1) крупная единица массы и счётно-денежная единица, использовавшаяся в античные времена;
2) особая одарённость, выдающаяся врожденная индивидуальная способность человека.
В качестве денежной единицы в Римской империи новозаветного периода талант равнялся 60 минам, одна мина равнялась 100 драхмам, одна драхма равнялась шести оболам. Как мера веса еврейский талант евангельского периода составлял 44,8 кг.
Одна из самых известных евангельских притч – Притча о талантах ( Мф.25:19-30 ), в ( Лк.19:11-28 ) схожая притча, но вместо таланта там фигурирует мина. Благодаря Евангелию по Матфею в некоторых языках слово «талант» получило значение дара или способности. Например, во французском языке это значение появляется в 14 веке, в английском – в конце 13 века. И выражение – «закопать свой талант в землю» – стало в них поговоркой.
Цитаты о таланте
«Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осужден будет. Даже если увидишь даровитого и стремительного человека, но дарования свои употребляющего во зло, для своих выгод, на обманы и на предметы чувственные, считай его тем, кто закопал талант свой в землю, то есть в земные предметы».
Невыносимая тяжесть огромного таланта – Трейлер
архиеп. Феофилакт Болгарский
Источник: azbyka.ru
Талант, мера веса
(τάλαντον, talentum) — наивысшая весовая единица в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντου означает «весы»; затем «груз»). Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера, причем везде взвешиваемым предметом является золото.
По выводам новейших метрологов, вес Т. приравнивается весу семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжелого золотого вавилонского шекеля, равного по весу 16,8 г (3 зол. 90,1 дол.), а по цене — 10 руб. (золотом). Гомеровские таланты вырабатывались в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры.
Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты весом в 8,4 г. Помимо гомеровского маловесного Т., в историческую пору был известен Т., соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 г (6 зол. 13,6 дол.).
Впервые о нем упоминается по поводу победы сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 г. до Р. Х.); затем у писателей до II-го в. до Р. Х. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым Т. представлял кратную величину (Т. делился на 60 мин, мина на 100 драхм, т. е. в Т. было 6000 драхм), количественное определение Т. было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица.
Невыносимая тяжесть огромного таланта — Русский трейлер (2022)
Прототипом греческих Т. был вавилонский Т., имевший форму бронзового льва на подставке; тяжелый Т. весил 60,4 кило (147,5 фн.), легкий царский Т. — вдвое меньше (около 74 фн.) Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский Т. (16,8 г, или 3 зол. 90 дол.), и была основною наименьшею единицею, служившею для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов.
Эта весовая единица служила также и денежным знаком, причем 100 таких легких единиц (по 8,4 г) или 50 тяжелых составляли тяжелую мину золота; в свою очередь легкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжелых или легких, составляли тяжелый или легкий Т. золота.
Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причем только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общи обеим системам. Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным; впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обыкновенно встречалось отношение 1:13 1/3 .
По весу царский Т. содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение Т. золота к царскому Т. (по весу) было равно 5:6, Т. серебра к Т. золота 4:3, Т. серебра к царскому Т. — 10:9. Если выразить эти определения в единицах современных мер, то окажется, что тяжелый Т. золота весил 50,4 кило (123,1 фн.), тяжелый Т. серебра — 67,2 кило (164,1 фн.); легкие Т. весили вдвое меньше.
Ценность легкого Т. золота соответствовала бы на наши деньги 17577 золотым металлическим рублям, стоимость легкого Т. серебра — 1512 руб. (золотом). У других восточных (семитических) народов обозначения Т. были приблизительно те же: так, финикийский Т. (серебряный) равнялся 43,59 кило (106,4 фн.) и стоил 1961 руб. (золотом), еврейский Т. весил 44,8 кило (109,4 фн.) и стоил: золотой — 26875 руб. (золотом), серебряный — 2016 руб. (золотом); персидский Т. золотой весил 25,2 кило (61,54 фн.), серебряный — 33,6 кило (82,05 фн.), торговый — 30,24 кило (73,84 фн.) и стоил: золотой 15120 руб. (золотом), серебряный — 1512 руб. (золотом).
Древнейшая система весовых мер — эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), — приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Цена древнеэгинского серебряного Т. составляла 1815 руб. (золотом), позднее — 1032 руб., при Солони 1615 руб. (золотом); вес эгинского Т. равнялся 36,29 кило (88,62 фн.).
Когда Солон ввел новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский Т. остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кило — 88,3 фн.); Т. серебряный (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кило (63,97 фн.) и стоил 1125 руб. (золотом). Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кило (63,3 фн.). Ср. Hussey, «Essay on the ancient weights and money, and the Roman and Greek liquid measures» (Оксфорд, 1836); Boeckh, «Metrologische Untersuchungen ьber Gewichte, Mü nzfьsse und Masse des Altertums in ihrem Zusammenhange» (Б., 1838); Brandis, «Das M ü nz-Mass und Gewichtswesen in Vorderasien bis auf Alexander den Grossen» (Б., 1866); Lenormant, «La monnaie dans l’antiquit é » (П., 1878-79); F. Hultsch, «Griechi sche und Rö mische Metrologie» (Б., 1882); Wex , «Metrologie Grecque et Romaine» (П., 1886). Остатки метрологической литературы древности собраны и комментированы Hultsch’ем в его издании: «Metrologicorum Scriptorum reliquiae» (Лпц., 1864, 1866).
