Возникновение материала — твореное золото — непосредственно связано с развитием иконописи. Древнейшие сохранившиеся иконы датируются VI в. При создании этих икон древние мастера уже использовали твореное золото. Техника нанесения твореного золота на икону пришла на Русь из Византии в конце X в. вместе с искусством иконописи. Получение и применение твореного золота несколько веков назад описал Пресвитер Теофил в своих трактатах (XII в.). Монах-просветитель подробно изложил способ изготовления золота
чтобы украшать им нимбы вокруг голов святых, подол платья и кайму на нем, и все остальное, что ты пожелаешь.
Мастера алтарной живописи применяли его для отделки различных деталей композиции — украшения одежд, архитектурных элементов и других деталей, где отделка золотом призвана передать изображение реального мира.
Русские художники-иконописцы, говоря о процессе смешения красок для росписи икон, вплоть до конца XIX в. употребляли выражение «тереть краски». А сами краски именовались «твореными». С начала XX в. твореными стали называть только краски из порошков золота и серебра, смешанного со связующим. Отсюда и названия материалов — творёное золото, творёное серебро.
продолжаем полировать твореное золото
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения intdiz
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Добываем золото из материнских плат (17 фото)
Сегодня вы узнаете, как можно получить золото из старых материнских плат своими руками. Просьба отметить: химикаты, которые использовали в демонстрации, очень опасны, особенно во взятых концентрациях. Поэтому мы не рекомендуем повторять этот эксперимент в домашних условиях. |
Золото присутствует во многих элементах материнской платы: разъёмах IDE, слотах PCI Express, PCI, AGP, ISA и других портах, в перемычках, в сокете процессора и слотах DIMM (SIMM на старых материнских платах). Все эти разъёмы часто покрывают тонким слоем золота толщиной в несколько микрон. Инструменты
Первый этап нашего эксперимента заключается в снятии всех этих контактов и разъёмов. Нам потребуются кусачки, плоскогубцы и резак, плоская и крестовая отвёртки, а также некоторое количество времени.
Для проведения экспериментов нужно большое количество контактов — их как раз предоставили наши «донорские» материнские платы.
Также нужны химические реактивы и инструменты.
Электролиз
Чтобы получить считанные микрограммы золота, нанесённого на контакты, нам потребуется электролитическая ячейка. В ванну налита 95% концентрированная серная кислота. Катод изготовлен из свинца, анод — из меди. Контакты (сырьё) подключаются к аноду, который мы сделали в форме корзинки.
Когда мы пропускаем через ячейку электрический ток (мы использовали обычное зарядное устройство для аккумуляторов) медь на аноде (и на контактах) растворяется и осаждается на катоде из свинца. Золото, уже не связанное с медью, формирует осадок на дне ячейки. Также следует отметить, что во время этого процесса температура в ванне значительно повышается.
Альфия Мещерова “Золочение и приготовление твореного золота”
После того, как золото было отделено от контактов, ванне нужно дать время отстояться. Затем следует убрать как можно больше серной кислоты, после чего можно приступать к растворению остатков на дне электролитической ячейки.
Разбавление
Будьте аккуратны и всегда сливайте кислоту в воду, а не наоборот! Если вы ошибётесь, то первые капли воды, которые войдут в соприкосновение с серной кислотой, мгновенно испарятся, а кислота может при этом разбрызгаться.
У нас получился раствор серной кислоты, разных металлов (включая золото) и отходов, которые нужно отфильтровать. Почему не фильтровать кислоту напрямую, без её разбавления? Просто по причине того, что бумажные фильтры не устоят перед концентрированной серной кислотой.
Растворение
В фильтре останется смесь разных металлов и отходов. Теперь мы всё это растворим в смеси 35% соляной кислоты и 5% хлорного отбеливателя (гипохлорит натрия), в пропорции 2:1. 2 HCl + NaClO -> Cl2 + NaCl + H2O
Будьте аккуратны! Эта реакция экзотермическая, она приводит к выделению хлора, очень опасного газа. Хлор использовался в качестве химического оружия в первой мировой войне.
На самом деле хлор, который выделился в результате смешивания соляной кислоты и хлорного отбеливателя, мы как раз и будем использовать для растворения золота в виде хлорида золота III. 2 Au + 3 Cl2 -> 2 AuCl3
Снова фильтрация
Теперь нам нужно провести фильтрацию ещё раз. Фильтр задержит все отходы, оставив только раствор хлорида золота III.
