В наше время человечество не может существовать без полезных ископаемых. Тяжело представить нашу жизнь без автомобилей или электроники — а значит, люди будут и дальше оставлять на теле Земли огромные дыры, добывая различные руды открытым способом, а планета, в свою очередь — мстить за это оползнями и техногенными катастрофами. Самые большие карьеры в мире способны поразить воображение любого своими масштабами, а при ненадлежащем с ними обращении еще и довольно опасны.
Чукикамата, Чили
Самый большой карьер в мире, в котором добывают медную руду, благодаря чему страна и является крупнейшим экспортером этого полезного ископаемого. Разрез находится на высоте 2840 м в Центральных Андах и разрабатывается уже 100 лет, с 1915 года. За это время добыли более 29 миллионов тонн меди.
Еще инки в XVI веке плавили здесь руду (в одной из временных разработок был обнаружен скелет человека, проживавшего около 500 лет до нашей эры). Они и назвали месторождение «место металла».
САМЫЙ БОЛЬШОЙ КАРЬЕР В МИРЕ
Размеры карьера составляют 4,3 км в длину, 3 км в ширину и 850 м глубины. Добыча ведется открытым способом, поэтому здесь всегда стоит облако пыли. До недавнего времени руднику принадлежал еще один рекорд — «Самый большой суточный объем извлекаемой горной массы», но затем достижение перешло карьеру Эскондида в тех же Андах. Также здесь работала самая большая плавильная печь.
Бингем Каньон, штат Юта, США
Самый глубокий карьер в мире, расположенный на площади в 8 км2. Его глубина 1,2 км, а длина — 4 км. Рудник открыли и начали разрабатывать мормоны в 1863 году, поэтому это еще и один из старейших открытых месторождений в мире. В самом глубоком карьере в мире ежедневно извлекают до 450 тонн руды и работают 1400 человек.
Транспортируют ее специальными карьерными самосвалами, которые могут перевозить до 230 тонн одновременно. А с поверхности Земли внизу они кажутся игрушечными машинками.
С 1966 года карьеру присвоен статус национального достояния США и миллионы туристов со всего мира приезжают посмотреть на это чудо. Здесь построена специальная смотровая площадка, откуда открывается обзор на весь горнодобывающий комплекс.
В самом глубоком карьере мира добывают не только медь, но и золото, серебро и молибден. Причем объем извлеченного золота намного превышает количество, добытое на Клондайке и в Калифорнии во времена Золотой лихорадки (715 млн тонн золота и 5900 тонн серебра). Поэтому Бингем Каньон считается одним из самых продуктивных месторождений на Земле.
В апреле 2013 года здесь произошел огромный оползень (70 млн м3 камней), в результате чего работа была остановлена на несколько месяцев. О жертвах ничего не сообщалось, но постройки и техника были разрушены основательно.
Удачная, Якутия
Самый глубокий карьер в России принадлежит алмазному месторождению. Он находится всего в 22 километрах от Полярного круга и для его обслуживания был специально построены город и обогатительная фабрика. Разрабатывается рудник с 1982 года, а с 2014 года перешли на подземную добычу. Ежегодная добыча составляет до 100 тысяч тонн руды и 5 миллионов карат алмазов в год.
Глубина рудника — 640 метров, длина 2 километра и ширина полтора. Относительно небольшая площадь рудника и условия вечной мерзлоты (до -60 градусов) приводили к тому, что зимой машины останавливались, так как замерзало машинное масло и трескалась резина. А время подъема самосвала со дна карьера составляет не менее 2 часов.
Самый крупный алмазный рудник в России примечателен во многих отношениях — это две кимберлитовые трубки, а не одна, встречающиеся на поверхности. Кимберлитовая трубка (названная в честь города Кимберли в Южной Африке) — это направление вулканического взрыва, сужающееся внизу. Поэтому месторождение строго очерчено в вертикальном направлении, а за его пределами алмазов нет. Из-за этого дно карьера не круглое, как в основных крупных рудниках мира, а напоминает сердце. К тому же здесь добывают самые крупные экземпляры, хранящиеся сейчас в Алмазном фонде.
Коркино, Челябинская область
Самый большой карьер в России и самый крупный угольный рудник в Европе. Его ширина составляет 3 км, а глубина — более 500 метров. Эксплуатируют карьер с 1934 года, а в 1936 был осуществлен большой взрыв, поднявший в воздух более миллиона кубометров земли на высоту до 500 метров — его зафиксировали все сейсмические станции Северного полушария.
В карьере и в шахте работает 6800 человек. Сначала уголь перевозили автомобилями, но потом перешли на более рентабельный железнодорожный транспорт. На предприятии расположена смотровая площадка, но и она не дает полного обзора всего карьера.
Каждая ступень разреза равняется 9-этажному дому, а на дне действует специальная система отведения воды, без которой карьер давно бы был затоплен. Находиться в середине угольного карьера не очень приятно, особенно летом. Ветер хоть как-то разгоняет угольную пыль и дым от горящей породы, а вот когда ветра нет, работникам самого большого карьера в России приходится несладко без средств защиты.
