Закят выступает в качестве одного из 5 столпов ислама, в связи с чем он входит в число наиболее важных к исполнению обязанностей верующих. В Шариате под закятом понимается обязательный налог, выплачиваемый имеющими достаток мусульманами в пользу тех, кто нуждается в материальной поддержке.
Об обязательном характере выплаты закята в Священной Книге ислама говорится следующее:
«Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (2:43)
Однако, в отличие от молитвы, пятикратное ежедневное совершение которой вменена в обязанность всех верующих, жертвовать из своего имущества на закят должны отнюдь не все.
Условия обязательности закята
1. Исповедовать ислам. Для выплаты закята верующий должен быть мусульманином. В противном случае закят для человека не обязателен, но это вовсе не означает, что он не понесёт за его невыплату ответ в День воздаяния.
2. Быть свободным (от рабства). Это означает, что человек должен быть свободным, то есть не находиться в рабстве у кого-либо.
Как рассчитать выплату закята с имущества?
3. Обладать минимальным объёмом средств (нисабом). Под нисабом понимается необходимый минимальный размер средств, зависящий от разновидности закята (облагаемого дохода или имущества).
4. Обладание нисабом на протяжении года и более. В данном случае подразумевается год по лунному календарю, который равняется примерно 354 дням. Исключением в этом правиле следует считать продукты питания.
Виды закята
Закят с урожая
Размер этого закята (его еще называют ушр, гушр либо гошер) зависит от участия человека в орошении сельскохозяйственных культур и равняется от 5 до 10% с собранного урожая. Нисаб в данном случае равняется 5 васкам, размер которого разнится в различных правовых школах и составляет от 650 до 720 кг.
Закят со скота
Размер такого закята и размер нисаба в данном случае зависит от вида скотины (конкретно о каждом мы написали в специальной статье), а также от количества голов. При этом следует отметить, что не выплачивается закят в том случае, если скот большую часть времени не находится на пастбищах, а также если скот используется для работы или для торговли. Так, нисабом признаётся 5 верблюдов, либо 30 голов крупного рогатого скота, либо 40 овец (баранов) или коз.
Закят с товаров
Его величина равняется 2,5% от имущества и иных доходов, заработанных посредством торговой деятельности. Нисаб при этом приравнивается к цене 85 граммов золота (более подробно об этом виде пожертвования в исламе описано здесь).
Закят с ценностей
Размер закята с любого вида ценностей аналогичен закяту с товаров и рассчитывается как 1/40 от обладаемого мусульманином более года имущества. Нисаб в этом случае так же равен сложившейся к моменту выплаты цене 85 граммов золота.
Кто получает закят
Выплата закята направлена на поддержку ряда категорий людей, о чем упоминается в Священном Коране:
«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников» (9:60)
Как рассчитать закят? — Абу Ислам аш-Шаркаси
Особый вид закята – закят уль-фитр (или фитр-садака), который выплачивается в конце Священного месяца Рамазан. В отличие от традиционного закята, являющегося столпом ислама и прямой обязанностью мусульман (фард), закят уль-фитр не относится к обязательным для исполнения действиям. Одни ученые относят данную выплату к категории необходимых (ваджиб), другие – к желательным деяниям (суннат).
В хадисах Пророка (с.г.в.) можно встретить следующее указание для верующих: «Посланник Аллаха (с.г.в.) возложил выплату одного са`а фиников или одного са`а ячменя в качестве закят уль-фитр на каждого мусульманина» (приводится Бухари).
Исходя из данного хадиса, величина фитр-садака равняется одному са`а, размер которого разнится в зависимости от того или иного вида применяемого в качестве меры продукта и варьируется в пределах 2 кг — 3,2 кг.
Достоинства выплаты закята
1) Закят – один из путей в Рай. Как и все остальные столпы исламской веры, закят способен принести немало благ в мире земном и мире вечном всем тем, кто регулярно и добросовестно осуществляет его выплату.
