Образ ростовщика привлекал в свое время внимание и Диккенса, и Некрасова, и Достоевского, и конечно самого Б. Ростовщик – сумрачная фигура, истинный антигерой не трудового и даже бездеятельного обогащения, искусства «загребать золото лопатой». Это заметная фигура в суете и корысти буржуазного города.
В обстановке жилища бальзаковского ростовщика, помимо всех остальных, есть замечательная характерная деталь: «Зимою поленья в его очаге, заваленные пеплом, дымились постоянно, никогда не пылая» — такова была и жизнь этого человека.
По-французски «ростовщик» — usurier, от слова user (изнашивать, истощать). В самом слове заключен тип человека, владеющего большими суммами денег, готового снабдить этими деньгами кого угодно, но под залог вещей еще более ценных, чем получаемые деньги, и на кабальных условиях вернуть долг с огромным приростом. Это профессия, позволяющая получать солидные доходы, ничего не делая, ничего не тратя. Постоянно обогащаясь.
Ростовщик – характерная фигура для эпохи расцвета капиталистического общества, когда торговцу нужно перехватить большую сумму денег, чтобы не упустить выгодного товара, когда прогорающий аристократ готов заложить фамильные ценности, лишь бы поддержать привычный образ жизни, на который у него уже не хватает средств. Он надеется как-нибудь выкрутиться потом. К ростовщику обращался и бедняк (см. образ Раскольникова и старухи-процентщицы у Достоевского), если завтра ему нечем было кормить семью, а у него пока что целы старые часы или обручальные кольца.
2 Философия Гобсека
Имя Гобсек (Сухоглот) – обрубленное и резкое, имя человека твердого, неуступчивого, скупого до невозможности. Но скряга со своей природе всегда одинок. «Если бы общительность была религией, то в этом смысле Гобсека можно было бы считать атеистом». Отчужденность человека в собственническом мире показана в этом образе в самой крайней степени. Гобсеку не страшна смерть, но его удручает мысль, что его сокровища перейдут кому-то другому, что он, умирая, выпустит их из рук. Он не признавал никого из родных: «Он ненавидел своих наследников и не допускал мысли, что его сокровища могут достаться кому бы то ни было, кроме него, хотя бы и после его смерти».
У Гобсека свое законченное и во многом верное понимание современного ему общества. «Повсюду идет бой между бедняком и богачом, и он неизбежен». Но из этого верного исходного положения у Гобсека, как и у Вотрена («Отец Горио»), тот же циничный вывод: «Поэтому лучше стать эксплуататором, чем чтобы эксплуатировали тебя». Он считает, что убеждения, нравственность – пустые слова. Только личный интерес, только одна ценность – золото! Остальное изменчиво и преходяще.
Находясь на волосок от смерти, Гобсеку пригрезилось, что его комната полна живого, колыхающегося золота. И он бросился его загребать.
Чтобы не было у него соседей, Гобсек один занимал несколько комнат, загроможденных всякого рода снедью, которая вся сгнила, и даже у рыб выросли усы плесени. Это изображение напоминает некоторые страницы Гоголя (см. Плюшкина в «Мертвых душах»): «Все кишело червями и насекомыми.
Литература Оноре Де Бальзак «Гобсек»
Подношения, полученные недавно, лежали вперемешку с ящиками различных размеров, с цибиками чаю и мешками кофе. Комнату загромождала дорогая мебель, серебряная утварь, лампы, картины, вазы, книги, превосходные гравюры без рам,…и самые разнообразные редкости». До последних дней Гобсек заглатывал несметные состояния и уже был неспособен их переварить.
Если бы золото поддавалось гниению, то оно бы у него сгнило. Одна мысль угнетает умирающего: он расстается со своим богатством. Кому же оно достанется?
И вдруг Б. совершает скачок в далекое будущее: не в отношении исторического времени, а в расположении романов. Гобсек адресует огромное состояние своей внучатой племяннице Эстер Ван Гобсек, героине романа «Блеск и нищета куртизанок», романа, который еще будет написан через 12 лет после окончательной редакции «Гобсека». Эстер получит это наследство на следующий день после своего самоубийства.
