. э.), Мекетре мог иметь доступ к драгоценным металлам. Что касается сырья, то изотопный анализ свинца указывает на то, что этот металл, вероятно, был добыт в Лаврионе (Греция), где находился важный источник серебра в Античности.

Во многих отношениях серебро использовалось аналогичным образом, что и золото. Недавнее приобретение музея, — роскошные серебряные украшения из Хараги, места из устья оазиса Фаюма, — демонстрирует изысканность золота, инкрустирующего ювелирные украшения, которые носили женщины из высшего общества во время Среднего Царства.

Как золото, так и серебро отбивали для изготовления листов, а затем использовали для украшения различных материалов, примеров которых сохранилось очень мало. В полихромной деревянной фигурке Дедетамуны, – относящейся к XII-й Династии (около 1802-1650 до н. э.), – глаза, а также пальцы на ногах и руках, акцентированы серебряной фольгой (зрачки разукрашены черным цветом). На ее парике надеты серебряные ленты.

Большинство зеркал в Египте и в других государствах Древнего мира были отлиты из меди или бронзы, а в зеркалах из последнего содержалось большое количество олова, чтобы сделать их более серебристыми, как, например, в экземпляре из периода Нового царства, хранящегося в коллекции Музея. Зеркала, как правило, сильно полировали для увеличения отражательной способности. Египетские зеркала обычно создавались в форме круга или слегка сплюснутого овала, обладая ручкой из металла, дерева или иногда из слоновой кости.

Однако серебро из-за его бледного цвета и мягкого блеска было идеальным материалом для этой цели, а также его предпочитали представители элиты, у которых был доступ к драгоценным металлам. Одно из двух серебряных зеркал с позолоченными деревянными ручками, – дерево появилось в результате современной реставрации, — связано с так называемыми иностранными женами Тутмоса III (годы правления: около 1479-1425 гг. до н. э.), поэтому на них обозначено его имя. Большинство египетских зеркал, как и упомянутые два, были найдены в гробницах женщин, вместе с их изображениями, или образов, к ним относящимся: в данное случае, изображено лицо коровы на ручке, что является символом Хатора, одной из египетских богинь, наиболее тесно связанной с женщиной и женственностью.

Читайте также:
Как настроить x terra 705 на золото

Серебро стало более доступным в Египте на протяжении Нового царства (около 1550-1070 до н. э.). При этом только пять серебряных предметов находится среди многочисленных золотых судов, драгоценных камней, связанных с погребениями иностранных жен Тутмоса. В их числе три крытых сосуда для возлияния, на каждом из которых написано соответствующее имя женщины. Вполне вероятно, что каждый сосуд был сделан из двух кусков отбитых листов.

Хотя большинство серебра в Древнем Египте – подобно этим сосудам для возлияния – использовалось в форме отбитого листа, существует ряд сохранившихся статуэток из цельного, литого серебра. В Музее хранится монохроматическая фигурка женщины без одежды: гладкая текстура ее тела контрастирует с браслетами, серьгами и скрученным париком.

Из-за бледного цвета серого металла, египтяне связывали его с луной (в отличие от золотого солнца), ритуальной чистотой и костями богов (в сочетании с их золотой плотью). Хотя Тот был основным лунным божеством, серебро не особенно использовалось для ритуалов в его честь. В то же время, известно множество серебряных статуэток, представляющих Нефертема (бог растительности), чем для других богов, хотя отношение между этим божеством и металлом не подтверждается текстуальными источниками.

При Птолемеях (305-30 до н. э.), серебро стало гораздо более популярным металлом в Египте, чем в предыдущие тысячелетия, а соотношение его цены к золоту в основном соответствовало стандартам соседних стран.

