В последние нес-колько месяцев инвесторы превратили золото в фетиш. Сколько бы ни говорил глава ФРС Бен Бернанке, что центральные банки держат золото в силу традиции и что золото — это не деньги, драгоценный металл продолжает дорожать. С начала года его стоимость выросла на треть, цена преодолела отметку $1900. Инвестиции в золото, дорожающее столь же стремительно, как акции высокотехнологичных компаний в 2000 году, кажутся уже слишком рискованными.
Экономист Нуриэль Рубини считает, что ажиотаж вокруг золота надувает новый пузырь. Есть ли альтернатива золоту среди драгметаллов? Рубини в своем твиттере предлагает обратить внимание на платину, которая широко применяется в промышленности и практически не использовалась в инвестиционных целях до 2007 года.
Платина (в переводе с испанского — маленькое серебро) в Средние века почти не использовалась как драгоценный металл и стоила дешевле серебра. Ее плотность близка плотности золота, фальшивомонетчики добавляли ее при выплавке золотых монет. Поэтому ввоз платины в Европу тогда был запрещен.
Золото стало дороже платины
Платину, хороший катализатор химических реакций, стали активно использовать с XIX века. На протяжении последних восьми лет платина стоила дороже золота в среднем на $410 за унцию.
Цены этих драгоценных металлов следуют в одном направлении (коэффициент корреляции 0,92). Но с начала этого года спред начал уменьшаться, в начале августа разница в ценах была не просто минимальной, а отрицательной, то есть золото стоило дороже платины.
«Оба этих металла используются как инвестиционный инструмент, однако на платину есть еще и реальный промышленный спрос», — говорит аналитик Банка Москвы Юрий Волов. По данным компании Johnson Matthey, мирового лидера на рынке высокотехнологичных продуктов на основе платины, в 2010 году спрос на платину составил 6,04 млн унций (столько металла было куплено физически), для сравнения: золота купили 1226 млрд унций.
Главное место добычи платины в мире — месторождение Bushveld в ЮАР. Шахта диаметром 370 км, похожая на блюдце неправильной формы, обеспечивает 76% мировой добычи. Россия занимает второе место — на уральских месторождениях ГМК «Норильский никель» добывает еще 14%. Оставшиеся 10% приходятся на месторождения в Канаде, Зимбабве, США и Колумбии. Большая часть добытого металла используется в автокатализаторах (около 40%), еще 30% идет в ювелирную промышленность.
Инвестиционный спрос на платину оценивается в 8,2% годовой добычи, на золото — более 35%. Иными словами, цены на платину имеют большее отношение к реальной экономике, чем цены на золото. Например, падение производства автомобилей, как это было после кризиса 2008 года, приводит к сокращению потребления платины и падению цен. В том числе благодаря этому эффекту золото стало дороже платины. И Рубини видит в этом неплохую возможность заработать на возвращении спреда к историческим значениям и советует одновременно продавать золото и покупать платину.
Почему изделия из платины стоят дороже , чем золотые?
Аналитики критичны к совету известного экономиста. Разница между ценами сократилась на фоне глобальных макроэкономических рисков, констатирует портфельный управляющий УК «Тройка Диалог» Юрий Караван. Аномалия это или новая реальность, зависит от того, будут риски расти или снижаться, и неочевидно, что тренд развернется в ближайшее время, считает он.
Аналитики Goldman Sachs ожидают, что к концу 2011 года золото будет стоить $2500 за унцию. В пользу этого прогноза говорят действия правительств США и ЕС, которые, стимулируя экономику, включают печатный станок. В такой ситуации ставить на падение золота было бы ошибкой, а вот использовать платину для диверсификации инвестиционного портфеля — вполне здравая идея.
Источник: www.forbes.ru
Почему платина дороже золота?
Платина известна человечеству уже более 4000 лет, хотя ее ценность оценили не сразу. Открыли платину завоеватели Колумбии в XVI веке, добывавшие золото из россыпей. Золотодобытчикам иногда попадалось золото, соединенное с крупицами неизвестного серого металла, отделить этот метал от золота не получалось, так как этот металл обладал высокой тугоплавкостью. Поэтому такое золото называли «гнилым».
