Золотодобывающая промышленность России — одна из немногих отраслей страны, которая развивалась успешно и последовательно наращивала объёмы производства на протяжении последних 20 лет. В 2021 г. по сравнению с 1991 г. добыча золота возросла со 143 до 332 тонн, увеличившись в 2,3 раза; производство достигло 363,5 тонн – в 2,2 раза больше, чем в 1991 году. В отрасли занято свыше 60 тысяч квалифицированных специалистов, большинство из которых работают в удалённых регионах нашей страны – в Дальневосточном федеральном округе и районах Крайнего Севера, они же обеспечивают попутную занятость в смежных сферах до одного миллиона человек. Отрасль производит высоколиквидную продукцию на сумму свыше 18 млрд. долларов и обеспечивает уплату налогов на сотни миллиардов руб. ежегодно.
Введение международных санкций создало серьёзную угрозу не только дальнейшему развитию золотодобычи, но и существованию 422 небольших золотодобывающих предприятий с добычей до 100 кг золота в год, в которых занята основная масса трудящихся (до 40 тыс. специалистов), многие из этих предприятий и старательских артелей являются градообразующими в отдалённых регионах.
Золото является гарантом экономической мощи государства, оно не может быть конфисковано и при любых обстоятельствах становится гарантом стабильности в экономической сфере. Согласно последним данным Банка России, на начало 2022 г. за пределами России в результате вывоза капитала сформировались активы на сумму 1648,2 млрд. долл.
Если вычесть 350 млрд. долл. валютных резервов РФ, которые были заморожены коллективным Западом, остается еще примерно 1,3 трлн. долларов, которые тоже могут быть конфискованы. При этом наращивание золота в российских резервах обеспечивает полный иммунитет по отношению к экономическим санкциям Запада. Золото в резервах ЦБ на начало 2022 г. составляло всего 19,1%, в то время как (по данным Всемирного совета по золоту) в США на золото приходится более 79,1%, в Германии – 75,0; Нидерландах – 71,5; Италии – 70,5; Франции – 65,0. Есть впечатляющие данные и по некоторым постсоветским странам (%): в Казахстане – 68,0%; Узбекистане – 59,0%.
Политика ЦБ РФ отличается полной непредсказуемостью и неопределённостью. Так, прекращение закупок золота в государственные резервы в 2020 г. привела к экспорту добытого золота в количестве свыше 622 тонн за рубеж, в основном во враждебные нашей стране государства. Полученные за него $40 млрд. были практически конфискованы. Получается, что вся золотодобывающая промышленность страны, десятки тысяч специалистов благодаря недальновидной политике финансовых властей целых 2 года трудилась на благо своих врагов!
25.03.2022 г. ЦБ объявил, что с 28.03.2022 г. будет покупать золото у кредитных организаций по фиксированной цене. Цена с 28 марта по 30 июня 2022 г. была установлена в размере 5,0 тыс. руб. за 1 грамм. Но вскоре Банк России сообщил, что с 8 апреля 2022 г. будет осуществлять покупку золота по договорной цене вместо фиксированной, обосновав своё решение снижением рыночной цены до 4,7 тыс. руб. за грамм.
Добыча золота…
Как оказалось «договорная» цена состоялась в том, что ЦБ будет выкупать золото у коммерческих банков с дисконтом 15% от учётной цены. С учётом маржи коммерческих банков предприятия лишаются почти пятой части стоимости добытого золота.
Получается, что все виды материально-технических ресурсов (топливо, реагенты, селитра, запчасти) предприятия должны покупать по рыночным и необоснованно задранным ценам (к примеру, аммиачная селитра за год выросла в цене втрое), а продавать свою продукцию – по явно заниженным. Не случайно, многие золотодобытчики начинают задумываться о снижении объёмов золотодобычи, сокращению объёмов ГРР. В итоге при таком «государственном» подходе объёмы производства уже в 2023 году рухнут более чем на 100 тонн, а при пессимистическом прогнозе – сразу вдвое. Бюджет потеряет сотни миллиардов рублей налоговых отчислений, регионы лишатся поддержки предприятий, многие из которых являются градообразующими в отдалённых регионах, отрасль лишится тысяч высококвалифицированных специалистов (которые и сегодня в большом дефиците), вернуть их на рабочие места будет большой проблемой.
