Почти отвесный черный колодец обрывался вниз на шестиметровую глубину. И каждая ступенька деревянной лестницы опускала нас ровно на столетие в прошлое. Мы находились у порога гробницы знатной скифянки. Время и жадные руки грабителей пощадили этот удивительный и неповторимый памятник: все лежало здесь так, как было оставлено скифами двадцать четыре столетия назад…
Более двух с ‘половиной тысяч лет назад—в VIII— III веках до н. э. — в южно-русских степях, от Дона до Дуная, господствовали скифские племена кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. Верховная власть принадлежала царю самого могущественного племени — скифов царских.
«По ту сторону Герроса, — пишет греческий историк Геродот,— находятся так называемые царские владения и живут многочисленные скифы, считающие прочих скифов своими рабами. Занимаемая ими местность простирается к югу до Таврики (Крыма), а к востоку… до торжища при Меотийском озере (Азовское море), частью же их владения простираются до реки Танаида (Дон)».
Скифское золото возвращается Украине!
Обычно царь со своим ближайшим окружением, домочадцами, слугами и бесчисленными стадами медленно кочевал по степным просторам Скифии, разбивая на полюбившихся местах свой укрепленный лагерь. Лишь в конце V века до н. э. на левом берегу Днепра, напротив Никополя, возникает громадное Каменское городище, где находилась, возможно, и царская резиденция.
Когда же грозный владыка скифов умирал, его торжественно хоронили на специальном царском кладбище. «Царские гробницы,— указывает Геродот,— находятся в Геррах, до которых судоходен Борисфен (Днепр). Таким образом, речь идет о степном Приднепровье, где-то в районе порогов.
Здесь, в окрестностях Никополя, Днепропетровска и Запорожья, были найдены и раскопаны еще в дореволюционную пору наиболее интересные и богатые скифские курганы: Чертомлык, Солоха, Александрополь и другие. Обнаруженные там вещи — и особенно драгоценные ювелирные изделия работы античных и скифских мастеров — по праву составляют гордость знаменитой «золотой кладовой» Государственного Эрмитажа.
Но лишь в наши дни планомерные и широкие исследования скифских древностей во многом углубили представления ученых о важнейших сторонах жизни скифов. И раскопки кургана, о котором пойдет речь, безусловно, займут в ряду этих открытий далеко не последнее место.
Ранней весной 1971 года украинские археологи Б. Н. Мозолевский (начальник экспедиции) и Е. В. Черненко приступили к изучению огромного девятиметрового кургана — «Толстой могилы», расположенного в степи, на окраине небольшого украинского города Орджоникидзе, на Днепропетровщине.
Несколько недель спустя под гигантской земляной насыпью показались пятна двух обширных могил: центральной и боковой. Шансов на успех на первый взгляд было немного. Хорошо заметный грабительский ход шел прямо к главному погребению в центре кургана. Поэтому сперва решили раскопать боковую гробницу, сооруженную, судя по всем признакам, несколько позже основной.
В нее вели два длинных коридора — дромоса. Внутри находилось пять погребенных. Главными там, без сомнения, были знатная скифянка и ее малолетний сын. Бесчисленные золотые украшения с головы до ног осыпали тех, во имя кого были насильственно умерщвлены и брошены рядом слуги: кухарка, воин и возничий. Социальное положение последних определяли вещи, положенные рядом: подле кухарки — бронзовая посуда, рядом с воином — лук и колчан с острыми стрелами, возничий же находился возле обломков самой погребальной повозки.
Тайны скифского золота из Приднестровья
Гробница оказалась абсолютно нетронутой, и все оставались точно на тех же местах и в окружении тех же вещей, как и в момент сооружения кургана — почти две с половиной тысячи лет назад.