Египет присоединился к международной экономике эллинистического мира еще и другим образом. Как известно, металлические деньги были изобретены в западной Анатолии в VII-ом веке до н. э., оттуда распространившись на запад — к греческим прибрежным городам и материку. Иностранная валюта, по всей видимости, была распространена в Египте во второй половине I-го тысячелетия до н. э. из-за греческих торговцев и персидских завоевателей, но до правления Птолемеев в обращении было мало отечественных или зарубежных монет. Серебряная монета «тетрадрахм» царя Птолемея VIII Эвергета II, — который участвовал в бурной борьбе за власть в Египте с 170 до 117 г. до н. э., — возможно, был отчеканен в области Древней Греции, Киренаике (современная Ливия), поскольку там правил единолично этот царь с 164 до 145 г. до н. э. В западной культуре (в отличие от Восточной Азии, где металлические деньги отливали), монеты создавали посредством чеканки: забивание заготовок с известным весом и пробой в штампы.

  • Адрес: 111024 г. Москва , ул. Авиамоторная, д.12 (бизнес-центр Деловой дом Лефортово), 7 этаж, офис 713 (вход со двора)
  • Список адресов офисов продаж в РФ
  • Телефон:+7 (495) 728-29-96
  • Телефон:8 (800) 500-08-77

Источник: zoloto-md.ru

Серебряный ручей в земле фараонов

Храмовые надписи свидетельствуют о том, что на протяжении большей части истории Египта серебро ценилось дороже золота. Серебро использовалось для изготовления бус еще в додинастический период (около 4400-3100 гг. до н. э.) и оставалось важным для личных украшений и культовых предметов в Египте вплоть до римских времен.

Египетские источники серебра неизвестны, и ввиду скудости местных геологических ресурсов, несомненно, было импортировано из далёких земель.

#древний египет #история древнего египта #боги египта

По этой причине, а также из-за того, что серебро, особенно листовое, очень восприимчиво к коррозионным солям, встречающимся в большинстве египетских захоронений, оно обычно обнаруживается в египетских археологических раскопах реже, чем золото или сплавы с медью.

# история древнего египта #боги египта

Есть несколько задокументированных находок серебра до начала Среднего Царства (ок. 2030-1650 До Н. Э.).

Но самое раннее и интересное египетское серебро известно по захоронениям, связанным с храмом 11 династии царя Ментухотепа II (ок. 2051-2000 гг. до н. э.) в Фивах.

Почти все украшения выполнены просто в виде мелких бусин, но также был найден интересный са-амулет из чередующихся проволок электрума и серебра, скрепленных полосами электрума:

Амулет, изображающий иероглиф «Са», что означает «защита.»

Как определено римским автором, натуралистом, философом и историком Плинием Старшим (23-79 гг. н. э.), электрум-это природный сплав золота и серебра, содержащий более 20 процентов последнего. В зависимости от состава его цвет может варьироваться от бледно-золотого до желтовато-белого, и в прошлом, при визуальном осмотре, гораздо более белые электрумы часто принимали за серебро .

Читайте также:
Не то золото что блестит продолжение

Например, “ серебряный ” амулет из Абидоса, представляющий Анубиса, который недавно был проанализирован с помощью рентгеновской флуоресцентной спектроскопии, на самом деле представляет собой электрум, содержащий примерно 40 процентов золота:

Амулет Анубиса, ок. 1850-1775 гг. до н. э.

На теле Ваха, мелкого чиновника, похороненного в Фивах примерно в начале 12 династии (около 1981-1802 гг. до н. э.), было найдено большое количество серебра. После смерти, как, вероятно, и при жизни, Вах носил два ожерелья из шариковых бусин, типичную форму украшений в эпоху Среднего Царства . То, что крупнее- серебренное, ожерелье поменьше- золотое, и бусины для каждого были изготовлены из полусфер кованого листа, которые были соединены при помощи пайки:

Ожерелье вельможи Ваха, около 1981-1975 гг. до н. э.

Круглые бусины разделены цилиндрическими бусинками, свернутыми из небольших прямоугольников кованого листа.

В этом случае не только серебро пережило 4000 лет захоронения, но и льняные шнуры.