В сборнике хадисов Бухари можно встретить следующую историю: Один человек обратился к Заключительному Пророку человечества (с.г.в.) с просьбой назвать такое дело, благодаря которому он сможет оказаться в Раю. На что услышал в ответ: «Поклоняйся нашему Создателю и ничему более, совершай намаз, выплачивай закят и поддерживай родственные связи».
То есть выплата закята названа в числе условий попадания в Рай, что, в свою очередь, говорит о важности данного деяния.
2) Закят стирает грехи. В одном из хадисов, который приводит ат-Тирмизи, утверждается, что закят стирает грехи так же, как вода тушит огонь.
3) Выплата закята лишает человека адских мук в мире вечном. Всевышний в своём Откровении, предупреждает верующих:
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (9:34-35)
4) Закят является выгодным инвестированием. Соблюдение данного столпа ислама способно принести мусульманам немало благ в земной жизни, ведь Господь приумножает те средства, которые верующий расходует на Его пути. В 18-м аяте суры 57 Священного Корана Творец напоминает:
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен» (57:18)
Отсюда, каждая монета, потраченная ради Божьего довольства в мире земном, непременно вернется к вам в увеличенном многократно объеме, о чем свидетельствует Писание.
5) Закят способствует оказанию материальной поддержки нуждающимся. Институт закята в качестве конечного адресата охватывает те слои населения, что нуждаются в поддержке со стороны – как правило, это нищие и обездоленные. То есть закят способствует оказанию помощи тем людям, которые находятся в затруднительном (в материальном плане) положении. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то сказал: «Кто удовлетворит нужду своего брата мусульманина, Аллах удовлетворит его нужду» (хадис от Абу Дауда).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Источник: islam.global
[ Кто? Кому? Когда? Закат ]
Закат обязан выплачивать каждый свободный мусульманин, обладающий определённым минимумом любого вида имущества, подпадающего под данную выплату. Если человек обладает имуществом или денежными средствами в количестве, с которого следует выплачивать закат, но при этом является должником, то с соответствующей суммы следует вычесть сумму долга, после чего закат выплачивается с полученного остатка, если он не ниже облагаемого закатом минимума. В противном случае человек считается бедняком и закат с его имущества не выплачивается.
Срок давности затягивания выплаты заката не освобождает мусульманина от его обязанности. Если человек умер, не успев выплатить положенный с его имущества закат, то это должны сделать его близкие, перед тем как имущество будет поделено между законными наследниками и людьми, отмеченными в завещании.
С момента как мусульманин стал владельцем установленного для выплаты заката минимума имущества, должен пройти один лунный год непрерывного владения этим минимумом. После этого выплата заката становится для такого человека обязательной. Задерживать выплату запрещено, если человек не лишён возможности совершить её. В противном случае выплату заката можно отложить до появления такой возможности. Допускается выплата заката до наступления обязательного срока, если есть такая необходимость или это соответствует интересам нуждающихся.
Недозволительно пытаться (хитростью или уловками) избежать уплаты заката, злонамеренно тратя своё имущество, подлежащее к выплате. Закат – это один из видов поклонения Всевышнему Аллаху, и он требует искренности и неподдельности. Человек, отрицающий обязательность выплаты заката, не является мусульманином по единогласному мнению всех учёных.
С какого имущества?
Мусульманин должен определить все виды имущества, с которых ему необходимо выплатить закат. Для каждого из этих видов установлены свои определённые количественные минимумы, имея которые человек попадает в категорию облагаемых закатом. С каждого из этих видов закат выплачивается отдельно. Если человек владеет разными видами имущества в количествах, меньших определённых для них минимумов, ему не нужно добавлять одно к другому с целью достичь установленного минимума и не следует выплачивать с них закат.