Интересно, что в 2007 году назад предприимчивые бизнесмены организовали на отвалах карьера горнолыжный курорт, где перепад высот составляет до 100 метров, но он вскорости закрылся.
Самые большие карьеры в мире — это не просто огромные воронки в нашей планете, на которые интересно посмотреть из космоса и восхититься размерами и космическим пейзажем. Иногда они становятся неуправляемыми (особенно заброшенные) и тогда могут пострадать люди.
Источник: topkin.ru
Самый глубокий карьер в мире
TravelAsk хочет показать вам настоящего гиганта, который уходит под землю на глубину более 1 километра. И все это сделано руками человека. Сегодня расскажем о самом глубоком карьере в мире.
Самый глубокий
Самый глубокий карьер в мире находится в США, в штате Юта, к югу от Большого Соленого озера. Этот карьер и весь горнопромышленный комплекс называется Бингем-Каньон. Его площадь составляет около 8 квадратных километров. Самая глубокая точка ― 1200 метров, в длину карьер достигает 4 километров. Он огромный, а его масштабы как-то даже устрашают.
В основном в карьере добывают медную руду.
Рудник был открыт в 1863 году: это еще и одно из старейших открытых месторождений в мире. Ежедневно здесь трудятся примерно 1400 человек, они извлекают из карьера до 450 тонн руды. Породу транспортируют специальными карьерными самосвалами, которые способны перевезти одновременно до 230 тонн.
Таких машин тут более 60 штук. Если смотреть с края карьера на эти гигантские автомобили, то они кажутся всего лишь игрушками в песочнице.
В 1966 году карьеру присвоен статус национального исторического памятника США, и сюда приезжает множество туристов со всего мира, чтобы посмотреть на это чудо. Здесь даже построили специальную смотровую площадку, откуда открывается обзор на весь горнодобывающий комплекс.
Что делают на карьере
В самом глубоком карьере мира добывают разную породу: помимо меди, еще и золото, серебро и молибден. Более того, объем извлеченного золота за все время превышает количество, добытое на Клондайке и в Калифорнии во времена Золотой лихорадки. Поэтому Бингем-Каньон считается одним из самых продуктивных месторождений Земли.
Долгое время карьер принадлежал американской компании. Однако в 1973 году грянул нефтяной кризис. Поэтому горнодобывающий комплекс был продан британской British Petroleum, а они в свою очередь перепродали его крупнейшему австрало-британскому концерну Rio Tinto Group. Они и по сей день являются владельцами Бингем-Каньон.
Трагедии
Работа на открытых месторождениях опасна. Так, в апреле 2013 года здесь произошел гигантский оползень: обрушилось 70 миллионов кубометров камней.
Работу приостановили на несколько месяцев, были разрушены все постройки и техника. Но по официальным данным, жертв не было.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Источник: travelask.ru
Золотая пропасть Мурунтау
Впервые за 25 лет журналисты побывали на Мурунтау-крупнейшем в мире карьере по добыче золота в узбекских Кызылкумах.
– Завтра обещают плюс 40 градусов, а в карьере – все 50. И там совсем нет тени. Совсем! Вы точно готовы туда спускаться? – запугивали нас организаторы тура на самый большой в мире карьер по добыче золота.
Мypунтaу находится на юго-западе пустыни Кызылкум. Дорога от ближайшего крупного города Навои занимает два с половиной часа. При этом большую часть времени – по пустыне. И лишь три пропускных пункта по дороге вносят разнообразие в пейзаж. Чем ближе карьер, тем чаще появляются вышки с автоматчиками – типа тех, что стоят в колониях.
– Их фотографировать ни в коем случае нельзя, а то могут быть проблемы, – строго предупредил нас сопровождающий.
Вообще, в Узбекистане к дисциплине относятся строго, а к открытости особо не стремятся. К примеру, нынешний визит журналистов стал первым за последние 25 лет.
Сам карьер впечатляет – его размер 3,5 на 2,5 километра, а добыча ведётся на глубине в 600 метров. И каждые пять лет он становится глубже ещё на 50 метров. В итоге за полвека работы из него добыли более 1,5 миллиарда тонн горной массы.
Размер карьера Мypунтaу – 3,5 на 2,5 километра, а добыча ведётся на глубине 600 метров.
– Мы в своё время в пустыне бурили сверхглубокую скважину в 4,5 километра. И на четырёх километрах находили золото. Представляете, какой у нас потенциал тут. Мы открываем следующую очередь месторождения, запасов которого хватит до середины следующего века. К тому времени глубина достигнет километра, – рассказывает начальник рудника Сергей Лунин.
Вроде бы карьер по сути своей сооружение простое, но столь масштабный – это своего рода техническое чудо.
