Технологии шагнули вперёд, и теперь золото не наносят на купола церквей. Используют покрытие из нитрида титана, это покрытие абсолютно имитирует золото, стойко к атмосферным осадкам и может прослужить до ста лет.
Ранее действительно использовали золото для покрытия куполов. Технология облицовки купола проводилась старинным методом огневого золочения — бралась ртуть, в ней растворялось золото, и затем над горящими углями устанавливался медный лист, на который способом тщательной растирки наносилась золотая амальгама. Опасность работы заключалась в том, что выделяющаяся ртуть постепенно убивала мастеров. Во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров золотильщиков.
Золото сейчас используют для отделки внутреннего убранства церквей, но это тончайшие листки из золота (сусальное золото). Сусальное золото используется для внутреннего золочения (иконы, лепнина, статуи)
Источник: yandex.ru
Загадки Исаакиевского собора: взгляд архитектора. Максим Атаянц. Ученые против мифов 12-6
Исаакиевский собор. Амальгама на крови или амальгама на века?
Позолота на куполе Исаакиевского собора простояла без реставрации более полутора веков, но стоила жизни шестидесяти позолотчиков, за что получила горькое название «амальгама на крови». Но была ли альтернатива.
ID1974 Shutterstock.com
В декабре 1948 года, всего через четыре года после снятия блокады и через три года после завершения Великой Отечественной войны, Исаакиевский собор открыли для посетителей. Столь быстрому открытию собора, получившему во время войны значительные повреждения, способствовали несколько обстоятельств, из которых отметим два.
Первое — во время войны собор служил хранилищем коллекций, эвакуированных из пригородных дворцов: Екатерининского, Павловского, Гатчинского, а второе — купол собора потребовал минимальной реставрации, в частности, не требовалось его золочение.
Купол Исаакиевского собора — самый большой позолоченный купол в мире. На него израсходовано 100 кг золота (для сравнения: на золочение шпиля колокольни Петропавловского собора потрачено всего 8 кг). Золочение выполнялось огневым методом: на медные листы наносили сплав золота с ртутью, называемый амальгамой, а затем, нагревая листы, выпаривали ртуть. При этом атомы золота проникали внутрь медных листов и закреплялись в них навечно.
Золочение продолжалось с 1835 по 1843 год. На куполе собора до сих пор сохранилась оригинальная позолота, которая продержалась уже более полутора веков, пережила, сокрытая серой краской, блокаду. Однако при всех достоинствах метод огневого золочения имеет один существенный недостаток — пары ртути чрезвычайно ядовиты. Золочение купола Исаакиевского собора стоило жизни шестидесяти позолотчикам. Поэтому сейчас иногда прекрасный купол собора называют «амальгамой на крови».
Ложь о Строительстве Исаакиевского Собора
Известно, что главный архитектор Исаакиевского собора, Огюст Монферран, прилагал все усилия к тому, чтобы, насколько возможно, снизить число несчастных случаев и смертей на строительстве. Почему же он выбрал такой жестокий по отношению к рабочим метод золочения купола?
Технология огневого золочения, или «жженого золота», известна с древнейших времен, достаточно упомянуть, что первое ее описание было приведено в естественной истории Плиния. Методом огневого золочения, в частности, создано покрытие на куполах Успенского собора Московского Кремля. Однако к моменту постройки Исаакиевского собора метод этот использовался редко, так как было известно о смертельном воздействии паров ртути на организм человека.
Единственной альтернативой амальгамации во времена строительства Исаакиевского собора являлось покрытие сусальным золотом — тончайшими, имеющими толщину в несколько микрон, листочками золота, которые наклеивались на особым образом подготовленную поверхность. Качество и надежность покрытия сусальным золотом сильно зависит и от мастерства позолотчика, и от качества клея, и от климатических факторов. Так в дождливом Петербурге даже в XIX веке срок жизни такой позолоты составлял максимум несколько десятков лет. А в современном Петербурге с его кислотными дождями срок жизни сусальной позолоты часто не превышает и десяти лет.
Монферран стремился сделать все детали как внутреннего, так и внешнего убранства собора как можно более долговечными. В частности, ему принадлежит идея заменить при оформлении интерьеров собора роспись мозаикой.
Зная о смертельной опасности паров ртути, Монферран приказал снабдить всех позолотчиков стеклянными колпаками со шлангами, через которые подавался чистый воздух. Однако даже это нововведение не спасло рабочих, потому как пары ртути могут впитываться и через кожу.
С середины XIX века, то есть примерно в то же время, когда золотился купол Исаакиевского собора, появляется гальванический метод золочения. Но и он не был достойной альтернативой амальгамации, поскольку, с одной стороны, еще не была известна долговечность гальванического покрытия, а с другой — цианиды, используемые при нанесении гальванического покрытия, также как и ртуть, являются высокотоксичными веществами.
Даже сегодня, когда существуют достаточно надежные средства защиты органов дыхания, амальгамация, или огневой метод золочения, используется на практике нечасто и практически не используется при золочении больших поверхностей, таких как кровля. Его заменили значительно усовершенствовавшиеся гальванические методы, а в ряде случаев вместо золота купола и кровли покрывают нитридом титана или дисульфидом олова, последнее покрытие имеет название муссивного золота. Однако заменители золота быстро покрываются тончайшей оксидной пленкой и уже не могут соперничать по блеску и яркости с куполами, покрытыми благороднейшим из металлов.
Те, кто строили Петербург — строили его на века, и не их вина, что строительство унесло сотни жизней. Но мы не вправе об этом забывать. И если мы не сумеем уберечь город-произведение искусства от разрушения — это будет уже наша вина.
