Нет, оно сейчас не в Голландии. В Амстердаме просто проходила выставка коллекции уникальных исторических изделий из золота под названием «Золото скифов». Выставку организовали правительство Украины и Амстердамский университет, контракт был подписан еще в 2013 году, а сама выставка работала в амстердамском археологическом музее Алларда Пирсона с 7 февраля по 31 августа 2014 года.
Политический резонанс это мероприятие получило чуть позже, когда пришла пора возвращаться коллекцию в Украину. За время работы выставки Крым согласно итогам референдума вошел в состав России, а в выставочной коллекции из 565 экспонатов только несколько десятков принадлежали музеям на территории Украины — киевскому Музею исторических ценностей Украины и Одесскому археологическому музею.
Им экспонаты были возвращены сразу по окончании работы выставки. А вот остальные четыре сотни экспонатов принадлежат крымским музеям, и руководство этих музеев резонно потребовало их возвращения туда, откуда их взяли.
Кто такие скифы, и что такое скифское золото
Однако украинская сторона воспротивилась этому и подала иск в суд Амстердама, который в решении от 2016 года принял ее сторону и постановил вернуть оставшуюся часть коллекции правительству Украины. Россия подала апелляцию, которая рассматривалась почти 5 лет. И все это время часть коллекции находилась в музее Пирсона в Амстердаме. Однако в октябре 2021 года Апелляционный суд Амстердама оставил в силе прежнее решение окружного суда, и остатки коллекции вывезли из Амстердама в Киев, где по решению суда их заложили на хранение в Государственный музей истории Украины. Дальнейшая их судьба в свете последних событий под большим вопросом.
Как я уже сказал выше, в коллекцию «Золото скифов» входило 565 экспонатов из золота, большинство из которых найдено при раскопках древних городищ на территории Крымского полуострова и Северного Причерноморья. Возраст самых старых экспонатов коллекции датируется IV веком, а принадлежат изделия древним культурам трех народов, населявших эту территорию — скифов, сарматов и готов.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
В Бахчисарайском музее назвали страховую стоимость золота скифов — 1,5 млн евро
Общая страховая стоимость коллекции скифского золота, право на которую суд Амстердама признал за Украиной, составляет 1,5 миллиона евро, заявила Лайфу главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника Оксана Алпашкина.
— Страховая стоимость нашей части предметов (принадлежащих в Бахчисарайскому музею-заповеднику. — Прим. Лайфа ) — 550 тысяч евро. У нас 250 предметов, 1442 единицы хранения. А общая страховая стоимость составляет более 1,5 миллиона евро, — сказала она.
19 экспонатов коллекции «скифского золота» в Киеве
Алпашкина назвала решение суда в Нидерландах нелогичным, так как контракт с археологическим музеем Алларда Пирсона в Амстердаме подписывал директор Бахчисарайского музей, а не Министерство культуры Украины. При этом она считает, что у музея есть шансы добиться возвращения экспонатов в Крым.
— Действительно, шансы есть, и не потому, что надежда умирает последней. Мы знаем, что огорчены наши коллеги из музея Алларда Пирсона в Амстердаме. Я думаю, они, может, найдут возможность повлиять на решение суда. Шанс есть, мы надеемся на апелляцию. Всё-таки шансы 50 на 50. Это немало.
Логики нет, они подписывали контракт с директором музея — больше ничьей подписи нет. На контракте подпись директора, а на приложении есть ещё моя подпись как хранителя музея. Министерство Украины дало только разрешение на вывоз, — отметила Оксана Алпашкина.
14 декабря окружной суд Амстердама поставил, что артефакты, хранившиеся ранее в музеях Крыма, должны быть переданы Украине. Коллекция скифского золота была вывезена в Голландию на выставку в археологический музей Алларда Пирсона в феврале 2014 года, до того, как Крым вошёл в состав РФ. Крымские музеи долго вели переговоры с нидерландской площадкой, а потом в ноябре 2014 года сразу четыре музея республики подали иск в суд Амстердама с требованием вернуть экспозицию на полуостров.
Музеи Крыма намерены подать апелляцию на решение нидерладского суда.
Бахчисарайский музей-заповедник на территории Крыма включает в себя такие памятники истории и архитектуры, как Ханский дворец, пещерные города, исторический квартал Салачик и мемориалы Крымской войны.
Источник: life.ru
Сколько стоит скифское золото
shakko_kitsune — 17.04.2020 В современной российской детективной литературе (и кинематографе) встречаются часто штампы про офигительно драгоценную золотую вещь, скажем, скифскую, ради которой происходят убийства самого коварного характера.
