Золотые потери между Омском и Владивостоком
Утром 7 ноября 1919 года адмирал Колчак с близкими членами своего правительства выехал эшелоном «литер Б» по направлению к Иркутску.
Перед отъездом из Омска к Верховному правителю пришли дипломаты, аккредитованные при омском правительстве, и предложили взять золотой запас под международную опеку. Колчак остатки русского золота иностранцам не отдал.
Вслед за адмиралом в поезде «литер Д» в город на Байкале 7 ноября отправился остаток золотого запаса, вывезенного из Казани. По сведениям кандидата исторических наук А. Гак, в 28 вагонах состава «литер Д» транспортировались ценности, в 12 размещалась охрана.
«Основная часть охраны находилась в поезде “литер В”, который шел сзади эшелона с золотом. Между всеми литерными поездами поддерживалась телеграфная связь, — написала в своей статье А. Гак. — …На рассвете 14 ноября перед светофором у разъезда Кирзинский в хвост эшелона с золотом врезался “литер В”—с охраной. Удар большой силы разбил девять теплушек с золотом, в столкнувшихся эшелонах вспыхнул пожар, а затем начали взрываться боеприпасы, находившиеся у охраны. Несколько вагонов сошли с рельсов. От столкновения пострадали 147 человек, из них 15убиты,8 сгорели».
Где хранится золото Колчака? Ответ знает коллекционер Андрей из Караганды. Смотрите на эти сокровища
О потерях ценностей в этот день ничего не сообщается.
18 ноября произошло новое ЧП. «Поезд “литер Д”остановился у семафора станции Ново-Николаевск (с 1926 года — Новосибирск. — В. К.), но, когда машинист дал сигнал к отправлению и потянул состав, сломался соединительный крюк третьего от паровоза вагона, — написала А. Гак. — Оторвавшиеся 38 вагонов с золотом и охраной покатились вниз к Оби, набирая скорость. Еще минута — и все они рухнули бы с моста в реку. Но в самый последний момент несколько солдат и путейцев, рискуя быть раздавленными, сумели подложить под колеса тормозные башмаки и иные подручные средства и остановили вагоны у самого спуска к мосту».
4 января 1920 года Колчак известил генерала Жанена о передаче командования в Сибири атаману Г.М. Семенову, а 6 января Верховным правителем России Колчак назначил генерала Антона Деникина. В результате подобных перемен Жанен сообщил адмиралу, что в распоряжении частного лица Колчака все еще остается один вагон, а охрану эшелона с золотом француз передает чехословацким легионерам.
«8 января вагон с Колчаком, в который набилось несколько десятков человек из его окружения, прицепляют к золотому эшелону, — пишет А. Гак. — На нем развеваются флаги союзных государств: Франции, Англии, Америки, Чехословакии и Японии — свидетельство неприкосновенности самого Колчака и оставшейся части золотого запаса. Не сомневаясь в гарантиях союзников, Колчак распускает свой отряд охраны».
Когда 12 января эшелон «прибыл на станцию Тыреть, обнаружилось, что из одного вагона пропали 13 ящиков с золотом на сумму 780тысяч золотых рублей. Чешский офицер Эмр, возглавлявший охрану эшелона, отказался подписать акт о краже. Известили Жанена, но тот даже не ответил».
«Последний подвиг адмирала. Правда о золотом запасе Колчака»
По утверждению историка, «чехи и словаки везли с собой много награбленного имущества, которое им очень не хотелось бросать. Но как обеспечить себе благополучный проезд на родину? Единственная козырная карта — оставшаяся часть золотого запаса и сам Колчак. И они успешно ее разыграли.
Чехи, словаки и союзные комиссары единодушно решили: в Иркутске, если золото не удастся вывезти с собой, они передадут его вместе с Колчаком Политцентру, а тот в ответ не станет чинить препятствий их выезду на Восток. Соглашение состоялось».
