Птицы в славянской мифологии УТКА считается птицей Рода и воплощением Макоши. Мировая Уточка, породившая Мир. Она подняла со дна Молочного Океана Бел-горюч камень Алатырь. Именно она снесла два
Символика птиц у восточных славян
На ранних стадиях своего развития человек не выделял себя из материального мира, неразрывно связывал себя с окружающей природой. Поэтому древнее мифотворчество было ни чем иным, как выражением особой формы общественного сознания, способом осмысления окружающего мира.
Оформление слова-символа проходит три этапа: 1) возникновение в сознании реального (предметного) символа (кукушка-птица), 2) возникновение типичного словесного контекстуального окружения с таким символом (кукушка себе гнезда не мостит, кукушка свое гнездо не вьет), 3) обретение словом-символом относительной свободы употребления в разных контекстах, позволяющих реализовывать символическое значение (кукушка — символ бездомной матери, чьих детей воспитывают другие). Вместе с тем каждая культурная модель, отображенная в соответствующем языке, включает в себя также те или иные приобретенные в процессе исторического развития универсальные черты в сфере мировоззрения, обычаев, традиций.
Славянская мифология: Жар-птица
Художественная символика птиц славян формировалась сначала в силу языческих представлений, а затем под влиянием христианства. Языческий период символотворчества тесно связан с магическим мышлением, обрядами. Христианство принесло иное понимание роли пернатых в устройстве мира. Главным источником информации стала Библия. Притчи послужили основой классификации птиц на святых (аист, голубь, дрозд, жаворонок, клест, ласточка, лебедь, чайка) и дьявольских (воробей, ворона, гагара, коршун, кулик, сорока, удод, утка, ястреб, сова, сыч, филин).
Слева: Михаил Врубель. Царевна Лебедь. Справа: А.Куркин. Иллюстрация к сказке о царе Салтане.
Славянские народности принимали птиц за общепринятый художественно-поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии и свет. Стихиям приписывались свойства птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури. Любимыми и главнейшими воплощениями бога-громовика были орел и сокол.
Орел в славянской народной традиции является символом небесной (солнечной) энергии, огня и бессмертия, а потому в языковых картинах россиян и украинцев орел содержит характеристику "быстрого, смелого, отважного человека". Древние славянские мифологемы несли такой сильный заряд положительной коннотации, который не исчез на протяжении тысячелетий. У восточных славян орел, летающий над войском, предвещал ему победу. Хотя украинцы воспринимают орла как вестника и радости и горя. Христианская символика орла противоречива. С одной стороны он символизирует гордость, надменность, с другой олицетворяет Божью любовь, юность и бодрость духа. Сегодня орел — традиционный символ государственной власти. Его изображения украшают гербы и монеты.
Вверху и по центру: Иван Билибин. Образы ворона и вороны. Заставки к русским народным сказкам "Василиса Прекрасная" и "Марья Моревна". Внизу: Виктор Васнецов. Декоративное меню обеда и Святый Георгий Победоносец. Детали композиций.
Сокол — птица, быстрая как свет, как молния. В народных русских песнях и сказках сокола величают: свет ясен сокол. Слово "ясный" совмещает в себе понятия светоносности и скорости. Мужская символика сокола связана с культом этой птицы-тотема, в которого перевоплощался бог Род. Сравните сокол, соколик — ласковый, милый, любезный друг, молодчик. В народных песнях сокол — постоянный эпитет молодца. В "Слове о полку Игореве" певец сравнивает с 10-ю соколами и стадом лебедей Бояновы персты и струны, называет соколом воина. Народный язык изображает в соколе идеального героя. В сказках красивого молодца, тайно посещавшего возлюбленную называли Финист ясный Сокол. У восточных славян сокол также является символом человеческой красоты, разума, силы.