Ради любопытства решила взглянуть на цены. И прикинуть, сколько людей можно убить за озвученную сумму прибыли (в среднем детективе погибает 2-3 человека, потому что если не вбросить в середину книги второй труп, то она получается слишком тоненькой).
Беру что ни на есть легальнейший источник — официальные данные ведущих мировых аукционов. (Потому что кто ж даст нам данные черного рынка черных копателей и подпольных коллекционеров? Потом, на этом рынке цены зависят не от реальности, а от пущенных легенд, флёра и умения продавать).
(Обсуждать подлинность или поддельность представленных изделий не будем, интересует только границы цен. Датировку даю тоже официальную).
Лоты с Sotheby’s:
Бляшка «кабан», 6 век до н.э. размеры 7,6 см на 3 см.
Продано за 9,6 тыс. долл. в 2007 году
По нонешнему курсу это 700 тыс. рублей. Для бытового убийства, мне кажется, сойдет, а вот чтобы вдохновить коварное убийство многих персон нужно, по крайней мере, десять таких штучек, для солидности куша.
***
Бляшка «грифон», 5 век до н.э., размеры не указаны (тоже маленькие, подобными нашивками украшали одежду вот так).
Продано за 4,8 тыс. долл. в 2003 году
Около 360 тыс. рублей*. Средний московский хипстер за такую сумму убивать не будет, маловато. Для представителей других слоев общества и городов это — нормальные деньги, но в современных русских детективах злодеем скорей будет именно бездельник-хипстер, а не едва сводящая концы с концами мать одиночка, работяга из регионов.
* курс на сегодняшний день, для облегчения счета.
Кусочек персидского пояса со скифскими узорами, 7 век до н.э., 7.6 х 7 см.
Продано в 2015 году за 35 тыс. долларов.
2,6 млн руб. Наконец пошли весомые суммы.
Но весомы ли они для Москвы? Что предложит нам сайт недвижимости циан.ру за такие деньги?
1-комнатные апартаменты (т.е. без кухни) — несколько весьма сомнительных вариантов. 1-комнатные квартиры — только в свежеприсоединенной Новой Москве. Пойдет ли условный хипстер на многократное убийство из-за квартирки без кухни? Нет.
Но предположим, что он наркоман, и такая сумма ему попросту приятна на кармане. Но как же тогда с коварными планами, ведь детектив на основе банальной наркоманской бытовухи — не катит.
Теперь Christie’s
Кусок чего-то, 4 век до н.э., 31 см.
Продано в 2008 году за 104 тыс. долл.
7,8 млн. руб.
Однушка в Солнцево или на Лесопарковой, двушка в поселке Коммунарка, двушка в Кузьминках. Наш лощеный хипстер со смузи и айфоном пренебрежительно морщится. Впрочем, куда это меня занесло со сравнениями, надо сравнивать совсем с другим. The Village, сколько стоит жить на Гоа в месяц? Отвечают — 35 тыс. руб., причем шикарно.
То есть, 420 тыс. руб. в год.
Это получается — за одну такую пряжечку можно целых 18 лет шикарно прожить на Гоа.
Мотив коварных многократных убийств начинает казаться все более весомым.
Однако с данной пряжечкой есть проблема. Во-первых, это не мелкий артефакт, а здоровая хрень длиннее А4. В детективах такое не удобно прятать, красть, терять.
Во-вторых, столь высокая цена у вещи на аукционе была потому что у нее чистый провенанс (происхождение): то есть ее не выкопали черные копатели под Анапой в 1996 году, и не всплыла она внезапно на квартире у какого-нибудь бухарика московского продюсера в 2004 году. Нет, черные копатели выкопали ее аж в 1890-х годах, и после этого она долгие годы была у богача, заказчика Климта. Львиная доля цены этой вещи — за «чистую» биографию, а не только за красоту и размер. В детективах с этим беда, вещи появляются «из ниоткуда», и авторы почему-то думают, что цена им будет аналогична аукционным, а то и в разы больше.
Шейная гривна, 5 до н.э., длина 38 см., вес 2314 грамма
Продано в 2012 за 212 тыс. долл.
С этой вещью есть затык: она не нравится мне как сюжетообразующий элемент. Смотрите, продали ее за 16 млн. рублей. А цена золота такого веса на сегодняшний день — это 7 млн. рублей.
Наценка всего 50% за работу и древность — это крайне мало.
За древность (репутацию) в нормальном случае 200-500% дают.
Красота, сложность работы — тоже фактор наценки.
Вот, смотрите, в киевском музее хранится знаменитая пектораль из кургана Толстая Могила.