Когда 14 января поезд с золотом и бывшим Верховным правителем прибыл в Иркутск, его сразу же окружили местные партизаны. 15 января «…вздании вокзала, подписывается акт о передаче Политцентру адмирала Колчака, премьер- министра его правительства В.Н. Пепеляева и оставшейся части золотого запаса (золото находилось в 1678 мешках и 5143ящиках, в семи вагонах везли платину и серебро)».
1 февраля 1920 года, в четыре часа ночи красноармейцы привели Пепеляева и Колчака к притоку Ангары Ушаковке.
«Колчак все время вел себя спокойно, а Пепеляев — эта огромная туша — как в лихорадке, — вспоминал позже комендант Иркутска Иван Бурсак. — Полнолуние, светлая морозная ночь. Колчак и Пепеляев стоят на бугорке. На мое предложение завязать глаза Колчак ответил отказом. Взвод построен, винтовки наперевес. Чудновский шепотом говорит мне:
Я даю команду:
— Взвод, по врагам революции — пли!
Оба падают. Кладем трупы в сани-розвальни, подвозим к реке и спускаем в прорубь».
2 марта из Иркутска выехал последний чехословацкий эшелон, который благополучно добрался до Владивостока. А13 апреля будущий генеральный директор «Легиобан- ка» в Праге Франтишек Шип сообщает своему дядюшке: «…в этот период мне удалось заполучить кое-какое золото; мы были на волосок от того, чтобы получить еще и несколько вагонов серебра, но нам не удалось вовремя достать локомотив. Золото я, разумеется, покупал на имя “Легиобанка ” мелкими партиями. Начинаю тебе его пересылать. Для начала пошлю три ящичка на разных судах…»
Интересная «коммерческая деятельность» вырисовывается: достал локомотив — есть прибыль, не достал — нет. Вот и вся «торговая» операция…
- Альтернативная медицина
- Астрономия и Космос
- Биология
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Деловая литература
- Домашние животные
- Домоводство
- Здоровье
- Зоология
- История
- Компьютеры и Интернет
- Кулинария
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Научная литература — прочее
- Обществознание
- Педагогика
- Политика
- Психология
- Религиоведение
- Сад и огород
- Самосовершенствование
- Сделай сам
- Спорт
- Технические науки
- Транспорт и авиация
- Учебники
- Физика
- Философия
- Химия
- Хиромантия
- Хобби и ремесла
- Шпаргалки
- Эзотерика
- Юриспруденция
- Языкознание
Источник: www.telenir.net
100 лет назад «золотой» поезд Колчака уехал на Восток и его следы до сих пор ищут по всей Сибири
В холодные ноябрьские дни 1920 года Россия потеряла свой золотой запас.
Немного истории
Накануне Первой мировой войны золотой запас России был крупнейшим в мире — 1 миллиард 695 миллионов рублей (1311 тонн золота, более 60 миллиардов долларов по курсу 2000-х годов).
В 1914 году через Архангельск в Лондон было отправлено 75 млн рублей золотом (8 млн фунтов). В 1915-1916г. — 375 млн рублей золотом (40 млн фунтов) было отправлено по железной дороге во Владивосток, а затем на японских военных кораблях перевезено в Канаду (часть Британской империи) и помещено в хранилища Банка Англии в Оттаве. В феврале 1917 тем же путем через Владивосток было отправлено ещё 187 миллионов рублей золотом (20 млн фунтов). Эти суммы золотом стали гарантией английских кредитов России для закупки военного снаряжения на сумму соответственно 300 и 150 млн фунтов стерлингов.
Кроме того, встал вопрос о сохранности государственного золотого запаса Российской империи, находившегося в Петрограде. В связи с угрозой захвата города германскими войсками, в начале 1915 года была запланирована эвакуация государственных сокровищ. Из Петрограда ценности вывезли поездом в Казань и Нижний Новгород. После Февральской революции туда же перевезли ещё и золото из других городов: Воронежа, Тамбова (в мае 1918 г в Казань прибыло золото, хранившееся в Тамбовском отделении Госбанка), Самары (в июне 1918 г), Курска, Могилева и Пензы. В итоге в Казани сосредоточилось более половины золотого запаса Российской империи.