Необыкновенные скарабеи Ваха тоже из серебра. Самый крупный из них является самым ранним примером инкрустации из металла в металл: в данном случае иероглифы сделаны из электрума, они вставлены в скарабея, который изготовлен из литого серебра:

Скарабей надсмотрщика склада Ваха ок. 1981-1975 гг. до н. э.

Каким образом частное лицо в это время, даже такое хорошо обеспеченное, как Вах, имело доступ к такому большому количеству редкого металла, остается загадкой.

Однако, надпись указывает на то, что он получил скарабея от своего могущественного начальника, Мекетра . Будучи казначеем при Ментухотепе IV (ок. 1988-1981 гг. до н. э.) и визирем при Аменемхете I (ок. 1981-1952 гг. до н. э.), Мекетра имел доступ к драгоценным материалам. Что касается сырья, анализ изотопов свинца показывает, что металл, вероятно, был получен из Лавриона (Греция), важного источника серебра в классические времена.

Во многих отношениях серебро использовалось так же, как и золото. Роскошные серебряные украшения из Хараги, провинциального места недалеко от устья Фаюмского оазиса, отражают изысканность украшений с золотой перегородчатой инкрустацией, которые носили знатные женщины во времена Среднего Царства:

Ювелирный элемент. Сокол в Двойной короне, около 1887-1750 гг. до н. э.

В отличие от большинства серебряных предметов старины, они никогда не подвергались очистке, и сохраняют толстую корку коррозии хлористого серебра. На фрагменте, по бокам центральной эмблемы, изображены две пчелы. Одна пчела повторяется в уникальном трехмерном представлении, возможно, из диадемы:

Ювелирный элемент в виде инкрустированной пчелы ок. 1887-1750 гг. до н. э.

Позолоченное серебро в то время было довольно редким в Египте.

Как и золото, серебро чеканили для изготовления листьев, которые использовались для украшения различных материалов, но сохранилось таких примеров очень мало.

На полихромной деревянной фигуре госпожи Дедетамун, датируемом 13 династией (около 1802-1650 гг. до н. э.), ее глаза обозначены серебряными листьями (с нарисованными черными зрачками), как и её ногти на пальцах рук и ног. Она также носит серебряные ленты в своем парике:

Статуэтка госпожи Дедетамон, около 1802-1640 гг. до н. э.

Большинство зеркал в Египте и в других местах Древнего Мира были отлиты из меди или бронзы, причем последние иногда содержали большое количество олова, чтобы придать им серебристый оттенок, например:

Зеркало с ручкой в виде девушки, около 1400-1390 гг. до н. э.

Зеркала, как правило, были тщательно отполированы для повышения отражательной способности.

Египетские зеркала представляют собой круглые или слегка приплюснутые овалы и имеют заострение, которое было вставлено в металлическую, деревянную или, иногда, из слоновой кости ручку, и закреплено заклепкой.

Но серебро, из-за его бледного цвета и мягкого блеска, было идеальным материалом для этой цели, и для элиты, имевшей доступ к драгоценным металлам, оно было предпочтительным. Одно из двух серебряных зеркал с позолоченными деревянными ручками связано с так называемыми иноземными женами Тутмоса III (ок. 1479-1425 до н. э.), и носит его имя:

Зеркало с ручкой в виде лика богини Хатхор ок. 1479-1425 гг. до н. э.

Во времена Нового царства (около 1550-1070 гг. до н. э.) в Египте было доступно больше серебра, чем раньше.

Но все еще только пять дополнительных серебряных предметов входят в число многочисленных роскошных предметов, связанных с захоронениями жен Тутмоса Третьего. К ним относятся три сосуда для возлияний с крышками, на каждом из которых написано имя владелицы:

Сосуд для возлияний царицы Мануваи, ок. 1479-1425 до н. э.

Вполне вероятно, что каждый сосуд был изготовлен из двух частей, из кованого листа, с отдельно изготовленным дном, добавленным к открытой “раковине”, как и кованые сосуды аналогичной формы из меди и бронзы:

Сосуд для возлияний, 1279-1213 годы до нашей эры.