Славянские племена считали всех хищных птицы олицетворением ветров, предвестниками не только атмосферных явлений, но и грядущий войн, победы или поражения, смерти и пожаров. Коршун и ястреб, образуя единый образ крупной хищной птицы, наделялся символикой нечистоты и смерти, демоническими и отвращающими свойствами. Эту символику наиболее полно отражает украинский обряд изгнания и похорон этой птицы в первый понедельник Петровского поста. В украинском обряде изгнания коршуна прослеживается функциональная общность коршуна с вороном, поэтическим воплощением которых в текстах песен является образ "черной птицы", несущей смерть. Такое же сходство демонстрирует детская игра в коршуна или ворона, в которой эти птицы наделяются общей символикой смерти. В украинских вариантах этой игры «ворон» роет ямку, чтобы варить кипяток и заливать ими очи детям за то, что они поели его пищу. У украинцев и русских подобная игра называется "В коршуна» (у чехов и боснийцев — "В ястреба"). У белорусов коршун копает ямку, чтобы собирать камешки и выбивать ими детям зубы.
Мифологические представления славян о вороне были связаны с его окрасом и свойством питаются падалью. Эта птица связана с миром мертвых. В северорусских похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном. Он предчувствует и предсказывает скорую смерть.
Ворон часто упоминается в народных легендах и сказках, где надо воскресить убитого с помощью мертвой или живой воды. Последнюю и приносит ворон. Постоянный эпитет ворона — вещий; песни и сказки наделяют его даром слова и предвещаний. В христианской символике черный ворон — символ греха.
Хищным и черным птицам противопоставяется голубь. Подобно ласточке, жаворонку и аисту голубь — святая птица. Это представление восходит к христианской традиции. Облик голубей, особенно белых, принимают добрые души, а облик черных воронов и ворон — злые. Свадебные обряды славян изображениями голубя отражают брачную символику. Поныне пара воркующих голубей является символом влюбленных. У украинцев фигурки голубя из теста встречаются на свадебном хлебе. Если голуби и ласточки летают около дома, где происходит свадьба, это предвещает молодым счастье в браке. Закарпатские украинцы считают, что если дать девушке и парню по половине сердца голубя, они будут вечно любить друг друга.
Слева: Ф. Вендиш. Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей. Плакат. Справа: Константин Васильев. Человек с филином.
Другой не менее почитаемой птицей славян является аист. Нам до сих пор известно поверье, что аист приносит счастье и детей. Для восточных славян характерны также приметы, связанные с первым аистом. Так, встреча весной с парой аистов сулит девушке замужество. При первой встрече с аистом нужно иметь при себе деньги; деньги в кармане в этом случае предвещают "богатства ключи" — изобилие, если же ничего нет — убытки. Происхождение аиста связывают с человеком. Согласно легенде, Бог дал человеку мешок с гадами, чтобы тот бросил его в море, строго запретив развязывать его и заглядывать туда. Любопытный человек нарушил запрет и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил его в аиста, чтобы он собирал и уничтожал гадов, очищая от них землю. Белорусы и украинцы аисту приписываю некоторые человеческие особенности: человеческие пальцы, понимание языка, наличие души, плач слезами и др.
Ласточка — славянский символ счастья и добра. Индоевропейцы считали ласточку символом опасности, ненадежности, недолговечности жизни и счастья. Они верили, что ласточка — предвестник восхода солнца и прихода весны. Восточные славяня с этой птицей связывали много погодных примет. Так, если ласточки летают низко над водой — будет дождь, если летают высоко — к хорошей погоде. Благовещение без ласточек — холодная весна. В христианской символике ласточка олицетворяет жажду духовной жизни, воскрешение. Считалось грехом разрушить гнездо ласточки или украсть ее яйца. А у того, кто разорит ее гнездо, появятся веснушки. Говорят, что за убийство ласточки или разорения ее гнезда Бог карает злодея смертью, дом его — пожаром, а скотину — мором.
В народном представлении существует ряд птичьих художественных образов-символов, наиболее характерных для восточного славянства. У каждого народа имеются общие образы-символы, появление которых уходит в далекое прошлое их долгого совместного сосуществования. Однако у каждого из них находим и такие дифференцирующие символы, которые появились, судя по всему, уже в период их выделения из общевосточнолавянского этно- и глоттоединства.
Птицы -девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста. Алканост. Птица Алконост. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.