Казань, казавшаяся глубоким тылом, вскоре после революции, оказалась вскоре в эпицентре Гражданской войны. 18 ноября 1918 года адмирал Колчак был провозглашен Верховным правителем России, и золотой запас Российской империи поступил в распоряжение правительства адмирала Колчака. Золото получило историческое имя — «колчаковское». Всего в распоряжении адмирала Колчака оказалось золота на 645 млн 410 тыс. руб., а это почти 500 тонн, преимущественно в монетах и слитках, а также небольшое количество золотых полос и кружков.
Поровну или по справедливости?
Деньги и ценности разделили на три части. В первую часть вошли 722 ящика золотых слитков и монет. Их переправили в глубокий колчаковский тыл — в Читу.
Вторая часть — сокровища царской семьи, драгоценная церковная утварь, исторические и художественные реликвии была отправлена в Тобольск (среди прочего там была и серебряная вызолоченная рака из-под мощей Иоанна Тобольского весом в 35 пудов). Третья часть — самая крупная — осталась при адмирале Колчаке. Это и был знаменитый «золотой поезд» колоссальной стоимостью более 650 млн золотых рублей.
Осенью 1920 года адмирал бежит из своей сибирской столицы — Омск, Томск, Новониколаевск (Новосибирск). Всё дальше и дальше на восток. И с ним таинственный «золотой поезд». Который так и потерялся на просторах огромной Сибири.
Бороться и искать. Найти и не сдаваться!
Советские спецслужбы искали пропавшее колчаковское золото. Наиболее правдоподобной признали версию: во время следования «золотого эшелона» к Иркутску часть ценностей с него была снята, разделена на несколько партий и спрятана (проще говоря, зарыта в вечную сибирскую мерзлоту).
В начале 30-х были обнаружены ценности Тобольской части сокровищ.
В записке полномочного представителя ОГПУ по Уралу Решетова заместителю председателя ОГПУ Генриху Ягоде говорится: «В результате длительного розыска 20 ноября 1933 года в городе Тобольске изъяты ценности царской семьи. Эти ценности во время пребывания царской семьи в г. Тобольске были переданы на хранение камердинером Чемодуровым игуменье Тобольского Ивановского монастыря Дружининой.
Последняя незадолго до смерти передала их своей помощнице — благочинной Марфе Уженцевой, которая прятала ценности в колодце, на монастырском кладбище, в могилках и ряде других мест. В 1924-25 годах Уженцева собиралась бросить ценности в реку Иртыш, но была отговорена от этого бывшим тобольским рыбопромышленником В. М. Корниловым, которому и сдала ценности на временное хранение.
15 октября с.г. Уженцева призналась в хранении ею ценностей царской семьи и указала место их нахождения (ценности в двух стеклянных банках, вставленных в деревянные кадушки, были зарыты в подполье в квартире Корнилова). Среди изъятых ценностей имеются: 1) брошь бриллиантовая в 100 карат; 2) три шпильки головные с бриллиантами в 44 и 36 карат; 3) полумесяц с бриллиантами до 70 карат (по некоторым сведениям, этот полумесяц был подарен царю турецким султаном); 4) диадема царских дочерей и царицы, и другие. Всего изъято ценностей — 154 предмета, по предварительной оценке, наших экспертов, на сумму в три миллиона двести семьдесят тысяч шестьсот девяносто три золотых рубля (3 270 693 руб.)».
Источник: dzen.ru
Золотой эшелон
Как известно, часть золотого запаса Российской Империи была захвачена белогвардейцами в Казани, вывезена затем в Самару, а с наступлением красных на КОМУЧ — эвакуирована на восток .
«Золотой эшелон» — часть золотого запаса Российской империи, изъятая в Казанском государственном банке белогвардейцами после захвата власти в Поволжье комитетом членов Учредительного собрания (Комуч).
В ночь на 7 августа 1918 года сводный русско-чешско-сербский отряд полковника В.О. Каппеля захватил Казань и выгреб из подвалов местного банка весь золотой запас царской России, накануне свезенный большевиками из разных городов страны (Москвы, Петрограда, Тамбова, Самары и др.), где началась гражданская война. Помимо этого там было захвачено немало серебра, платины, драгоценностей и ценных бумаг.