но их состояние сохранности затрудняет подтверждение этого. Каждая пробка была сделана из трех кусков металлического листа.

Хотя большая часть серебра в Древнем Египте—как и эти сосуды для возлияний—производилась из чеканного листа, сохранилось несколько статуэток из цельного серебра :

Читайте также:
Признаки присутствия золота в реке

Статуэтка девушки с картушами Нехао II на руках, 610-595 гг. до н. э.

На этой монохроматической фигуре нагой женщины плавные контуры и гладкая поверхность ее стройного тела контрастируют с текстурами отдельно изготовленного широкого воротника, браслетов, браслетов на ногах и серег, а также туго завитого парика.

Долгое время считалось, что статуэтка датируется 664-525 гг. до н. э., и только когда фигура была очищена от массивной археологической коррозии в конце 1980-х годов, на ее плечах появились иероглифы, именующие царя Нехао II (610-595 гг. до н. э.). Также при удалении коррозии теперь видны россыпи заплат, необходимых для устранения дефектов литья, и ряд потертостей на внутренней стороне правой рукоятки, едва заметных без увеличения, которые являются редким свидетельством этапа в процессе отделки, который обычно тщательно стирается при последующей полировке.

Из-за его бледного цвета египтяне ассоциировали серебро с Луной (в отличие от золотого Солнца), ритуальной чистотой и костями богов (в сочетании с их золотой плотью). Хотя Тот был главным лунным божеством , серебро не часто использовалось для его изображения.

С другой стороны, количество серебряных статуэток и амулетов, представляющих бога Нефертума , превышает количество статуэток из того же металла, изображающих любое другое божество, хотя связь между Нефертумом и серебром не обнаружена в известных нам письменных источниках:

Статуя бога Нефертума, 664-332 гг. до н. э.

Рифленая чаша четвертого века до н. э., является одним из нескольких серебряных сосудов, объём которых был написан демотическим шрифтом в традиционных египетских мерках:

Источник: dzen.ru

Почему в древнем египте серебро ценилось больше чем золото

Украшение

Украшение. Золото, сердолик, бирюза, цветная паста; инкрустация (Национальный музей, Каир). Слева от глаза Гора — покровительница Верхнего Египта богиня Нехбет (Гриф), справа — покровительница Нижнего Египта богиня Уаджит (Кобра)

олгие годы не только европейцы, но и сами египтяне не знали, что обозначают иероглифы и сложные рисунки в египетских храмах и на древнеегипетских изделиях. Имело значение только золото, язык которого понятен всем. Однако ценность древнеегипетских ювелирных изделий складывается не только из ценности материалов, но и из магически-религиозной силы, воплощенной в них. Поражает строгость, каноничность, величественность этих предметов, а главное — загадочная, но четкая символика, которая видна любому, даже впервые увидевшему их. Кроме поразительной красоты форм и цветовых сочетаний они имеют свой неповторимый, ни на что не похожий стиль, легко узнаваемый и получивший эпитет «египетского»: каждое изображение, даже самое крохотное, изображено с большой тщательностью, канонично повторяется в разных изделиях, а главное, имеет смысл.

Египетские украшения все до единого служили религиозным потребностям, в том числе заупокойному культу и культу обожествления фараона. Это касается не только ювелирных изделий, но и подавляющего большинства других памятников искусства. Любое изделие связано с каким-нибудь божеством, символом, и все это составляло большую часть жизни тех, кто пользовался этими изделиями, поэтому они и сама жизнь древних египтян кажутся нам пронизанными волшебством, древней магией великих богов.

В период Раннего царства (около 3000 лет до н.э.) египтяне носили многочисленные магические амулеты, которые постепенно становились все более похожи на украшения, но, в отличие от других стран, не потеряли, а наоборот, усилили свой магический смысл. Медь уже давно добывалась в копях Синайского полуострова, золото шло из восточной части Нильской долины, из пустыни, а камень был везде, поэтому недостатка в материале для изготовления ювелирных изделий не было.

