1.Обратите внимание: пользуясь периодической системой химических элементов, проследите закономерность увеличения числа пропущенных химических элементов между членами предложенного ряда. (Ответ: СКАНДИЙ).
2. Обратите внимание: какой символ в правой части ряда соответствует букве левой части того же ряда. (Ответ: АТОМ).
3. Обратите внимание: какой символ в правой части ряда соответствует букве левой части того же ряда. (Ответ: ИОН).
4.Обратите внимание: символу химического элемента в левой части ряда соответствует в правой части значение заряда ядра атома этого химического элемента. ( Ответ: Fe 2 O 3 ).
5.Обратите внимание: какое число правой части ряда соответствует символу левой части того же ряда. (Ответ: CaCO 3 ).
6.Обратите внимание: какой символ в правой части ряда соответствует цифрам левой части. ( Ответ: СО 2 ).
7.Обратите внимание: число, соответствующее химическому элементу, символ которого расположен в середине ряда, равняется среднему арифметическому значений протонных чисел (порядковых номеров) элементов, расположенных в ряду по краям. (Ответ: 9 F).
МИСТЕРИЯ Древних Египтян: Откровения Археологических Находок
8.Обратите внимание: первые буквы названия предложенных химических элементов являются фрагментами алфавита. (Ответ: Cl или Cr ).
9. Обратите внимание: предложенное число соответствует значению протонного числа (порядкового номера) химического элемента, присутствующего во всех формулах ряда. (Ответ: 8 – во всех формулах присутствует атом кислорода).
За каждый правильный ответ по 2 балла.
ЗАДАНИЕ 2 (5 баллов)
1. Выберите вещество:
2. Относительная молекулярная масса веществ, имеющих формулу H 2 SO 3 ; Al(NO 2 ) 3 соответственно равна:
3. Выберите сложное вещество:
4. Элементы одного периода
- калий, кальций, медь
- водород, литий, калий
- натрий, магний, кальций
- гелий, неон, аргон
5. Что означают записи 5H 2 ; 3O:
- 5 молекул водорода и 3 атома кислорода
- 5 молекул водорода и 6 атомов кислорода
- 5 атомов водорода и 2 молекулы кислорода
- 5 атомов водорода и 3 молекулы кислорода
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
ЗАДАНИЕ 3 (17 БАЛЛОВ)
Ответьте на вопросы:
- …самый распространённый на Земле (кислород)
- …самый распространённый в земной атмосфере (азот)
- …самый распространённый в космосе (водород)
- самый лёгкий газ (водород)
- Назовите один элемент, названный в честь планет? (уран, нептуний, плутоний)
- Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)
- Металл, вызывающий лихорадку. (золото)
- Мельчайшая химически неделимая частица. (атом)
- Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды». (серебро)
- Основатель ятрохимии в 16 веке. Замечательный врач. Его идеи способствовали быстрому развитию фармакологии. (Парацельс)
- Какой газ используется в производстве газированной воды и при тушении пожаров. (углекислый газ)
- Какой химический элемент назван в честь России? (рутений)
- Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона Бонапарта? (каким был отравлен) (мышьяк)
- Какая вода содержит меньше всего примесей? а) морская, б) дождевая, в) речная, г) минеральная. (дождевая)
- Сколько всего в периодической системе химических элементов неметаллов? (22)
- Какой неметалл алхимики назвали «желчью бога Вулкана»? (сера)
- Неметалл, известный с древнейших времен. Простое вещество используют для приготовления красок, косметических и медицинских препаратов, уничтожения вредных насекомых. (сера)
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Древние цивилизации — Часть 5. Цивилизация желтой реки.Тайна костяных оракулов -Документальный фильм
ЗАДАНИЕ 4 (15 БАЛЛОВ)
Определите, о каком металле идет речь.
1. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идёт жёлтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце.
Меня называют царём металлов и металлом царей. Кто я? ( Золото )
2. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото.Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны.Кто я? ( Железо )
3. Я не менее красива, чем золото. Мой род древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровыю пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос.
Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? ( Медь )
За каждый правильный ответ по 5 баллов.
ЗАДАНИЕ 5 «ХИМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК» (10 баллов)
Человечество использует много разных языков. Кроме естественных языков (японского, английского, русского – всего более 2,5 тысяч), существуют еще и искусственные языки, например, эсперанто. Среди искусственных языков выделяются языки различных наук. Так, в химии используется свой, химический язык.