Собственно, поначалу это был даже не «Золотой эшелон», а «Золотой пароход», вернее — даже несколько пароходов — об этом можно прочесть у казанского краеведа Равиля Ибрагимова, долгие годы изучавшего историю «казанского золота»:
Военным комендантом города Казани был полковник Владимир Лебедев. В эмиграции он выпустил книгу (это библиографическая редкость), которая называлась «От Петрограда до Казани», где он об этом пишет. Еще он утверждает, что золото из Казани в Самару перевозили на пяти пароходах и трех баркасах. В своих публикациях я называл эти цифры.
Не берусь утверждать, что золото было на всех судах. Мы должны понимать – Казань была на осадном положении, отсюда вывозили не только золото, но и имущество, военное обмундирование.
Есть данные, что поначалу перевозить золото из Казани в Самару не хотели — казанские чиновники противились:
Брушвит прислал из Самары 300 человек «надежных людей» и два автомобиля. Среди них было сто человек из боевой студенческой организации, сто из саперного батальона и сто из организации эсеров. Перевозочных средств не было.
К вечеру 12 августа Каппель приказал подать к банку трамвайные вагоны, на которых перевозить золото на пристань и перегружать на баржу «Марс».
Капитан В. Вырыпаев вспоминал, как каппелевцы вывозили золото из банка на пароходы: «Добровольцы, как муравьи, поодиночке и группами переносили ящики из кладовых банка, где на полу было рассыпано много золотых монет: были поврежденные ящики и гнилые сумки. Добровольцы подбирали с пола монеты и передавали их В. Каппелю, кладя на стол, за которым он сидел.
Тогда никому в голову не приходило взять закатившуюся золотую монету себе на память. «
Вторым ушел пароход «Латник», 16 августа «Александр Невский», 18 августа четвертый корабль «Посланник». Последний золотой груз ушел на пароходе «Фельдмаршал Суворов». В источниках нет упоминания об участии в этом чехословацких военных.
Управляющий Казанским отделением Госбанка РСФСР Петр Марьин, которого Комуч отстранил от должности как назначенного большевиками, вспоминал: «…Казань уже обстреливалась из-за Волги красными, а днем шла бомбардировка с аэропланов… Поэтому трамваи подавались с вечера, с потушенными огнями. … Опасным местом было открытое место между окраиной города и пристанями. . У служащих не было желания сопровождать ценности в трамваях. Но в то время рассуждать, …не повиноваться нельзя было.
Пытавшихся не являться на службу, разыскивали в городе и приводили силой. Эвакуацией ценностей … в Самару руководил сам начальник эсеровского отряда В. Каппель… Подачей барж и пароходов распоряжался командующий флотилией Ковалевский. На каждый пароход я назначал по 3-4 человека от банка, чтобы контролировать ценности в пути, доставить и сдать их на место в сохранности. Старший из них снабжался особой бумагой с обозначением подробно суммы, номеров ящиков и прочих отличительных признаков». Участия чехов в этом П. Марьиным не отмечено.
Ревизия содержимого ящиков, мешков и сумок не производилась.
Перемещением пароходов по Волге руководил В.О. Каппель. В Самаре ящики и сумки с золотом перевозили в хранилища банка те же люди, что и в Казани. Были разысканы и мобилизованы служащие Самарского отделения банка, которые вели учет.
В Самару «золотые пароходы» прибыли, по некоторым данным, 23 августа 1918 года, и по свидетельству В. Ерофеева
. «золотые» пароходы один за другим ошвартовались у самарской пристани, где с их грузом… повторилась казанская история. Около суток ящики и мешки с драгоценностями валялись буквально на берегу, охраняемые лишь несколькими (!) солдатами, которые просто физически не могли уследить за всеми, кто оказался охоч до брошенного золотишка. В итоге только на другой день ценности перевезли в подвалы Самарского отделения Волжско-Камского банка на улице Дворянской.