Виды имущества, с которых выплачивается закат:
1) денежные ценности, финансовые инвестиции, драгоценности для продажи, благополучные кредиты, прибыльное имущество. Последнее облагается закатом вместе с полученным от него доходом;
2) имущество от торговой и производственной деятельности;
3) урожай с сельхозугодий: посевных площадей, объектов садоводства и т. п.;
4) скот;
5) доход от собственности, инвестируемый в сферу предоставления услуг;
6) заработная плата.
Виды имущества, с которых не выплачивается закат:
1) имущество, используемое на личные расходы. Они включают расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования (дом, автомобили, холодильники, видеомагнитофоны, книги и т. п.). На товары текущего потребления (одежду, хлеб, молоко и пр.), а также потребительские расходы на услуги (врачей, юристов, учителей и т. п.);
2) имущество устойчивой собственности (стабильного владения), используемое бизнесменами, производителями и т. п. Оно включает недвижимую собственность (землю, сооружения), а также движимую собственность (станки, машины, аппаратуру и другие орудия производства);
3) безвозвратные кредиты, получить обратно которые уже не осталось надежды;
4) порочное имущество и имущество, приобретённое незаконным, нечестным путём (такое имущество теряет условие законности владения им);
5) имущество, не достигающее установленного для него количественного минимума после вычета долговых обязательств;
6) имущество, не достигающее установленного для него количественного минимума;
7) драгоценности, использующиеся в качестве украшений в пределах принятого обычая. Если они превосходят предел принятого обычая, с них причитается закат в размере 2,5 % по истечении каждого года;
8) имущество благотворительных, общественных организаций и общественное имущество.
Закат с денежных средств
В денежные эквиваленты, подлежащие закатообложению, входят: бумажные деньги, акции (и другие подтверждения инвестиционного вклада), благополучные кредиты (которые будут реально выплачены), текущие счета в банках. По прошествии года владения количественным минимумом денежных средств (денежный эквивалент 85 граммов золота) из их суммарной стоимости вычитается сумма текущих долговых обязательств. После этого, если итоговая сумма превышает денежный эквивалент 85 граммов золота, с неё в качестве заката выплачивается 2,5 %, в случае отсчёта года по исламскому летоисчислению, и 2,575 % – по григорианскому календарю.
При расчёте суммы закатооблагаемой массы денежных средств также учитывается вся полученная прибыль с ценных бумаг, имеющаяся в наличии, если она заработана дозволенным путём.
Закат с золота и серебра (не в денежном варианте) выплачивается отдельно от денег и отдельно друг от друга. Минимальное количество золота, облагаемого закатом, – 85 граммов, серебра – 595 граммов. Закат с них выплачивается в размере 2,5 % от стоимости.
Закат с торговли
Товаром именуется всё, что человек намеревается продать с целью получения прибыли: продукты питания, автомобили, земельные участки… Торговец или бизнесмен должен установить годичный срок для расчёта и выплаты заката, по истечении которого он должен будет оценить свой капитал и товар, удерживая обязательные к выплате текущие обязательства и долги. Объём закатооблагаемого имущества составит остаток после вычета указанных обязательств.
Товар необходимо оценить по его оптовой рыночной стоимости. Благополучные кредиты нужно оценить соразмерно надеждам на их возвращение. Инвестиции необходимо оценивать по их рыночной стоимости. Банковские счета и бюджет – по ценовому балансу. Если общий объём составит сумму эквивалентную 85 граммам золота, то сумма заката будет равна 2,5 % от общей суммы имущества.
Если коммерческая деятельность осуществляется на корпоративных началах, то объём выплачиваемого заката каждого из участников определяется размером его капитала в совместном предприятии.
Выплатить закат можно и товаром. Предпочтительнее всего оценивать интересы бедняка, для которого товар может быть полезнее денег, и наоборот.
Нормы выплаты заката с коммерческой деятельности относятся и к производственной. Недвижимость в виде жилья, предназначенная для проживания; участки земли, предназначенные для застройки или характер использования которых ещё не определён, и т. п. закатом не облагаются.