Химический язык – система условных обозначений и понятий, предназначенная для краткой, ёмкой и наглядной записи и передачи химической информации. Для удобства ученые всего мира используют единые знаки для обозначения химических элементов, но названия в некоторых языках отличаются. Попробуй соедини химический элемент и его название на английском, немецком и французском языках:
Символ элемента (первоначальное происхождение)
Название на английском языке
Название на немецком языке
Название на французском языке
Fe (от латинского «меч»)
Источник: nsportal.ru
Био-Хим Зугрэс ОШ № 17
Маска 1. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идёт жёлтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце.
Меня называют царём металлов и металлом царей. Кто я? (Золото)
Маска 2. Я не менее красива, чем золото. Мой род древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровыю пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос.
Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (Медь)
Маска 3. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен.
Мой покровитель – бог войны. Кто я? (Железо)
Маска 4. Моя структура аналогична структуре алмаза. Меня используют в качестве полупроводника. При высокой температуре восстанавливаю многие металлы из оксидов. Я второй по распространённости из элементов на Земле. Вхожу в состав речного песка. Кто я? (Кремний)
Маска 5. В газообразном виде я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Я вхожу в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и других пестицидов. Главным образом я появляюсь на свет в результате электролиза солей. Меня используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Кто я? (Хлор)
Маска 6. Я аналог азота и у нас сходные электронные конфигурации. Живу я на Кольском полуострове в залежах минералов. У меня есть несколько братьев – аллотропных модификаций. Один брат принимает активное участие при изготовлении спичек. Меня постоянно приглашают поучаствовать в получении дымовых завес. Кто я? (Фосфор)
5. ИГРА- ВИКТОРИНА «Анаграмма»
Анаграмма- это слово, в котором порядок букв переставлен (изменен), а для лучшего отгадывания обычно предлагается еще и какое-то определение этого слова.
1.ЕЗЕЛОЖ — без этого элемента Вы не отрежете и куска хлеба (железо)
2.СЛИКОДОР – а без этого не проживете и десяти минут (кислород)
3.НАПЛИТА – блестит, да не золото (платина)
4.ОРРЕБЕС – младший брат НАПЛИТЫ (серебро)
5.МНИКРЕЙ – и в зажигалке и среди камней (кремний)
6.ТУТРЬ – единственный жидкий металл (ртуть)
7.ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня (углерод)
8.ДОДОВОР – самый легкий газ (водород)
Химия и математика – химические уравнения
1.Как называется число, стоящее перед химической формулой? (Коэффициент)
2.Чему равен индекс при атоме водорода в молекуле воды? (2)
3.Чему равна молярная масса воды? (18 г/моль)
4.Чему равен объем 2 моль водорода? (44,8 литров)
5.Как рассчитать количество вещества, зная массу и молярную массу? ( Делением)
6.Определите тип реакции по уравнению 2Аl + 3 S = Al2 S3 (Соединение)
7.Сколько моль вещества содержится в 2 г водорода (1 моль)
Химия и физика – строение атома
2.Атом состоит из…(ядра и электронов)
3.Ядро состоит из…(протонов и нейтронов)
4.Атом, какого элемента самый легкий? (Водорода)
5.Заряд электрона …(отрицательный)
6.Элемент с зарядом атома +6 (Углерод)
7.Число электронов в атоме углерода …(шесть)
Источник: bio-him17.blogspot.com
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по химии в 8-9 классах
Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 8-9 класса
Интеллектуальная игра по химии «Что? Где? Когда?»
Описание работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии, игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по теме «МЕТАЛЛЫ» для 8-9 классов.
Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по теме «МЕТАЛЛЫ»
Цель: повышение устойчивого познавательного интереса учащихся к химии и развитие их творческих способностей.
Задачи:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах. Расширить знания о биологическом значении металлов, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Развивающая: развивать умения выстраивать цепь логических суждений; умения обобщать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности , ответственность за выполненную работу, самокритичность, умение выступать перед аудиторией.
Подготовка к игре:
Реквизиты: игровой стол, разделенный на сектора, волчок, секундомер, гонг, черный ящик, алюминиевая ложка, бумага, поваренная соль.
Правила игры: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» проводится в рамках предметной недели по химии в сельской малокомплектной школе. О проведении данной игры сообщается в начале изучения темы «Металлы» в 8 и 9 классах. Из 8–9-х классов выдвигается лучшие ученики — команда 6 человек. Игра идет до 8 очков. На обдумывание каждого вопроса дается две минута.
За каждый правильный ответ команда получает 1 очко, а за не полный 0,5 очка. Если правильного ответа нет, отвечает автор вопроса и тогда он получает 1 очко. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы. На игровом столе 15 вопросов, 16-й сектор – музыкальная пауза. В блиц–вопросе на обдумывание дается по 30 секунд на каждый вопрос.