Осаждение
Чтобы получить металлическое золото, нам нужно осадить его в растворе. Для этой цели мы будем использовать порошкообразный метабисульфит натрия. При наличии воды метабисульфит натрия даёт бисульфит натрия. Na2S2O2 + H2O -> 2 NaHSO3 Именно бисульфит натрия позволит нам осадить золото. 3 NaHSO3 + 2 AuCl3 + 3 H2O -> 3 NaHSO4 + 6 HCl + 2 Au
Надо дать раствору отстояться, после чего мы получим серый порошок на дне лабораторного стакана. Не потеряйте ни крупицы — это металлическое золото!
Плавление
Теперь нам нужно расплавить порошок в тигле. Температура плавления золота составляет 1064° C, так что нам потребуется кислородно-бутановая горелка.
В итоге мы получили приятную золотую дробинку! Можно ли назвать наш процесс экономически оправданным? Определённо, нет. Он имеет смысл только в промышленных масштабах. Маленькая дробинка из золота, которую мы получили, стоит всего два-три доллара по нынешним ценам.
Да и, честно говоря, компании, извлекающие золото из старых компьютеров, используют другие технологии и химикаты, которые ещё более опасны. Но, согласитесь, всё равно интересно знать, что вы можете получить золото из материнской платы в домашних условиях. Также можно получать золото из карт расширения, процессоров и чипсетов.
Применение[ | ]
Твореное золото широко используется в золочении — иконописи и других позолотных работах, требующих золочения отдельных элементов декора. Широкое распространение твореное золото имеет в книжной и настенной графике. Золотой порошок десятки столетий назад уже использовали мастера Египта для росписи стен, колонн, пола, пергамента.
Наравне с применением в иконописи, твореное золото широко используется в декоре светских интерьеров. В Российской империи особо популярной была расписная позолоченная мебель. В работах по золотой росписи наравне с золочением мебели мастера использовали и сегодня используют твореное золото.
Привил России эту моду Петр I. Заложив основу Петергофа, царь Петр долгое время путешествовал по Европе. В то время царила мода, диктуемая блестящим двором короля Франции Людовика XIV. И в 1715 году Петр I приказал своему представителю в Париже Конону Зотову прислать планы, фасады и перспективы лучших дворцовых сооружений Франции «особливо королевскому дому и саду в Марли».
Сегодня декорирование твореным золотом используется в реставрационных и иконописных работах, а также в декоре частных коллекций — для придания эксклюзивности предметам. При выполнении высокохудожественной позолоты — стильная мебель, рамы, — мастера часто используют твореное золото. Благодаря природному блеску твореное золото создает эффект свечения красок. Покрытые твореным золотом предметы приобретают красивую, мягкую и нежную поверхность с бархатным золотым оттенком.
Изготовление[ | ]
Твореное золото изготавливается из листов сусального золота 960-й пробы. В старину мастера-позолотчики изготавливали твореное золото самостоятельно. Чтобы приготовить золото для живописи, его смешивали с гуммиарабиком, являющимся связующим веществом, и с водой, превращающей смесь в жидкую массу.
В чистое чайное блюдце мастер насыпал гуммиарабик, доливал несколько капель воды и размешивал указательным пальцем правой руки, пока не получится густая клейкая масса. Затем в блюдце переносят лист золота и уже растирают вместе со связующим веществом. Стадия ручного творения — очень трудоемкий процесс, который длится, как правило, в течение полутора часов.
Сегодня твореное золото производится промышленным способом на высокоточном оборудовании. Но и сегодня некоторые мастера-позолотчики предпочитают изготавливать твореное золото своими руками.
Как извлечь драгметалл?
Как извлечь золото из радиодеталей и микросхем в домашних условиях? Достать благородный элемент не так уж и просто: потребуется терпение и знание химии хотя бы на начальном уровне. Начать стоит с сортировки. Части деталей и микросхем сортируют по нескольким принципам. Необходимо учитывать вес, размер и другие свойства.
С поверхности элементов удаляют посторонние металлы — железо, свинец. Также стоит избавиться и от пластмассы. Наличие посторонних элементов приведет к тому, что раствор быстро загрязниться и его придется заменить. Чем меньше примесей в растворе, тем чище будет золото на выходе.
Вторым этапом в процессе травления стоит считать создание растворителя. Поскольку Au в реакцию с кислотами и щелочами вступает неохотно, растворить его можно только в царской водке — это смесь концентрированной соляной и азотной кислоты, которую смешивают в пропорции 1 к 3.