Птицы в славянской мифологии
УТКА считается птицей Рода и воплощением Макоши. Мировая Уточка, породившая Мир. Она подняла со дна Молочного Океана Бел-горюч камень Алатырь. Именно она снесла два яйца – Явь и Навь, воплощение добра и зла, жизни и смерти. И она же снесла волшебные железные и золотые яйца, из которых вылупились птицы: Матерь Сва, Орел, Алконост, Стратим, Гамаюн, Финист, Рарог, Ворон, Обида, Грифон, Могол, Сирин.
Утка изображена на гербах многих поселений России.
СТРАТИМ — воплощение Стрибога. Также его ездовая птица. Она же Строфиль и Строфилиус. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой.
Живёт на море-океане. Считается, что Стратим всем птицам мать. Её крик вызывает на море бурю. Когда Стратим взлетает, вздымаются огромные валы, способные потопить корабли, разверзаются глубочайшие бездны, и смывает с берегов города и леса. Сохранилось загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».
Птица Матерь Сва
МАТЕРЬ СВА — птица, ипостась Лады, Великой Небесной Матери. Посланница Бога Вышня. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Покровительница Руси. Слава. Дух реки Славы (Волго-Дона). Часто принимает образ Гамаюн. В Индии она птица Матаришван. Изображалась в защитной броне, с крылом в виде щита. Её сила заключена в магическом слове, которым она вдохновляет воинов и сама набрасывается на врага, бьет крыльями и разит клювом.
"Птица Матерь Сва. это Огонь Веры, суть само Ведическое Знание". (С)
ОРЁЛ — птица Перуна Громовержца, его ипостась. Родился из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Именно Орёл в сказаниях многих народов сопровождает Громовержца. Перун может превращаться в Орла, может летать на нём, посылать его с различными поручениями. Орёл широко распространён в геральдике.
ГАМАЮН — птица вещая, посланница Велеса, Крышня, Коляды и Даждьбога. Родилась из золотого яйца Мировой Уточки. Живёт в Ирии. Это огромная птица. Лик у неё женский, тело птичье. Гамаюн способна к перевоплощению, целиком становясь девой.
Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, Богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. Она поёт людям божественные гимны и предсказывает будущее тем, кто согласен слушать тайное. По древнему поверью крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Слово «гамаюнить» значит баюкать.
«Гамаюн может влиять на людей… своей силой… говорит много, помогает людям праведным, может … раскрыть секрет… научить… волхованию… Ее пение вдохновляет на подвиги». (с)
Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря. Также она вызывает ветер и дождь.
«Существует поверье: если Гамаюн крыльями повеет кому-нибудь на голову — быть ему владыкой. Если же Гамаюн прервет свой полет — это чревато большими бедами.
Если же падает на землю и погибает, то знак предвещает смерть высокопоставленного лица, князя». (с)
Гамаюн изображена на многих гербах поселений России.
Есть мнение, что Гамаюн и Гаруда одна и та же птица.
РАРОГ — огненный сокол, воплощение Семаргла. Рарог появился из золотого яйца Мировой Уточки. Кроме того, он по пpеданию может вылупиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Рарог имеет вид хищной птицы с искрящимся телом, пламенеющими перьями, сиянием, и огненным вихрем, вырывающимся из клюва.
"Рарог обладает удивительной способностью: в виде огненного вихря, смерча или урагана перемещаться в пространстве и времени. Очень часто Рарог посещает человеческое жилье, где он может быть добрым гостем, а может оказаться предвестником пожаров и смерти, сжигая и убивая все на своем пути". (с)
ОБИДА — чёрный Лебедь, птицедева печали, обиды. Рождена Навью. Купается в облаках и плещется в синем океане. Всегда противостоит Орлу, Соколам — птицам верховных светлых Богов. Она очень воинственна и находится в свите птиц, сопровождающих Магуру. Борется с врагами Руси. Упоминается в «Слове о полку Игореве». Изображена на гербе г. Еманжелинска Челябинской области.