Играет вопрос, на который показала стрелка волчка.
Проведение игры. Уважаемые коллеги! Учащиеся! Я приветствую вас на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Я желаю всем вам успехов в сегодняшней игре!
Против Вас сегодня играет учитель химии. Ознакомление с правилами игры. И так, игра начинается. Гонг.
I. Вопросы
Ведущий: 1.В 1700 году Петр I заменил серебряные монеты на монеты из этого металла. Он входит в число жизненно важных микроэлементов, участвует в процессе фотосинтеза и усвоения растениями азота. С помощью этого металла 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса, а в 19 веке статую свободы в Америке. По электропроводности он занимает второе место после серебра.
Со временем изделия из этого металла покрываются темно-зеленой пленкой. В чистом виде этот метал –тягучий, вязкий, красного цвета. Внимание вопрос, назовите металл? (Ответ: Медь).
2. В древности некоторые народы ценили этот металл больше, чем золото. Считается, что он пришелец из космоса. Он и воин, и труженик. Он один из элементов жизни. Без него человек слаб и немощен, и он вхожу в состав крови. Этот металл не образую самородков, как золото, поэтому в древние времена был очень дорогим. В Древнем Риме из этого металла изготовляли даже обручальные кольца.
Внимание вопрос, назовите металл? (Ответ: Железо).
3. В Индии неподалеку от Дели, в местечке Шимайхалори, находится огромный столб-колонна. Самое удивительное, что он вообще не подвержен коррозии и разрушению. Славы этой колонне добавили также легенды о ее волшебных целительных свойствах, избавляющих людей от целого ряда болезней.
Внимание вопрос, из какого металла сделан столб? (Ответ: Это удивительно, но он сделан из чистого железа. Его высота — 6,7 метров, диаметр 1,37 метра. Наверху столб украшен старинным орнаментом и внешне напоминает колонну древнего храма. Возможно, этот столб был установлен несколько тысячелетий назад.
В 1739 году в него было выпущено пушечное ядро, не причинившее столбу ни малейшего вреда. Считается, что прибывшему сюда на костылях больному достаточно постоять, обняв колонну, 20-30 минут, чтобы выздороветь).
4. Какое вещество и почему стало причиной гибели одной из арктических экспедиций? Внимание вопрос, О каком веществе идет речь и что это за экспедиция? (Ответ: Олово, так как им были запаяны емкости с горючим. При температуре ниже ~14°С белое олово, обладающее физическими свойствами металлов, переходит в другую аллотропную модификацию, представляющую собой порошок. Это явление называют «оловянной чумой» оно и сыграло роковую роль в судьбе экспедиции. Экспедиция английского полярного исследователя Роберта Скотта к Южному полюсу)
5. Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Обессиленные солдаты взбунтовались, требуя возвращения, домой с полей сражения и Александр Македонский вынужден был повернуть назад.
Но вот что любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. Внимание вопрос, в чем была причина заболевания? (Ответ: Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде. Вода из серебряного сосуда имеет особые свойства: обладает повышенной бактерицидностью.)
6. Внимание! Блиц – вопрос.
1.Этот металл известен человеку с древнейших времен, его широко применяют в технике, быту. Атомы этого металла входят в состав гемоглобина. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: О железе)
2.Металл, вызывающий лихорадку. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Золото)
3.Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды». Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Серебро)
7. Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл. Внимание вопрос, какой это металл? (Ответ: Свинец. «Древний Рим отравился свинцом», — к такому выводу пришли некоторые американские и канадские ученые-токсикологи.
По их мнению, использование свинцовой посуды (бутылей, бокалов, чаш) и косметических красок, содержащих соединения свинца, приводило к хроническому отравлению и вымиранию римской знати. Известно, что многие императоры, правившие Римом в первые столетия нашей эры, т.е. в последний период существования империи, страдали теми или иными психическими заболеваниями. Средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий в меньшей степени подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», а трубы его, как известно, были сделаны из свинца )
8. Из-за трудности определения этого минерала, его называют обманкой. Разные примеси придают ему различную окраску. На Алтае нередко можно встретить полосатую «бурундучную» руду — смесь обманки металла и бурого шпата. Кусок такой руды издали действительно похож на затаившегося полосатого зверька.
Внимание вопрос, о соединениях какого металла идет речь? (Ответ: Цинковая обманка или сфалерит. Из сфалерита выплавляют металлический цинк. Попутно извлекают примеси: Cd, In, Ga. Сфалерит используют в лакокрасочном производстве для изготовления цинковых белил. Большое значение имеет получение из природного сфалерита химически чистого ZnS, применяемого как люминофор.
