Изю: для чего его носят татарские женщины, что символизирует украшение?
Национальная одежда любого из народов – это всегда яркие и нарядные вещи, со своей богатой историей. Сейчас мы хотим рассказать о женских татарских костюмах и аксессуарах, представляющих собой уникальный комплекс народного промысла. Их особенность заключалась в том, что не так важно, насколько красиво платье, как важно наличие большого количества украшений. Это могли быть всевозможные бусы, броши, застежки для воротника и изю. Для чего это было нужно и что символизировало, расскажет история этноса.
Татарская женская национальная одежда
В татарских семьях издревле было принято учить девочек шить. Это считалось обязательным умением, как писать и читать. Поэтому, изготавливая вещи для себя, женщина вкладывала в них все мастерство. Женский костюм был бы обычным и невзрачным, если бы его так не расшивали узорами и драгоценностями.
В него обязательно входили:
- Широкая длинная рубаха с рукавами;
- Сверху надевали распашную жилетку, сшитую из бархата;
- Головной убор (калфак), определяющий возраст девушки и ее семейный статус. Белый носили незамужние, другие цвета использовали в зависимости от клановой принадлежности;
- Платок или шаль поверх калфака.
Конечно, сегодня редко встретишь одетую таким образом женщину. Но на праздники многие татары наряжаются в национальные платья, чтобы отдать дань традициям.
Украшения, как часть комплекса народного костюма
Татарские мужчины и женщины в большом количестве вешали на себя разного рода изделия. Средний вес всех аксессуаров за один раз мог достигать 6 кг. Основным материалом служило золото, серебро, бирюза и янтарь.
Бирюза вообще считается у татар особенным камнем. Они верят, что данный минерал является символом счастливой семейной жизни. На этот счет существует легенда. Она рассказывает, что бирюза – это кости предков, которые сохранили все лучшее.
Итак, татарки носили следующие украшения:
- Накосники – заколка в виде подвески со шнуром, которая вплеталась в косу. У местных девушек их обычно было несколько видов из серебра, золота и, конечно, с бирюзой;
- Серьги. Вставляли их маленьким девочкам 3 лет и носили до самой старости. Обычно это крупные изделия, богато украшенные камнями и с витиеватыми узорами;
- Всевозможные шейно-нагрудные застежки. Их использовали для скрепления глубокого разреза на рубашке, но оформляли так же богато, как и друге аксессуары;
- Кованные ожерелья из бус, бисера и монет;
- Матерчатые нагрудники – изю (изу).
Девушки побогаче позволяли себе делать перевязь – «хасите» в виде широкой ленты, оформленной всевозможными камнями, металлическим медальонами, монетами. Это был еще и оберег, он сохранял молодую жену, когда она впервые входила в дом супруга.
Изю ‒ для чего его носили татарские женщины?
Отдельно хочется рассказать об изю. Эту деталь одежды знают немногие. И название редко где встретишь.
Это женское нагрудное украшение, которое хозяйка обычно делала своими руками. Шили его из широкой ленты, а по краю отделывали монетами, лентами, бисером.
Как и все остальные составляющие костюмов, изю имело свое предназначение. Им прикрывали разрез платья или рубахи замужние девушки. Что-то вроде нагрудного фартука. Кроме этого, глядя на него, можно было определить насколько богата дама. Ведь украшали изу всем, что есть в доме.
Головные уборы у татарских девушек
Девушка надевала головной убор только в зависимости от семейного положения. Мусульманские народы всегда трепетно относились к статусу слабого пола, четко разделяя замужних и незамужних. Поэтому свободные татарки надевали шапки. Волосы при этом они заплетали в две косы и выпускали их сзади.
Женщины, состоявшие в браке, могли выбрать более красочные и оригинальные головные уборы. Но они обязательно прятали волосы, шею и плечи. Их головные уборы имели волосники, либо сверху накидывалась шаль или платок.
Сегодня этих традиций придерживаются редко. Татары стали ближе к европейцам, переняли их обычаи. Но и свою культуру они не забывают. Многое зависит от места проживания. В деревнях люди и сейчас одеваются по старинке.
В городах же редко встретишь человека, одетого подобным образом.
История татарской одежды
За многовековую историю этноса национальный костюм менялся не один раз, отражая черты территории, на которой они проживали и особенности уклада. Татарскую национальную одежду не спутаешь с другой. Но между тем на ее дизайн оказали влияние близко живущие народы. В основном башкиры, удмурты и марийцы.