Статью можно улучшить?
✍ Редактировать Спонсировать Подписаться Переслать Обсудить
Источник: www.wikiznanie.ru
Притча о талантах и купцах 2018
на фото — талант в килограммовых слитках золота -от 26 кг и до 60 кг в разных странах востока.
Притча о талантах,слугах и купцах 2018
В нашем храме священник отец Вячеслав произносит проповеди. Но к сожалению, они не бывают интересными, а чаще совсем наоборот, вызывают желание уйти и даже уныние. Устав слушать эти скучные истории, я решил задуматься о том, а в чём же ошибается отец Вячеслав и как его проповеди становятся примерами напрасно потраченных слов и времени. В это воскресенье людям было предложена известная притча талантах.
Притча сообщает о том, как некий богатый господин в древнем мире уезжая в далекую страну, решил оставить своим слугам сокровища и мудро каждому разделил столько богатства, сколько у него было сил, то есть дал нагрузку и задачу поставил по силам человека.
Самым сильным стал сразу три таланта золотых слитков среднему по силам человеку дал два таланта и наконец самому слабому оставил один талант золота.
Сильный и средний по силам слуги нашли так называемых купцов, отдали таланты в оборот.
Очевидно специалисты купцы, караванщики закупили на них товары обернули их и получили прибыль и отдали им потом и 5 талантов и еще два таланта. В то время купцы надолго уходили в странствия, поскольку верблюды идут медленно но верно. Ещё дольше в древнем мире продавались дорогие товары.
Почему дорогие, потому что на два золотых слитка можно было купить именно дорогие вещи, ткани, шелка и изделия мастеров ювелиров. При той экономике на такой товар не было много покупателей в одном городе и вероятно, что тем купцам приходилось много путешествовать из одного большого города в другой. Все это занимало много дней и в среднем от полугода до года, пока купцы с караваном верблюдов возвращались в точку исхода.
Но ничего не получил тот человек, слабейший, который рассуждал так- мой господин хочет получить прибыль, ничего не делая, он жестокий, он требовательный, я останусь при своём мнении, и ничего делать не буду просто закопаю этот талант и отдам господину ровно столько сколько он мне дал это будет справедливо.
Но мы видим что слабейший то совершенно не был прав, потому, что мыслил по-своему, не понимал мудрого замысла господина, вероятно жил своей жизнью отдельной от пути своего господина. И мы понимаем, что ругая своего господина, это услуга с головою выдают самого себя.
Он судит обо всех по себе, как поступают обычно люди нечестивые, дикие и грубые. И что может его ждать дальше если не наказание. Поскольку он не пожелал верить мудрости своего господина и считал его таким же как он сам недальновидно ленивым и наверное жестоким.
Но самым интересным и увлекательным в этой притче остаётся таинственная история о купцах. Отыскать бы такого купца, и как легко и просто большая духовная прибыль могла бы совершиться в нашей жизни. Я глубоко верю что если мы позовём этого купца он придёт к нам и поможет сделать угодно Господу.
Он возьмёт наш талант и найдет ему самое воплощение и он возрастет многократно.
На самом интересным в этой притче является упоминание Купцов, принесших успех исполнением воли Господина, или, как мы скажем, нашего Господа Иисуса Христа.
Что же это за таинственная купцы о которых, к сожалению, современные христиане забыли и очень часто бездействуеют, оставляя не свой, а Божий талант если не зарытым, то просто без движения, что почти одно и тоже тоже.
По сути в этой притче Господь ставит условия нашего спасения и успеха духовной жизни взаимодействие с опытными специалистами по развитию и продвижению божественных даров человеку.
И в этом смысле современные христиане вообще никак не понимают этих самых таинственных Купцов и мы видим картину упадка христианской жизни и расслабление и отсутствие роста во всём. И особенно горько видеть пастырей, которая сами потеряли связь и путь, ведущий их к тем купцам.
Луковое наше время и слабость нашего разума мгновенно запутывают нас, когда мы пытаемся просто и четко ответить на вопросы возникающая при осмыслении притчи о талантах.
Я хочу сразу поставить вопрос о духовно толкование этой притчи. Не думаю чтобы Господь решил научить нас торговля и деловому расчёту и хотел бы чтобы мы стали как какие-то мирские торговцы.
Верю что смысл здесь более глубокий и серьёзный. Хотя некоторого сходства с торговым мышлением я не отрицаю, потому что батюшка Серафим пример великого развития не своих, а Божиих талантов, часто упоминал об особой духовный купле,о том, что само понятие «стяжание» Святого Духа напоминает от части торговую практику, с которой батюшка Серафим был знаком в совершенстве ещё в годы юности, когда часто и много работал приказчиком в отцовской лавке города Курска.
Говоря о христианской жизни батюшка Серафим прямо советовал людям оценивая свою христианскую жизнь и деятельность внимательно смотреть Какой вид благочестия приносит наибольшую духовную силу или говоря на языке Купцов духовную прибыль.