Люминофорный сфалерит, активированный Ag, Cu, применяют для изготовления кинескопов.Сфалерит используют для изготовления различных светосоставов и светящихся красок (например, в приборостроении), в различных сигнальных аппаратах. Применяют для получения латуни.)
9. Это химически стойкий металл, но Нильс Бор, покидая Копенгаген во время второй мировой войны, растворил его в «царской водке». После освобождения Дании от фашистов, Бор достал спрятанную им колбу с раствором и выделил из него металл, без потерь. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Золото.
В нацистской Германии было запрещено принятие Нобелевской премии после того, как в 1935 году премию мира вручили противнику национал-социализма Карлу фон Осецкому. Немецкие физики Макс фон Лауэ и Джеймс Франк доверили хранение своих золотых медалей Нильсу Бору. Когда в 1940 году немцы оккупировали Копенгаген, химик растворил эти медали в царской водке. А после окончания войны экстрагировал спрятанное в царской водке золото и передал его Шведской королевской академии наук. Там изготовили новые медали и повторно вручили их фон Лауэ и Франку.)
10.Внимание! Черный ящик.
Аломантия — гадание, осуществляемое посредством хлорида этого металла, известное еще древним народам. Этому веществу поставлен памятник в городе Энгельс, его перевозили на быках. Летальная доза для человека 3 грамма на 1 килограмм массы тела. Внимание, вопрос, о соединении, какого металла идет речь? Что в черном ящике? (Ответ: Хлорид натрия или пищевая соль.
В Древней Руси соль клали в церкви под престол, считая, что она получает при этом целебную силу. Соль, по фольклорным поверьям, вещество магическое. Недаром раньше клялись на соль, просыпали соль «к ссоре», закрепляли союзы при помощи соли.
Этот необходимый пищевой продукт связан со многими народными традициями и поверьями, ведь его обеззараживающие свойства известны еще с древних времен. Долгое время соль, которая добывалась в очень ограниченных количествах, была очень ценным товаром, приравненным по своей стоимости к некоторым драгоценным металлам. Да и в нашей стране дорогого гостя встречают хлебом с солью. Покровская слобода (ныне Энгельс) стала важным перевалочным пунктом на пути доставки соли с озера Эльтон («Великий Соляной Путь»), по которому в XVIII веке доставлялось 3/4 всей добываемой в России соли.
11. Известно, что некоторые цыганки для запугивания своих жертв используют белый порошок, который дают подержать в кулаке человеку. Через несколько минут этот порошок становиться голубым, что должно убедить клиента, что на нем порча. Внимание вопрос, о соли какого металла идет речь? (Ответ: Медь. Это простая химическая реакция превращения безводного сульфата меди в гидрат. Безводный сульфат меди-белый порошок, который от влаги на руках становиться гидратом голубого цвета. И никакой порчи!)
12. Внимание! Черный ящик. Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества.
Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались «дешевыми» приборами из серебра и золота, члены царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ложек, вилок и ножей из этого металла. Традиция изготовление столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. Внимание, вопрос, что за метал находится в черном ящике? (Ответ: Алюминий, алюминиевая ложка)
13.Этот самый «живой» и распространенный металл на Земле. Он есть в речной и морской воде, обнаружен в растительных и животных организмах. В организме каждого взрослого человека его более 1,5 кг. Но при его нехватке у человека начинаются тяжелые заболевания суставов и костей. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Кальций)
14. В XVII веке в Южной Америке этот металл считали «поддельным серебром» и называли «серебришком». Однажды запасы этого металла для предотвращения фальшивомонетничества утопили в океане. Внимание вопрос, назовите этот металл. (Ответ: Платина известна с давних времен.
Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились с ним в Южной Америке (на территории современной Колумбии). Внешне он похож на серебро. Слово platina буквально означает «маленькое серебро». Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью платины, которая не поддавалась переплавке, долгое время не находила применения и ценилась вдвое ниже, чем серебро. В Южной Америке в XVII веке платину считали «поддельным серебром», и однажды ее запасы для предотвращения фальшивомонетничества утопили в океане.)
15.Этот металл используют в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твердом виде, то им можно заморозить воду. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: О ртути)
II .Музыкальная пауза
Во время музыкальной паузы зрители участвуют в тайном голосовании на номинацию «Лучший игрок ».
III. Награждение победителя
IV.Подведение итогов игры
Ведущий: Наше мероприятие хочу закончить стихотворением Е.Ефимовского «Поэма о металле»:
Металл – это точность.
Металл – это прочность
Блеск и красота.
Не сразу в дом пришел металл,
Источник: ped-kopilka.ru