Вопросы по поводу странностей золотой политики Банка России, которые стали замечаться в последние два года, возникали у многих независимых экспертов. На эту ситуацию отреагировали депутаты Государственной думы РФ. 21.12.2021 г. российский парламент обращался с запросом к ЦБ и правительству с вопросом о том, почему все добываемое в стране золото вывозится за ее пределы и почему Банк России прекратил накапливать золото в составе международных резервов РФ.
Как считают многие эксперты, что мораторий на закупку золота Банком России – результат лоббирования финансового мегарегулятора «золотым интернационалом», осуществляющим грабёж России.
Союз старателей России последовательно, на протяжении многих лет отстаивает необходимость увеличения доли золота в международных резервах страны, потому что:
· во-первых, своими закупками металла у отечественных добытчиков Банк России стимулировал бы развитие «валютного цеха» страны.
· во-вторых, укреплял бы российский рубль.
· в-третьих, помогал бы создавать запас золота как «чрезвычайных денег» для расчетов с другими государствами.
Основная проблема золотодобывающей промышленности России — отсутствие гарантий реализации произведённой продукции по ценам в соответствии с Законодательством РФ и нормативными инструкциями Банка России.
Объявленное банком России ценообразование «по договорным ценам» создаёт полную неопределённость по условиям закупок и напрямую нарушает не только Законы Российской Федерации и противоречит пункту 1 статьи 21 Федерального Закона от 26.03.1998 №41-ФЗ (ред. от 11.06.2021 г.), в которой сказано, что «при осуществлении разрешенных законодательством сделок оплата драгоценных металлов производится с учетом цен мирового рынка» но и Указание самого Банка России от 28.05.2003 г. № 1283-У «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы». В соответствии с п. 2 данного Порядка учетные цены на аффинированные драгоценные металлы рассчитываются Банком России исходя из действующих на момент расчета значений цен на золото, серебро, платину и палладий, зафиксированных на лондонском рынке наличного металла «спот» в ходе стандартных процедур установления цен рынка, и пересчитываются в рубли по официальному курсу доллара США к российскому рублю, действующему на день, следующий за днем установления учетных цен.
Коммерческие банки устанавливают свой дисконт на приобретение золота у предприятий, в итоге золотодобытчики теряют свыше 10% стоимости драгоценного металла по сравнению с мировыми ценами, при этом все материальные ресурсы, запасные части и оборудование вынуждены приобретать по мировым ценам, что никак не согласуется с рыночной экономикой, провозглашённой в России. Политика грабежа реального промышленного сектора коммерческими банками, наживающимися на безвыходном положении производителей золота, попахивает мародёрством.
Банк России и коммерческие банки не проявили себя как надёжные покупатели произведённого в России золота, и золотодобытчикам нужны твёрдые гарантии государства в покупке золота у предприятий как центральным , так и коммерческими банками по установленным в законодательстве ценам, так и самим государством. Дополнительная эмиссия бумажных рублей не приведёт к росту инфляции, поскольку она будет обеспечена гарантированно произведённой продукцией.
Узким местом становится банковское кредитование – основной источник финансирования инвестиций в рыночной экономике. Предприятия не могут обращаться в банки за кредитами из-за чрезмерно высоких процентных ставок. Развивать проекты освоения новых месторождений, на которые уходит 5-8 лет при годовых ставках 20-25% попросту невозможно. Во всех успешно развивающихся азиатских странах широко практикуется целевое банковское кредитование инвестиций по символическим процентным ставкам в соответствии с приоритетами развития экономики, устанавливаемыми правительствами.
С целью недопущения развала золотодобывающей отрасли считаем необходимым организовать специальные кредитные линии Центробанка для золотодобывающих предприятий. В число участников этих линий следует включить уполномоченные правительством коммерческие банки, которые под объёмы предусматриваемой добычи золота могли бы получать рефинансирование от ЦБ по ставке не более 5% годовых. В этом случае конечный заёмщик мог бы получать кредит на развитие золотодобычи под 6-8% годовых.