Высокая коническая шапочка (вероятнее всего, кожаная), сплошь обшитая золотыми фигурными бляшками и пластинами, украшала голову царицы. На ней была одежда с длинными, расширяющимися на концах рукавами, расшитыми двумя рядами золотых бляшек, и изящные, вышитые золотом башмачки. Тут же положен полный набор дорогих украшений: массивные золотые серьги с изображением богини, сидящей на троне и молитвенно простирающей вверх руки; золотая гривна с фигурками 7 львов, преследующих лошадь; 3 золотых браслета и 11 золотых перстней, бусы. Туалетные принадлежности, бронзовое зеркало и три дорогих сосуда (в том числе и чернолаковая греческая чаша) дополняют общую картину, подчеркивая необычайную пышность погребального ритуала.
Рядом со скифянкой, в деревянном, отделанном алебастром саркофаге, лежал мальчик двух-трех лет. Его принадлежность к царскому роду доказывают вещи: такой же, как у матери, большой золотой браслет и золотой перстень, массивная золотая гривна, золотые серьги. Весь костюм царевича сплошь обшит фигурными золотыми бляшками.
В головах бережно положены священные серебряные сосуды скифов — ритон (сосуд для вина в виде рога), полусферическая чаша и маленький кувшинчик с округлым дном, близкий по форме знаменитым вазам со сценами из жизни скифов из курганов Куль-Оба и Частые курганы. На Древнем Востоке и у многих ираноязычных племен (в том числе и у скифов) ритон считался не только священным сосудом, но и одним из атрибутов царской власти. С его помощью земные владыки как бы приобщались к миру владык небесных. Согласно одной из скифских легенд, дошедшей до нас в пересказе Геродота, символы царской власти в виде золотого плуга, ярма, секиры и чаши упали когда-то с неба. Все эти предметы непременно встречаются почти во всех более или менее уцелевших от разграбления курганах скифских царей.
Центральная гробница была разграблена. В перемешанной вязкой земле грабительского хода повсюду валялись золотые бляшки и куски железного чешуйчатого панциря. В небольшой комнате — склепе площадью в 4 квадратных метра и высотой около 1,3 метра — беспорядочно разбросаны человеческие кости, принадлежавшие взрослому мужчине, а вокруг множество вещей: боевой пояс из бронзовых пластин, золотая нагайка, два ножа, двузубая вилка, часть булавы и обломки двух железных наконечников дротиков. Здесь же четыре колчана, туго набитые стрелами, бронзовые котлы и глиняная амфора с тремя ручками. Такова была картина, открывшаяся в первый момент взору археологов.
Отдельные фрагменты пекторали. Дерущиеся петухи — изображение на верхней части ножен меча.
В коротком коридоре, соединяющем погребальную камеру с входной ямой, во время похорон скифского царя кто-то положил, а может быть, и намеренно спрятал две наиболее ценные вещи — тяжелое нагрудное украшение из золота (пектораль) со сценами из жизни скифов и фигурами животных, а также железный меч в великолепных золотых ножнах, украшенных фигурами фантастических зверей.
Мертвому царю принесли в жертву его любимых скакунов. В двух ямах, неподалеку от центральной гробницы, лежали останки шести коней в богатой сбруе, отделанной золотом и серебром. Рядом с ними в отдельных могилах покоились убитые слуги, скорее всего конюхи. Старший конюх был вооружен двумя ножами и луком со стрелами. На шее у него золотая гривна.
Таков был мрачный ритуал торжественных скифских похорон.
Экскурсия в древнюю Скифию закончена. По той же лестнице поднимаемся назад, на вольный степной простор, к яркому солнечному свету для того, чтобы здесь, в небольшом лагере экспедиции, получить ответы на вопросы, возникшие во время нашего подземного путешествия. Предоставляем слово начальнику археологической экспедиции Борису Николаевичу Мозолевскому.
Вопрос. Борис Николаевич, можно ли по внешнему виду кургана установить, к какому времени и к какой культуре он относится!
Ответ. Скифские могильники нисколько не отличаются от курганов, оставленных населением предшествующих эпох. В 1964 году доктор исторических наук А. И. Тереножкин предложил искать скифские курганы новым способом — бурением. Суть этого метода состоит в том, чтобы определить, какой мощности слой глины лежит в глубинах кургана.