Спустя полчаса пересаживаемся из комфортного автобуса с кондиционером в обычные ПАЗики, чтобы добраться до нижней точки, где работает 20-кубовый экскаватор. Спустя минут десять навстречу попадается нереальных размеров БелАЗ. Кажется, что его колеса лишь немногим меньше, чем высота автобуса. Впечатляет. На этом карьере работают только сверхбольшие самосвалы, способные перевозить от 130 до 220 тонн!
– Видели, какой у нас единственный в мире конвейер, длина которого 270 метров. Нигде в мире такого больше ни у кого нет! У американцев максимум 120 метров, – хвастаются узбеки.
Наконец, минут через сорок, оказываемся внизу, вот он – экскаватор-гигант.
– Близко не подходите. Очень опасно – сейчас самосвал подъедет, – окрикивает нас работяга.
А тенёк нам всё же удалось найти – из самосвала выбежало масло, а потому он стоял себе спокойно, подняв кузов. В итоге на 10 квадратных метрах тенька спокойно уместились полтора десятка человек.
Через пару минут подъезжает БелАЗ, пока он разворачивался, экскаватор уже врезался в горную породу своим 20-кубовым ковшом, потом прозвучал сигнал, и водитель самосвала резво сдал задним ходом, ещё 15 секунд – и первые десятки тонн породы оказались в кузове. Через три минуты самосвал отправился наверх заполненным под завязку.
Воспользовавшись паузой в загрузке, поднимаюсь наверх на экскаватор. Махина! В кабине два человека – экскаваторщик и его помощник.
– Я с 1993 года работаю тут. Мне нравится, – рассказывает экскаваторщик Зохиддин Бабаев.
На этом карьере работают только сверхбольшие самосвалы, способные перевозить от 130 до 220 тонн.
В кабине два отделения. В одном установлено кресло, пульт управления, экран, на который выводится изображение с четырёх камер, и маленький радиоприёмник. Во втором можно отдохнуть – узенькая кушетка, столик, микроволновка.
Зохиддин садится в кресло, включает радио, откуда льётся национальная музыка, нажимает пару кнопок и начинает грузить руду в БелАЗ. Он с такой лёгкостью управляется с экскаватором, как я с джойстиком “Денди” в начале 90-х.
На экскаваторе-гиганте работают два человека.
Чтобы лучше представить размеры узбекского предприятия, надо узнать о планах. Год назад новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поставил задачу увеличить на треть добычу золота до 2026 года.
– На 30% реально. И мы ещё на 30 тысяч увеличим количество сотрудников. В итоге будет 90 тысяч. У нас многие уезжают в Россию или Украину. Но мы обучаем молодёжь, и они снова отлично работают.
Так что без проблем найдём и выучим спецов. Со следующего года нам придётся ночевать в пустыне, чтобы успеть выполнить поставленные задачи, – с улыбкой говорит ещё один местный руководитель, пока мы едем на другой карьер.
На обновление парка, реконструкцию за это время потратят более 3 миллиардов долларов. До 2020 года предприятие купит 12 экскаваторов “Из-Картэкс”. Этот завод так же, как и “Уралмаш”, принадлежит Газпромбанку.
Уралмашзавод же пока будет поставлять небольшие экскаваторы модели ЭКГ-5А. Такой работает на ещё одном карьере, где мы побывали. Он значительно меньше по размерам – всего около 120 метров глубиной. Да и запасы скромнее – золота хватит лет на пять–семь. Именно поэтому тут работает небольшой уралмашевский экскаватор с пятикубовым ковшом, который загружает рудой относительно небольшие самосвалы.
Коэффициент технической готовности (это время, когда машина будет работать) уралмашевского экскаватора – 0,9. Это очень высокий показатель, говорят узбеки.
Впрочем, продажа ЭКГ-5А – это относительно небольшие для Уралмашзавода деньги. Но есть шанс получить куда более крупные контракты.
– Мы ещё в 1970 году купили дробильное оборудование на Уралмашзаводе. И оно до сих пор работает. У нас есть опыт использования шведских и финских, но они больше 15 лет работать не будут, а потом качество резко снижается. Уралмашевские же как дробили, так и дробят. Уже 47 лет! – рассказывают на комбинате.
Там сейчас как раз выбирают поставщика дробилок и мельниц. Для сравнения, одна мельница стоит, как 7 экскаваторов ЭКГ-5А. Большая разница!
– Наши конструкторы сейчас занимаются решением технического вопроса: как установить мельницы на место тех, что работают на ГМК в данный момент. Это очень непростая техническая задача, но уверен, что сможем её решить, – рассказал E1.RU директор дивизиона “Горное оборудование” Михаил Гуницев.
Если всё получится и Уралмашзавод получит узбекские заказы, то речь может идти о миллиардах рублей. При этом деньги у узбеков есть – все машины они покупают не в кредит.
– Покажите там у себя, что у нас не только дворники в стране есть, – попросил на прощание главный механик.
Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Источник: vesti.uz