Источник: www.shkolazhizni.ru
300 тысяч тонн сокровищ, или Самый-самый Исаакий
Его построили в честь императора Петра I. Прообразом послужил храм святого Петра в Риме. Исаакиевский собор – памятник архитектуры XIX века и кладовая предметов искусства и уникальных инженерных решений.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
40 лет – столько строили собор: с 1818 по 1858 годы. И это только здание – ещё более полувека ушло на то, чтобы оформить интерьеры церкви. Так последние мозаики в храме монтировали накануне Октябрьской революции в 1917 году.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
24 рисунка – столько эскизов будущего Исаакия предложил архитектор Огюст Монферран императору Александру I. Проект малоизвестного мастера обошёл работы таких корифеев зодчего дела как Стасов, Воронихин, Камерон.
24 тысячи свай забито в фундамент храма. Нынешний Исаакиевский собор – четвёртый по счёту на участке земли рядом с Медным всадником. В его основании половина свай от предыдущей церкви. Дело в том, что одним из условий строительства нового храма было сохранение восточной части старого здания – так пожелал государь. Монферран добавил ещё 12 тысяч новых сосновых свай.
Промежутки между ними заполнили древесным углём, а сверху в два ряда уложили гранитные плиты. В общей сложности сооружение фундамента заняло около 5 лет.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
112 гранитных колонн украшают фасад собора. Самые массивные – их здесь 48, весят по 114 тонн каждая, длина 17 метров. На установку одной такой колонны уходило 45 минут, поднимали конструкцию одновременно 128 рабочих. Первую установили 20 марта 1828 года – посмотреть на этот процесс собралась императорская семья, горожане, даже иностранцы специально приехали.
Гранит, кстати, использовали «местный». На территории нынешней Ленинградской области в XVII-XIX веках работала каменоломня «Питерлакс». Оттуда по воде в Петербург доставлялись заготовки для будущих колонн.
101,5 метр – на столько возвышается Исаакиевский собор над землёй. Это второе по высоте историческое здание в Петербурге, первое место занимает Петропавловский собор – 122,5 метра. На крыше церкви, на высоте 43 метра, расположена смотровая площадка. Подъем на неё по винтовой лестнице занимает всего три минуты. Город отсюда можно увидеть как на ладони.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
4 000 квадратных метра – площадь храма. Внутри одновременно может находиться 12 тысяч человек. К сожалению, француз Монферран при проектировании собора не учёл суровый северный климат. Зимой внутри огромного здания температура едва поднималась выше +8 градусов, а под куполом часто появлялись сосульки. Печи и воздуховоды не справлялись с задачей.
Только в середине ХХ века инженерам удалось решить проблему – внутри церкви стало тепло.
22 градуса – такую температуру круглосуточно в течение всего года поддерживают в храме с помощью современных систем отопления и кондиционирования воздуха. Это необходимо для сохранения фресок, мозаик и лепнины.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
10000 керамических горшков находятся внутри купола собора. Они здесь для улучшения акустики. Сам купол диаметром 25,8 метра – самый большой позолоченный купол в мире. Чтобы такая огромная конструкция не раздавила здание, его построили не из тяжёлого кирпича, а собрали из более лёгких металлических элементов. А сверху обшили листами позолоченной меди.
400 килограммов золота ушло на позолоту Исаакия. Из них только 100 – на купола. К слову – на золочение Петропавловского собора ушло всего 8 килограммов драгоценного металла. Обработка выполнялась огневым методом: на медные листы наносили сплав золота с ртутью, затем поверхность нагревалась, ртуть выпаривалась, а атомы золота надежно закреплялись. Именно поэтому купол продержался без реставрации более века.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
28,5 квадратных метров – площадь самой большой стеклянной иконы в России – это витраж с ликом Христа в Исаакиевском соборе. Иисус здесь одет не в лазурную одежду, а в пурпурную, на католический лад. За это спасибо немецким мастерам, которые делали витраж.
На его изготовление, к слову, ушло несколько месяцев, затем в коробках в разобранном виде морским путем картина прибыла из Мюнхена в Петербург. Этот витраж стал новшеством для церквей той эпохи. И все благодаря Монферрану, который сумел убедить императора в том, что картина из стекла будет уместна в соборе.
Кстати, позже он же настоял на том, чтобы заменить часть традиционных икон и фресок на мозаику. В Исаакие было очень сыро, краска и штукатурка быстро приходили в негодность. А мозаичные панно оказались не такими капризными.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
12 000 цветов и оттенков смальты использовалось при изготовлении мозаик храма. Его убранство украшают 62 панно общей площадью более 600 квадратных метров. Самое большое – «Тайная вечеря». Специально для нужд Исаакия в Академии художеств были созданы мастерские и приглашены специалисты из Италии. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне эти мозаики получили самую высокую оценку.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
Более 350 скульптур украшают храм внутри и снаружи. 24 из них на балюстраде главного купола. Это «хоровод ангелов», говорят у каждого своё лицо, и только два похожи друг на друга, как братья близнецы. Они стоят с севера и с юга. Один записывает души, которые попадут в рай, другой вычеркивает их.
Существует легенда, что во время монтажа два ангела упали с балюстрады вниз и разбились вдребезги. Понадобилось больше года, чтобы изготовить новых.
300 000 тонн – это общий вес собора. Он считается самым тяжёлым историческим зданием в Петербурге. За полтора века храм почти не пострадал: он пережил три революции, Великую Отечественную войну, строительство метро, из-за которого мог уйти под землю. Эксперты говорят – здание надежное и простоит как минимум ещё полтора века. Спасибо Монферрану.
Источник: mir24.tv