Известно, что скифы хоронили своих покойников в очень глубоких подземных гробницах. При рытье могилы выбрасывалось большое количество глины, которая оставалась под курганной насыпью. В курганах других эпох могильные ямы неглубокие и глины на поверхности оставалось немного. Обычно бурение дает быстрый и точный ответ о родословной кургана.
Но с «Толстой могилой» все было иначе. Долгожданная темно-желтая глина показалась только в пятой скважине. Лишь тогда мы с полной уверенностью могли утверждать, что найден еще один скифский курган.
Вопрос. Как вы оцениваете результаты раскопок и в чем их особая значимость по сравнению с другими открытиями подобного рода!
Ответ. Судя по найденным в центральной могиле характерным атрибутам власти, раскопано погребение очень знатного скифского вельможи, а скорее всего царя. Нам посчастливилось раскопать одну из богатейших скифских гробниц, обнаруженных за последние полвека. .Поражало, что и в саркофаге младенца, и у скифской женщины, и в центральной гробнице, где был захоронен знатный скиф, лежали одни и те же штампованные золотые бляшки. Одни и те же символы и орнаменты украшали одежду и обувь всех трех погребенных. По своему научному и художественному значению эти находки, пожалуй, можно сравнить лишь с сокровищами знаменитой Чертомлыцкой гробницы, где был погребен один из могущественных властителей Скифии IV века до н. э.
Вероятно, в «Толстой могиле» похоронены члены одной семьи, глава которой скорее всего был из того же рода царей, что и Чертомлыцкий властелин.
Т. Кравченко, специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь», №9, 1971 г.
Источник: narkop.ru
Золото скифов — тайны и проклятия
Те, кому доводилось путешествовать по причерноморским степям, в большинстве своем распаханными да изрезанными лесопосадками, наверняка обращали внимание на периодически встречающиеся на пути земляные курганы. Сотворенные много веков назад эти рукотворные земляные сопки, как и египетские пирамиды, уже давно стали частью природного ландшафта.
Изначально об их происхождении высказывали самые невероятные версии: одни полагали, будто высокие холмы в плоской степи специально насыпали перед войной, чтоб с их высоты высматривать приятеля; другие считали курганы чем-то вроде пограничных столбов, отделяющих территорию проживания одного древнего народа от другого; третьи же отводили курганам роль своеобразных могильников, содержащих в своих недрах усыпальницы древних царей и несметные сокровища.
Во все времена и не один раз в непосредственной близости от курганов — то на пашне во время земляных работ, то в карьерном отвале — находили диковинные золотые бляхи, обрывки золотой фольги, потемневшие от времени сосуды.
Нагрудное украшение — бляха царского коня. Так, во второй половине XIX века крестьяне в окрестностях Никополя, добывая песок в одном таком холме, прозванном местными жителями «Луговой могилой», нашли золотые изделия с отчеканенными на них изображениями странных чудовищ. Счастливые обладатели находок доложили об этом происшествии в местное управление, а чиновники уже поведали археологам. В результате последовавших за этим раскопок удалось найти могилу скифского царя, останки которого обильно украшали золотые предметы.
Скифы — этот мощный племенной союз более тысячелетия занимал территории современной Украины и Молдовы, Скифскую культуру считают одной из самых поразительных в истории, и ее наследие для Европы так же велико и значимо, как кельтское или славянское. Правда, до недавнего времени о скифах было известно не очень много, основным источником информации являлись описания их быта и обычаев, сделанные древнегреческим историком Геродотом. Он, как известно, любил путешествовать и даже лично посетил греческую колонию Ольвию, расположенную в устье Днепро-Бугского лимана, то есть в непосредственной близости от территории проживания скифов.