Свое название металл получил из-за внешнего сходства с серебром. Название – platina – это уменьшительное слово от испанского plata — серебро, если перевести его с испанского дословно, то получиться – серебришко. В целях сохранения престижа испанских монет был приказ уничтожать всю собираемую платину, и в течение 43 лет чиновники при свидетелях сбрасывали ее в воды глубоких рек.
Помимо высокой температуры плавления платина еще имеет огромную плотность – в два раза плотней золота. Помимо того, что платина самый прочный из всех металлов, использующихся в ювелирной промышленности и ее не легко поцарапать, она еще имеет высокую температуру плавления, и обладает высокими анти-коррозийными свойствами, стойко переносит химические реагенты. Все эти качества оценили лишь после того как нашли способ обработки о плавления этого металла. К концу XVIII века платина стала олицетворять надежность и неизменность, что значительно повлияло на ее применение в изготовлении ювелирных украшений. Ювелирами платина цениться дороже золота, потому что при ее использовании крепление драгоценных камней получается прочнее и она не оттеняет, в отличие от золота, некоторые виды бриллиантов.
В 1821 г. на Урале близ реки Верхней Нейвы были обнаружены платиновые россыпи. В начале 19 века на долю России приходилось около 95% от общего количества платины, добываемой в мире. А с 1828-го года даже начали чеканить платиновые трехрублевые монеты весом 10,3 г. Затем к ним добавились монеты номиналом в 6 и 12 рублей. Кстати, еще до начала добычи платины местные уральские охотники использовали серебристые зерна в качестве дроби, забавно, ведь они не знали, что стреляют металлом, который дороже золота.
Но платина используется не только в ювелирных украшениях, широкое применение она нашла в медицине и технике. Также благодаря исследованию платины были открыты еще несколько металлов: родий, палладий, иридий, осмий и рутений.
Похожие статьи
- Факты об антисептиках и как сделать своими руками
- Защитная маска и факты о ней
- Смотри фильм, читай книгу экранизированные бестселлеры
- От желтого мальчика к желтой прессе
Один комментарий
Менг aytmoqda:
“платина в два раза плотней золота” – что за йух?
Плотность платины 21,45 г/см3, золота – 19,3.
Источник: facte.ru
Ценный выхлоп: почему какой-то палладий стал дороже золота и платины
На этой неделе цены на палладий впервые в истории приблизились к отметке 1430 долларов за тройскую унцию, намного превзойдя платину (795 долларов) и даже золото (1318 долларов). Десять лет назад этот благородный металл стоил меньше 200 долларов за унцию, а всего за два последних года подорожал более чем вдвое. Почему палладий стал суперзвездой рынка металлов, что от этого выигрывает Россия и зачем в США крадут из автомобилей катализаторы — в нашем материале.
Палладий против платины
Палладий относится к металлам платиновой группы, по свойствам очень близок платине и тоже применяется в автомобильных каталитических нейтрализаторах. Эти устройства (в просторечии — катализаторы) превращают вредные для человека компоненты выхлопных газов — углеводороды, окиси азота, угарный газ и так далее — в сравнительно безвредный углекислый газ и водяной пар.
В корпусе катализатора размещается множество металлических сот, покрытых очень тонким слоем платины или палладия. Такая конструкция обеспечивает большую площадь контакта с выхлопными газами: каталитическим слоем (платиновым или палладиевым) на сотах можно покрыть футбольное поле. При этом масса драгоценного металла в одном изделии не превышает пяти граммов.
До недавнего времени палладий стабильно был дешевле платины (не говоря уже о золоте). Дело в том, что платина используется в катализаторах автомобилей с дизелем, а палладий — в машинах с бензиновым двигателем.
