Неторопливо струится могучий Рейн. В волнах его играют русалки — шаловливые и беззаботные дочери Рейна. Они хранят золотой клад, покоящийся на дне реки. А в расщелинах скал, под землей, гнездятся карлики-нибелунги, искусные кузнецы.
Один из них, Альберих, тщетно пытается добиться любви русалок: дочери Рейна выскальзывают у него из рук, насмехаясь над его неуклюжестью и безобразием. Из их веселой болтовни Альберих узнает тайну клада: тот, кто скует из золота Рейна кольцо, станет властелином мира, обладателем несметных богатств. Однако сковать кольцо нелегко: для этого нужно отречься от лучшего из человеческих чувств — любви. Альберих проклинает любовь — золото Рейна в его руках.
На неприступных горных высях вознесся к небесам гордый чертог богов — Валгалла: никакие враги не страшны Вотану — верховному повелителю богов. Валгаллу построили сильные, но простодушные братья-великаны Фазольт и Фафнер.
Вотан заключил с ними договор, он поклялся, что в награду за труд отдаст им Фрейю — богиню юности, которая хранит чудесные золотые яблоки, дающие богам вечную молодость. Однако, получив неприступную крепость, Вотан не спешит расстаться с Фрейей.
Das Rheingold, WWV 86A: Entry of the Gods into Valhalla
Упреки жены — богини Фрики, сестры Фрейи, гнев ее братьев — юного Фро и воинственного Доннера, бога грома, — укрепляют Вотана в этом решении. Бог огня Логе — гибкий и неверный, как пламя, подавший когда-то богам коварный совет о договоре с великанами, — рассказывает о золоте Рейна. И жажда богатства овладевает богами.
Но и великаны согласны отказаться от Фрейи, если Вотан отдаст им сокровища нибелунгов. А пока они берут Фрейю в качестве залога. Тотчас же боги лишаются силы — в один миг они становятся старыми и дряхлыми. Лишь Логе по-прежнему весел и насмешлив. Тогда Вотан решается: он добудет золото у Альбериха, чтобы выкупить Фрейю.
В сопровождении Логе, он отправляется в подземное царство нибелунгов.
Уже издали слышатся удары молотов о наковальни, видны отблески пламени кузнечных горнов, слышны вопли и стоны нибелунгов. Они день и ночь куют богатства Альбериху, который поработил их силой золотого кольца. Теперь он мечтает о покорении всего мира. Трусливый, вечно жалующийся брат Альбериха Миме сковал ему чудесный золотой шлем: тот, кто владеет им, может принять любой облик и даже стать невидимым. Логе, выведав об этом у Миме, заводит с Альберихом хитрый разговор, и когда нибелунг, надев шлем, превращается в маленькую жабу, боги хватают и связывают его.
В качестве выкупа Вотан требует золото. Альберих отдает все, что сковали карлики, отдает и шлем-невидимку, но когда Вотан срывает с его пальца волшебное кольцо, нибелунг произносит страшное проклятье: отныне каждому, кто будет владеть кольцом, оно будет приносить несчастья и смерть. Вотан лишь смеется над злобным бессилием карлика — теперь власть и богатство в его руках.
Однако золотом надо расплатиться с великанами. Они хотят получить столько золота, чтобы оно покрыло Фрейю с ног до головы. Сокровищ нибелунгов не хватает, и Вотан бросает поверх золотой груды шлем-невидимку. Фазольт, влюбленный в Фрейю, не в силах расстаться с ней; он утверждает, что в щель все еще виден взор богини; великаны требуют золотое кольцо.
«Золото Рейна». Вступление Богов в Валгаллу / Richard Wagner — Entrance of the Gods into Valhalla
Вотан отказывается, и мольбы испуганных богов не могут поколебать его решения. Лишь грозное пророчество богини судьбы Эрды, внезапно появляющейся из земной глубины, заставляет Вотана отдать кольцо великанам. И тотчас сбывается проклятье нибелунга: из-за золота вспыхивает ссора, и Фафнер тяжелой палицей убивает брата.
Ужас охватывает богов; в их светлый мир пришли убийство и смерть. Бог грома Доннер собирает тучи, разражается гроза, и на очистившемся небе раскидывается радуга — многоцветный мост, по которому боги торжественно шествуют в Валгаллу. Торжество Вотана не могут смутить ни горестные жалобы обманутых дочерей Рейна, ни язвительные насмешки Логе — Вотан упоен своим всемогуществом и властью.
Источник: home-task.com
Произведение начинается с описания реки Рейн, в ней живут карлики и водные существа. Говорят, что они лучшие кузнецы во всем мире. А водяным существам довелось, охранять в глубинах реки Рейна клад с множеством сокровищ.
Молодой Альберих сильно полюбил красивую русалку, но постоянно подшучивая над Альберихом, они уплывали прочь. И однажды из этих шуток, Альберих услышал про то, что на самом дне Рейна, находится много золота. Русалки говорили что, если сковать золотое кольцо, то можно повелевать всеми, но чтобы его сковать, нужно заплатить огромную цену тем, чтоб забыть о чувстве любви. Тогда, Альберих стал ненавидеть такое чувство и решается сковать золотое кольцо.