Откуда появились скифы в Северном Причерноморье — неизвестно. Этот народ неплохо обосновался на занятых землях, развил самобытную культуру, наладил торговые отношения с соседями и даже позволял себе ходить войной на более агрессивных соседей. В общем, все, как обычно, не считая того факта, что именно скифы первыми стали добывать в степях Украины золото.
Более того, скифы из этого благородного металла создали целый культ. Золото применяли в быту, обильно украшали драгоценными бляшками одежду и обувь, покрывали военную амуницию, конскую сбрую и, совершенно не жалея, закапывали огромное количество золотых украшений вместе с умершими. Приверженность скифов к золоту являлась их странной, удивительной особенностью.
Тот же Геродот писал, что серебро и медь этим народом употреблялись в ограниченных количествах, а предпочтение они отдавали исключительно золоту. И действительно, археологические находки показывают: ни до, ни после скифов этот металл не был так распространен в степном регионе нынешней Украины. Ни одна другая культура древности, даже «богатые золотом Микены», не могли в этом отношении соперничать со Скифией. Золото у этого степного народа считалось символом богатства, олицетворяло огонь, солнце, царскую власть и, что самое главное, вечную жизнь. Чтобы покрыть им как можно большую площадь тела, скифские мастера разработали специальную технологию — ручную вытяжку золотой фольги и чеканку из нее бляшек с оригинальными изображениями.
Помимо золотых бытовых принадлежностей и украшений, скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.
По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 метров.
Однако золото, на то и золото, чтобы испокон веков будоражить людские умы. Тайны происхождения скифского богатства не давали покоя грекам, римлянам и персам. Откуда скифы брали золото в таких количествах — никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотон0сных жил в Скифии не имелось.
Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью. Так что, за незнанием золотоносного источника, алчным до чужих богатства неприятелям оставалось только промышлять грабежом. И если греки и римляне в конечном итоге решили не связываться с хитрым и воинственным степным народом, то царь персов Дарий I, прослышав о скифских богатствах, в 512 году до н. э. вторгся на территорию Северного Причерноморья, приказал разрушить скифские гробницы и извлечь оттуда все найденные сокровища.
Справедливости ради следует отметить, что он все же предупредил о своем намерении и предложил отдать ему сокровища добровольно. «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем мы сражаться за эти могилы или нет», — так ответили скифы Дарию. Воинственные степняки вместо того, чтобы принять бой с огромной, превосходящей их в силе и численности армией, разумно ограничились партизанской тактикой, измотав внезапными атаками неповоротливое войско захватчиков. Так они отстояли свои земли.
Когда же скифы исчезли так же внезапно, как и появились, могилы их предков остались без защиты и в курганы ринулись охочие до легкой наживы кладоискатели. Правда, добраться к легендарным сокровищам оказалось не так уж просто. Требовалось немало усилий, чтобы раскопать многометровую земляную насыпь, а скрыть столь масштабные раскопки, естественно, не представлялось возможным.
Земляные работы «черных археологов» неизменно привлекали внимание как простых жителей, так и конкурентов, а особенно властей. Вот и приходилось нелегальным искателям сокровищ проявлять поспешность, что, как известно, ни в одном деле до добра не доводит. К тому же, против разорения могил восстали и сами их обитатели. Как вскоре выяснилось, не только фараоны умели защищать свои захоронения проклятиями.
В 1862 году, археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей — перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.
Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Судя по всему, скифы хорошо понимали, насколько напичканные золотом курганы притягательны для грабителей. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане.
И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.
Впрочем, возмездие загробного мира практически никогда не останавливало «черных археологов». Обилие захороненного в курганах золота заставляло забывать о страхе. А запасы его, судя по всему, были огромны. К примеру, знаменитый курган Солоха, расположенный в Запорожской области, разоряли на протяжении нескольких столетий, и золота в нем, казалось, не убывало. Отчасти это объяснялось огромными размерами кургана — в диаметре он достигает 100 метров, в высоту — 18.
Серьезные исследования Солохи начались в 1912 году и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского. Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста.
Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 грамма.
Дальше — больше. Ровно 40 лет назад, летом 1971 года, на раскопках Толстой Могилы близ города Орджоникидзе Днепропетровской области археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге.
В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера — место погребения самого царя — до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.
При входе в царскую усыпальницу археологи нашли тайник, не замеченный грабителями, в котором обнаружилась золотая пектораль — нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э., весящая более килограмма (если быть точным, то 1 кг 150 г). В диаметре это украшение достигало 30,6 сантиметра и было выполнено из золота 958-й пробы. Всего же из Толстой Могилы исследователи извлекли около 4,5 килограмма уникальных золотых изделий.
Как полагают некоторые знатоки скифской культуры, все до сих пор найденное в древних погребениях золото лишь видимая часть айсберга. Ведь Скифия славилась целой династией царей, и могилы большинства из них до сих пор не обнаружены. Да и немало грандиозных, еще не обследованных курганов ждут своего часа.
Если принять на веру сведения, сообщенные Геродотом, то места захоронений первых скифских владык держались в строжайшем секрете, а сокровища, скрытые в самых древних курганах, намного превосходили богатейшую казну царя Трои Приама. Курганы же, раскопанные археологами в прошлом и позапрошлом веках, относятся к эпохе, когда мощная скифская империя уже распадалась и, следовательно, золотоносные источники оскудевали. Так что, вполне возможно, что какой-нибудь неприметный холм, стоящий на окраине малоизвестного украинского села, еще принесет археологам немало сюрпризов мирового значения.
Источник: taynikrus.ru
Сколько стоит скифское золото
В современной российской детективной литературе (и кинематографе) встречаются часто штампы про офигительно драгоценную золотую вещь, скажем, скифскую, ради которой происходят убийства самого коварного характера.
Ради любопытства решила взглянуть на цены. И прикинуть, сколько людей можно убить за озвученную сумму прибыли (в среднем детективе погибает 2-3 человека, потому что если не вбросить в середину книги второй труп, то она получается слишком тоненькой).
Беру что ни на есть легальнейший источник — официальные данные ведущих мировых аукционов. (Потому что кто ж даст нам данные черного рынка черных копателей и подпольных коллекционеров? Потом, на этом рынке цены зависят не от реальности, а от пущенных легенд, флёра и умения продавать).
(Обсуждать подлинность или поддельность представленных изделий не будем, интересует только границы цен. Датировку даю тоже официальную).
Лоты с Sotheby’s:
Бляшка «кабан», 6 век до н.э. размеры 7,6 см на 3 см.
Продано за 9,6 тыс. долл. в 2007 году
По нонешнему курсу это 700 тыс. рублей. Для бытового убийства, мне кажется, сойдет, а вот чтобы вдохновить коварное убийство многих персон нужно, по крайней мере, десять таких штучек, для солидности куша.
***
Бляшка «грифон», 5 век до н.э., размеры не указаны (тоже маленькие, подобными нашивками украшали одежду вот так).
Продано за 4,8 тыс. долл. в 2003 году
Около 360 тыс. рублей*. Средний московский хипстер за такую сумму убивать не будет, маловато. Для представителей других слоев общества и городов это — нормальные деньги, но в современных русских детективах злодеем скорей будет именно бездельник-хипстер, а не едва сводящая концы с концами мать одиночка, работяга из регионов.
* курс на сегодняшний день, для облегчения счета.
Кусочек персидского пояса со скифскими узорами, 7 век до н.э., 7.6 х 7 см.
Продано в 2015 году за 35 тыс. долларов.
2,6 млн руб. Наконец пошли весомые суммы.
Но весомы ли они для Москвы? Что предложит нам сайт недвижимости циан.ру за такие деньги?
1-комнатные апартаменты (т.е. без кухни) — несколько весьма сомнительных вариантов. 1-комнатные квартиры — только в свежеприсоединенной Новой Москве. Пойдет ли условный хипстер на многократное убийство из-за квартирки без кухни? Нет.