В случае с сельским хозяйством закат выплачивается с того, что растёт на земле, хранится и выращивается людьми. Для того чтобы сельхозпродукция облагалась закатом, она должна достигать веса в 652 кг. С урожая, который получен с земли, орошаемой без применения вспомогательных средств, выплачивается десятая часть (10 %), в противном случае – двадцатая (5 %).
Закат со скота
Выплата заката со скота обязательна, по мнению всех учёных. Под скотом подразумеваются крупнорогатый скот, верблюды, овцы, козы и т. п. Закат не выплачивается с рабочих животных, так как в этом случае они становятся владением личного пользования. Скот, приобретённый в коммерческих целях, облагается закатом на основе положений расчёта заката с коммерческой деятельности.
Закат со скота выплачивается следующим образом. Необходимо определить срок и дату выплаты заката, которая производится по истечении каждого года. Определив количество голов каждого вида скота, следует сопоставить его с минимальным количеством голов каждого вида, начиная с которого выплата заката становится обязательной. Закат выплачивается только с тех видов животных, количество которых достигает необходимого минимума: 30 – для коров, 40 – для овец.
С 30 коров закат выплачивается годовалым телёнком (тёлкой), с 40 – двухгодовалым телёнком (тёлкой), с 60 – отдаются два годовалых телёнка, с 70 – один двухгодовалый телёнок и один годовалый, с 80 – два двухгодовалых телёнка, с 90 – три годовалых телёнка, со 100 – один двухгодовалый и два годовалых, со 110 – два двухгодовалых и один годовалый, с 120 – три двухгодовалых или четыре годовалых. Далее закат рассчитывается по принципу, изложенному в хадисе: «…с каждых тридцати коров – один годовалый телёнок (тёлка), а с каждых сорока – один двухгодовалый».
С сорока овец – одна. Со 121 овцы – две, с 200 до 300 – три овцы. Если овец больше трёхсот, то с каждой сотни отдаётся по одной овце.
По единогласному мнению учёных, если количество скота выше одного установленного предела, но ниже следующего, то с количества, на которое превышен первый предел, закат не выплачивается.
Кому выплачивать?
Правом на определение категорий людей, которые получают закат, обладает только Всевышний Аллах. Ни Посланник Аллаха (мир ему), ни правитель исламского государства не являлись исключениями из этого правила. Всевышний Аллах сказал: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 60).
Нищие – те, кто не может обеспечить себе ежедневное пропитание. Бедные – это те, кто не в состоянии обеспечить себе всё необходимое для жизни. Человек не является бедным, если он имеет то, что превышает минимум еды, питья, одежды, жилья, необходимых средств пользования и т. п. для него самого и его детей. В противном случае человек является бедняком и пользуется правом на получение заката. Пророк (мир ему) говорил: «…закат следует брать с богатых и отдавать бедным».
Занятые сбором – это те, кто занимаются сбором, хранением, охраной и распределением заката. Также в их обязанности входят вопросы управления, контроля и пропаганды.
Те, чьи сердца хотят завоевать,могутне являться бедными, но попадают в категорию получающих закат, с помощью чего можно раскрыть их сердца к исламу. Должники – те, кто погрязли в долгах и не могут их погасить, или те, кого постигло несчастье, вследствие чего они потеряли своё имущество.
Путники – это те, кто находится в дали от страны своего проживания. Деньги им выделяются для того, чтобы они могли достичь своих целей, если им не хватает собственных средств. Сюда также входят переселенцы, беженцы и покинувшие свои дома из-за войны.
Закат должен распределяться там, где проживает сам закатоплательщик. Исключения составляют случаи, предусмотренные шариатом, такие, как не живущие рядом близкие родственники, находящиеся в бедственном положении; отсутствие бедняков или крайне сложное положение находящихся вдали мусульман. К примеру, жители Европы могут отправлять закат в государства, где мусульмане находятся в крайне бедственном положении.
