Не претендую на полноту анализа. Булгаковский роман для юношества никогда сильно меня не цеплял. Тем не менее, музыкальные параллели, выявленные в нём некоторыми исследователями весьма занимательны.
Итак, по алфавиту.
Бах
По мнению лингвиста и музыковеда Бориса Михайловича Гаспарова роман Мастера о жизни и смерти Иешуа Га-Ноцри является пассионом.
До нашего времени дошло два пассиона Иоганна Себастьяна Баха — «Страсти по Матфею» (BWV 244) и «Страсти по Иоанну» (BWV 245).
Имена этих двух евангелистов в образах Левия Матвея и Ивана Бездомного обыгрывает Булгаков, и это
придаёт повествованию о Пилате не просто характер ссылки на Пассион как жанр, но именно на Пассион Баха.
В 1723 году в церкви Святого Фомы в Лейпциге состоялось первое исполнение «Страстей по Иоанну», в тот же год Бах получил должность регента. А теперь вспомните, как представлялся Коровьев-Фагот — «бывшим регентом».
17 мгновений весны. Финальный монолог Мюллера.
Дом, в котором проходит часть действия романа, имеет номер 302- БИС, что является анаграммой имени И.С. Баха.
Берлиоз
Самая яркая «музыкальная» фамилия романа. Кстати, для многих Берлиоз — это в первую очередь булгаковский герой, композитора Гектора Берлиоза знают меньше.
— Какой там композитор? Ах да, да нет! Композитор — это однофамилец Миши Берлиоза!
Параллель с музыкой французского романтика более чем очевидна — это его пятичастная «Фантастическая симфония». Композитор сопроводил сочинение подробной литературной программой, в которой нашли отражения и вулканическая любовь, и блестящий бал, и трансформация любимой на шабаше ведьм, и казнь.
В финале четвёртой части симфонии его героя обезглавливают.
Одной из вершин творчества композитора стала драматическая легенда «Осуждение Фауста» по трагедии Иоганна Вольфганга Гёте . Стоит ли напоминать, что Булгаков вдохновлялся тем же литературным источником.
Гуно
Самым известным воплощением «Фауста» стала одноимённая опера Шарля Гуно . Её упоминает Мастер в беседе с Бездомным в тринадцатой главе:
— Ну вот . ведь даже лицо, которое вы описывали . разные глаза,
брови! Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?
А самым известным номером творения Гуно являются куплеты Мефистофеля, ярко исполненные оперным басом, например, Фёдора Ивановича Шаляпина :
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой.
В умилении сердечном прославляя истукан,
Люди разных каст и стран
Пляшут в круге бесконечном,
Окружая пьедестал, окружая пьедестал.
Сатана там правит бал, там правит бал .
В восемнадцатой главе на глаза буфетчика Андрея Фокича Сокова попадаются занятные аксессуары в «нехорошей» квартире:
на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью. . на оленьих рогах висели береты с орлиными перьями.
Это костюм Мефистофеля из оперы Гуно.
Шаляпин в роли Мефистофеля
Воланд-Мефистофель говорит и поёт «тяжёлым» басом, об этом я расскажу немного позже.
Вьётан
На балу у сатаны Коровьев представляет Маргарите музыкантов оркестра:
глядите налево, на первые скрипки, и кивните так, чтобы каждый думал, что вы его узнали в отдельности. Здесь только мировые знаменитости. Вот этому, за первым пультом, это Вьетан. Так, очень хорошо. Теперь дальше.
Анри Вьётан — реальный скрипач и композитор из Бельгии, основатель национальной скрипичной школы. Роберт Шуман так отзывался о нём:
Говоря о Вьётане, невольно думаешь о Паганини. … С первой и до последней ноты мы словно стоим в заколдованном круге, у которого нет ни начала, ни конца.
В 1869 году Вьётан создаёт «Фантазию на темы «Фауста» Шарля Гуно» для скрипки, фортепиано и оркестра.
Римский
Следующая «музыкальная» фамилия — отсылка к Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову , много и плодотворно сочинявшего в оперном жанре.
В сюжетах его произведений встречается как мистицизм, борьба добра и зла, проделки нечистой силы, так и элементы жёсткого сатирического памфлета.
Намёк на оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» звучит в финале тридцать первой главы:
Когда на мгновение чёрный покров отнесло в сторону, Маргарита на скаку обернулась и увидела, что сзади нет не только разноцветных башен с разворачивающимся над ними аэропланом, но нет уже давно и самого города, который ушел в землю и оставил по себе только туман.
А на оперу «Золотой петушок» — в эпизоде чудесного спасения Римского от Геллы и вурдалака Варенухи :
Крик петуха повторился, девица щёлкнула зубами, и рыжие её волосы поднялись дыбом. С третьим криком петуха она повернулась и вылетела вон. И вслед за нею, подпрыгнув и вытянувшись горизонтально в воздухе, напоминая летящего купидона, выплыл медленно в окно через письменный стол Варенуха.