И далее Великий старец советовал сосредоточиться именно на этом самым эффективным или благодатном виде благочестия, Чтобы успеть получить как можно больше Святаго Духа Божьего еще при своей жизни. А жизнь наша кратковременна и на все дела благочестие ее не может хватить. Значит надо отсекать бесплодные усилия и заниматься плодотворной деятельностью.
Подобие мы имеем в работе садовника. Это может показаться крайней жестокостью запятая когда человек беспощадно отрезает 90% веток у яблони оставляя 3/4 самых водоносных и Крепких и уничтожая другие.
Ну именно это и есть угодное Богу поведение. И воплощение притчи о талантах в понимании и трактовке по Серафиму Саровскому.
Старец открывает нам тайну трех уровней исполнение воли Божьей. Он говорит в беседе с Мотовиловым, что есть воля Божья благая, благоугодная и совершенная.
Начинаем мы в своей жизни с благих дел, очевидно так названных по их намерениям запятая благими намерениями. Продолжаем совершенствоваться и начинаем творить богоугодные дела,еще и ещё сильнее связанные с божественным духом, приближающие нас прямо к ощущению присутствия Господа в его Святом Духе.
И наконец достаточно пройдя испытания
, мы можем достигнуть состояния для исполнения делами совершенного божественного Плана. Это и есть цель христианской жизни.
И об этом говорят святые. Здесь понимается обретение высшего слияния нашей и божественной воли в один сильнейший духовный акт.
Возвращаясь к отцу Вячеславу, можно сказать, что первый тупик толкования в которой он попал, это просто совершенно мирское формальное понимание текста слова Божия.
Как-будто Господь советовал апостолам развивать свои способности.
Что может быть лукавее такого понимания Евангелия? Словно сама наша плоть шепчет нам на ухо быть поэтами, художниками, торговцами, и самое страшное, вообще забыть о воле Бога и её исполнении в нашей реальной жизни.
Господь говорит о своем даре нам, а не о наших способностях. Данный Им Дар Слова Божия и Духа,вот что главное и что спасет нас.В истории во времена Евангелия вообще слово талант не имело отношения к способностям людей.
Просто с 16 века авторы начали применять другой смысл, человеческий, во вред истинному и Божественному.
Историческая справка Википедии
Тала;нт (др.-греч., лат. talentum) — единица массы и счётно-денежная единица, использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке.
Древнегреческая амфора. Талант по объёму равнялся одной стандартной наполненной водой амфоре
Этимология: восходит к праиндоевропейскому *tel-, *tol- «нести»[источник не указан 569 дней].
В Римской империи талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра)[1].
Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово ;;;;;;;; означало «весы»; затем «груз»). Как определённая весовая единица, талант упоминается уже у Гомера, причём везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам метрологов, масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг. Гомеровские таланты производились в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты массой в 8,4 кг.
Помимо гомеровского маловесного таланта, в ту же эпоху был известен талант, соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 кг. Впервые о нём упоминается в связи с победой сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 до н. э.); затем у писателей до II века до н. э. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым талант представлял кратную величину (талант делился на 60 мин, мина на 100 драхм, то есть в таланте было 6000 драхм), количественное определение таланта было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица.
Прототипом греческих талантов был вавилонский талант, имевший форму бронзового льва на подставке. Тяжёлый талант весил 60,4 кг, лёгкий царский талант — вдвое меньше. Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский талант (16,8 кг), и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов.
Эта весовая единица служила также денежным знаком, причём 100 таких лёгких единиц (по 8,4 кг) или 50 тяжёлых составляли тяжёлую мину золота. В свою очередь, лёгкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжёлых или лёгких, составляли тяжёлый или лёгкий талант золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причём только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общими для обеих систем.
Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным. Впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обычно встречалось отношение 1:13 1/3. По весу царский талант содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра.
Отношение таланта золота к царскому таланту (по весу) было равно 5:6, таланта серебра к таланту золота 4:3, таланта серебра к царскому таланту — 10:9. Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра — 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных (семитических) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг, еврейский весил 44,8 кг, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный — 33,65 кг, торговый — 30,24 кг.
Древнейшая система весовых мер — эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), — приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Когда Солон ввёл новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский талант остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кг). Серебряный талант (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кг. Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кг.
Приведенная справка говорит о царственном стиле этой притчи и ее возникновении из опыта высшей экономической и царской, или государственной деятельности Древнего мира.
Именно на этом уровне ходили в обращении упомянутые великие меры, таланты золота, и понятно почему в другом евангелии речь идет о минах серебра, потому, что для обычных рыбаков слушателей талант был как миллион долларов для нас и в жизни воообще не встречался.
И для обычных людей говорится о минах серебра, кооторых в талант входило 60. Но мины можно еще было увидеть на рынке у богатых купцов.
далее мы узнаем о плане Бога дать царям и купцам христианство и великий оборот от его применения в мире. а пока занят срочным делом.
Притча о талантах свидетельствует о царственном статусе Христа, проявившего свою царскую политику в реальной истории.
Источник: proza.ru