Сокол Гор (или Хор) был покровителем большинства царей Раннего царства, поэтому чаще всего изображался на амулетах. Во времена Древнего царства начали снаряжаться «хозяйственные» экспедиции, не всегда мирные, в соседние и дальние страны; таким путем в Египет стало поступать золото из страны Пунт — так египтяне называли южное побережье Красного моря, а с восточного побережья Средиземного моря привозили ливанский кедр для саркофагов. Редкие виды камней попадали в Египет издалека, сложным путем ряда обменов, как, например, лазурит с территории современного Афганистана. С приходом новых династий меняется государственная религия, появляется новое главное божество — Ра — бог Солнца, и теперь царь не только отождествляется с Гором, но и считается сыном бога Ра, что сразу же сказалось на облике ювелирных изделий.

Пектораль

Пектораль в виде священного жука-скарабея. Около 1350 до н. э. Золото, сердолик, бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь. Высота 15 см. Национальный музей, Каир. Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем

Пик могущества и расцвет культуры Древнего Египта пришелся на период Нового царства — примерно 1600-1000 лет до н. э. К этому периоду относится правление знаменитого Тутанхамона, который умер, не дожив до девятнадцати лет, примерно в 1342 году до н.э., и не оставив после себя живых потомков. Этот молодой фараон так прославился в ХХ веке только потому, что его гробница единственная оказалась неразграбленной (хотя и оттуда была украдена часть украшений) в течение тысячелетий; после упорных поисков она была обнаружена британским исследователем Говардом Картером в 1922 году.

Читайте также:
Золото это презренный металл

Остальные же захоронения в Долине Царей оказались давно разорены, многие еще во времена фараонов, иногда самими же царями — когда с целью стереть память о предшественнике, а когда и из-за нехватки денег в казне. Гробница Тутанхамона содержала около пяти тысяч предметов, большинство из которых были ювелирными изделиями. Эта находка признана самой важной в ХХ веке; исключительная роскошь быта египетских царей и просто знатных людей поражает воображение. Трудно поверить, что все эти великолепные украшения запросто носились каждый день.

Время Нового царства — время успешной завоевательной политики, в результате которой в страну хлынули потоки драгоценных металлов и камней, ценных пород деревьев, слоновая кость и т.д. Формы изделий и технологии их изготовления достигли в это время совершенства; египтянам были известны ковка, гравировка, припой, зернь, филигрань, прокат проволоки, холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Великолепно владели они и глиптикой — резьбой по камню.

Классический прием, который используется египетскими ювелирами во всех изделиях, — полихромный эффект. Сочетание нескольких постоянных цветов характерно для всего ювелирного искусства Древнего Египта. Эти сочетания достигались использованием излюбленных материалов: золота, серебра, электрума (самородного сплава золота и серебра), бронзы; бирюзы, лазурита, сердолика, аметистов, яшмы, обсидиана, изумрудов, горного хрусталя. Иногда использовали фаянс.

Пектораль в виде сокола

Пектораль в виде сокола. Около 1334 — 1328 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло. Ширина 12,6 см. Египетский музей, Каир

Золото связывалось с культом бога Солнца Ра (Нижний Египет); серебро — с Исидой и Луной. Серебро было редким металлом, вывозилось из страны хеттов — Малой Азии и ценилось даже выше золота не только из-за редкости, но и из-за связи его с Исидой. Камни считались амулетами, способными принести удачу, отогнать беду, придать мужества, принести счастье.

Но главнейшее их свойство — способствовать благополучному переходу из земной жизни в загробный мир и загробную жизнь. Именно для этого и строились годами пирамиды и копались подземные туннели, в которых оставлено столько предметов: для успешного перехода «туда» и счастливой жизни «там». Конечно, простые граждане не могли себе позволить построить огромные усыпальницы, но и они делали все, что считалось необходимым, чтобы переход в загробный мир осуществился: использовали амулеты из камней-самоцветов с иероглифами.