Но предположим, что он наркоман, и такая сумма ему попросту приятна на кармане. Но как же тогда с коварными планами, ведь детектив на основе банальной наркоманской бытовухи — не катит.
Теперь Christie’s
Кусок чего-то, 4 век до н.э., 31 см.
Продано в 2008 году за 104 тыс. долл.
7,8 млн. руб.
Однушка в Солнцево или на Лесопарковой, двушка в поселке Коммунарка, двушка в Кузьминках. Наш лощеный хипстер со смузи и айфоном пренебрежительно морщится. Впрочем, куда это меня занесло со сравнениями, надо сравнивать совсем с другим. The Village, сколько стоит жить на Гоа в месяц? Отвечают — 35 тыс. руб., причем шикарно.
То есть, 420 тыс. руб. в год.
Это получается — за одну такую пряжечку можно целых 18 лет шикарно прожить на Гоа.
Мотив коварных многократных убийств начинает казаться все более весомым.
Однако с данной пряжечкой есть проблема. Во-первых, это не мелкий артефакт, а здоровая хрень длиннее А4. В детективах такое не удобно прятать, красть, терять.
Во-вторых, столь высокая цена у вещи на аукционе была потому что у нее чистый провенанс (происхождение): то есть ее не выкопали черные копатели под Анапой в 1996 году, и не всплыла она внезапно на квартире у какого-нибудь бухарика московского продюсера в 2004 году. Нет, черные копатели выкопали ее аж в 1890-х годах, и после этого она долгие годы была у богача, заказчика Климта. Львиная доля цены этой вещи — за «чистую» биографию, а не только за красоту и размер. В детективах с этим беда, вещи появляются «из ниоткуда», и авторы почему-то думают, что цена им будет аналогична аукционным, а то и в разы больше.
Шейная гривна, 5 до н.э., длина 38 см., вес 2314 грамма
Продано в 2012 за 212 тыс. долл.
С этой вещью есть затык: она не нравится мне как сюжетообразующий элемент. Смотрите, продали ее за 16 млн. рублей. А цена золота такого веса на сегодняшний день — это 7 млн. рублей.
Наценка всего 50% за работу и древность — это крайне мало.
За древность (репутацию) в нормальном случае 200-500% дают.
Красота, сложность работы — тоже фактор наценки.
Вот, смотрите, в киевском музее хранится знаменитая пектораль из кургана Толстая Могила. Вес ее в граммах — в два раза меньше, чем у гривны в Кристис.
Если бы вещь аналогичной красоты оказалась выставлена на аукцион (или предложена частному покупателю, не на черном рынке), очевидно же, что цена этого материала в 100 тыс. долларов практически не повлияла бы на общую стоимость. Сколько б подобное стоило? 1 млн. долларов, 10 млн. долларов — не известно, потому что не с чем сравнивать такую безумную красоту.
***
Прочие мелкие вещи с Кристис — той же мелкой ценовой категории.
4 тыс. долл.
37 тыс. фунтов (3,4 млн. руб.)
Итак, какой вывод мы делаем из этого краткого рыночного обзора?
Если ты — автор детективного романа и хочешь использовать в качестве сюжетообразующего элемента «бесценное» скифское золото (или сарматское, или сакское — ну, это совсем для эрудитов), придерживайся следующих принципов:
а) Вещь должна быть ЗДОРОВЕННАЯ. Сережка, подвеска, колечко, бляшка, брошка — не катят. Только если оптом, пару килограмм. Но элегантней взять одно огромное — ожерелье, здоровенный кубок (килограмма на три), вазон, пояс.
б) Ведь должна быть очень красивая, качественной, тонкой работы. Затертое бесформенное — не годится.
в) Вещь желательно должна быть «чистая» — выкопанная при благополучной Российской империи, а не после 1990-х, и тем более сейчас. Потому что это сразу ее «бесценность» в разы уменьшает.