Вес ее в граммах — в два раза меньше, чем у гривны в Кристис. Но очевидно же, что цена этого материала в 3,5 млн. рублей практически не повлияла бы, будь аналогичная вещь выставлена на аукцион (или предложена частному покупателю). Сколько б подобное стоило? 1 млн. долларов, 10 млн. долларов — не известно, потому что не с чем сравнивать.
***
Прочие мелкие вещи с Кристис — той же мелкой ценовой категории.
Итак, какой вывод мы делаем из этого краткого рыночного обзора?
Если ты — автор детективного романа и хочешь использовать в качестве сюжетообразующего элемента «бесценное» скифское золото (или сарматское, или сакское — ну, это совсем для эрудитов), придерживайся следующих принципов:
а) Вещь должна быть ЗДОРОВЕННАЯ. Сережка, подвеска, колечко, бляшка, брошка — не катят. Только если оптом, пару килограмм. Но элегантней взять одно огромное — ожерелье, здоровенный кубок (килограмма на три), вазон, пояс.
б) Ведь должна быть очень красивая, качественной, тонкой работы. Затертое бесформенное — не годится.
в) Вещь желательно должна быть «чистая» — выкопанная при благополучной Российской империи, а не после 1990-х, и тем более сейчас. Потому что это сразу ее «бесценность» в разы уменьшает.
Эти нехитрые приемы позволят тебе увеличить стоимость предмета, из-за которого в твоем романе льются реки крови, со смехотворных 1 млн. руб. до 1 млн. долл, а еще лучше до 10 млн. долл.
Кстати, тут возникает дополнительная проблема. С реализацией.
Ибо что ты, заполучив бесценный скифский артефакт, можешь с ним сделать?
- По закону — почти ничего, что принесет тебе прибыль. Потому что по закону археологические находки + культурная ценность всецело принадлежат государству (нашедший может получить компенсацию).
- Можно попытаться вывести его заграницу, чтоб продать. Контрабандой. Если у тебя нет хороших связей, ты не факт, что сумеешь вывезти, а если сумеешь — то не факт, что сможешь реализовать без сильной потери в стоимости. Потому что антиквары за границей — тоже не белые зайки, занимающиеся благотворительностью, а те еще жуки.
- Можно попытаться продать его на российском (СНГ-шном черном рынке). Однако следует помнить, что продажа нелегальной вещи «подпольно» всегда жутко уменьшает ее стоимость. Не знаю, как в России с этим, но вон про США один пень фбршный пишет, что дают 10% реальной цены. Впрочем, если ты лох, то тебя просто ограбят-убьют профессионалы в процессе реализации.
- Можно продать вещь в музей (если у музея есть на это деньги, плюс тянется это очень долго), или найти мецената, который у тебя это купит за реальные деньги и подари в музей (самый счастливый и несбыточный вариант).
- Проще всего, конечно, этот артефакт в музей совершенно бесплатно подарить. Впрочем, если у тебя на совести куча трупов ради его добычи.
Хм, а это ведь заявка на роман в стиле Достоевского. Юный бородатый любитель айфонов и Гоа убивает бабушку и родного дядю ради скифской золотой бляшки, надеясь купить квартиру на Тверском бульваре и двух секс-роботов от фирмы Realdoll, блондинку и брюнетку, ценой по 6,5 тыс. долл каждая. Но сотрудники ГУУР МВД России ловят кровавого убийцу, потому что он не отключил свою маршрутизацию в google maps. И на допросе усталый веснушчатый следователь протягивает ему экспертизу аукционного дома, где написано, что цена предмета — около 430 тыс. рублей. Убийца рыдает в холодном, пахнущем хлоркой кабинете, а следователь смотрит на него без сочувствия.
Или можно написать другой детектив, более тонкий. Убийцей оказывается юная выпускница истфака, которая (как позже выяснилась) убивала всего лишь черных копателей и подпольных коллекционеров. А потом найденное у них скифское золото (8 кг примерно) кладет в свой девичий рюкзачок, на последние деньги покупает билет в Питер, и в дождливый сумрачный день идет к служебному входу в Эрмитаж, где с ней согласился встретиться сотрудник-эксперт, не подозревающий, какой сказочный сюрприз она хочет ему преподнести. Девушка, стройная, красивая, идет под моросящим дождиком, но когда она подходит к Зимнему, тучи расходятся, и солнышко бросает на нее золотой луч. А из-под ажурный ворот вылезают эрмитажные коты и начинают ласково тереться о ее ноги.
А ведь это я даже не коснулась вопроса подделок подобных предметов. (тут слышен демонический смех).
Источник: yablor.ru