Погодин, Я. Е. Возведение дамбы с целью осушения участка месторождения россыпного золота, разрабатываемого ООО «Артель старателей Хакасии» на р. Балыкса / Я. Е. Погодин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86633/ (дата обращения: 10.07.2023).
Более 100 лет Россия является ведущей страной мира по добыче россыпного золота. Золотодобывающая промышленность — одна из немногих отраслей современной России, которая развивается успешно и стабильно на протяжении многих лет. После распада Советского Союза Российская Федерация почти вдвое увеличила добычу золота, а добыча рудного золота за это время возросла в 9,5 раз.
Добыча россыпного золота является одним из старейших видов природопользования на территории России, а именно: Дальнего Востока, Восточной Сибири и юга Западной Сибири, она требует меньше капиталовложений, чем работа с рудой.
Россыпное золото является техногенным образованием и вопрос по его отработке осложняется тем, что оно является только частью запасов, вовлекаемых в добычу при повторной отработке. Другая, зачастую основная часть извлекаемых запасов — это запасы целиковых площадей, не поддающиеся разведке, и запасы целиковых площадей, отрабатываемые по технологическим причинам.
Рекорд по добыче золота и новые технологии разработки месторождений
У некоторых специалистов сложилось устойчивое заблуждение в том, что в техногенных запасах содержится в основном мелкое золото. В действительности в техногенных месторождениях, прежде всего в целиках и недоработках, много и крупного металла, а в галечных отвалах немало самородков, иногда весом в сотни граммов.
Несмотря на положительные продвижения в плане добычи как россыпного, так и рудного золота, есть ряд проблем, связанных с возможностью полномерной добычи этого вида полезного ископаемого. Одной из основных проблем, является геологическое расположение россыпей, как известно, россыпное золото залегает в основном в руслах рек и ручьёв, а также в районах с сезонной, а то и многолетней мерзлотой, что в свою очередь даёт осложнение на выемку некоторого количества высоко-кондиционных запасов.
С учётом этого, в некоторой мере происходит падение россыпной золотодобычи, так как наиболее кондиционные запасы залегают в сложных условиях, что в свою очередь приводит к истощению сырьевой базы, возможной для добычи.
В связи с актуальностью вопроса, предусматривается достичь увеличение добычи россыпного золота, за счёт более качественной добычи с труднодоступных участков без причинения вреда окружающей среде (рекам, ручьям, населённым пунктам). Опираясь на ситуацию, возникшую в процессе разработки реки Балыкса целью исследования, является анализ отсыпки водоупорной дамбы на участке месторождения.
При строительстве дамбы необходимо учитывать опыт других горнодобывающих предприятий. Опираясь на яркий пример, произошедший 19 октября 2020 года на р. Сейба, необходимо учитывать правильность очередности отсыпки и состояние материала, взятого для отсыпки.
Участок фрезерно-гидравлической добычи россыпного золота
Перед строительством дамбы необходимо понимать, что она из себя представляет и для чего создаётся.
Дамба представляет собой гидротехническое сооружение (ГТС), выполненное в виде грунтовой насыпи трапецеидального сечения для регулирования водных потоков и защиты от паводков.
Как известно, в первую очередь ГТС подразделяются по цели применения: напорные оградительные (для защиты низменностей в долинах рек), и безнапорные (ля регулирования русел).
По способу построения: естественные и рукотворные.
По материалу дамбы, который играет важнейшую роль в строительстве данного ГТС, дамбы подразделяются на: грунтовые, каменные, каменно — земляные, бетонные.
Грунтовые дамбы, в свою очередь, подразделяются на однородные и неоднородные, то есть сложенные одинаковым и разным материалом.
В нашем случае дамба заградительная, которая отсыпается с целью разделить участок месторождения на две части и с одной из частей, произвести откачу воды.
Объём воды будет равен сумме объёмов вскрышного и добычного пластов. А именно 360 000м 3 вскрышных пород и 270 000м 3 пород с полезным ископаемым. Итого необходимо откачать 630 000м 3 воды.
Зная типы данного ГТС, принимаем решение о возведении рукотворной, неоднородной грунтовой дамбы, для осушения участка месторождения, которая с учётом размеров отрабатываемого участка будет иметь параметры:
– Высота: 10м.
Таким образом, зная параметры участка и дамбы, принимаем решение о её отсыпке, для этого необходимо выбрать вид транспорта, который будет задействован в работах и тип материала, которым, непосредственно, будет отсыпано данное ГТС.
Вид транспорта выбираем с тем учётом, чтобы данные, второстепенные, работы не влияли на основные технологические процессы, таким образом, отсыпка дамбы будет производиться с помощью самосвалов VOLVO — A35F, грузоподъёмностью 21м 3 , в паре с гидравлическим экскаватором KOMATSU — PC400, с ёмкостью ковша 3м 3 , задействованных на вскрышных работах. Для уплотнения тела дамбы, будет применяться бульдозер KOMATSU — D355.
С учётом параметров дамбы, для её отсыпки нам необходимо 33 106,6м 3 пород, а именно:
– ¾ всего объёма дамбы будет сложено ПГС (песчано-гравийная смесь), представленная галечными и эфельными породами, которые будут транспортироваться из вскрышного забоя.