Так, например, сибирские подгруппы использовали меха, изготавливая вещи. Они украшали ими безрукавки и головные уборы. Такой особенности не встретишь у народов, проживающих на юге нашей страны, в Астраханской области. Здесь больше преобладали легкие одежды в виде длинных рубах, закрывающих от палящего солнца и тюбетеек.
Большое количество украшений, однако, любили все татары. Тяжелые ожерелья, серьги и застежки, отделанные драгоценностями, встречаются повсеместно.
У людей любой национальности существуют народные костюмы. Их особенности складывались с течением времени, в процессе исторических изменений. С каждой эпохой появляются новшества, отражающие ее суть. У татар это некоторые виды украшений, головные уборы и изю. Для чего они были сделаны, какой несли смысл?
Казалось бы, одевайся по моде и все? Это культурные традиции, передающиеся через поколения, именно они обуславливают уникальность данной этнической группы, хранят ее историю.
Источник: znay.co
Использование золотой и серебряной посуды
Использование золотой и серебряной посуды запретно в Исламе. В достоверном хадисе передаётся, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لا تلبسوا الْحَرِير وَلَا الديباج وَلَا تشْربُوا فِي آنِية الذَّهَب وَالْفِضَّة فَإِنَّهَا لَهُم فِي الدُّنْيَا وَلكم فِي الْآخِرَة
«Не носите одежду из дибаджа[1] и шёлка. Не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте с золотой и серебряной посуды, потому что всё это предназначено для них (неверующих) в мире этом, а для нас – в мире вечном». (аль-Бухари, 5633; Муслим, 2067)
В сборнике «Сахих Муслим» (2070) приводится следующее высказывание Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
الَّذِي يشرب فِي آنِية الذَّهَب وَالْفِضَّة إِنَّمَا يجرجر فِي بَطْنه نَار جَهَنَّم
«У того, кто выпьет или поест из золотой или серебряной посуды, в животе будет шуметь пламя Ада».
В другой версии этого хадиса сказано:
من شرب فِي إِنَاء من ذهب أَو فضَّة فَإِنَّمَا يجرجر فِي بَطْنه نَارا من جَهَنَّم
«Кто в этом мире пьёт из серебряной посуды, тот не сможет пить из неё на том свете».
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал :
قال أصحابنا انعقد الإجماع على تحريم الأكل والشرب وسائر الأستعمال في إناء ذهب أو فضة إلا ما حكي عن داود وقول الشافعي قديم للشافعي إنه يكره والمحققون لا يعتدون بخلاف داود وكلام الشافعي مؤول كما قاله صاحب التقريب مع أن الشافعي رجع عن هذا القديم
«Ученые шафиитского мазхаба единогласны в том, что запрещено есть, пить и как-либо иначе использовать золотую и серебряную посуду, кроме мнения, которое передаётся от Дауда аз-Захири, и старого (кадим) мнения имама аш-Шафии. Учёные не обращают внимания на расхождение (хиляф) с Даудом аз-Захири, а что касается старого (кадим) мнения имама аш-Шафии , то для этих слов делается та’виль, как сказал об этом автор книги “Ат-Такриб”[2], так как имам аш-Шафии отошёл от старого мазхаба». [Имам ан-Навави «Шарх ‘аля Сахих Муслим» 6/287-288]
Отсюда следует, что учёные единогласны в том, что запрещено есть и пить, очищаться и курить из золотых и серебряных сосудов, а также использовать серебряные или золотые ложки. Запрещены все виды их использования; также сюда можно отнести сосуды для хранения сурьмы, карандаши (для подкрашивания бровей), сосуды для благовоний, и не имеет значения, мал сосуд или велик. В отношении запретности мужчина и женщина равны, но есть различие: женщинам можно краситься для мужа или господина.
Запрещено использовать розовую воду и масла в золотых и серебряных флаконах, запрещено украшать магазины, дома, маджлисы золотой и серебряной посудой. И это является достоверным мнением, но некоторые учёные шафииты дозволили украшать вышеупомянутое, однако это ошибка, потому что если вещь в основе своей запретна, то и смотреть на неё запрещено.
Передаются следующие слова имама аш-Шафии и других учёных:
لو توضأ أو اغتسل من إناء ذهب أو فضة عصى
«Если человек совершил малое (вуду) или большое омовение (гусль) из золотой и серебряной посуды, то тем самым он ослушался Аллаха».
