Принято считать, что купола храма Христа Спасителя медно-рыжие из-за алмазной пыли. Однако на самом деле покрытие выполнено с помощью напыления нитрида титана. А порыжели купола из-за недостаточной очистки стальных листов.
Напыление на поверхность нитрида титана — методика, изобретенная для защиты от коррозии важных деталей в военной и космической технике. Оно может быть разных цветов в зависимости от способа нанесения и химического состава. Нержавеющая сталь, покрытая нитридом титана, идеально подходит для храмовых кровельных работ, потому что при сгибе и вытягивании с таким напылением ничего не происходит. Кроме того, это намного дешевле, чем сусальное золото.
«Говорят, патриарх Алексий II впервые увидел церковный купол, покрытый „ненастоящим“ золотом на храме в Южном Тушино, в начале 1990-х. Был поражен идентичностью с настоящим золотым покрытием, и разрешил использовать нитрид титана для куполов церквей», — пишет пользователь DomBusin на LiveJournal.
При строительстве храма Христа Спасителя для золочения куполов и кровли потребовалось 20 пудов золота (почти 330 кг). А при восстановлении храма в конце 90-х на купола ушло всего 14 кг золота. Это связано с тем, что основная часть кровли храма была «позолочена» с помощью нитрида титана.
Храм Христа Спасителя
Первые три года купола храма поражали золотым блеском, однако позже начали рыжеть. Впоследствии выяснилось, что стальные листы, предназначенные для покрытия кровли и куполов, были недостаточно очищены. «Впрочем, хотя цвет куполов собора и отличается от классического сусального золочения, состояние металла было признано удовлетворительным, да и все кровельные работы выполнены на совесть, ничего решили уже не менять», — добавил DomBusin.
Источник: newsland.com
Сколько золота на куполе храма христа спасителя
- Газета
- Weekend
- Радио «Ъ FM»
- Редакция
- Русфонд
- Банкротства
- Партнерские проекты
- Картотека
- Конференции
- Университетъ
- Подписка
- Реклама
- Фотоагентство
- Экономика
- Политика
- Мир
- Бизнес
- Финансы
- Потребительский рынок
- Телекоммуникации
- Общество
- Происшествия
- Культура
- Спорт
- Hi-Tech
- Авто
- Стиль
- Регионы
- Приложения
- Автопилот
- Наука
- Деньги
- Темы
- Тенденции
- Мультимедиа
- Интервью
- Справочники
- Самое читаемое
- Спецпроекты
- E-mail рассылки
- $ 90,52
- € 99,81
- ¥ 12,58
- IMOEX 2881,10
18.04.1998, 00:00
суррогат» для куполов неприемлем. Так было, пока новыми листами не покрыли купол храма в Тушино.
История Храма Христа Спасителя
Патриарх Алексий II, проезжая мимо этого храма, был весьма удивлен сверканием куполов, поскольку храм не относится к числу богатых. Помощники разъяснили, что это блестит не настоящее золото, а специальный материал, предложенный Минатомом. И патриарх дал свое благословение.
Час торжества наступил, когда предприятия Минатома выиграли тендер на покрытие куполов храма Христа Спасителя. Нержавеющую сталь куполов грандиозного храма покрыли слоем нитрида титана, а затем слоем золота. Архитекторам было предложено 16 цветов покрытия (цвет меняется в зависимости от пробы золота и чистоты полировки основного металла), из которых они выбрали тот, который, по их мнению, наиболее соответствовал идее храма.
Работы по нанесению нитридного покрытия проводятся на одном из самых засекреченных ранее предприятий Минатома — приборостроительном заводе в городе Трехгорном (бывший Златоуст-36) с помощью другого ядерного центра — НИИ физических проблем (бывший Челябинск-70). Технология нанесения покрытия разрабатывалась еще в 60-х годах и использовалась для защиты от коррозии деталей, применявшихся в ядерных боеприпасах.
Нанесение титанового покрытия «под золото» осуществляется методом напыления в плазме. В вакуумной камере ионы титана с электрода летят на поверхность обрабатываемого металла и глубоко внедряются в его кристаллическую решетку. Толщина покрытия — 4 микрона. Этого вполне достаточно, чтобы укрепить поверхностный слой, придать ему цвет и устойчивость к коррозии.
По сравнению с сусальным золотом нитрид титана дает экономию в 3-4 раза только за счет стоимости материала. Такая же экономия достигается за счет долговечности. Гарантийный срок покрытий из нитрида титана — 50 лет, а сусальное золото стоит в московской агрессивной атмосфере не более 7-10 лет.
Для нанесения настоящего золота атомщики применяют разновидность метода гальванопластики — «электрохимическое натирание», позволяющее прямо в атмосфере наносить золото на любые токопроводящие материалы. Ранее эта технология использовалась в оборонном производстве для устранения дефектов (микротрещин) в покрытии деталей. Ноу-хау метода, разработанного специалистами лаборатории Приборостроительного завода, заключается в запатентованном составе золотосодержащей пасты. Аналогичный метод используется и за рубежом, в основном для золочения деталей дорогих машин, но там в состав пасты входит циан, один из сильнейших ядов. Отечественная паста — экологически чистая.