У ЦБ должна быть задача государственного уровня – укрепление (развитие) российской экономики. Банк России может и должен укреплять российскую экономику путем наращивания рублевых кредитов, конечными получателями которых будут предприятия реального сектора экономики. Такие кредиты должны способствовать наращиванию товарной массы. Тогда исчезнет инфляция, которую пытались побороть сжатием денежной массы и повышением ключевой ставки (с инфляцией боролись путем удушения российской экономики).
Третья проблема – резкий необоснованный рост стоимости основных ресурсов, используемых для золотодобычи.
Основной составляющей в структуре себестоимости добычи золота является дизельное топливо: от 20 до 40% . Введение налогового «маневра» привело к значительному повышению цен на дизельное топливо для предприятий, расположенных в Арктических и северных регионах России. Так, отпускные цены на дизтопливо в ООО «Магаданнефтепродукт» составляли в мае 2017 г. 52,0 тыс. руб/т (с НДС), в марте 2022 г. – 96,6 тыс. руб (с НДС), т.е. рост составил почти 86% за 5 лет, значительно обогнав уровень инфляции в стране. С учётом транспортных расходов предприятий на доставку топлива из Магадана на месторождения (10-20 тыс. руб/т) цена вырабатываемой на участках электроэнергии составляет более 40 руб/кВт-час, что подводит многие предприятия на грань банкротства, несмотря на высокую стоимость золота. В арктических районах республики Саха (Якутия) цена дизтоплива с доставкой достигла почти 140 тыс. руб/тонну (бассейн реки Адыча).
Рост цен на топливо приведет к ухудшению положения предприятий, многие из которых с трудом выдерживают постоянно возрастающий рост цен на материальные и энергетические ресурсы и необходимость повышать зарплату персоналу. В России из 648 золотодобывающих предприятий 534 (82%) относятся к небольшим, которые в особой степени подвержены колебаниям цен на энергоносители. Заняты на этих предприятиях около 30 тыс. специалистов, которые могут остаться без работы в случае банкротства). Дальнейший рост цен на топливо не позволит продолжать золотодобычу в северных регионах России.
В настоящее время для обеспечения бесперебойной деятельности и реализации проектов российских горнодобывающих предприятий возникли риски, связанные со сложившимся на внутреннем рынке дефицитом аммиачной селитры. В течении прошедшего 2021 года цены на аммиачную селитру возросли кратно, что существенно увеличило себестоимость производства горных работ. Так, стоимость селитры для предприятий Магаданской области с 2021 по 2022 год возросла с 29 тыс. руб/т до 76 тыс. руб/т, т.е. в 2,6 раза. Основной постулат поставщиков – резкое удорожание селитры в зарубежных странах, которое к внутренним ценам не должно относиться.
С целью обеспечения дальнейшего развития золотодобывающей отрасли считаем необходимым пересмотреть сложившееся ценообразование на основные виды ресурсов для внутрироссийского потребления и установить гарантированные цены на них, а также обеспечить приоритетное обеспечение ресурсами отечественных предприятий, а не поставки за рубеж, в частности, аммиачной селитры.
Введение антироссийских санкций неминуемо отразится на работе золотодобытчиков, уже с августа 2022 г. кризисные явления могут парализовать российскую золотодобычу, если не будут приняты меры по их упреждению.
В качестве основных предложений по безопасности государства в золотодобывающей отрасли российские старатели считают необходимым:
1. Обеспечить государственные гарантии реализации добытого золота по ценам в строгом соответствии с п.1 статьи 21 ФЗ-41 от 26.03.1998 г. и указанием Банка России от 28.05.2003 г. №1283-У «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы».
2. Внести изменения в государственный бюджет на 2022 и последующие годы в части увеличения расходов на финансирование закупок произведённого в России золота в государственные резервы (ГОХРАН) и в Фонд национального благосостояния в объёме до 200 тонн и рассмотреть обеспечение для этих целей дополнительной рублёвой эмиссии.
3. Обеспечить специальные кредитные линии для золотодобывающих предприятий с рефинансированием от Центробанка по ставке не более 5% годовых.
