Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.
Формируемые УУД:
предметные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Как ставить запятые #обращения #союзы #запятые #русскийязык
УМК «Школа России»
Тема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в сложном предложении.
Цель : актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.
- познакомить учащихся с понятиями «простые и сложные предложения»;
- учить выделять в письменной речи «простые и сложные предложения».
- учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);
- развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
- развивать навык чёткого и красивого письма;
- развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
- формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.
- расширять коммуникативные способности детей;
- закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.
предметные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Формы работы : фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная.
— для учителя: учебник В.П. Канакина «Русский язык», компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, смартфон, интернет, программа Plickers.
Вводные слова: когда нужна запятая, а когда нет #русскийязык #огэ #shorts
-для ученика: учебник В.П. Канакина «Русский язык», карточки с предложениями, карточки с QR-кодами, смайлики.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарный диктант
Календарь природы, известный космонавт, весёлые каникулы, лучший комбайнёр, багажный вагон, медленный корабль, прекрасный костюм.
(Дети по одному выходят к доске.)
Словарная работа . ПРЕКРАСНЫЙ
-Кто услышал новое словарное слово?
-Кто предположит, как правильно пишется это слово?
Выделите приставку( приставка- пре- = очень, т.е. очень красивый, пребольшой, т.е. очень большой)
-На какую орфограмму еще в этом слове стоит обратить внимание?
-Каково лексическое значение этого слова?
-Давайте обратимся к толковому словарю. (Ученица зачитывает значение по словарю)
-Составьте предложение с новым словарным словом.
( На клумбе растет прекрасный цветок. )
-Выполните полный разбор предложения. (Ученик работает на доске)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте и сравните два предложения.
Солнце встало и осветило окрестность. Солнце встало, и окрестность озарилась светом.
— Чем похожи предложения? (В них содержится одна и мысль.)
— Чем они отличаются? (Во втором предложении cmoит запятая, а в первом нет.)
— Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
— Найдите грамматическую основу в первом предложении (Солнце встало и осветило.)
— Какую роль играет в этом предложении союз и? (Oн объединяет однородные члены предложения.)
— Найдите грамматическую основу во втором предложении (Солнце встало, свет разлился.)
— Какую роль играет в этом предложении союз и? (Он соединяет две части сложного предложения.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие — сложными, научиться различать простые и сложные предложения.)
IV. Работа по теме урока
1. Наблюдения над простыми и сложными предложениям
(Работа в парах по карточкам (на каждой карточке написано одно предложение).)
— Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного.
Распределите карточки по двум группам: простые предложения и сложные предложения.
1) Мороз крепчал, но дети не мёрзли.
2) Мороз крепчал, но не кусался.
3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.
4) Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.
5) Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.
6) Молодые побеги сморщились и завяли.
7) Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.
8) Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.
(Проверка. Одна пара отчитывается о выполненной работе, остальные проверяют.)
— Чем простое предложение отличается от сложного?
— Проверьте себя. Прочитайте материалы рубрики «Вспомните!» на с. 36 учебника.
2. Работа по учебнику Упр. 49 (с. 36).
—Прочитайте выразительно поэтические строки.
— Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.)
— Сколько предложений в этом отрывке? (Два.)
— Какие это предложения — сложные или простые? Докажите своё мнение. (Первое предложение простое, в нём одна грамматическая основа — подлежащее ветер, сказуемое гонит. Второе предложение сложное, в нём две основы: ель стонет, лес шепчет.)
— С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение? (С помощью интонации )
— А при помощи чего разделяются? (между ними ставится запятая.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
Я буду вам читать предложения. Если вы услышите простое предложение – приседаем. Если же предложение сложное – встаем и тянемся вверх.
1.День был прекрасный.
2. Труд кормит, а лень портит.
3. Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.
4.Ночь проходит, день приходит.
5.Братья двери отворили, караульщика впустили .
6. Молодые побеги сморщились и завяли.
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
-Итак, давайте прочитаем материалы рубрики «Вспомните!» на с. 37 учебника.
— С помощью чего простые предложения объединяются в сложные?
(Учащиеся указывают способ связи в каждом предложении.)
— Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.)
— Объясните написание слов с пропущенными буквами. (Запись любых двух предложений под диктовку.)
Работа с программой Plickers.
Дети работают с QR-кодами.
Предложено 4 вопроса.
1.Укажите сложное предложение.
А) Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо.
В) Наш кот Васька любит играть в догонялки.
С) Опустел сад, и осыпались листья.
D) На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв.
2.Укажите сложное предложение, состоящее из трех частей.
А) Папа задергивает шторы, мама дает Марине яблоко.
Б) Живет Балда в поповом доме, ест , спит на соломе.
В) Дети собрали букеты из желтых, красных и оранжевых листьев.
Г) Мама подарила Марине шапочку, папа купил спортивный чемодан, бабушка дала мохнатое полотенце.
3.Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения.
А) Лучи солнца греют и лицо, и руки.
Б) Белые, золотые и синие цветы качаются над головой .
В )Вихри ветра поднимали и кружили лепестки жасмина.
Г) Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
4.Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно .
А) В ярком золоте ,день утопает и ручьи по оврагам шумят.
Б) В ярком золоте день утопает и ручьи, по оврагам шумят.
В) В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.
Г) В ярком золоте день, утопает и ручьи по оврагам шумят.
При помощи QR-кода дети показывают ответ, учитель сканирует смартфоном ответы детей. Результаты отображаются на доске.
Работа со смайликами.
IX. Подведение итогов урока
— Какую задачу ставили?
-Как отличить сложное предложение от простого?
— С помощью чего соединяются части сложного предложения?(…)
— Когда запятая ставится в сложном предложении?
Учебник стр. 37, упражнение 51.
Источник: nsportal.ru
Стих «Полюбуйся, весна наступает»
Стихотворение И. Никитина «Полюбуйся, весна наступает» учит детей наблюдательности и любви к окружающей природе. В произведении поэт описывает ее пробуждение после долгой зимней спячки. Теплые лучи весеннего солнца растопили снег, зашумели радостные ручейки, показалась первая свежая трава и потянулись с юга стаи перелетных птиц.
Полюбуйся, весна наступает
Читать стихотворение на весь экран
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал — и тепло, и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари!
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие стихотворения.
Поделиться
Нашли ошибку в тексте? Сообщите нам
Краткое описание ошибки:
Источник: deti123.ru
определить какие это предложение и подчеркнуть грамматические основы.1. трава лугов ковром стелется виноград в садах наливается.2.в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.3.По утру вчера дождь в стекла окон стучал над землею туман облаками вставал.
определить какие это предложение и подчеркнуть грамматические основы.1. трава лугов ковром стелется виноград в садах наливается.2.в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.3.По утру вчера дождь в стекла окон стучал над землею туман облаками вставал.
Ответ учителя по предмету Русский язык
1. БСП (бессоюзное сложное предложение), грамматические основы: трава стелется; виноград наливается.
2. ССП (сложно сочинённое предложение), грамматические основы: день утопает; ручьи шумят.
3. БСП (бессоюзное сложное предложение), грамматические основы: дождь стучал; туман вставал.