Позже начинается эпизод, где главный повелитель творцов начинает, говорить со своими подчиненными, обсуждая то, что он согласился с гигантами на сговор. Фафнер и Фазольт, так звали гигантов, построивших город, говорили о том, что Вотан отдает великанам богиню юности, которая придает молодость всем богам. Супруга и Фрейины родственники, все начали судить Вотана за такое дело.
Прошли долгие споры и Лог, являющийся богом огня, начинает разглашать о «Золоте Рейна». Вотан, заинтересовавшийся данным рассказом, планирует пуститься в путь, в поисках карлика Альбериха. Вновь боги обратились в стариков, после того, как Вотан забрал с собой Фрейю.
Приплыв в королевство Альбериха, заметили боги весь тот угнетенный ужас, в котором правит Альберих. Он вынуждал свой народ и днём и ночью сковывать ему золото. Ему даже был скован шлем, с помощью которого он мог изменить свой облик, превращался в невидимку.
Когда боги узнали о таком шлеме, против Альбериха был придуман коварнейший замысел, чтобы Альберих был превращён в лягушку, а потом они его начинают преследовать. Вотан потребовал у Альбериха золото, чтобы произвести выкуп. После чего карлику пришлось отдать все под чистую, что приходит к тому, что отдает все, в том числе и скованный шлем. Вотан попытался снять с карлика кольцо, тот начинает наговаривать проклятье на кольцо, сказав, что, всяк кто коснется этого кольца, будет несчастным до конца его дней. Не стал он его слушать и отправился обратно в Валгаллу.
Приплыв обратно, великаны начинают требовать с Вотана сокровища, чтобы закрыть им доверху всю Фрейю. После того как Вотан отдал сокровища всё ещё было видно Фрейины глаза. Тогда гиганты потребовали отдать им кольцо, но Вотан их не слушал. Его решение позже поменялось, лишь только тогда, когда появилась из неоткуда богиня судьбы, она заставила его это сделать.
Эрда предвещала плохую судьбу этого кольца, но позже он передает кольцо братьям великанам. После этого, один из гигантов начинает убивать своего брата. От этого в мире происходит беспорядок и убийства. Затем, идет сцена, где Вотан, понимая своё невежество, все же продолжает, думать о том, что он самый могущий и властный перед всем миром.
Это произведение учит тому, что богатство не доводит до добра людей.
Другие произведения автора:
Советуем почитать
Источник: sochinite.ru
teachron
22 сентября 1869 года в Мюнхене состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Золото Рейна», пролог цикла «Кольцо нибелунга».
Германские сказания занимали Вагнера с юности. В конце 1840-х — начале 1850-х годов у композитора было четыре издания «Песни о Нибелунгах», и в период с 1844 по 1848 годы он взял много книг на похожие темы в Королевской библиотеке Дрездена. Но, по его собственным утверждениям, он никогда не видел возможности написать оперу о Зигфриде, опираясь только на «Песнь о Нибелунгах»: этот персонаж привлёк его благодаря изучению древнегерманских мифов. Немаловажно, что как раз в те годы знакомый Вагнера, Людвиг Эттмюллер, которого Вагнер прозвал «Эдда-Мюллером», осуществил ряд публикаций исландских саг в собственном переводе с комментариями. Хотя во многих случаях композитор был знаком с мифологическими сюжетами только через посредство современных ему немецких исследователей. Кроме того, многие имена персонажей он изменил, чтобы сделать их «говорящими»: так, Водан стал у него Вотаном, к имени Фро он добавил h.
Работу над либретто «Кольца нибелунга» Вагнер начал осенью 1848 года. Первый план, Die Nibelungensage, он набросал 4 октября. План этот содержал только восемь страниц, но в нём фактически были перечислены все основные вехи сюжета тетралогии. В тот момент, впрочем, задумана была только одна опера — «Смерть Зигфрида», позже ставшая «Гибелью богов».
Затем два с половиной года Вагнер не возвращался к этим черновикам в связи с тяжёлым периодом в жизни — он был вынужден бежать из Дрездена в Швейцарию. Возобновил он работу над «Кольцом» в 1851 году, скорее всего, в связи с публикацией новых переводов эддических песен и большей части «Младшей Эдды», выполненных Карлом Зимроком. В мае того года Вагнер написал черновик либретто «Юноши Зигфрида», позже просто «Зигфрида», а с ноября 1851 по май 1852 года, осознав необходимость ещё двух приквелов, писал либретто «Золота Рейна» и «Валькирии».
Для либретто композитор избрал систему аллитерации, подобной той, что была принята в исландских сагах, таких, как «Старшая Эдда», хотя он не следовал именно тем правилам, по которым слагались эддические песни.
Основным отличием получившегося в итоге либретто «Золота Рейна» от того, что было написано в набросках 1848 года, стало введение в сюжет ролей дочерей Рейна и Фрейи. Соответственно, появилась и тема исчезнувшей вечной молодости богов, отсутствовавшая в Die Nibelungensage.
Музыка «Золота Рейна» была написана в период с ноября 1853 по май 1854 года.
Впервые опера была поставлена 22 сентября 1869 года в Мюнхене под управлением Франца Вюльнера; Вагнер остался недоволен этим, поскольку был убеждён, что тетралогия должна ставиться целиком, но этот замысел осуществился только в 1876 году на первом Байройтском фестивале: «Золото Рейна» была представлена 13 августа, дирижировал Ганс Рихтер.
Источник: teachron.livejournal.com