– ¼ всего объёма будут сложены глинистыми породами, которые за счёт своих физико-механических свойств, будут заполнять поры, что придаст более устойчивое и гидрофобное состояние данному ГТС.
Учитывая технические характеристики выбранного транспорта и объём, необходимый для отсыпки, делаем вывод, что за один рейс самосвал будет отсыпать 18м 3, а с учётом среднего количества рейсов в смену, равного 40, при двухсменном режиме работы по 10 часов в сутки, самосвалы будут отсыпать 1 440м 3 в сутки.
С учётом этих данных, можно установить, что необходимый объём будет отсыпан за 23 дня с учётом уплотнения бульдозером, без вмешательства в основной технологический процесс.
После возведения дамбы, для осушения, будет применяться центробежный насос двустороннего входа — Д — 1250–63. С подачей воды, равной 1250м 3 /ч и напором 63м.
В таком случае, необходимый объём воды, будет откачен за 504 часа или за 21 день.
Литература:
- https://zolteh.ru/results/osnovnye-problemy-razvitiya-rossypnoy-zolotodobychi-v-rossii-/
- https://nedradv.ru/nedradv/ru/places?mineral=ea137769ab1dc8b338a79c54c3002a22https://moluch.ru/archive/392/86633/» target=»_blank»]moluch.ru[/mask_link]
Способы разработки россыпного месторождения золота
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан, Россия:
АО «Хакасэнергосбыт», Абакан, Россия:
Печенкина А. В., экономист, канд. экон. наукРассмотрены состояние и перспективы развития добычи золота из россыпных месторождений дражным способом. Предложено более дифференцированно подходить к планированию работы драг с учетом особенности технологии и организации горных работ, оптимизировать продолжительность промывочного сезона на основе пофакторного планирования основных производственных показателей. Сделаны выводы о возможности применения установленных взаимосвязей предлагаемых факторов с конкретными показателями при проектировании горных работ на дражных полигонах и в процессе эксплуатации драг.
Источник: rudmet.ru
Проект разработки россыпного месторождения золота (Забайкальский Государственный Университет)
Рассмотрено Каменское месторождение золотоносных конгломератов (Забайкальский край).
Введение 5
1. Общие сведения о районе месторождения 7
2. Геологическая часть 10
2.1. Геологическая характеристика месторождения 10
2.2. Вещественный и качественный состав руд 14
2.3. Гидрогеологическая характеристика месторождения 16
2.4. Физико-механические свойства пород Каменской толщи 21
2.5. Разведанность месторождения, запасы 22
2.7. Горнотехнические условия эксплуатации 27
3. Горная часть 28
3.1. Способ отработки. Параметры карьера 28
3.2. Режим и общая организация работ 29
3.3. Производственная мощность. Календарный график 29
3.4. Вскрытие месторождения. Система разработки 30
4. Карьерный транспорт 2
4.1. Карьерный транспорт на вскрышных работах 3
4.2. Карьерный транспорт на добыче 4
5. Обогащение песков 5
5.1. Характеристика исходного сырья 5
5.2. Технологическая схема переработки песков на ТОК-200 6
5.3. Промплощадка ТОК-200 №1 8
5.4. Промплощадка ТОК-200 №2 10
5.5.Технологическое опробование 12
5.6. Эксплоразведочные работы 16
6. Водоснабжение 17
6.1. Карьерный водоотлив 17
7. Отвалообразование 20
7.1. Расчет галечного и эфельного отвалов 22
7.2 Рекультивация 22
7.3. Хвостовое хозяйство 24
8. Промышленная и экологическая безопасность ведения открытых горных работ 34
8.1 Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 34
8.2 Опасные и вредные производственные факторы проектируемого горного объекта 37
8.3 Система управления промышленной безопасностью и охраной труда 38
8.4 Основные требования безопасности при выполнении запроектированных видов открыты горных работ 40
8.4.1 Общие требования промышленной безопасности при ведении открытых горных работ 40
8.4.2 Горные работы 42
8.4.3 Буровые pаботы 43
8. 4.4 Экскаваторные работы 44
8.4.5 Требования безопасного отвалообразования на проектируемом объекте 46
8. 4.6 Бульдозеpные pаботы 47
8. 4.7 Взрывные работы 48
8. 4.8 Электpоустановки 48
8. 4.8 Автомобильный тpанспоpт 49
8. 4.9 Пожарная безопасность 51
8.4.10 Экологическая безопасность. Закрытие проекта и рекультивация 55
9.Специальная часть 63
9.1.Технология напорного водонасыщения при разупрочнении сцементированных конгломератов 63
9.2. Подготовка пород путём обработки разрыхленного массива раствором силиката натрия 64
9.3. Затраты на подготовку пород к выемке и промывке в расчете на один экскаваторный блок 68
6.4. Сравнение вариантов подготовки пород выемке и промывке по прибыли 69
10 Экономическая часть 70
Заключение 9
Список литературы 10
ЗАДАНИЕ на проведение патентных исследований 2
КупитьНужна помощь преподавателя?
Помощь студентам в написании работ!