Эти нехитрые приемы позволят тебе увеличить стоимость предмета, из-за которого в твоем романе льются реки крови, со смехотворных 1 млн. руб. до 1 млн. долл, а еще лучше до 10 млн. долл.
Кстати, тут возникает дополнительная проблема. С реализацией.
Ибо что ты, заполучив бесценный скифский артефакт, можешь с ним сделать?
- По закону — почти ничего, что принесет тебе прибыль. Потому что по закону археологические находки + культурная ценность всецело принадлежат государству (нашедший может получить компенсацию).
- Можно попытаться вывести его заграницу, чтоб продать. Контрабандой. Если у тебя нет хороших связей, ты не факт, что сумеешь вывезти, а если сумеешь — то не факт, что сможешь реализовать без сильной потери в стоимости. Потому что антиквары за границей — тоже не белые зайки, занимающиеся благотворительностью, а те еще жуки.
- Можно попытаться продать его на российском (СНГ-шном черном рынке). Однако следует помнить, что продажа нелегальной вещи «подпольно» всегда жутко уменьшает ее стоимость. Не знаю, как в России с этим, но вон про США один пень фбршный пишет, что дают 10% реальной цены. Впрочем, если ты лох, то тебя просто ограбят-убьют профессионалы в процессе реализации.
- Можно продать вещь в музей (если у музея есть на это деньги, плюс тянется это очень долго), или найти мецената, который у тебя это купит за реальные деньги и подари в музей (самый счастливый и несбыточный вариант).
- Проще всего, конечно, этот артефакт в музей совершенно бесплатно подарить. Впрочем, если у тебя на совести куча трупов ради его добычи.
Хм, а это ведь заявка на роман в стиле Достоевского. Юный бородатый любитель айфонов и Гоа убивает бабушку и родного дядю ради скифской золотой бляшки, надеясь купить квартиру на Тверском бульваре и двух секс-роботов от фирмы Realdoll, блондинку и брюнетку, ценой по 6,5 тыс. долл каждая. Но сотрудники ГУУР МВД России ловят кровавого убийцу, потому что он не отключил свою маршрутизацию в google maps. И на допросе усталый веснушчатый следователь протягивает ему экспертизу аукционного дома, где написано, что цена предмета — около 430 тыс. рублей. Убийца рыдает в холодном, пахнущем хлоркой кабинете, а следователь смотрит на него без сочувствия.
Или можно написать другой детектив, более тонкий. Убийцей оказывается юная выпускница истфака, которая (как позже выяснилась) убивала всего лишь черных копателей и подпольных коллекционеров. А потом найденное у них скифское золото (8 кг примерно) кладет в свой девичий рюкзачок, на последние деньги покупает билет в Питер, и в дождливый сумрачный день идет к служебному входу в Эрмитаж, где с ней согласился встретиться сотрудник-эксперт, не подозревающий, какой сказочный сюрприз она хочет ему преподнести. Девушка, стройная, красивая, идет под моросящим дождиком, но когда она подходит к Зимнему, тучи расходятся, и солнышко бросает на нее золотой луч. А из-под ажурный ворот вылезают эрмитажные коты и начинают ласково тереться о ее ноги.
А ведь это я даже не коснулась вопроса подделок подобных предметов. (тут слышен демонический смех).
UPD: самой крупной коллекцией частной евразийского золота, по крайней мере, не подпольной, сегодня обладает Фонд «Фракия», т.е. частный коллекционер Васил Божков. Около 10 лет назад эти потрясающие вещи показывали в Москве. Если вам нужен был покупатель на свое золото в тот период — то вот прекрасная кандидатура.
Однако сегодня Болгария и Интерпол внезапно вспомнили, что Божков — ужасный гангстер со множеством преступлений в анамнезе, и коллекция под угрозой как собранная нелегально. Такую фигуру из игры вывели! Впрочем, он все равно бы дал вам не больше 10% реальной цены.
Источник: shakko.ru