Нельзя отдавать закат тем, кого мусульманин обязан содержать сам: отцу, жене, детям. Предпочтительнее распределять его между бедными и нуждающимися из числа родственников и соседей, так как это способствует укреплению родственных уз и установлению добрососедских отношений. Нельзя выплачивать закат нечестивцу (грешнику), работоспособному и неверующему, за исключением случаев, когда это делается с целью привлечь неверующих в ислам. Нельзя отдавать закат рабочим, которые работают у закатоплательщика, так как в этом для него есть обратная выгода. Мусульманин в таком случае имеет право давать им добровольную милостыню в качестве благотворительности.
В условиях отсутствия власти или соответствующих организаций, оберегающих и контролирующих сбор и выплаты заката, мусульманину следует как можно усерднее стараться доставить закат тем, кому он полагается.
При написании статьи в вопросах, в которых между учёными имеются разногласия, предпочтение отдавалось мнению правоведов шафиитского мазхаба. В сложных ситуациях при владении различными видами имущества лучше обращаться к компетентным в области знания шариата людям. Статья следующего номера будет написана в формате вопросов-ответов и конкретных примеров с расчётом выплачиваемого заката в простых и сложных ситуациях. ИншаАллах
Источник: chernovik.net
saigidali
Называется Закат аль-бадан или подаяние разговенья. Предписан Пророком /да благословит его Аллах и приветствует/ в том же году, в котором началось соблюдение Поста месяца Рамадан. За день или два до разговенья Пророк произнес проповедь, в которой сказал: “Дайте саа (меру сыпучих тел) пшеницы или саа фиников, или ячменя на каждого свободного или раба, и маленького и взрослого”.
Как рассказал Абд ар-Раззак, опираясь на Абд бин Саальба и Аль-Бухари, пересказывая Ибн Омара /да будет доволен ими Аллах/: “Предписал Пророк /да благословит его Aллах и приветствует/ подаяние разговенья после Поста Рамадана в виде саа фиников или саа ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребенка из мусульман”.
КТО ДОЛЖЕН ПОДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ РОЗГОВЕНЬЯ.
Свободный мусульманин, имеющий возможность подать милостыню, после того, как наестся сам, накормит свою семью /жену, детей, слуг/ и всех остальных, кто находится на его содержании.
РАЗМЕР МИЛОСТЫНИ РАЗГОВЕНЬЯ.
Размер ее — саа фиников или ячменя или пшеницы или риса или кукурузы или чего-то другого, что едят большинство людей в данной местности, на каждого человека. Саа в Египте равно 1,7 кадаха (Кадах = 2.0625л ) или 2 кадахам. У ханафитов саа равно 1,3 кадаха. И у них же, если Закат дается пшеницей, то это будет пол-саа.
По мазхабу Имама Абу Ханафи можно давать милостыню деньгами, если это выгоднее бедным. А они могут купить на них то, в чем больше нуждаются. Это может быть лекарство или что-нибудь иное.
ВРЕМЯ ПОДАЯНИЯ.
Мусульманские правоведы сошлись на том, что время выдачи Заката аль-фитр — это конец месяца Рамадана, и расходятся только в том, должен ли это быть заход солнца в вечер разговенья или восход солнца в день праздника. Но несомненно то, что это должно происходить перед выходом на молитву. Ибн Омар /да будет им доволен Аллах/ сказал: “Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/ приказал нам давать Закат разговенья до выхода людей на молитву”.
Допускается выдача Заката за день или два до праздника.