Культовое значение имели не только материалы, из которых изготавливались ювелирные изделия, но и сами формы изделий. Например, круглые шейные украшения из золота с драгоценными камнями и стеклянными бусинами символизировали солнечный диск, воплощение бога Атона, создателя мира.

Крупные подвески-пекторали прямоугольной или трапециевидной формы олицетворяли Амон Ти — «землю Амона», бога Солнца Верхнего Египта. По этой земле путешествуют души умерших. Изображения на подвесках Амона и Ра (Амон-Ра после объединения Египта) в виде солнечного диска с крыльями являлись защитниками мумий.

Браслеты носили на ногах и руках; распространены были кольца, бусы, серьги, диадемы, пояса. Серьги носили и мужчины, в обоих ушах. Кроме того, из золота и драгоценных камней изготавливались и предметы быта, кинжалы, статуи, троны, ларцы, ковчеги, шкатулки для благовоний, сосуды для притираний, кувшины, сандалии, ритуальные топоры, саркофаги и колесницы — все, чем пользовались цари и их родственники не только при жизни, но и в загробном мире. Внутренний саркофаг Тутанхамона — целиком из золота и весит 110,4 кг.

Торжественный головной убор фараона состоял из двойной короны с коршуном и змеей-уреем и двумя перьями по бокам. Обычно фараон носил немес — большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, закрепленный на лбу золотой полоской с коброй-уреем и спускающийся на плечи двумя фалдами.

Жена фараона носила золотой головной убор с эмалевым изображением коршуна, крылья которого спускались по обе стороны лица, или золотую диадему. Сложные прически и парики украшались живыми цветами лотоса. Чем больше на египтянине было ткани и украшений, тем он был знатнее, причем льняная ткань была настолько тонкой, что даже через пять слоев просвечивало тело.

При этом она была очень качественной и прочной. Рабыни ходили практически голыми, за исключением узкого пояса на бедрах. Драгоценные пояса носили как мужчины, так и женщины. На поясе царевны Меререт, дочери Сенусерта III, среди аметистовых бусин находятся изображения голов пантер из золота; пантера считалась защитницей людей.

Браслет с изображением глаза Гора

Браслет с изображением глаза Гора — Веджата. Золото, лазурит, корнелиан. 890 г. до н.э.

Широкие ожерелья изготовлялись из мелких бусин и больше походили на воротники, закрывавшие часть груди; большие застежки служили противовесами. Должностные лица и жрецы носили ожерелья цветов, соответствовавших их чину.

Состоятельные граждане носили бусы, подвески; бусы делали из камней самых разнообразных форм: и круглые, и дисковидные, и бочковидные, и в форме символов-амулетов. Широкие браслеты носили и мужчины: на запястьях и плечах, женщины носили их также на лодыжках. Египтяне надевали много колец, по несколько штук на палец, поскольку кольца с камнями считались амулетами. Люди простые носили кольца из фаянса в форме излюбленных символов: скарабея и глаза Гора.

Читайте также:
Вес золота и серебра при одинаковом объеме

Скарабей (божество Хепри, Хепер или Кефер — разница в прочтении многих древнеегипетских слов проистекает от того, что гласные на письме не обозначались, и восстановить звуковой облик слова достаточно сложно) — наиболее популярный символ, изображения которого встречаются практически на всех ювелирных изделиях древних египтян. Они находили в жуке, неутомимо катящем навозный шарик, сходство с движением солнца по небу, поэтому скарабей считался символом восходящего, утреннего солнца и воскрешения души.

Скарабей с крыльями и огненным шаром в лапках становится символом нового, молодого Солнца весны, которое побеждает тьму и вновь воскресает, давая толчок новой жизни. Этот амулет обязательно клали в саркофаг, чтобы умерший мог возродиться к новой жизни. Чаще всего скарабеев вырезали из лазурита, считавшегося магическим камнем. На обратной стороне жука вырезали иероглифы; таких скарабеев вкладывали в слои ткани, в которую заворачивали мумий, вместо сердца. Эти скарабеи так и называются — сердечными.

