МОУ «Средняя школа I — III ступеней №59 г. Макеевки».
ФИО учителя Замурий Ирина Владимировна.
Предмет: химия.
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Химия.9 класс» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Москва, «Просвещение», 2016.
Тема: Общая характеристика элементов – металлов, их физические и химические свойства.
Цель: получить объективную информацию по усвоению учащимися знаний, умений и навыков при изучении данной темы, выяснить затруднения с которыми столкнулись учащиеся при выполнении тестов, скорректировать изучение дальнейшего материала по теме «Металлы».
Инструкция к выполнению тестового задания.
Описание задания в виде теста.
Тестовое задание состоит из 3 частей.
В I часть включены задания с выбором одного ответа.
Во II части содержатся задания с выбором нескольких ответов.
В III части содержатся задания на соответствие.
Система оценивания.
Каждое задание I части оценивается в 1 балл и включает 10 заданий. Максимальное количество баллов 10.
Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 класс
Во II части содержатся 5 заданий, в каждом задании 2 правильных ответа, каждое из них оценивается в 1 балл. Следовательно, каждое задание 2 балла. Максимальное количество баллов за вторую часть 10.
В III части в каждом задании каждая правильная пара оценивается в 1 балл. Каждое задание оценивается в 3 балла. Всего заданий 5. Максимальное количество баллов 15.
Вся работа оценивается в 35 баллов. Время выполнения 20 минут.
Критерии оценивания.
Количество баллов.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Химические свойства металлов. Таким образом, большинство металлов реагируют с кислородом с образованием оксидов, активные металлы вступают во взаимодействие с кислородом при обычных условиях, менее активные при нагревании, а такие, как золото или платина
Сегодня мы с вами изучим общие химические свойства металлов.
В реакциях металлы проявляют восстановительные свойства, то есть они отдают электроны и превращаются в положительные ионы, сами при этом окисляются.
Р еакции металлов с простыми веществами – неметаллами.
Например, с кислородом взаимодействуют практически все металлы, кроме золота и платины, при этом образуются оксиды.
Щелочные и щелочноземельные металлы при обычной температуре легко окисляются на воздухе, поэтому их обычно хранят в закрытых сосудах или под слоем масла.
Так, в реакции лития с кислородом воздуха образуется оксид лития, при этом литий повышает свою степень окисления с 0 до +1, а кислород понижает свою степень окисления с 0 до -2, литий является восстановителем, а кислород – окислителем, четыре атома лития отдают по одному электрону молекуле кислорода.
Химия. 8 класс. Реакции металлов с кислородом /09.10.2020/
В реакции кальция с кислородом, кальций также повышает свою степень окисления с 0 до +2, а кислород понижает свою степень окисления с 0 до -2. Металл кальций выступает в роли восстановителя, а кислород – в роли окислителя, при этом два атома кальция отдают по два электрона молекуле кислорода. В результате реакции образуется оксид кальция.
Такие металлы, как алюминий, цинк, свинец при обычной температуре реагируют с кислородом воздуха, покрываясь тонкой плёнкой оксида, которая защищает их от дальнейшего окисления. Слой оксида, образующегося на поверхности алюминия, настолько тонок, что металл не теряет своего блеска. Так, в реакции алюминия с кислородом, образуется оксид алюминия, алюминий повышает свою степень окисления с 0 до +3, являясь при этом восстановителем, а кислород, наоборот, понижает свою степень окисления с 0 до -2. В этой реакции четыре атома алюминия отдают по три электрона молекуле кислорода.
Многие металлы взаимодействуют с кислородом при нагревании: например, медь при нагревании на воздухе чернеет, так как покрывается плёнкой чёрного оксида меди два.
В этой реакции медь выступает в роли восстановителя и повышает свою степень окисления с 0 до +2, а кислород – окислитель, понижает свою степень окисления с 0 до -2. При этом два атома меди отдают по два электрона молекуле кислорода.