Стравинский
Фамилия гениального профессора психиатрии очевидный намёк на русского композитора. Игорь Фёдорович Стравинский первые свои пьесы сочинял под руководством Римского-Корсакова.
В 1918 году он создаёт оперу «История солдата», по сюжету которой бедный солдат продаёт свою душу чёрту.
Большое значение в творчестве Стравинского играли языческие и сказочно-фольклорные мотивы: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».
Язычество исторически предшествует христианству, а на границе эпох находится Иешуа Га-Ноцри, распятый четырнадцатого числа священного весеннего месяца нисана.
Чайковский
Имя композитора в романе не называется, упоминаются только его произведения.
Безумная ночная погоня Бездомного сопровождается музыкой Петра Ильича Чайковского :
. и из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывался хриплый рёв полонеза из оперы «Евгений Онегин».
И на всем его трудном пути невыразимо почему-то его мучил вездесущий оркестр, под аккомпанемент которого тяжёлый бас пел о своей любви к Татьяне.
Имеется в виду ария князя Гремина из третьего акта оперы.
Ещё один фрагмент оперного творчества композитора звучит во сне Никанора Ивановича Босого во время его пребывания в клинике Стравинского. На этот раз это реплика сходящего с ума Германа из шестой картины оперы «Пиковая дама»:
Лампы погасли, некоторое время была тьма, и издалека в ней слышался нервный тенор, который пел: «Там груды золота лежат, и мне они принадлежат!»
Штраус
— Кто дирижёр? — отлетая, спросила Маргарита.
— Иоганн Штраус! — закричал кот. — И пусть меня повесят в тропическом лесу на лиане, если на каком-нибудь балу когда-либо играл такой оркестр!
Музыкальная история знает двух Иоганнов Штраусов — отца и сына. Поэтому Булгаков уточняет:
Человек над оркестром отвернулся от него и поклонился низко, широко разбросив руки, и Маргарита, улыбаясь, помахала ему рукой.
— Нет, мало, мало, — зашептал Коровьев, — он не будет спать всю ночь. Крикните ему: «Приветствую вас, король вальсов!»
Теперь всё ясно: прозвище «короля вальса» носил И оганн Штраус-сын . На балу он управляет оркестром » человек в полтораста «.
Шуберт
Романс Франца Шуберта «Приют» на стихи Людвига Рельштаба из сборника 1828 года «Лебединая песня» звучит в трубке телефона, когда Варенуха набрал номер «нехорошей» квартиры:
. Варенуха долго слушал, как густо гудит в трубке. Среди этих гудков откуда-то издалека послышался тяжкий, мрачный голос, пропевший: «. скалы, мой приют . «
Это начало песни, которую басом исполняет Воланд .
Бурный поток, чаща лесов,
Голые скалы — мой приют.
Бурный поток, чаща лесов,
Голые скалы — мой приют.
Борис Гаспаров находит в этом эпизоде отсылку к опере «Демон» Антона Григорьевича Рубинштейна , а точнее к декорациям
пролога оперы в знаменитой постановке с участием Шаляпина — нагромождение скал, с высоты которых Демон-Шаляпин произносит свой вступительный монолог «Проклятый мир».
Видимо музыка Шуберта по-настоящему нравится Воланду , он находит её идеальной для будущей жизни Мастера :
неужто вы не хотите днём гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?
Символично, что последняя глава романа носит почти шубертовское название «Прощение и вечный приют».
Сам Булгаков также очарован романтикой композитора. Музыковед и литературовед Игорь Фёдорович Бэлза связывает шубертовский вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова Вильгельма Мюллера с генеалогией Понтия Пилата. В романе прокуратор является » сыном короля-звездочёта и дочери мельника, красавицы Пилы «.
И напоследок, не могу обойти вниманием ещё одну аллюзию, тонко подмеченную кандидатом филологических наук Ольгой Александровной Актисовой :
В самом конце романа в семантическом наполнении концепта «музыка» возникают определенные вагнеровские мотивы. Картины пожаров напоминают о заключении «Гибели богов», а последний полёт Воланда со свитой и умершими героями уже очень отдалён от сказочности Гоголя – Римского-Корсакова и связан, скорее, с «Полётом валькирий».
В прошлом году на канале выходила статья » Почему «Мастер и Маргарита» Булгакова до сих пор не может обрести достойное воплощение в музыке «. Советую её почитать. Найти ссылку вы легко сможете в Каталоге публикаций . Нажимайте скорее!
При подготовке этой статьи были использованы следующие материалы:
Актисова О.А. «Концепт «музыка» в лингвофилософской парадигме романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
Бэлза И.Ф. «Генеалогия «Мастера и Маргариты»;
Гаспаров Б.М. «Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
И традиционная несмешная байка:
Мистическая трагедия лорда Байрона о маге и чернокнижнике Манфреде сподвигнула Милия Балакирева написать подробную литературную программу для симфонии. Однако, сам он почему-то не взялся её писать, а предложил попробовать силы Гектору Берлиозу , ориентируясь на его «Фантастическую симфонию». После отказа Берлиоза идея была переадресована Петру Ильичу Чайковскому .