Еще один распространенный мотив и могущественный символ — глаз Гора (Уджат, Уаджет, Учат). Согласно мифам, Сет вырвал левый глаз Гора в битве, но бог Тот восстановил его, поэтому левый глаз Гора считался символом исцеления, амулетом крепкого здоровья, оберегом от болезней; правый глаз — это защита от магии и злых сил. Кроме того, он отождествлялся с царским Уреем, поэтому именно «правое божественное око» чаще изображается на предметах царских семей. Его вырезают на камне и из камня, рисуют на папирусах, стенах гробниц и лодках, изображают на креслах, кроватях, ларцах, сосудах и т.д.

На головах фараонов часто можно видеть страусиное перо Маат (символ правды и справедливости), в руках богов — крест Анкх — символ вечной жизни. Ювелирные изделия украшены изображениями цветов лотоса — символа возрождения, в этих цветах родился Гор. Вообще изображения событий, связанных с жизнью Осириса, Исиды и их сына Гора — главные священные события для Древнего Египта.

Так как фараоны вели свою родословную от Осириса и Исиды, то они и заказывали ювелирам такие изображения; чем сложнее было изображение, чем больше в нем было символов, тем дороже стоило его выполнение, поэтому такое могли позволить себе только состоятельные люди. В красивой подвеске, которую клали в саркофаг, могло быть зашифровано имя умершего и целое послание или пожелание ему или обращение к богам. На пекторали Тутанхамона зашифровано его тронное имя — Небхепрура («Владыка превращений Солнца»): под лапками скарабея иероглиф «неб» («владыка»), на скарабее три черточки — «хепру» («превращение»), а над головой жука — диск солнца — Ра.

Ожерелье Неферуптаха

Не случайно украшения носили именно на груди или на лбу. Такие места у египтян ощущались как священные; украшение, носимое на груди, защищало сердце; египтяне всегда закрывали лоб символами могущества и власти. Все эти и другие точки на теле человека известны и как чакры — в индийской традиции некие круги, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, которые управляют психической или духовной жизнью человека. Сочетания золота, серебра и некоторых камней считались магическими. Например, золото и лазурит олицетворяли защиту солнца и неба, т.к. лазурит считался камнем небесного происхождения.

Предметы, сделанные специально для умерших, отличались от тех, что использовались при жизни. Практичные египтяне не делали в подвесках для мумий отверстий, их просто клали сверху: ведь мумии не двигаются.

Сопровождали умерших и предметы, которыми они пользовались при жизни: например, трон Тутанхамона из дерева, обшитого золотом и богато украшенного инкрустацией из разноцветного фаянса, стекла и камней, или золотые сандалии. Но перечислить даже небольшую часть предметов, положенных в гробницу одного только Тутанхамона, очень трудно — так их много.

Древнеегипетские ювелирные изделия сложно классифицировать именно поэтому: даже те немногие сохранившиеся захоронения египтян дали миру огромное количество драгоценных предметов. Египтяне жили в бронзовом веке и только во времена Нового царства узнали железо, которое привозилось из других стран, и было чрезвычайно редким. Но железо ржавеет и превращается в пыль, и только нетленное золото в полной мере выражает идею вечной жизни и воскрешения. Золото и драгоценные камни и спустя тысячелетия позволяют читать послания к древним богам: понимание астрономической и мифологической символики сделало это возможным, но налет загадочности остался. Не таким ли и должно быть лучшее произведение ювелирного искусства: исполненное глубокого символического смысла, выраженного посредством так гармонично подобранных материалов и выполненное с таким мастерством, что от общего впечатления и ощущения соприкосновения с шедевром захватывает дух.

  • Сайт «Прекрасные вести»

Источник: egyptopedia.info

Рейтинг
Загрузка ...