Такова судьба наследия скряги.
Источник: studfile.net
Тестирование по повести О.Бальзака «Гобсек»
тест по литературе (10 класс) на тему
1. Укажите, какая из названных тем нашла отражение в творчестве Бальзака:
а) «человек и природа»; б) «губительная власть денег»;
в) «отцы и дети»; г) «жизни и смерти».
2. Укажите, по аналогии с чьим произведением возник замысел «Человеческой комедии»:
а) Байрона; б) Шекспира; в) Данте Алигьерри; г) Мольера.
3. Укажите, главный персонаж какой повести О.Бальзака – ростовщик:
а) «Евгения Гранде»; б) «Отец Горио»; в) «Гобсек»; г) «Лилия долины».
4. Укажите, кто является рассказчиком в повести О.де Бальзака «Гобсек»:
а) Дервиль; б) Камилла; в) виконтесса де Гранлье; г) Гобсек.
5. Укажите, выходцем из какой страны является Гобсек:
а) Франция; б) Германия; в) Голландия; в) Россия.
6. Укажите, что является главным для Гобсека:
а) здоровье; б) семья; в) власть над людьми; г) золото.
7. Укажите, почему граф де Ресто передал своё состояние Гобсеку:
а) боялся, что жена его промотает; б) поместил как в банк под проценты;
в) был должен Гобсеку; г) дал в долг Гобсеку.
8. Укажите, почему Эрнест де Ресто потерял своё наследство:
а) прогулял его; б) отдал бедным;
в) мать сожгла документ о наследстве; г) Гобсек его обманул.
9. Укажите должника Гобсека, который отдал деньги вовремя:
а) Фани Мальво; б) Анастази де Ресто; в) граф де Ресто; г) Максим де Трай.
10. Укажите, как изменила виконтесса де Гранлье своё отношение к Эрнесту де Ресто после рассказа Дервиля:
а) выгнала его из дома; б) представила своим родственникам как будущего зятя;
в) перестала с ним разговаривать; в) перестала запрещать своей дочери эти отношения.
11. Укажите, с каким животным сравнивает Бальзак Гобсека:
а) кошка; б) удав; в) паук; г) хорёк.
12. Укажите, как относился Гобсек к своим должникам из высшего общества:
а) ненавидел их; б) презирал их; в) жалел их; в) боялся их.
Тестирование по повести О.де Бальзака «Гобсек»
1.Укажите, кто является автором «Человеческой комедии»:
а) Стендаль; б) Бальзак; в) Флобер; г) Диккенс.
2. Укажите, образ какого персонажа Бальзака стал воплощением губительной власти денег:
а) Сореля; б) Бовари; в) Гобсека; г) Дервиля.
3. Укажите, какова композиция повести Бальзака «Гобсек»:
а) кольцевая; б) рассказ в рассказе; в) без сюжета; г) с открытым финалом.
4. Укажите, что в переводе с голландского языка означает фамилия Гобсек:
а) «лоботряс»; б) «сребролюбец»; в) «вольнодумец»; г) «живоглот».
5. Укажите, с каким известным человеком сравнивает Бальзак Гобсека:
а) Наполеон; б) Талейран; в) Геракл; г) Юлий Цезарь.
6. Укажите, для чего Гобсеку нужно было золото:
а) чтобы купить себе дом; б) чтобы помогать бедным;
в) чтобы жениться; г) чтобы властвовать над людьми.
7. Укажите, кому из героев повести Гобсек доверил свои переживания:
а) Дервилю; б) Фани Мальво; в) Максиму де Трай; г) графу де Ресто.
8. Укажите, почему виконтесса де Гранлье в начале повести не хотела выдавать замуж свою дочь за Эрнеста де Ресто:
а) он был инвалидом; б) о нём ходила дурная слава;
в) он был беден; г) его мать была падшей женщиной.
9. Укажите, кому Гобсек завещал своё состояние:
а) Дервилю; б) неизвестной племяннице; в) Максиму де Трай; г) графу де Ресто.
10. Укажите, в какой раздел «Человеческой комедии» входит повесть «Гобсек»:
а) «Этюды нравов»; б) «Философские этюды»;
в) «Аналитические этюды»; г) «Синтетические этюды».