Готовить раствор лучше в посуде из алюминия. На ее поверхности не должно быть трещин и повреждений — это повлияет на качество реагента. Для проведения травления стоит взять глубокую посуду. Раствор должен покрывать поверхность деталей полностью, но таким образом, чтобы место в посуде еще осталось.
Травление проходит с выделением газа и увеличением объёма жидкости. Газы будут образовываться в форме пузырьков. Поэтому в посуде должно быть место. Если нужно ускорить процесс, то можно нагреть раствор.
Не стоит забывать о том, что золото так же, как и другие элементы растворяются в царской водке. Но процесс идет значительно медленнее. Заранее раствор не готовят, поскольку он постепенно теряет свои свойства. Действие царской водки длится 6 часов, но чем дольше стоит раствор, тем его эффективность ниже.
Реакция может и не состояться, если в процессе были использованы некачественные реагенты или была нарушена технология. Химическая формула царской водки выглядит так: HNO3 + 3HCl = Cl2 + NOCl + 2H2O.
После погружения в раствор деталей можно заметить, как на его поверхности появились хлопья из золота. После этого нужно процедить раствор, можно использовать в качестве фильтра плотную ткань. Извлечение Au на этом не заканчивается, чтобы получить металл более высокого качества, стоит добавить в раствор гидразин из расчета 1 к 5.
После добавления гидразина в растворитель начнется реакция отделения: начнет отслаиваться масса коричневого цвета, похожая на ржавчину — это и есть золото. С первого раза получить драгметалл высокого качества не получиться, процедуру придется повторять 3–4 раза.
После очистки металл стоит переплавить, поскольку горелка не дает необходимой температуры. Тигель и сплав обрабатывают бурой — она поможет переплавить драгметалл в слиток или камушек.
- царская водка токсична и может навредить здоровью человека, поэтому процедуру травления стоит проводить в специальной одежде и хорошо проветриваемом помещении;
- даже небольшой глоток воздуха, в составе которого есть пары хлора и азота приведет к тому, что человек потеряет сознание;
- в процессе реакции выделяется хлор и газ азота;
- чтобы получить металл хорошего качества процедуру придется повторить несколько раз;
- при проведении травления необходимо менять раствор.
Если детали содержат не только Au, но и платину, то в процессе реакции можно получить белое золото. Если Au смешать с серебром, то получиться сплав зеленого цвета. Если же к элементу добавить железо, то полученное золото будет иметь синий оттенок.
Источник: veselointeresno.su
Твореное золото
Добрый день! Кто-нибудь пользовался покупным твореным золотом?
Я, к сожалению, никогда не пробовала творить его сама и потому в результатах не очень уверена. На сайте фирмы Noris нашла в продаже уже готовое.
Но как-то не очень хочется просто выбросить 700 руб.
Если кто-то уже имел с ним опыт работы, то поделитесь впечатлениями, пожалуйста.
Катерина К.
Регистрация: 02.04.2006 Сообщения: 7045 Откуда: Ярославль
Сообщение № 51401 • 13 Май 2009 13:32
Пользовалась их твореным серебром. Если еще раз перетереть и слегка промыть, будет сносно . Похоже они перебарщивают с гуммиарабиком и перетерто крупновато. То же слышала и о твореном золоте .
_________________
Катерина К.
Регистрация: 11.05.2009 Сообщения: 30134
Сообщение № 51440 • 13 Май 2009 21:19
Регистрация: 05.04.2008 Сообщения: 86 Откуда: Tallinn, Estonia
Сообщение № 53887 • 18 Июн 2009 07:41
Научитесь обязательно, оно того стоит. В магазине дорого и качество не то. Рецепт Зиновьева в «Искусство Палеха» работает на все 100.
Посмотрите и здесь http://arhistratig.livejournal.com/
Файл № 14 148
GOLDEN2.jpg
43.74 KB • 509
Регистрация: 23.07.2009 Сообщения: 14 Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение № 55854 • 23 Июл 2009 13:09
Внимательно прочитала, как золото творить.
очень заманчиво.
а потом должен получиться порошок или масса густая?
и что с этим делать?
яичной эмульсией разводить или это уже готовая краска?
это творить перед каждым разом, когда нужно золотом прорисовывать или это хранится?
Извините, если много глупых вопросов
Спасибо
Влад из Влада
Регистрация: 17.09.2007 Сообщения: 11664 Откуда: Москва
Сообщение № 55857 • 23 Июл 2009 13:35
И как хранить излишки?
_________________
dies diem docet
Катерина К.