Так появилась программная симфония «Манфред». Артуро Тосканини считал её величайшим сочинением композитора, и он же внёс существенные изменения и сокращения в партитуру для выступлений и записи. С другой стороны, Леонард Бернстайн никогда не дирижировал и не записывал «Манфреда», называя его мусором.
Никому нельзя угодить!
Источник: dzen.ru
Цитата #1367 из книги «Мастер и Маргарита»
– А дай-кось я попробую по старой памяти, – сказал Коровьев, потер руки, подул на пальцы.
Просмотров: 6
Вместо ответа рыжий снял котелок и взял его на отлет.
Просмотров: 7
– Ну хорошо, зовут меня Азазелло, но ведь все равно вам это ничего не говорит.
Просмотров: 7
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.
Просмотров: 7
– Пожалуйте ванну брать, – пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная.
Источник: bookquotes.ru
Там горы золота лежат и мне они принадлежат
«Там груды золота лежат, и мне они принадлежат»
Сегодня я расскажу, вернее, покажу, как жили эти подлые Габсбурги, в то время, как простой народ. Ну, вы сами знаете.
Хофбург, королевский дворец.
Слепнешь от бесконечных сверкающих витрин.
Бронзовые подсвечники, канделябры, жирандоли.
Горы серебряной.
. и золотой посуды. Короли ели только на золоте и серебре.
Это скромное сооружение для подачи десерта. В один кадр не влезло, так что, вот правое крыло.
. а вот левое.
И вот что удивительно. Монархия в Австрии сменилась республикой. Но сокровища королевского дома республиканцы не только не разграбили, но бережно сохранили и сберегли во время всех войн и социальных катаклизмов. Непривычно, правда? :))
Фарфор долгое время использовался только для чайных и кофейных сервизов. Этот сервиз Людовик XV прислал в подарок своим австрийским венценосным родственникам. Это только одна витрина, сервиз занимает целый зал.
Всё-таки французы всегда отличались хорошим вкусом. Сервиз изготовлен на фарфоровом заводе в Севре.
Это уже XIX век. Фарфор допустили и до других этапов трапезы. Это время увлечения природой, которая возвышает и очищает душу от низменной жизни в развратных городах.
Прелестная чашечка рококо.
А эти сосуды, напоминающие Гжель, члены королевской семьи использовали для личной гигиены.
И только Элизабет Баварская, Сисси, после свадьбы с императором Францем-Иосифом в 1854 году, устроила маленькую революцию во дворце и завела ванны.
Сисси в свадебном наряде. Ей тут 16 лет.
А это последняя витрина. Большинство посетителей, утомленных анфиладами сверкающих залов, ее пропускают, а она, пожалуй, самая интересная. Перед Пасхой специальные дворцовые служители отбирали среди столичных нищих 12 человек. Лейб-медики проверяли, не больны ли они чем-нибудь заразным, боже упаси.
И в Страстной четверг император и императрица Австрии собственноручно омывали ноги нищих вот в этой лохани. Этим они показывали, что перед Богом все равны, и император не выше самого распоследнего подданного.
После этого нищим выдавали по пивной кружке и памятному серебряному кубку.
На кубке вензель Габсбургов.
Интересно, это помогало нищим собирать милостыню, когда их выпускали из дворца? 🙂
Королевская сокровищница
Парадные, расшитые золотом и изукрашенные камнями одеяния. Роскошные, но сколько же они весят?
А если сверху нацепить еще такие великолепные золотые цепи с рубинами?
А на голову возложить корону, да в руки взять державу и скипетр? Ой! Тут не пошевелиться, не вздохнуть. А надо выдерживать многочасовые парадные приемы, улыбаться милостиво и что-то умное говорить. Нет, уж лучше работать кондуктором в трамвае!
Еще одна корона и коробка для ее хранения.
Настольное распятие с изумрудами. Великолепная работа ювелиров!
А такого я нигде не видела — это цельный изумруд, 2680 карат. Проще, с два больших кулака!
Я тут же припомнила графа Монте-Кристо. Среди сокровищ кардинала Спада, зарытых на острове, было три огромных изумруда. Один из них граф обменял на Гайде, за второй выкупил нубийца Али ( подождав, пока ему отрежут язык), а из третьего сделал коробочку для опиумной пасты. Эти изумруды когда-то возбудили мое детское воображение! 🙂
Дамы, внимание! Модная перчатка 1220 года.
И еще парочка.
И к ним сапожки.
А в последнем зале висело несколько замечательных портретов герцогов Бургундии.
Мария, герцогиня Бургундская (1457-1482)
Одеты, кстати, все очень скромно.
Филипп Добрый, герцог Бургундский (1396-1467)
«Прозванный за свои подвиги Добрым».
А этот портрет мне понравился больше всех!
Иоганн Неустрашимый, герцог Бургундский (1371-1419)
А по-моему, вид у Неустрашимого немного испуганный. И какой у него дивный нос!
Не могла не снять полиглотную дверь в туалете. Интересно, последняя надпись на русском? :))
Источник: tarnegolet.livejournal.com