Дом казенный предо мной
Да тюрьма центральная.
Не копейки за душой
Да дорога дальняя.
Над обрывом пал туман,
Кони ход прибавили,
Я б махнул сейчас стакан,
Если б мне поставили.
Ночью в церкви ни души,
Волки в поле воют,
А под расстрельную статью
Ямы быстро роют.
Что же не хватало мне,
Все теперь на месте,
Был туз бубновый на спине,
А стал в ногах туз крести.
Золотые купола
Душу мою радуют,
А то не дождь, а то не дождь —
Слезы с неба капают,
Золотые купола
На груди наколоты,
Только синие они
И ни крапа золота.
И ни крапа золота.
Над обрывом на краю
Сердце дрожь охватит,
Жизнь босяцкую мою
Кто переиначит?
Кто стакан мне поднесет,
Кто свечу погасит,
Кто простит и кто поймет
И кто по мне заплачет.
Золотые купола
Душу мою радуют,
А то не дождь, а то не дождь —
Слезы с неба капают,
Золотые купола
На груди наколоты,
Михаил Круг — Золотые купола
Только синие они
И ни крапа золота.
И ни крапа золота.
Источник: darktexts.ru
Михаил Круг — Золотые купола
Дом казённый предо мной, да тюрьма центральная,
Ни копейки за душой, да дорога дальняя.
Над обрывом пал туман, кони ход прибавили,
Я б махнул сейчас стакан, если б мне поставили.
Ночью в церкви ни души, волки в поле воют,
А под расстрельную статью ямы быстро роют.
Что же не хватало мне, — всё теперь на месте:
Был туз бубновый на спине, а стал в ногах туз крести.
Золотые купола душу мою радуют,
А то не дождь, а то не дождь — слёзы с неба капают .
Золотые купола на груди наколоты, —
Только синие они и не крапа золота, и не крапа золота.
Над обрывом, на краю сердце дрожь охватит,
Жизнь босяцкую мою кто переиначит?
Кто стакан мне поднесёт, кто свечу погасит,
Кто простит и кто поймёт, и кто по мне заплачет?
Золотые купола душу мою радуют,
А то не дождь, а то не дождь — слёзы с неба капают.
Золотые купола на груди наколоты, —
Только синие они и не крапа золота.
Источник: learnsongs.ru
Любовь, смерть и купола: о чем говорит русский шансон
Москва. Зима 1991 года. В разных районах столицы тогда еще СССР появляются рекламные афиши нового фестиваля с доселе неупотребимым словосочетанием «русский шансон» и расшифровкой: «Песни наших улиц и дворов». Хедлайнером концертной программы стал за год до того освободившийся из мест не столь отдаленных артист Александр Новиков.
Первый альбом этого бывшего рокера «Вези меня извозчик», вышедший в 1984-м, большинство историков жанра считает основополагающим. Однако желание привить французский термин chanson к русской эстраде неизбежно привело к поиску предшественников. Сейчас в этот почетный пул попадают Александр Вертинский, Петр Лещенко, Аркадий Северный, Леонид Утесов и даже Владимир Высоцкий.
Но запустить новую волну городского романса в России с первой попытки не получилось. Лихие 90-е привнесли в жанр другой язык и философию блатной романтики. Довольно быстро сформировался и базовый набор тем для песен русского шансона. Зачастую сторителлинг строился на «пограничных ситуациях» бытия, описанных еще Карлом Ясперсом: смерть, страдание, страх, вина и борьба. Местом действия большинства песен неизбежно становилась тюрьма.
Образ тюрьмы
Отец-основатель русского шансона Александр Новиков, сам «отмотавший» срок, в своем раннем творчестве использовал образ тюрьмы как метафору полного краха привычного уклада жизни. Его лирический герой из песни «Я вышел родом из еврейского квартала…», попав в криминальный водоворот, всеми путями пытается избежать уголовного преследования:
Образ женщины
Одна из ключевых тем русского шансона — отношения с женщиной. И пожалуй, лишь в этом вопросе наши современники продолжают традиции «праотцов» жанра, в частности Александра Вертинского. Не «дева в беде», а «бедовая дева» зачастую становится объектом желания героя. У того же Вертинского в песне «Марлен» находим такие строки:
Образ страны
В своем изначальном виде русский шансон позиционировался как творческая площадка для выражения если не протеста, то презрения к официальной власти. Речь в первую очередь о советской эпохе. Ненависть к системе у народных шансонье была настолько велика, что даже в середине 90-х в их текстах то и дело появлялись коммунисты. Например, у Михаила Круга:
Законов нет для них, ведь зэк —
Падаль,
От коммунистов беспредел
Всюду.
Куда не глянешь — комсомол,
Все падлы красные кругом.
И где ж мне правды отыскать,
Скажи мне, мать?
Прежде всего этот мотив связан с тюремными установками, где начальник-антагонист всегда олицетворяет систему. Говорить же о состоянии дел в стране, находясь за решеткой, проблематично, поэтому русский шансон далеко не сразу обзавелся программными произведениями на тему «Кому на Руси жить хорошо?». Единственным исключением можно считать Игоря Талькова, который в своих работах всё же разрывался между рок-операми и политическими манифестами.
Всё изменилось в 2002 году. Мало кому тогда еще известный певец Стас Михайлов выпустил альбом «Посвящение». Пластинка открывается композицией «Полевая Россия»:
Полевая Россия довольно
Волочится сохой по полям.
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.
С есенинским размахом Михайлов на протяжении 11 песен проходит путь от диванного критика наших дней до смиренного раба, подытоживая альбом песней с громким названием «Россия»:
И топтали, и кололи,
Унижали и рубили,
Опускали на колени,
Но боялись как огня!
Ты жива, пока ты с Богом,
Православная Россия,
Над тобою раскрывает
Матерь Божья покрова.
Уже через два года Михайлов выпускает свой мегахит «Всё для тебя» и попадает в жесткую ротацию радио «Шансон». Однако, даже став успешным, популярным и всенародно любимым, от своих программных композиций артист не отказался и старается исполнять их почти на всех концертах, стирая грань между романтиком и пророком.
Подобный синтез стилей и тем для русского шансона нулевых стал системообразующим явлением. Вскоре к Михайлову присоединились эстрадники Лепс и Ваенга. То, что впоследствии назовут «постшансоном», представляет собой лишь менее маргинальную версию исходного жанра.
Под ситуацию подстроилась и не раз упоминавшаяся нами радиостанция, где уже давно откровенно блатные песни звучат только в ночном эфире.
Артисты старшего поколения в большинстве своем тоже стараются следовать трендам и новым веяниям, меняя творческий стиль. Кто-то, как Иван Кучин, начал исполнять песни исключительно на военные темы. Группа «БумеR» пошла по пути патриотизма и открывает свой последний альбом композицией «Святая Русь». Некоторые вообще уходят в другой жанр, как, например, артист Мафик, уже несколько лет записывающий хип-хоп-альбомы, где тема криминала пока еще не изжита.
Победную точку в истории официального признания русского шансона недавно поставил Григорий Лепс, выпустивший сингл «Гимн Российской Федерации». Артист в своей привычной манере исполнил главную песню страны. Аплодисменты.
Русский шансон, процветай и живи,
Рядом с тобою всегда пацаны.
Люди с понятием ценят тебя,
Если проблемы, то будет жара.
Источник: knife.media