МОГОЛ (она же — Магур или Магура, Могуль в сказках) — Могучая птица Индры, его воплощение. Рождена Навью, но служит воле Богов мира Прави. В других источниках Магура дочь Перуна и Дивы Додолы.
Упоминается в «Велесовой книге». От её имени образовано слово «могила». Когда Магура рычит по-звериному, свистит по-змеиному, все травы-муравы уплетаются, лазоревы цветочки осыпаются, а темные леса к земле приклоняются.
Птица Магура очень воинственна, всегда присутствует на поле битвы. Она сродни Валькирии. Магура осеняет павшего героя широкими крыльями, касается губами его холодных уст и даёт выпить убитому сначала глоток мёртвой воды из серебряной чаши, а затем глоток живой воды из золотой чаши. Воин, отведавший живой воды от Магуры, получает вечное безсмертие и отправляется в Ирий.
ВОРОН (не путать с вороной и грачом) — один из творцов мира, сотворил овраги, ущелья. Родился из железного яйца, снесённого Мировой Уточкой. Ворон воплощение Чёрного Змея, в то же время птица Вещая, верный спутник Бога Варуны. Он сопровождает души умерших до Врат Ирия и сообщает о том, каких высот они достигли в своем развитии. Ворон хранитель живой и мёртвой воды. У Одина есть два Ворона шпиона: Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые летали по всему свету и наблюдали, что где происходит, а потом рассказывали хозяину обо всем, что видели.
Ворон есть в геральдике викингов и в германской геральдике.
ГРИФОН или НОГАЙ — наполовину лев, наполовину орёл. Рождена Навью. Вьет гнездо на двенадцати дубах. Преграждает путь к Рипейским горам, охраняет золото Ирия, яблони с золотыми яблоками, способен отыскивать и тайно хранить золото. Грифон стережёт проход в Пекело. От его крика вянут цветы, трава, и все падают замертво.
Грифон был одним из основных символов Великой Тартарии.
ЖАР-ПТИЦА — в славянских сказках чудесная птица, которая живёт в тридесятом царстве. Жар-птица золотая, питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и безсмертие. Когда она поёт, из ее раскрытого клюва вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний.
ФИНИСТ — сокол Бога Волха и Ярилы. Родился из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Птица-воин, защитник Руси, страж границ, способный отличить правду от лжи. Волшебное перо Финиста обладает чудесными свойствами, в том числе устраняет на пути все преграды. Греческое имя Феникс — это искаженное русское Финист.
АЛКОНОСТ — птица Зари, воплощение Хорса и Крышня. Полуптица, полуженщина. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Управляет ветрами и погодой. Держит в руках лотос. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете. Зла от неё людям нет.
Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной Богами в зимородка.
СИРИН — тёмная птица, посланница тёмных сил, рождена Навью. Является тёмным воплощением Велеса. "Причём, в данном контексте тёмный – вовсе не значит плохой, этот эпитет приобретает значение «иной», «не явный», «глубинный», возможно даже «истинный»". (с)
Сирин полуженщина несравненной красоты, полуптица. Перья Сирин синего, чаще тёмно-синего, либо пурпурного цветов.
Живёт в Ирии. На землю спускается, чтобы вывести птенцов. Сирин знает ответ на любой вопрос и может исполнить любое желание. Но кто услышит её голос, забывает всё на свете и умирает.
"Однако в исключительных случаях тёмная птица может быть послана богом мудрости для того, чтобы предупредить человека о чем-либо или помешать совершить недостойный поступок". (с)
"Греческая Сирена явно с ней в одной стае летала" (с)
Сирин изображена на гербе г. Пучеж Ивановской области. Памятник Сирин есть в Великом Новгороде.
ПТИЦА ДИВ – воплощение бога Дыя.
Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть, и он старался предупредить людей об опасности, но часто оставался неуслышанным и непонятым, поэтому его пророчества никому не приносили удачи и счастья.
«В разгар боя он веял своими крыльями над теми, кто был обречен на поражение, и клики его чудились погребальным плачем, последним прощанием с жизнью, с белым светом. » (С)
"Слово о полку Игореве":
«Див кличет вверху дерева. » (С)
КУКУШКА – сакральная птица Живы, богини жизни, и Числобога.
