Меня интересуют все технологические детали нанесения сусального золота на деревянную поверхность: как подготовить поверхность, что при этом используется, возможно у вас есть полезные советы по этому поводу, какие инструменты для этого больше всего подходят, так же есть ещё один вопрос — если планирую эту деревянную поверхность покрыть позже шеллаком — то изменится как то этот процесс или он такой же?
Материалы по теме
У меня мечта — держать в прихожей живые цветы в горшках. Площадь позволяет, окон нет. Что посоветуете по размещению, освещению.
Подскажите, пожалуйста, как обыграть вещь в интерьере. У нас есть очень старый сундук, доставшийся от пра-пра-пра…сейчас мы в нём храним.
Существуют разные техники нанесения сусального золота, меня больше всего интересуют те, при помощи которых сусальное золото наносят на древесину, лепнину.
Дерево должно быть совершенно сухое и чистое, а для хорошей гладкости поверхности можно его проклеить паволокой — специальной тонкой тканью. Потом дерево нужно обработать горячим клеем. Можно применить масляное золочение — самое простое, можно классическое клеевое.
Поталь. Самый простой способ золочения.
Источник: poremontu.ru
Как нанести сусальное золото на дерево
Нанесение сусального золота или золочение — традиция, восходящая к египтянам. Это умение мастеров украшать рамы, стулья, скульптуры, кожу и ткани. Настоящее сусальное золото, легкое, как воздух, к которому трудно прикоснуться, не складывая и не порвав, веками сохраняет свою красоту и богатство, не тускнея. На рынке доступны недорогие варианты синтетического сусального золота.
Хотя они такие же красивые, для предотвращения потускнения на них требуется верхнее покрытие. Таким же образом можно наносить медь и сусальное серебро, а также другие доступные на рынке цвета металлик.
Шаг 1
Отшлифуйте древесину, чтобы не было пятен, и нанесите лак или левкас. Как только он высохнет, снова отшлифуйте его мелкой наждачной бумагой.
Шаг 2
Нанесите нижний цвет, также называемый «боле», который может быть акриловой краской красного, желтого или черного цвета. Каждый цвет по-своему дополняет сусальное золото для достижения разных результатов.
Шаг 3
Нанесите клей на водной или масляной основе, также известный как «проклейка», на поверхность, на которую вы хотите приклеить сусальное золото. Дайте ему высохнуть, пока он не станет липким.
Шаг 4
Медленно и осторожно нанесите сусальное золото на липкую поверхность. Для переноса листа на липкую поверхность можно использовать кисть с позолоченным кончиком, или вазелин можно нанести на ватный диск, чтобы поднять лист с пергамина на поверхность, на которую он будет наклеиваться.
Шаг 5
Расчешите каждый кусочек сусального золота щеткой для волос белки, заполнив все щели и удалив излишки сусального золота.
Как наносить поталь: На что клеить и чем покрывать поталь
На заметку
Рекомендуется покрывать сусальным золотом толщиной менее 22 карат или синтетическим лаком, если с ним будет происходить частый контакт, например, руки на стуле.
Если вы используете клей на масляной основе и верхний слой лака на водной основе, масло будет сохнуть дольше, создавая эффект «потрескивания» на сусальном золоте.
Двадцать пять золотых листов продаются в книге, а 20 книг идут в пачке. Одна упаковка сусального золота покроет плоскую поверхность площадью 64 квадратных фута.
Сохраните излишки сусального золота, чтобы заполнить «праздники», участки, на которых сусальное золото отсутствует из-за высыхания клея или где кисть могла оторвать лист.
Очистите клей на масляной основе уайт-спиритом и клей на водной основе с мылом и водой.
Источник: belhist.ru
Позолота дерева
Позолота дерева (мебели, багета, резьбы, лепнины) сусальным золотом состоит в наклеивании тонких листов благородного металла на обрабатываемую поверхность. Сусальное золото – это тончайшие – от 0,1 до 0,8 микрон, почти прозрачные листы настоящего золота. Проба, как правило, соответствует 22 каратам (916 грамм золота на 1000 грамм сплава).
В зависимости от лигатуры, цвет может быть лимонный, желтоватый, зеленоватый и красноватый или промежуточный оттенки. Зеленоватый оттенок получается при повышенном содержании серебра, красноватый – меди. Традиционно, в России, для позолоты дерева, икон, лепнины, резьбы и мебели, использовали червонное золото (красноватое). В европейских странах позолота мебели осуществлялась более светлыми сплавами и сусальным серебром.