Однако в Самаре золото пробыло недолго — красные наседали, и Самара была оставлена — об обстоятельствах этого события я уже писал ранее в посте Оставление Самары и Кинеля Народной армией Комуча и чехословацкими легионерами в октябре 1918 года
Цитирую книгу кинельских краеведов В.И. Кривобокова и О.Н. Кудрявцевой «История Междуречья» по блогу И.Контратьева ( gregorko ):
2 октября [1918] через ст. «Кинель» прошел «Золотой эшелон». Белочехи увозили золотой запас России — 40 тысяч пуд. золота, 21,5 тыс. пуд. серебра и 40 пуд. платины.
Еще окончательно не была решена судьба Самары, не был еще взорван Александровский мост под Сызранью (это произошло 4 октября) — а золото уже поехало на восток.
Самара была взята 7-го октября, ст. Кинель Вольский полк Комуча покинул на исходе 10-го октября.
Из Самары через Кинель золото уехало в Уфу и затем в Омск, где в результате переворота и прихода к власти адмирала Колчака попало в руки Сибирского правительства.
В конце декабря 1919 в Нижнеудинске «золотой эшелон» был взят под охрану чехословацкими войсками. В Иркутске в январе 1920 поезд был передан Политцентру, а затем – Иркутскому ревкому.
«Золотой эшелон» состоял из 18 вагонов с 5143 ящиками и 1678 мешками с золотом и 7 вагонов серебряной монеты номинальной стоимостью 409 625 870 р. 86 копеек золотом.
В мае 1920 «золотой эшелон» в глубокой тайне был перевезен под усиленной охраной в Казань.
Золото начали эвакуировать в Уфу по железной дороге. В Самаре была мобилизована группа служащих Госбанка, которым приказали сопровождать «золотые поезда» в Сибири.
В нее входили: старший контролер Н.С. Казановский, старший кассир Н. Кулябко, бывший управляющий П. Вещин, служащие М. Гайский, В. Самоделкин и Б Челноков. Они ехали с семьями в вагонах для персонала.
Все ящики и сумки со слитками и изделиями были опечатаны, пронумерованы и зарегистрированы. В 80 «золотых вагонов» было погружено 8399 ящиков, 2468 мешков и 18 сумок золота.
Вагоны были также опечатаны и включены в пять эшелонов. Печати постоянно контролировались служащими. Эшелоны ушли в Уфу в конце сентября 1918 г.
Вся интрига вокруг «золотого эшелона» (или пяти?) базируется на нескольких фактах.
В связи с отсутствием учетной документации, истинный объем и стоимость вывезенного из Казани неизвестен.
Цитирую текст военного коменданта Казани Владимира Лебедева после отправки золота в Самару. Она была послана 28 августа 1918 года:
«Казань. Всем! Всем! Всем! Всем радиостанциям.
Доношу, что в настоящий момент отправка золотого запаса, принадлежащего России закончилась. Мною из Казани отправлено:
1) Весь золотой запас в нарицательной стоимости 675 миллионов рублей.
2) Сто миллионов рублей кредитными знаками.
3) На огромную сумму всяких иных ценностей.
4) Запасы золота, платины, серебра».
. поскольку хищения начались еще во время следования эшелона в Омск, «Верховный правитель России» А.В. Колчак распорядился сделать ревизию доставленных ценностей. Его финансисты только золота насчитали 30 563 пуда на общую сумму 65 1532 117 рублей 86 копеек (на май 1919 года).
До этого, как свидетельствуют документально подтвержденные источники, часть золота была увезена из Казани еще красными (около 4.5-5 тонн), неизвестная его часть — спрятана самими белогвардейцами в лесах под Казанью.
При таком раскладе роскошь не позариться на «свою долю» в Золотом запасе мог себе позволить далеко не каждый.
Третий неоспоримый факт — золото пытался прибрать к рукам всякий, кто только мог до него дотянуться.
Вновь процитирую Равиля Ибрагимова:
– Хищения продолжались по всему пути следования «золотых» эшелонов. По моим данным, на пути следования золота из Самары до Иркутска произошло четыре хищения. 6 ноября 1919 года из вагона №344036 пропал мешок с золотом на 60 тысяч рублей. Вроде сумма небольшая, но в то время на 8-10 рублей можно было купить лошадь или корову.