Она в определенные дни и часы вещает людям об отпущенных сроках и их грехах. Кроме того, кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами. Именно она приносит родным весть с того света.
«По русским поверьям, кукушка и сизая галочка хранят у себя райские ключи или ключи от Вырия; с их прилетом пробужденный Перун отпирает небо и низводит на землю плодотворное семя дождя». (с)
Раньше на Руси вдова сравнивалась с кукушкой.
С кукушкой связано много примет:
Например, начало кукованья кукушки значило, что пора сеять лен.
Или, если к 12 июля кукушка не перестанет куковать и рожь силой не нальется, будет неурожайный год.
В сказке о Царевне — лягушке Василиса оборачивается серой кукушкой, и её уносит вихрь.
ЮСТРИЦА – огромная чёрная злобная птица, воплощение холеры. Рождена Мировой Уточкой из железного яйца.
Тело у неё птичье, а хвост и головы, которых множество, змеиные, крылья железные.
«Ночами пролетает над деревнями и, где заденет воду железным крылом, там начинается мор… Юстрица несла болезнь холеру, которая выкашивала целые селения». (с)
Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество Род – начало всех начал, в своём земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была его символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти… Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В скандинавской мифологии Мировое дерево изображалось в виде Ясеня В славянской мифологии Мировое дерево изображалось в виде Дуба — Родового Древа Род наш уподоблен Древу. Девы — лебеди.
Птицы в славянской мифологии
… «Отчего люди не летают так, как птицы?»* Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, – все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. И с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделённых мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.
Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество Род – начало всех начал, в своём земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была его символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти…
Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В общем, птиц, наделяемых народным сознанием мистическими качествами я бы для простоты восприятия разделила на три группы.
К первой необходимо отнести мифических существ – полу-птиц, полу людей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.
↑ Гамаюн
Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.
В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.
Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
↑ Алконост
Это чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая.
Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода — пока не вылупятся птенцы.
Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.
↑ Сирин
Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.
Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот — истинное блаженство!
↑ Стратим
Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица — прародительница всех птиц — живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.
Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли — за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».
↑ Феникс
(возможно от греч. «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.
Ко второй категории необходимо отнести птиц–сказочных персонажей, а именно Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.
Из птиц-сказочных персонажей Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.
К третьей группе можно отнести всех птиц, которые не несут в своем облике нечто небывалое, а просто наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить сказочным персонажам-людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.
В русской литературе и живописи птицы встречаются довольно часто. В поэзии к образам мифологических птиц обращались такие поэты, как Блок и Клюев, в живописи — Васнецов, Врубель, Бакст.
Жар- птица — один из самых популярных образов в славянской мифологии. Перья этой огненной птицы сверкали, как благородные металлы. Ее глаза были похожи на драгоценные камни, а крылья — на языки пламени. Гамаюн — одна из священных птиц славян. Согласно легендам, она живет в ветвях Мирового Древа. Гамаюн является людям, чтобы поведать что-то важное. Когда эта птица летит от восхода, с ней приходит сильная буря. Гамаюн считают посланницей Бога мудрости Велеса, она является посредником между людьми и Богами.
Пламенные крылья: птицы в мифологии древних славян
В славянской мифологии образу птицы отводилось особое значение. Его наделяли волшебными способностями и могуществом. До наших дней дошли описания этих чудесных персонажей, и они очень разнообразны, что обуславливается огромными территориями, которые заселяли славянские народы. Каким птицам поклонялись наши предки, а каких боялись?
Жар-птица
Жар-птица — один из самых популярных образов в славянской мифологии. Перья этой огненной птицы сверкали, как благородные металлы. Ее глаза были похожи на драгоценные камни, а крылья — на языки пламени. Размер этого персонажа и великолепие хвоста напоминали павлина.
Жила Жар-птица в райском саду (Ирий), там же находилась ее клетка. Оттуда она вылетала ночами и освещала все вокруг. Питалась молодильными яблоками, которые давали ей красоту и наделяли бессмертием. Каждый, кто слышал прекрасное пение этого мифического существа, исцелялся от всех болезней.