Сегодня более двухсот церквей в России (в Геленджике, Екатеринбурге, Челябинске, Когалыме, Нефтеюганске и Москве) имеют «атомные» купола, а в работе на заводе — купола еще для 17 храмов. Готовится реставрация куполов православных церквей в Болгарии и Америке. Сейчас предприятия Минатома пытаются научиться наносить нитрид титана или золота на непроводящие деревянные поверхности — для внутреннего убранства церквей, иконостаса. Традиционный метод нанесения сусального золота на иконостас требует весьма кропотливой работы и поэтому весьма дорог. Если удастся наносить в вакуумной камере нитрид титана и золото на дерево, то стоимость работы снизится на порядок.
- Газета «Коммерсантъ» №69 от 18.04.1998, стр. 11
Источник: www.kommersant.ru
Чем покрыты купола храма Христа Спасителя
Про купола главного храма страны говорят, что они покрыты специальным слоем алмазной пыли, и поэтому они такие рыжие. Бриллиантовая пыль, из технических алмазов, якобы, защищает кровлю храма от атмосферных воздействий.
Купола храма Христа Спасителя действительно медно-рыжего цвета, особенно это заметно в пасмурную погоду и по контрасту с кремлевскими храмами. Но это не из-за алмазов.
Все дело в том, что покрытие куполов и кровли храма выполнено напылением нитрида титана, это технология советской оборонки, разработанная еще в 1970-е годы. В принципе, таким способом сейчас массово покрывают купола тысяч церквей, и они совсем не выглядят рыжими, просто с храмом Христа Спасителя «так получилось».
Цвет куполов храма Христа Спасителя заметно темнее, чем у храмов на Соборной площади Кремля, чьи купола покрыты классическим сусальным золотом
Напыление на проводящую поверхность нитрида титана – методика, изобретенная для защиты от коррозии важных деталей в военной и космической технике. Это покрытие, в зависимости от способа нанесения и химического состава, может быть совершенно разных цветов, и даже золотой цвет можно создавать любого нужного оттенка. Покрытие настолько стойкое, что им покрывали не только оправы часов и очков, но и зубные коронки.
Это покрытие только условно называется «напылением», на самом деле при изготовлении его ионы титана с элекрода конденсируется на стальную основу в вакуумной камере так, что происходит взаимное проникновение молекул покрытия и основы, что обеспечивает стойкое сцепление.
Титановое покрытие можно делать практически любого цвета
После покрытия стальные листы можно сгибать, вытягивать, золотому напылению это не вредит. Поэтому нержавеющая сталь, покрытая нитридом титана – просто идеальна для храмовых кровельных работ. Стоит она столько же, сколько и медная кровля, но удобнее в монтаже и более легкая, т.к. не требует тяжелого каркаса. И конечно, это намного дешевле кровли, покрытой сусальным золотом, особенно в плане срока службы покрытия.
Говорят, патриарх Алексий II впервые увидел церковный купол, покрытый «ненастоящим» золотом на храме в Южном Тушино, в начале 1990-х. Был поражен идентичностью с настоящим золотым покрытием, и разрешил использовать нитрид титана для куполов церквей.
Церковь патриарха Ермогена в Южном Тушино — возможно, ее купол и привлек внимание Алексия II
Для храма Христа Спасителя, чье восстановление завершалось в конце 90-х, тоже выбрали эту технологию, поскольку экономия на материалах была впечатляющей, а изготовитель обещал не менее 50 лет безотказной службы кровельного материала.
Когда храм строили в первый раз, в 19-м веке, на него было потрачено 430 кг золота, из них 20 пудов пошло на золочение куполов и кровли, остальное – на внутреннее убранство. А в 1990-х годах на купола пошло всего 14 кг золота, и еще 50 – на золочение интерьеров.
Все же купола, поверх нитрида титана, решили дополнительно позолотить, но не покрытием из сусального золота, а тоже ионным напылением. Это было сделано, скорее, из престижа, хотя некоторые считают, что Юрий Михайлович, бывший тогда мэром и куратором важнейшей его стройки, велел добавить золота на купола из религиозных соображений.
Остальная кровля храма позолочена только нитридом титана.
Первые года три купола и кровля собора поражали ярким золотым блеском, но потом начали постепенно рыжеть. Это произошло от того, что в 90-е годы технология подбора цвета куполов церквей была еще в чем-то экспериментальной, и не всегда конечный результат соответствовал проекту. На цвет покрытия, как оказалось, влияет марка нержавеющей стали, качество ее очистки перед напылением, качество всех компонентов напыления и еще ряд мелких факторов.
Сейчас тысячи церквей имеют позолоченные с помощью нитрида титана купола, технология отработана и не дает сбоев. Нило-Столбенская пустынь на Селигере — пример очень удачного покрытия по самым современным стандартам.
Уже позже, с накоплением опыта, выяснилось, что для храма Христа Спасителя стальные листы, предназначенные для покрытия кровли и куполов, были недостаточно тщательно очищены. Вернее, для технологий 1990-х годов очистка была нормальной, но по современным стандартам – недостаточной, вот кровля и порыжела.
Впрочем, хотя цвет куполов собора и отличается от классического сусального золочения, состояние металла было признано удовлетворительным, да и все кровельные работы выполнены на совесть, ничего решили уже не менять.
Та же проблема с золочением была и у Елоховского собора, того самого, где крестили Пушкина, и где в советское время служили патриархи. Его тоже реставрировали и золотили одним из первых по новой технологии, и тоже не смогли угадать химического состава покрытия, которое начало потом темнеть. Так что отдельные места кровли пришлось все же переделывать.
Источник: yablor.ru