Регистрация: 02.04.2006 Сообщения: 7045 Откуда: Ярославль
Сообщение № 55862 • 23 Июл 2009 15:08
Должно получиться- высохшее вещество золотистого цвета, покрывающее всю поверхность тарелочки, на которой его творили-мыли . Пользоваться, как акварелью. Капнуть каплю чистой водички(я беру ее черенком кисти), кисть должна быть только под золото, мыть её потом не надо, высушить в вертикальном положении, вниз головой( у меня в полочке дырочки просверлены, чтобы кисти вставлять). Капнули , золото растворилось, пользуйтесь, высхла эта капелька, заново капнули .Храниться у меня в шуршащем целофане(он плотней и не провисает). Только убирать тарелочку в целофан нужно, когда вода посе работы в ней полностью высохнет.
_________________
Катерина К.
Регистрация: 23.07.2009 Сообщения: 14 Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение № 55863 • 23 Июл 2009 16:35
Спасибо огромное!
а перед олифлением иконы такое золото надо лаком шеллаковым покрывать?
если да, то попадать точно кистью в рисунок золота?
(раз кисть мыть не надо, то наверное краска не слишком стойкая получается? легко размачивается, снимается. )
Влад из Влада
Регистрация: 17.09.2007 Сообщения: 11664 Откуда: Москва
Сообщение № 55864 • 23 Июл 2009 16:43
Катерина, спасибо. Будем делать и пробовать.
_________________
dies diem docet
Катерина К.
Регистрация: 02.04.2006 Сообщения: 7045 Откуда: Ярославль
Сообщение № 55871 • 23 Июл 2009 17:40
Да, краска получается не стойкая, по своим качествам. как акварель, и связующее у них , кажется, одно-гуммиарабик. После полного высыхания можно полировать агатом, если золото хорошо сотворено, будет хорошо полироваться.
Я иконы не олифлю, т.к. да, творенка да и чернение могут «поплыть». Надо закрепить шеллаком, думаю,» кисточкой по рисунку»-это слишком , просто развести шеллак пожиже и лучше очищенный использовать и покрыть участок живописи, расписанный творенкой (например-одежды), потом олифить. Но если вы наливаете олифу, на многочасовое пропитывание, боюсь может «съесть». Попробуйте, потом нам расскажете .
P.S. Может пользоваться томленой олифой? Время контакта с иконой уменьшается.
Источник: www.icon-art.info
Покрытие предмета твореным золотом
Иногда при выполнении высокохудожественной позолоты (стильная мебель, рамы) приходилось производить покрытие не листовым, а твореным золотом.
Твореное золото приготовляется следующим способом.
Листы золота с чистым медом мелко растираются курантом на мраморной плите. Хорошо растертую смесь роговым шпахтелем собирают с плиты в чистую стеклянную
посуду, наполненную чистой холодной водой. Мед в воде растворяется, а золото садится на дне посуды. Золото необходимо хорошо промыть. Для этого воду меняют до четырех раз. Промытое золото (без воды) закрывают от пыли стеклом и ставят в теплое место для просушки.
Просохшее золото имеет вид мельчайшего порошка, который по мере надобности берут на чистую стеклянную пластинку и разводят до требуемой густоты клеем гуммиарабиком. Если требуется больше глянца (блеска), вызолоченную поверхность полируют зубком из агата или сердолика.
Не помню, в каком году, в мастерскую, где я работал, поступил заказ: несколько кресел и кровать позолотить твореным жидким золотом. И кресла, и кровать были сделаны руками искусных мастеров. Сложный орнаментальный резной рисунок в некоторой степени усложнял золочение.
За дело принялся с интересом. Хотелось «набить руку» на разнообразных видах позолоты.
Золочение твореным золотом производилось на полименте. Все черновые и подготовительные операции ничем не отличались от полиментного листового золочения. Сам же процесс золочения проходил по-иному. В чем он заключался?
Перед полиментовкой я приготовил раствор, но уже не на яичном белке, а на желатинном клее (так же, как и под бронзу). Покрытую полиментом и высохшую поверхность выкрасил мелкой французской тертой бронзовой пудрой под цвет золота и дал просохнуть в течение 1—2 часов.
Затем разводил на гуммиарабике (можно и на желатинном клею) золотую пудру и покрыл жидким раствором поверхность щетинной (можно и беличьей) кистью. При выполнении этой операции движения должны быть ровными, плавными. На те места, которые необходимо было полировать, наводил полер.