Реставрация мебели со старинной позолотой
Неопытные мастера, чаще всего начинают реставрацию с расчистки. Именно на этом этапе погибает огромное количество антиквариата. Вместе с налипшими загрязнениями и запылённостью легко удаляется рыхлый полу разрушенный левкас, иногда до дерева, безвозвратно унося с собой подлинность и историческую достоверность. В научной реставрации первый этап – это консервация в т.ч. фотофиксация. Крайне желательно, чтобы расчистку и консервацию выполнял реставратор, имеющий опыт работы с золоченым деревом, особенно скульптурной резьбой.
Приёмы очищения позолоченной мебели, рамы, резьбы, багета зависят от вида поверхностных загрязнений и от способов нанесения золочения на основу. Плотные сухие пыльные наслоения возникают при хранении вещей в сухом проветриваемом помещении, где не горели жировые свечи, не топилась коптящая печь, не приготовлялась пища.
В этом случае, плотный однородный сухой слой пыли можно удалить пеной слабого мыльного раствора. Расчистку производят точными, быстрыми движениями, чтобы не допустить намокания дерева. Бывает более сложный вид загрязнения – смесь пыли с жировыми наслоениями и копоти.
В этом случае, используется растворитель, способный разрушить слой жирной плёнки, не повредив при этом клеевое соединение сусального слоя с подложкой. В противном случае золочение смывается вместе с пыле-жировой плёнкой. Иногда, после излишне усердного очищения вместо золоченого дерева остаётся чистое.
Обнаруженная в ходе расчистки позолота, лепнины или резьбы не требует специальной обработки, потому что хорошо исполненной расчистки и консервации обычно бывает достаточно. Просвечивающийся сквозь потёртое золочение бордовый полимент придаёт экспонату особенно лепнине достойную глубину и красоту. В современной мебели полимент имеет яркий салатовый цвет.
Покрытие на рыхлом левкасе необходимо с большой осторожностью очищать и одновременно укреплять слегка влажной мягкой кистью, смоченной слабым водным раствором мездрового клея. Жидкость смоет чуждые наслоения, а проникший в левкас или дерево клей при высыхании укрепит его, придаст прочность и сохранит золочение на долгие годы.
Иногда позолота отслаивается чешуйками вместе с кусочками левкаса. Чешуйки приклеиваются на прежние места всё тем же мездровым клеем с помощью фторопластового шпателя.
Сложные случаи реставрации золочения – восстановление не только покрытия, но и воссоздание потерянных деталей декора резьбы и лепнины с их последующим вызолачиванием.
Золочение на полимент
Различают водное «на полимент» и масляное «на мордан» золочение, а также смешанную технику (их сочетание).
Водное золочение «на полимент» — старинная технология. Красота достигается благодаря виртуозной, резной скульптурной работе по левкасу, а также за счет контрастов между полированной и матовой поверхностями позолоты.
Масляное золочение «на мордан» более современная и менее трудоёмкая технологии. Дерево грунтуется, вышлифовывается, далее покрывается тонким слоем лака мордан, слегка просушивается до состояния «на отлип». Наклеенное на мордан, в отличие от золота «на полимент» не полируется. Золочение на мордан получается однородным, по степени блеска. Сплошное или частичное золочение мебели в настоящее время производится на жидкие синтетические лаки или специальные клеи.
Так как листики слегка прозрачные, на оттенок золоченой поверхности может также влиять и цвет полимента. В России и странах восточной Европы традиционно использовали бордовый полимент вследствие чего, Русская позолота киотных рам и мебели имеет красноватый оттенок. Во Франции полимент был голубым и желтым, в Италии часто используется зелёный полимент. Начиная с середины 19 века, широко используется способ укладки сусального золота на бесцветный лак мордан. В этом случае золочение кладётся на белый левкас без дополнительного подсвечивания полиментом.
Исходя из этого, становиться понятно, почему практически невозможно, «попасть в цвет» при восстановлении частично утраченной позолоты. Новые вставки ярко выделяются по цвету, по степени блеска. Лучше сохранить следы старого, «родного» золочения, чем пытаться имитировать уникальные произведения старых мастеров.
C уважением, Елена Жилина.
Новости Мастерской Елены Жилиной
18.05.23 20 мая исполнится 31 год нашей мастерской, за которые мы накопили огромный опыт в реставрации антикварной, ретро и современной мебели и различных предметов интерьера
17.04.23 Мастерская участвует в выстави АРТ Москва, проходящей в Гостином дворе с 17 по 21 апреля
25.10.22 Мастерская участвует в выстави 48 Антикварный салон, проходящей в Гостином дворе с 23 по 27 ноября
05.08.22 Наша мастерская с 24 по 28 августа участвует в выставке старинных и ретро автомобилей Oldtimer, которая пройдет в Крокус-Экспо
Источник: restavraciy.ru