4. Пересмотреть сложившееся ценообразование на основные виды ресурсов для внутрироссийского потребления и установить гарантированные внутренние цены на них, не связанные с ажиотажным спросом в зарубежных странах.
Источник: xn--80aafwdnd3cj8a.xn--p1ai
Проблемы в добыче золота
Совокупность разведанных, предварительно оцененных запасов и прогнозных ресурсов, учтенных на определенный момент времени составляют минерально-сырьевой потенциал. Важнейшей составляющей частью его является минерально-сырьевая база золота.
Потребность в золоте в качестве платежного средства и сырьевого товара, в современных условиях не снижается, а с неизбежной тенденцией падения курса доллара, возрастает. Опережающий рост потребления относительно предложения драгоценного металла, а тем более, относительно добычи горными предприятиями носит стабильный характер — в среднем около 300 тонн в год. Восемьдесят — девяносто процентов товарного золото потребляет ювелирная промышленность, и ее развитие предопределяет динамику спроса на золото в целом.
Спрос на золото, как на промышленный металл, также растет с развитием медицины, электроники, космических технологий и т.д.
По мнению ряда экспертов, в последние годы спрос на золото увеличивается за счет повышения интереса к нему, как к средству сбережения. Это определено и наиболее высокими ценами на металл (более 800 долларов за тройскую унцию) за всю историю существования мирового рынка золота. Подписанное пятнадцатью центральными банками экономически развитых стран Вашингтонское соглашение в 1999 году, подтвердило значение золота, как важного средства резервирования фондов.
Значение золото, как валютного резерва для России и ряда развивающихся стран, гораздо выше, чем для высоко — технологически развитых стран со стабильной экономикой. Золотовалютные резервы необходимы для стабилизации экономики в целом, экономической безопасности в условиях кризиса и спада производства, получения иностранных кредитов и т.д. Высокоразвитые страны могут получать значительные доходы от инвестиций в разработку месторождений полезных ископаемых других инвестиционно привлекательных стран, сохраняя при этом свои внутренние запасы минерально-сырьевой базы для будущих поколений.
В последние годы произошли существенные структурные изменения, как в мировой, так и в российской минерально-сырьевой базе.
Привлечение сторонних и собственных инвестиций в развитие сырьевой базы, добычу и переработку золота позволили наращивать запасы в ведущих странах — США, Канаде, Австралии. Однако, прослеживаются тенденции снижения вклада в производство золота стран-лидеров, таких как США, ЮАР, Канада, Россия, с одновременным увеличением доли воспроизводства драгоценного металла бывшими странами аутсайдерами. Со средины 90-х годов отмечено увеличение запасов золота в странах Азии и Южной Америки в основном за счет инвестиций ведущих компаний США и Канады в разработку крупных месторождений.
Россия является одним из лидеров по ресурсным потенциалам и объемам добычи золота в мире. По оценкам специалистов по общим разведанным запасам золота Россия занимает 3 место в мире после ЮАР и США [1]. Общая оценка российской минерально-сырьевой базы (запасы + прогнозные ресурсы) в 2 раза превышает фактический объем добычи золота за всю историю России [2].
Структурные изменения затронули, как геологический потенциал минерально-сырьевой базы России, так и золотодобывающую промышленность. Сократились объемы запасов россыпных месторождений при незначительном увеличении коренных.
Дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы золота, как и соотношение спроса и предложения на него предопределяется совокупностью геологических, технологических, экономических, и нормативно-правовых факторов.
Однако, как геологические, так и технологические аспекты наращивания минерально-сырьевой базы требуют значительных финансовых вложений.
Основными условиями целесообразности внесения инвестиций в геологоразведочную, горнодобывающую и перерабатывающую промышленность страны являются: геологический потенциал, возможность репатриации доходов, стабильность законов и политики в области недропользования и налогообложения, приемлемые условия обмена валюты, страховое обеспечение, возможность оценки требований к охране окружающей среды, право собственности на добытое полезное ископаемое и т.д. Большая часть перечисленных критериев зависит от нормативно-законодательных актов. С этой точки зрения Россия является одной из менее привлекательных стран мира для инвестиций в минерально-сырьевой комплекс. Следовательно, для привлечения инвестиций необходимо создавать более совершенную, экономически обоснованную нормативно-методическую базу, связанную с отработкой месторождений, добычей и переработкой полезных ископаемых, регламентирующую экономически целесообразные размеры балансовых и забалансовых запасов, размеры нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых и т.д.