А по другому мнению допускается выдача Заката с первого дня месяца, но не допускается задержка на день после праздника. В таком случае, это будет просто подаяние, а не Закат. Об этом говорится в хадисе нашего Пророка /да благословит его Аллах и приветствует/, переданного от Ибн Аббаса /да будет доволен им Аллах/: “Предписал Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/ Закат аль-фитр в виде очищения постящегося от пустословия и сквернословия и для того, чтобы накормить бедных. Закат до молитвы является Закатом, а после молитвы — это будет просто милостыня”.
Но необходимо знать, что не становится Закат аль-фитр недействительным из-за задержки его выплаты, более того, его надо выплатить обязательно. Человек должен дать часть того, чем он владеет, до окончания отпущенного ему срока, ибо спросится за это в День, когда будет бесполезно раскаяние и не будет имущества.
ПОЛЬЗА ОТ ВЫПЛАТЫ ЗАКАТА РАЗГОВЕНЬЯ
Закат аль-фитр выгоден дающему и выгоден обществу.
Польза дающему заключается в очищении от того, что возможно запятнало во время поста: от пустословия, сквернословия или подобных грехов, от которых необходимо воздерживаться также, как необходимо воздерживаться от еды, питья и похоти. Человек не безгрешен и дает Закат очищения и исправления оплошностей и ошибок, которые могли произойти. Именно это имел в виду Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/, когда говорил: “Пост в месяце Рамадан висит между небом и землей, и возвышается только с выплатой Заката аль-фитр.»
Отсюда Закат разговенья связан с каждым, находящимся под опекой постящегося, как с малолетним, так и со взрослым, как со свободным, так и с подневольным. Это — Закат для тел, поэтому называется Закат тела, также как и Закатом разговенья. Следовательно, просьба к Аллаху Всевышнему касается того, чтобы Он сохранил тела тех, кто заплатил и за кого выплачен Закат, омыл и очистил их. Это входит в общий смысл сказанного Всевышним. “Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их”. /Сура “Ат-Тавба”/.
Что касается пользы для общества, то она заключается в избавлении бедных от униженности и недостатка в день праздника. Как гласит хадис: “Обогатите их в этот день” или “Освободите их от хождени я в этот день”.
Бедные и богатые в этот день вместе испытывают общую радость, и бедные не отличаются от богатых в этом чувстве. Кроме того, бедный, который берет Закат и становится немного состоятельней в этот день, может, в свою очередь, дать другим бедным часть его за себя и за того, кто находится на его содержании. Тем самым он чувствует, что он дающий подаяние и испытывает удовольствие “щедрой руки” и учится быть, хотя бы иногда, благодетелем, а не только облагодетельствованным.
ЗАКАТ ИМУЩЕСТВА
Имущественный Закат обязателен для:
1. мусульманина, т.е. неверный не должен платить Закат.
2. свободного, т.е. раб не платит Закат.
3. взрослого, т.е. несовершеннолетний не должен платить Закат. За него из его имущества платит опекун.
4. разумного, т.е. душевнобольной не платит Закат. Но если душевнобольной обладает имуществом, то из его имущества за него платит опекун.
5. владетельного, чтобы смог выплатить установленную долю.
Тому, кто выделяет Закат из своего имущества, следует соблюдать следующие условия.
1. Нийят (намерение). Оно совершается сердцем: “Я намереваюсь выделить обязательный Закат из моего имущества”. При этом желательно упомянуть с какого вида имущества выделяется Закат. Намерение, сделанное при уполномочивании какого-либо другого, выделить свой Закат, будет достаточным.
Если же Заката вручается имаму (для распределения), то намерение необходимо сделать при вручении. Закат выделенный без намерения выплаты Заката, следует возместить
2. Немедленное выделение Заката по истечении года . Неоправданное откладывание выделения Заката тяжкий грех. Закат можно выделить и досрочно, до истечении года, с условием чтобы тот, кто получил Закат досрочно, входил в число заслуживающих получать Закат в момент истечения года. Если же нуждающийся, получивший Закат до истечения года, стал состоятельным или умер, или стал кяфиром, или сам выделивший стал банкротом, в этих случаях Закат превращается в садака (добровольное пожертвование).