Запрещено хранить эту посуду не для использования, согласно достоверному мнению, так как то, «что запрещено использовать, запрещено хранить», например, музыкальные инструменты. Да убережёт нас Аллах от использования того, что является причиной, которая приводит в Ад.
Ювелиру запрещено создавать (эту посуду), и не положена ему за неё плата, потому что его поступок является грехом, если же человек сломает эту посуду, то за это не налагается штраф, и никому не дозволяется требовать с него штраф, даже если люди обратятся к притеснителю из правителей нашего времени (то есть времени имама Такиюддина аль-Хисни), потому что они (правители) являются невеждами, так как сами используют эту посуду, пьют спиртное и хранят музыкальные инструменты.
В хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
يمسخ نَاس من أمتِي فِي آخر الزَّمَان قردة وَخَنَازِير قَالُوا يَا رَسُول الله أَلَيْسَ يشْهدُونَ أَن لَا إِلَه إِلَّا الله وَأَنَّك رَسُول الله قَالُوا بلَى وَلَكنهُمْ اتَّخذُوا المعازف والقينات فَبَاتُوا على لهوهم ولعبهم فَأَصْبحُوا وَقد مسخوا قردة وَخَنَازِير
«Всевышний Аллах изменит облик людей из моей уммы в Судный день на обезьяний и свиной». Сподвижники спросили его: «О Посланник Аллаха, разве они не свидетельствуют, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты Посланник Аллаха?» Он ответил: «Да, однако они слушают музыкальные инструменты и певиц, проводят ночь, забавляясь и развлекаясь, а утром проснутся, превращённые в обезьян и свиней». (Приводит хафиз ас-Суюти в «Ад-Дурр уль-Мансур», 2/324)
В хадисе, передаваемом со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), сообщается о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من جلس إِلَى قينة يستمع مِنْهَا صب فِي أُذُنَيْهِ الآنك
«Тому, кто сядет слушать музыку, в уши будет заливаться расплавленный свинец». (Приводит Хафиз ас-Суюти в «Аль-Джами`у ас-Сагыр», 8428)
Если в посуду инкрустированы драгоценные камни (рубины, бирюза и им подобные), запретна ли она для использования?
Среди учёных существуют разногласия на этот счёт: некоторые сказали, что такую посуду запрещено использовать, чтобы не подпитывать тщеславие и расточительство и по той причине, что драгоценные камни переламывают сердца малоимущих. Однако, согласно достоверному мнению, такую посуду не запрещено использовать.
Учёные единогласны в том, что не запрещается та драгоценная посуда, которая нужна в работе. Не является нежелательным надевать одежду из ценных тканей, таких, как лён или шерсть.
Позолоченная и посеребрённая посуда
Если хранить посуду из меди или ей подобную (латунь, бронза), затем покрыть её золотом или серебром, и при нагревании этой посуды ни золото, ни серебро не стекает, то, согласно достоверному мнению, запрещается использовать такую посуду.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
ولو موه السيف وغيره من آلات الحرب أو غيرها بذهب تمويها لا يحصل منه بالعرض على النار شيء فطريقان أصحهما وبه قطع العراقيون التحريم للحديث ويدخل فيه الخاتم والدواة والمرملة وغيرها فليتجنب ذلك والله أعلم
«Если покрыть меч либо другое оружие золотом таким образом, что при нагревании огнём с него ничего не стекает , то относительно этого вопроса есть два мнения. Наиболее верное – и это мнение иракских учёных шафи’итов – безусловный запрет, согласно хадису. Также сюда относятся перстень, перо, ёмкость для песка. Необходимо остерегаться этого. А Аллах знает лучше». («Маджму’» 4/326)
Покрывать потолок и стены дома золотом или серебром однозначно запрещается. Если куплен дом, и при нагревании огнём что-то стекает, то запрещается оставлять его в таком виде, если же не стекает, то не запрещается. Этого мнения придерживался Ибн ур-Риф’а.
А Аллах знает лучше.
(Такиюддин аль-Хисни, «Кифаят уль-Ахьяр», стр. 37-39).
[1] Дибадж – дорогая материя на шёлковой основе, которую надевают и используют в качестве украшения.
[2] Автором книги «Ат-Такриб» является выдающийся учёный, шафиит, имам Касим ибн Мухаммад аль-Каффаль аш-Шаши (ум. в 471 г. х.).
Источник: darulfikr.ru