Обработанные таким способом кресла и кровать приобрели красивую, мягкую и нежную поверхность, отсвечивающую золотом.
В Вышпаровка или окраска
7. практике позолотных работ мне иногда приходилось наряду с золочением предмета окрашивать отдельные места различными колерами или вышпаровать (табл. 4). Каждый позолотчик в той или иной мере должен быть знаком с малярными и альфрейными работами. Что представляет собой процесс вышпаровки?
Однажды я участвовал в золочении одного из залов Мариинского дворца (ныне здание Ленинградского Горисполкома). Ротонда представляет собой круглое помещение, перекрытое стеклянным куполом со сложным резным орнаментальным рисунком, выполненным из папье-маше. Фон надо было вызолотить на мордане, а украшения вышпаровать молочной краской.
Прежде всего я начал подготавливать те места, которые надо было вызолотить. Вся черновая подготовительная работа до покрытия этих мест лаками, а затем морданом аналогична любой.позолотной работе на мордане или полименте (см. табл. 1).
Перед покрытием лаком мордан поверхность, предназначенная под позолоту, грунтовалась под цвет колера. Следует иметь в виду, что краска должна быть чисто растертая, не густая. Грунтовка зависит от колера: при клеевом применяется купоросная грунтовка, а масляном — масляная.
Затем места, предназначенные для золочения, вначале покрыл морданным лаком (можно применить и полиментовку), а затем листовым золотом. Надо следить за тем, чтобы не испортить полиментом или морданом отгрунтованные под колер места.
После покрытия золотом (серебром, бронзой и т. д.) приступил к вышпаровке отдельных мелких мест (резьба, углубления). Прокрашивание осуществлял клеевой краской (можно применить и мастичную). Использование той или иной краски зависит от характера работ. Если помещение сухое, не подверженное сырости, лучше вышпаровывать мастичной краской. Лепку покрывают иногда молочной краской (молоко и цинковые сухие «белила).
Окрашивание производится два раза мягкими щетинными кистями. Движения должны быть ровными, быстрыми, чтобы не запачкать золоченые места.
Молочной краской покрывают только лепные детали и сложный профили.
Процесс золочения с вышпаровкой
Подготовка детали под
полиментное или морданное
золочение (см. табл. 1)
Полиментовка или покрытие
Полимент, лак мордан
Молочение, поталь, серебро,
(подушка, нож, кисти,
Грунтовка больших поверхностей
(зависит от колера)
Вышпаровка мелких мест
Колера разных цветов
у Золочение «через огонь»
Раньше применялся, еще один способ золочения — «через огонь», или, как его еще называют, ртутное золочение. Этот способ применялся главным образом при наружных позолотных работах (купола, балконные решетки, фонтаны, мостовые решетки и т. д.). В Ленинграде им вызолочены многие замечательные памятники русского зодчества (Смольный собор, собор Петропавловской крепости, купола Исаакиевского собора и другие здания).
Способ золочения «через огонь», или ртутное золочение, (табл. 5) заключается в том, что поверхность покрывается амальгамой из чистого золота и ртути. В готовой амальгаме должно содержаться 33 части золота и 67 частей ртути, по консистенции она напоминает сливочное масло. Прежде чем приступить к нанесению амальгамы, металл очищают от окиси и жировых веществ.
Амальгаму предварительно заворачивают в. кожу и обжимают, чтобы удалить избыток ртути, а затем щеточками из латунной проволоки накладывают на предмет, стараясь по возможности скорее и ровнее распределить ее по всей поверхности.
После этого деталь некоторое время держат над горящими углями, выпаривая ртуть. Для получения равномерной позолоты предмет во время выпаривания ртути следует беспрерывно обрабатывать щеткой или тряпкой. Последняя операция требует большого опыта и навыка, строгого соблюдения правил техники безопасности.
Когда ртуть испарится, а это узнается по золотистому цвету предмета, то для быстрого охлаждения его погружают в холодную воду, а затем приступают к полировке с помощью гладил из кровавика, агата или кремня.
Достоинство этого способа заключается в том, что: 1) при выпаривании ртуть испаряется, а золото остается на поверхности металла; 2) слой золота может быть любой толщины и любого цвета; 3) золото прочно соединяется с покрываемым металлом.
Соединение происходит от того, что во время выпаривания ртути в нижней части золотого слоя частицы золота переплетаются, если можно так выразиться, с частицами
покрываемого металла, и это обеспечивает прочное сцепление золота с покрываемым металлом. Обычно такая позолота держится до 100 лет.
Источник: infopedia.su