ВНУТРЕННИЕ АДАБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЗАКАТА.
1. Осмысление значения Заката.
Устное произнесение шагьады означает свидетельство того, что только Аллах заслуживает поклонения, и обязательство перед ним. Совершенство же этого свидетельства заключается в любви к Аллаху.
Такие предписания как Закат и другие являются испытанием веры. Среди всего мирского, имущество человека является самым дорогим для него. И Закат предписанный Аллахом в имуществе мусульманина служит мерилом правдивости его свидетельства и прочности его веры.
2. Избавление своей души от скупости и эгоизма.
Пророк / мир ему и благословение/ сказал: “Три вещи губительны для человека: одолевшая его скупость, плотская страсть, самодовольствие.
3 . Выражение благодарности Всевышнему Аллаху, сделавшему тебя хозяином этого имущества, не сделав из числа нуждающихся в нем.
4. Закат это богослужение совершаемое обычно раз в году, поэтому желательно иметь стремление совершать в особо почтенные месяцы такие как, мухаррам, рамазан и т.д.
5. Сохранение его от показухи выделяя его скрытно . Но если же выделяется открыто с целью привлечения остальных к этому столь важному и обязательному столпу остальных, будет лучше.
6. Сохранение Заката после его выделения от упреков , частого напоминания о нем, такими словами как: “Я это сделал”, ибо это лишает тебя воздаяния.
7. Выделять Закат из лучших видов имущества . Например, если крестьянин выделяет из пшеницы — то лучшего сорта, если животновод — то самое здоровое из животных.
8. Направление Заката по возможности, более богобоязливым из нуждающихся, как мутаалимам, муалимам, больным и т.д.
То имущество, с которого не выделен Закат по истечении года, считается общим. Если по истечении года по каким-либо причинам не удалось вручить долю Заката нуждающемуся, то следует хотя бы отделить эту долю от своего имущества. Иначе имущество становится харамом для его владельца.
Закат предписан и с того имущества, к которому у хозяина нет доступа (например, отнятое имущество, отданное в долг). В этом случае доля Заката выделяется после того, как хозяин получил к нему доступ.
Если хозяин не может получить долг, то с этого долга Заката выделяется после получения долга. Если же долг можно легко вернуть, то с него Закат выделяется вместе с остальным имуществом до его возврата.
Закат предписан в независимости от долгов. Если, например, у человека много долгов (он должен), но несмотря на это в его распоряжении находится сумма достигающая нисаба, то с этой суммы по истечении года обязательно должен быть выделен Закат.
Если умерший мусульманин оставил после себя много долгов, в том числе по Закату, то прежде всего необходимо рассчитаться с долгами по Закату, а только после этого — с остальными долгами. Ведь Закат — это долг перед Аллахом и он требует первоочередного возврата.
В книге “Фатави Чохи” Мухаммад Али пишет о том, что некий брат по поводу примера приведенного в книге “Шархул Иджаз”: “Если кто-либо получает взаймы нисаб денег и эта сумма находится у него на руках в течении года, то Закат с этой суммы выделяет и хозяин денег и тот, у кого на руках они находятся в течении этого периода”, задал вопрос: “Как понять то, что с одного нисаба выделяется два Заката?”. Мухаммад Али Чохи так отвечает на этот вопрос: “Хозяин выделяет Закат потому, что деньги, находящиеся временно в руках другого, остаются его собственностью. Что же касается получившего деньги в долг, то он выделяет Закат потому, что имеет в своем распоряжении в течении года сумму, с которой необходимо выплачивать Закат, а Закат, как известно, предписан в независимости от долгов.”
Распределять Закат необходимо восьми категориям поровну. Если какая-то категория получателей Заката отсутствует, то доля этой категории распределяется среди остальных.
Получить Закат должны хотя бы по три человека из каждой категории.