Во время пения птица роняла из клюва жемчужины. Еще более ценными были ее перья, они еще долго светили, дарили тепло, а потухнув, становились золотыми. Мифический персонаж умирал осенью, а воскресал весной. Древние славяне создавали амулеты и посуду с его изображением, таким образом привлекая удачу и счастье.
Алконост
Алконост — священная птица, живущая в Ирие (славянском раю) и несущая радость. Она известна из русских легенд и сказок. Ее образ также можно встретить в изобразительном искусстве, зодчестве. Это существо имеет женское лицо и руки, а тело — птицы. Его голос очень сладок, как любовь. Тот, кто услышит пение Алконоста, сразу забывает от восторга обо всем на свете.
Согласно преданиям, эта птица во время зимнего солнцестояния несет яйца в морскую глубину. Там они находятся семь дней. И все это время на море наблюдается полный штиль, после чего яйца всплывают, а дальше Алконост продолжает их высиживать на берегу.
Сирин
Сирин – опасная птица, посланница властелина подземного мира, приносит человеку беды, несчастья, а порой и смерть. Сирин по пояс представляет собой деву невероятной красоты, ниже пояса располагается тело птицы. Ее голосу невозможно противостоять.
Услышавший печальное пение этого мифического существа не силах противиться его чарам, и Сирин завлекает свою жертву в царство мертвых, откуда бедняга уже не сможет вернуться.
Гамаюн
Гамаюн — одна из священных птиц славян. Согласно легендам, она живет в ветвях Мирового Древа. Гамаюн является людям, чтобы поведать что-то важное. Когда эта птица летит от восхода, с ней приходит сильная буря.
Гамаюн считают посланницей Бога мудрости Велеса, она является посредником между людьми и Богами. Ей известно все о прошлом, настоящем и будущем, при желании она открывает секреты бытия избранным. Гамаюн знает все тайны земли и неба, времени, жизни и смерти. Изображается в виде птицы с женской головой.
Если человек слышит пение этой птицы, он забывает обо всем и готов следовать за ней повсюду, так как ее голос прекрасен. Гамаюн приносит людям счастье, избавляет от бед и дарит тайные знания.
Образ этой птицы до сих пор можно встретить на гербах Смоленска и Смоленской области, Михайловска, расположенного в Свердловской области, Удмуртии и села Тербуны в Липецкой области.
Стратим
Стратим — это прародительница всех птиц. Согласно легендам, Стратим живет на море-океане. Во время ее крика просыпается смертоносная буря. Даже если эта птица просто поведет крылом, море начинает волноваться.
Когда Стратим взлетает, валы вздымаются, из-за чего тонут корабли, разворачиваются глубокие бездны, а с берегов смывает города и леса. В сказаниях птица имеет способности Морского царя.
Образ этой птицы является олицетворением первобытной силы природы, окружавшей беззащитного человека в древние времена.
Славянские приметы, связанные с птицами
Обычных птиц славяне тоже наделяли различными способностями, поэтому с ними связан ряд примет:
Другие чудесные птицы славянского фольклора. Птица Рарог — персонаж славянских мифов, символ солнца, огня и света. По легенде, Рарог гнездился на древе жизни, откладывая золотые яйца. Если человек добывал такое яйцо и высиживал его 9 дней, он становился владельцем собственной чудесной птицы. Птица Обида — черный лебедь, символ печали, горя и отчаяния. Что поделать, жизнь славян никогда не была безоблачной. Птица Юстрица — еще одна интересная птица, несущая неприятности. Эта мифическая птица олицетворяла холеру — страшную болезнь, эпидемии которой происходили во всем мире.
- http://zen-designer.ru/arts-history/10-simvolika-ptits-vostochnich-slavjan
- https://proza.ru/2016/11/25/1162
- https://www.perunica.ru/vedi/579-pticy-v-slavyanskoj-mifologii.html
- https://ren.tv/longread/957767-kakikh-mificheskikh-ptits-drevnie-slaviane-schitali-sviatymi