При прокаливании железа образуется железная окалина – это смешанный оксид, который состоит из оксида железа два и оксида железа три.
Железо, в данном случае, является восстановителем, оно повышает свою степень окисления с 0 до +2 и +4, значит, железо – это восстановитель, а кислород – окислитель, он понижает свою степень окисления с 0 до -2. В этой реакции три атома железа отдают восемь электронов молекуле кислорода.
А вот магний при поджигании на воздухе сгорает яркой вспышкой, образуя оксид магния.
Магний также является восстановителем, потому что повышает свою степень окисления с 0 до +2, а кислород понижает свою степень окисления с 0 до -2 и является окислителем. В результате реакции образуется оксид магния, а два атома магния отдают по два электрона молекуле кислорода.
Таким образом, большинство металлов реагируют с кислородом с образованием оксидов, активные металлы вступают во взаимодействие с кислородом при обычных условиях, менее активные при нагревании, а такие, как золото или платина не реагируют с кислородом.
Металлы в этих реакциях являются восстановителями и, соответственно, повышают свою степень окисления, а кислород является окислителем и понижает свою степень окисления.
С серой все металлы, кроме золота, способны взаимодействовать при незначительном нагревании, образуя сульфиды:
В реакции натрия с серой образуется сульфид натрия, натрий повышает свою степень окисления с 0 до +2, он является восстановителем, сера является окислителем и понижает свою степень с 0 до -2. В результате взаимодействия два атома натрия отдают по одному электрону молекуле серы.
В реакции кальция с серой образуется сульфид кальция, кальций также повышает свою степень окисления с 0 до +2, являясь при этом восстановителем, а сера понижает свою степень окисления с 0 до -2 и является окислителем, при этом, каждый атом кальция отдаёт по два электрона молекуле серы.
А в реакции железа с серой образуется сульфид железа (II). Здесь также железо является восстановителем, повышает свою степень окисления с 0 до +2, а серя, являясь окислителем, понижает свою степень окисления с 0 до -2. Каждый атом железа здесь отдаёт по два электрона молекуле серы.
Если смешать небольшое количество порошка алюминия с порошком серы и нагреть сверху смесь пламенем лучинки, то в результате бурной реакции образуется сульфид алюминия:
Алюминий выступает в роли восстановителя и повышает свою степень окисления с 0 до +3, а сера понижает свою степень окисления с 0 до -2 и является окислителем. В этой реакции два атома алюминия отдают по три электрона молекуле серы.
Источник: megalektsii.ru
3. Общие химические свойства металлов. Взаимодействие с неметаллами
Для характеристики химических свойств металлов удобно пользоваться рядом активности (электрохимическим рядом напряжений металлов). Он составлен на основе опытных данных и характеризует восстановительные свойства металлов в водных растворах, но помогает также определять поведение металлов и в других процессах.
По способности вступать в химические реакции все металлы условно делятся на три группы: активные, средней активности и неактивные.
Li , Rb , K , Ba , Sr , Ca , Na
Mg , Al , Be , Mn , Zn , Cr , Fe , Cd , Co , Ni , Sn , Pb
Cu , Hg , Ag , Pt , Au
Активные металлы
Металлы средней активности
Неактивные металлы
К активным относятся те металлы, которые реагируют с кислородом и водой без нагревания. Это щелочные металлы, а также металлы (II)-группы кальций, стронций, барий, радий. Часто в группу активных металлов включают также магний и алюминий. Но реакциям этих металлов с кислородом и водой при обычных условиях препятствует плотная плёнка оксида на их поверхности.
Кроме того, их гидроксиды не растворяются в воде. Поэтому мы отнесли магний и алюминий к металлам средней активности.
Металлы средней активности с кислородом и водой реагируют при нагревании. Они взаимодействуют с кислотами с образованием водорода.
Источник: www.yaklass.ru