Еще одно хищение из колчаковского эшелона, следующего в Сибирь, случилось на перегоне между станциями Зима и Тыреть. 11 января 1920 года из вагона №566027 было похищено 13 ящиков с ценностями на сумму 780 тысяч золотых рублей. Кража произошла в зоне ответственности Чехословацкой караульной смены. Чешский офицер Эмр, возглавлявший охрану эшелона, отказался подписать акт о краже.
Ответ на вопрос, где сейчас находится это золото, наверняка можно найти в архиве министерства обороны Чешской республики. Пока этот архив русскими историками не изучен.
К четвертому хищению причастен атаман Забайкальского казачества Семенов. Там речь идет о сумме в 44 миллиона рублей. Семенов перехватил два вагона с золотом у Колчака.
Зафиксировано пять случаев хищения. Только два из них были крупными: упомянутая кража 13 ящиков у станции Тыреть и захват казаками атамана Семенова 18 октября 1919 года «золотого поезда», везшего во Владивосток для продажи около 2000 пудов золота на сумму 43 577 774 руб. Судьба его известна. Часть золота была израсходована на обеспечение собственной финансовой системы, другая часть передана барону Р.Ф. Унгерну, двигавшемуся в Монголию.
Четвёртый факт — в ящиках, по всей видимости, перевозились золотые слитки, вес стандартного золотого слитка — в среднем около 12.5 килограммов, что делает его хищение для сугубо личных нужд не очень удобным:
Масса чистого золота в слитке составляет от 350 до 450 тройских унций (от 10 886 г до 13 754 г).
Да и сбывать слитки (а они все — номерные) не столь удобно.
Зато каждый из 1678 мешков наверняка хранил в себе золотую монету — в 5, 10 или 15-рублевом номинале, если говорить о чеканке Николая II.
Согласитесь, что монеты в плане хищений и последующей перепродажи гораздо удобней — они обезличены, кратны, состояние в монетах легко делится на части и вполне удобно в переноске — в 5-рублевике 4.3 грамма чистого золота, в «червонце» — 8.6 грамма.
Рискну предположить, что именно в монетах и шла основная убыль, усушка и утруска «золотого запаса» по мере его полного приключений следования из Казани в Самару, а затем из Самары в Уфу, Омск и дальше.
Учитывая состояние некоторых ящиков, мешков и сумок, на которое указывают процитированные выше воспоминания капитана Вырыпаева — на полу было рассыпано много золотых монет: были поврежденные ящики и гнилые сумки — всё же рискну предположить, что именно монеты могли легко «уйти на сторону» даже при полной сохранности пломб и печатей.
. во время погрузки 31 октября на Омском вокзале из вагона № 3440336 пропал мешок с 60 тысячами золотых рублей.
Про атмосферу повального бегства, неразберихи и беспорядка, царившую в Самаре в начале октября 1918 года, я уже писал ранее.
С учетом всех описанных обстоятельств, вероятность того, что какая-то часть золотого запаса так и не покинула самарскую землю и до сих пор покоится в Самаре или где-нибудь по пути следования одного из пяти «золотых эшелонов», далеко не нулевая — даже на перегоне от Смышляевки до Кинеля вдоль железной дороги полно мест, где невозбранно можно было бы припрятать мешок-другой золотишка.
В пользу подобного сценария развития событий говорит и один из фактов, приведенных В.Ерофеевым:
В сентябре 1981 года жительница Зубчаниновки пенсионерка Осокина, копая картошку в своем огороде, неожиданно обнаружила в земле горшок, в котором лежало свыше 40 золотых монет царской чеканки достоинством 5 и 10 рублей.
Впрочем, 40 монет мог себе позволить накопить и припрятать обычный Зубчаниновский купчина, не имевший к «золотому эшелону» никакого отношения — но всё же близость Зубчаниновки к железной дороги как бы намекает.
Пойду-ка и я в огороде покопаюсь — мало ли. ;))
Источник: honzales.livejournal.com