- Беневольский Б.И. Золото России: проблемы использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Изд. 2-е. исправл. и доп. — М.: ЗАО «Геоинформмарк», 2002. — 464 с.
- Золото России./ Под ред. Рудакова В.В. — М.: ОАО «ЭКОС», 2002. — 722 с.
Источник: natural-sciences.ru
Алтайдын Чолмоны
23 июня в парламенте региона состоялся «круглый стол» по теме «Рациональное использование и охрана водных ресурсов при осуществлении деятельности по золотодобыче в Республике Алтай». В заседании приняли участие: депутаты Республики Алтай, представители исполнительного органа власти, руководители ведомств и общественники.
По его мнению, существенный вклад в развитие экономики региона вносит золотодобывающая промышленность, которая поставляет государству стратегическое сырье. На сегодня этот вид деятельности дает ощутимый доход в региональный бюджет.
По словам Владислава Рябченко, задача «круглого стола» не только обсудить проблемы, которые возникают при добыче рассыпного золота в нашем регионе, но и не менее важные вопросы, связанные с сохранением окружающей среды. Тем более, что угрозы и риски при решении этого вопроса остаются. Он обратил внимание, что с увеличением россыпной золотодобычи в Турочакском районе продолжают поступать обращения и жалобы в министерство природных ресурсов.редседатель комитета Владислав Рябченко отметил, «круглый стол» собрал солидное представительство, поскольку для Республики Алтай вопросы экологического благополучия всегда стояли в числе приоритетных. При этом все понимают, что без экономической составляющей регион не может полноценно развиваться.
Заместитель министра природных ресурсов Евгений Мунатов рассказал о том как осуществляется золотодобыча в регионе. На его взгляд, сейчас возникает необходимость ужесточить геологический надзор.
Отделу геологии и лицензирования при рассмотрении проектов разработки месторождений золота, на его взгляд, необходимо более тщательно контролировать применение наилучших технологий, предотвращающих негативное воздействие на окружающую среду. Он также сообщил, что министерством в области использования и охраны водных объектов в районах добычи россыпного золота к административной ответственности привлечен ряд золотодобывающих предприятий.
В 2018 году сумма штрафов составила 389 тысяч рублей. Проведен отбор проб качества воды в реках Сия, Ушпа, Каурчак, Андоба. Также ежеквартально проводится контроль за соблюдением водопользователями условий договоров водопользования, – подчеркнул он. В настоящее время в пределах Турочакского района действует порядка 30 лицензий.
Представитель Росприроднадзора Марина Мизонова отметила, что геологоразведка золотодобывающими предприятиями ведется в регионе с нарушениями. На ее взгляд, есть необходимость при оформлении лицензии обязательно оговаривать срок разработки, а также рекультивации месторождений. Согласование проектов вести с обязательным учетом замечаний.
Проблему загрязнения рек в результате деятельности золотодобывающих предприятий в Турочакском районе поднял Аткыр Кудирмеков, сотрудник Департамента по недропользованию СФО. В частности, он сообщил, что на сегодня суммарная добыча золота составляет 440 кг в год, что значительно ниже, чем было в 2018 году – 614 килограммов. Снижение добычи золота, по его мнению, связано с истощением разрабатываемых россыпей. Он полагает, что основной причиной загрязнения рек при добыче золота является отклонение от требований технических проектов разработки россыпей, халатное отношение недропользователей к обустройству добычных полигонов, строительству дамб, отстойников и руслоотводных канав, нарушение основного принципа оборотного водоснабжения.