11. Укажите, почему Анастази де Ресто разорила свою семью:
а) её ограбили; б) потратила все деньги на благотворительность;
в) потратила всё на любовника; г) построила убыточное предприятие.
12. Укажите, какие персонажи повести выражают авторскую позицию:
а) граф и графиня де Ресто; б) Дервиль и Фани Мальво;
в) Гобсек и Максим де Трай; в) Эрнест де Ресто и Камилла де Гранлье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по повести «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч.
Повесть о настоящем человеке (классный час — читательская конференция по повести Б.Полевого)
На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу «Повесть о настоящем человеке». Цель: воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у.
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло.
«Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Место повести в сборнике («Петербургские повести»).
Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести — это предназначение и п.
Контрольное тестирование в 7 классе по повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Тестирование по повести «Шинель» (7 класс).
М. Булгаков. Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Проблематика и образы повести «Собачье сердце». Художественная идея повести.
Пафос произведения и авторская позиция.
Маршрутный лист дистанционного урока.
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.
Источник: nsportal.ru
«Золото — вот духовная сущность всего нынешнего общества». Есть что возразить Гобсеку?
«Если человечность, общение меж людьми считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом» (Бальзак. «Гобсек»).
Сколько дней вы можете прожить без общения? Ну, 2-3… не больше. Не случайно самым тяжёлым наказанием для человека является заключение его в камеру-одиночку, где возможность общения исключена.
Какие же философские принципы нужно исповедовать, чтобы отказаться от «главной роскоши» — общения с людьми?
Читайте классику — и получите ответы на все вопросы современности!
Гобсек, образ которого во времена Советского Союза трактовали примитивно просто: это «кровожадный паук», ненасытный ростовщик, мешок с деньгами, сейчас приобрёл статус «героя нашего времени».
Не верите? Спросите у старшеклассников, кем они хотели бы стать. Банкирами – самый популярный ответ различных социальных опросов. Ростовщик и банкир — разве это не одно и то же?
Неужели золото — духовная сущность нынешнего общества?
Человек на протяжении жизни чего-то ищет: путь к истине, пожалуй, — главный маршрут его поисков.
Но мир населён разными людьми, и все они исповедуют разные моральные принципы…
Получается, что истины у разных народов свои…
Тогда что же это за истины, если они у всех разные?
Философия Гобсека:
— У меня вот принципы менялись сообразно обстоятельствам, приходилось менять их в зависимости от географических широт. То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считают пороком, за Азорскими островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны. Для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным
меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения — пустые слова. Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот инстинкт именуется личным интересом.
Вот поживете с мое, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним, Это. золото. В золоте сосредоточены все силы человечества. Я путешествовал, видел, что по всей земле есть равнины и горы. Равнины надоедают, горы утомляют; словом, в каком месте жить — это значения не имеет.
А что касается нравов — человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили. Повсюду мускулистые люди трудятся, а худосочные мучаются. Да и наслаждения повсюду одни и те же, и повсюду они одинаково истощают силы; переживает все наслаждения только одна утеха -тщеславие.
Тщеславие! Это всегда наше «я». А что может удовлетворить тщеславие? Золото! Потоки золота.
Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности или усилия. Ну что ж! В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности.
*
«Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Это ли не власть? Я могу, если пожелаю, обладать красивейшими женщинами и покупать нежнейшие ласки. Это ли не наслаждение?
А разве власть и наслаждение не представляют собою сущности вашего нового общественного строя? Таких, как я, в Париже человек десять; мы властители ваших судеб — тихонькие, никому неведомые. Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Помните, что средства к действию сливаются с его результатами: никогда не удастся разграничить душу и плотские чувства, дух и материю. Золото — вот духовная сущность всего нынешнего общества».
Есть что возразить Гобсеку? Ну, что любовь и дружбу не купишь за деньги. Березовский самонадеянно говорил: «Я плюну в лицо тому человеку, который скажет, что любовь нельзя купить за деньги! За деньги покупается всё!»
Согласны?
Источник: www.madamam.ru