С конца ХХ века в Европе спрос стабильно смещался с бензиновых автомобилей на дизельные: если в 1990 году на «дизеля» приходилось 13% продаж, то в 2005-м — более 50%. Соответственно, платиновые автокатализаторы становились востребованнее палладиевых и это отражалось на рыночной цене обоих металлов.
В немалой степени растущая популярность дизельных двигателей была связана со всеобщей убежденностью, что они экологичнее бензиновых. Европейские правительства всячески стимулировали переход автолюбителей на дизель: продажа топлива субсидировалась правительством, налоги на регистрацию дизельных автомобилей были ниже и так далее.
Дизельгейт
Ситуация радикально изменилась после того, как в Европе разразился так называемый дизельгейт. В сентябре 2015 года выяснилось, что компания Volkswagen оснащала свои дизельные автомобили специальной системой, которая в десятки раз занижала количество вредных веществ в выхлопных газах.
Принцип был прост: при проведении тестов «на выхлоп» в машине включались дополнительные нейтрализаторы газов, в остальное время неактивные. В общем, все рассказы автопроизводителей о повышенной экологичности дизельных двигателей были просто враньем.
Правительства немедленно начали сворачивать программы поддержки дизелей, а автолюбители — массово переходить на бензиновые двигатели. В прошлом году в Германии впервые с 1999 года бензиновых автомобилей продали больше, чем дизельных, а объемы реализации дизельного топлива в Европе рухнули почти на 20%.
Соответственно, резко вырос спрос на палладиевые автокатализаторы, к чему производители металла были совершенно не готовы. По оценке компании Johnson Matthey, в этом году дефицит на рынке палладия еще больше обострится, поскольку ожидается серьезное ужесточение норм по выхлопным газам в Китае и Европе. Значит, металл продолжит дорожать.
В выигрыше от этого в первую очередь Россия. Точнее, «Норильский никель», крупнейший производитель палладия в мире.
По данным Johnson Matthey, компания в минувшем году нарастила поставки палладия на мировой рынок на 18% — до 2,84 миллиона унций, заработав более трех миллиардов долларов. Однако впредь увеличивать продажи «Норильский никель» не намерен, обещая стабильные поставки до 2025 года.
«Изменение цен и доступность физического металла предполагают, что рынок палладия находится в структурном дефиците, — констатируют аналитики Johnson Matthey. — Долгосрочное несоответствие между добычей первичного металла и промышленным потреблением сохраняется».
Каталитические воры
Дефицит палладия привел к расцвету бизнеса по переработке старых автомобильных катализаторов. Пионерами выступили японцы, еще в нулевые построившие фабрику по извлечению платиноидов из старых автокомпонентов.
Их пример оказался заразительным: в интернете теперь множество объявлений о покупке старых катализаторов. В России средняя цена — около 500 рублей, но сильно зависит от марки конкретного изделия. За импортный катализатор дают и две-три тысячи рублей, а одним из самых дорогих считается деталь от Hyundai Solaris — до пяти тысяч рублей.
Есть в Сети и инструкции о том, как извлекать платину и палладий из автокомпонентов в домашних условиях. Правда, далеко не всегда указывается, что при кустарных объемах этот бизнес абсолютно нерентабельный — химикаты обходятся дороже, чем полученный драгметалл.
Зато стабильность «сырьевой базы» сулит переработчикам солидные прибыли. Это, в частности, привело к тому, что в западных странах орудуют целые банды, специализирующиеся на хищениях автомобильных катализаторов.
Как сообщает The Wall Street Journal, особенно эта проблема обострилась в Чикаго — в городе действует несколько групп преступников, которые по ночам подъезжают к припаркованным на улицах автомобилям и отпиливают катализаторы поршневой пилой. С сентября прошлого года число подобных преступлений лавинообразно растет и в Лондоне.
Полиция отмечает, что найти «каталитических» воров очень сложно, поскольку они сдают добычу на металлолом в тех пунктах приема, где не требуют предъявить документы. За один катализатор там дают 150-200 долларов.
Поделиться
Источник: www.discred.ru