Закат должен быть распределен среди жителей того населенного пункта, где находится облагаемое Закатом имущество. Направлять средства Заката в другие населенные пункты можно только после того, как в данном населенном пункте не останется нуждающихся в Закате.
Однако, Кудутлий пишет в своей книги, что Салихул Яманий вынес фатву о допустимости направления Заката в другие населенные пункты, несмотря на наличие нуждающихся в месте нахождения имущества.
Большой ученый Ахмад ибн Муса сказал, что в мазхабе Имама Абу Ханифа допускается:
1. Направление Заката в другие населенныфе пункты.
2. Вручение Заката исключительно одной категории.
3. Вручение Заката только одному человеку.
Также Ибн Хаджар сказал: “Если Имам Шафии был бы жив он дал бы такую же фатву.”
Закат, ни в коем случае не направляется на такие цели как строительство мечетей, медресе, дорог и т.д., а направляется строго восьми категориям упомянутым в аяте Корана.
ВИДЫ ИМУЩЕСТВ, С КОТОРЫХ СНИМАЕТСЯ ЗАКАТ.
Закат выделяется не со всякого вида имущества. Различаются конкретные виды имущества, указанные в аятах Корана и Хадисах Пророка /да благословит его Аллах и приветствует/.
С этих категорий Закат становится обязательным, только по достижении ими определенной величины, которая называется “нисабом”. Например, человек, владеющий каким-либо количеством золота, становится обязанным выделять Закат, только в том случае, когда количество золота у него достигнет 96 граммов. Эти 96 грамм — нисаб для золота. Соответственно, у каждого вида имущества свой строго определенный нисаб.
КАТЕГОРИИ ИМУЩЕСТВА, С КОТОРОГО ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЗАКАТ.
Всего таких категорий четыре.
1. ЗОЛОТО И СЕРЕБРО.
С золота и серебра выделяется Закат независимо от того, в каком виде они находятся: монеты, слитки, самородки, посуда, лом, ювелирные изделия (используемые в качестве сбережений).
Нисаб золота — 96 грамм, а нисаб серебра — 672 грамма. До тех пор, пока количество золота и серебра не достигнет указанного веса, Закат с них не снимается.
К этой категории имущества относятся: наличные деньги (в любой валюте) и ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты и т.д.). Для определения облагаемого минимума (нисаба), их сумму сравнивают с тем количеством золота или серебра, на которое можно их обменяить.
Например, если принять стоимость одного грамма чистого золота равным 270 рублям, то получается, что нисабом российского рубля является сумма в 25920 рублей.
Закат выделяется раз в году с любых сбережений, сумма которых достигла нисаба. Если к моменту истечения финансового года, сумма сбережений достигает нисаба, с них выделяется Закат, даже если они не достигали нисаба в течение всего года.
2. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ.
В эту категорию входят следующие виды культур: пшеница, ячмень, чечевица, рис, кукуруза, горох, виноград и финики.
Нисабом этой категории имущества является 612 кг.
Когда количество урожая этих культур на момент уборки достигшает 612 кг выделяется в виде Заката 1/10 часть урожая. Это в том случае, если посевы искусственно не орошались. Если же посевы орошались искуственно (подводилась вода, рыли каналы и т.д.), то размер Заката составляет 1/20 часть урожая.
Закат становится обязательным с момента созревания этих культур. Если в году снимается два урожая, то Закат выделяется с каждого урожая.
Если крестьянин продаст собранный урожай не выделив с него Закат, сделка считается не дествительной. Также считаются недействительными любые другие виды распоряжения урожаем до выделения из него Заката.
Закат выделяется в натуральном виде, а не в денежном эквиваленте.
В эту категорию имущества входят: верблюды, крупнорогатый скот, мелкорогатый скот.
а) Верблюды. Нисабом их является пять голов.
Закат выделяется по следующей схеме:
Источник: saigidali.livejournal.com