Природоохранный прокурор Иван Ченчубаев ознакомил всех с результатами проведенных проверок. «Деятельность ряда золотодобывающих организаций по притокам реки Лебедь оказывала негативное влияние на качественное состояние водных объектов, – отметил он. В адрес золотодобывающих предприятий за последние полтора года внесено порядка 35 предписаний, к дисциплинарной ответственности привлечено 28 лиц. Возбуждено 16 дел по административным правонарушениям, виновным назначены штрафы на сумму почти в 2 млн рублей».
Сенатор Татьяна Гигель отметила, что данная проблема поднимается уже давно. Сенатор добавила, что этот вопрос волнует не только жителей нашего региона.
Избирателей, обращающихся за поддержкой в Совет Федерации, не устраивает подход золотодобытчиков к ведению добычи россыпного золота, и они просят разрешить возникающие конфликтные ситуации. «Как показала практика, защищать интересы населения в данном случае весьма непросто, поскольку в ходе их рассмотрения выявляется нестыковка ряда прописанных норм в Лесном, Земельном, Водном и Административном кодексах», – подчеркнула Татьяна Гигель. Парламентарий считает, что вносимая в 114-ю статью Конституции РФ поправка в отношении вопроса сохранения природного богатства должна сыграть свою положительную роль. Ведь она обязывает правительство, исполнительную власть принимать меры для недопущения негативного воздействия на окружающую среду. С принятием данной поправки, – отметила законодатель, – мы сможем более продуктивно решать возникающие спорные вопросы, а главное – не доводить многие ситуации до экологических проблем различного масштаба.
О ситуации в Дмитриевском поселении рассказал Алексей Попов. Любовь Пешперова, руководитель региональной общественной организации КМН «Звенящий кедр», призвала власть лучше защищать людей от варварского отношения к природе со стороны золотодобытчиков. По ее мнению, есть необходимость обратить особое внимание на остающиеся обвалы и ямы и требовать от золотодобытчиков их рекультивации.
По итогам «круглого стола» его участники приняли соответствующую резолюцию.
Пресс-служба ГС-ЭК РА
ТОП
Положение о конкурсе стихов собственного сочинения, посвященном 20-летию молодежного приложения «Јылдыстык» газеты «Алтайдыҥ Чолмоны», «Јайым толкулар» («Вольные волны»)
УТВЕРЖДАЮ Приказом главного редактора АУ РА «Редакция газеты «Алтайдын Чолмоны» от 12.01.2023 №6 __________ Триянова С.В. Положение о конкурсе стихов собственного сочинения, посвященном 20-летию молодежного приложения «Јылдыстык» газеты «Алтайдыҥ Чолмоны», «Јайым толкулар» («Вольные волны») Общие положения Положение определяет условия, основы организации и порядок проведения конкурса, посвященного 20-летию приложения «Јылдыстык» республиканской массовой газеты «Алтайдыҥ Чолмоны».
Малдыҥ сӧӧк-тайагыла тудуш јаҥдар
Кыптунак Малды сойгон кийнинде эҥ ле озо этле кожо кыптунакты кайнадар учурлу. Јаак Эки јаакты айрыйла, бирӱзин тургуза ла кайнадар. Оноҥ башка эки јаак јадала, «арткан этти јип салар». Ол тушта этти јизе, курсакка бодолбос. (К. И. Санин) Кары Карыны энедеҥ јаҥыс бӱткен кижи јарбас керегинде албатыда чӱм-јаҥ бар. Оныла колбулу мындый кеп-куучын арткан: «Бир
Јаҥарыс бистиҥ Алтайга јаҥыланзын
Јаҥы Койон јылдыҥ бажында телеҥит јаҥарыс коштойындагы Алтай крайда профессионал студияда јыҥыраганын интернетле «нӧкӧрлӧжип» турган улус уккан-кӧргӧн лӧ болбой. Оны кӧргӧн кижиниҥ база ла катап «Улаган тыҥ!» деп, кӧксине чабынар кӱӱни келер. Бу узак јолды кӱчсинбей, Улаган аймактыҥ кеендикти, узанышты ла спорттыҥ албаты бӱдӱмдерин элбедер тӧс јериндиҥ башкараачызы Мерген Тельденовко, Алтай Республиканыҥ ат-нерелӱ артисттери Марина
Источник: altaicholmon.ru