Считается, что инвестиционные монеты изготавливают как средство сбережения, а коллекционные — это для нумизматов, ценителей и для подарков. Применительно к российским монетам это верно, так как наша инвестиционка за редкими исключениями непривлекательна. Но мировой рынок монетарных драг.металлов превышает российский в тысячи раз, предлагает множество вариантов, на нем есть свои правила и тонкости, и о них нужно знать, если вы не хотите ограничивать себя продукцией ГосЗнака.
Международное деление монет из драгоценных металлов отличается большей определенностью и разнообразием, чем в России, причем драгметалл здесь значения не имеет, как я знаю теперь. Вот об этом я и хочу вам рассказать в этой статье.
Существует как и в России 2 основных вида монет: инвестиционные и коллекционные. Но есть также и несколько подвидов и типов чеканки, которые указываются в номенклатуре монеты.
Кроме того некоторые инвестиционные монеты при благоприятных условиях могут поменять свой вид или статус и стать коллекционными.
Чеканка. Тонировка солнышка из меди под червонное золото.
1. Виды чеканки монет из драгоценных металлов
1.1 Коллекционные монеты изготавливают в качестве Proof, в процессе чеканки используется много ручного труда, чеканка занимает много времени и отличается очень высоким качеством, рельефом, детализацией. Тиражи коллекционных монет маленькие — от десятков до нескольких сотен или тысяч штук. Монеты Proof продаются с сертификатом, а иногда даже в подарочной упаковке. Стоят они существенно, в разы дороже инвестиционных. Если у меня будет — выложу фото.
1.2. Инвестиционные монеты часто называются bullion coins, то есть монеты-слитки и они чеканятся в нескольких видах качества. Есть еще так называемые раунды, то есть круглые слитки в виде монет, которые не являются средствами платежа, то есть просто это жетоны из золота или серебра, но в контексте настоящей статьи они не отличаются от монет.
Самая простая чеканка в качестве UNC, это аббревиатура от «анциркулейтед», что значит «не бывшие в обращении», это самый дешевый вариант, примеры видов чеканки на фотографиях в порядке описания.
На первом фото Российский Георгий Победоносец.
Следующее качество чеканки BU — «бриллиант анциркулейтед», улучшенный тип чекана, при нем на монете могут быть зеркальные поля, высокая детализация, глубже рельеф. Такая монета может продаваться в фабричной упаковке или капсуле.
И она конечно немного дороже простого UNC, пример на фото — Английская Британия
Проба золота, какие бывают
Далее по цене и качеству Proof like, то есть «как пруф». Монета выглядит как пруф — с зеркальными поверхностями или обратной чеканкой, эти монеты продают в капсулах. Но технология такой чеканки не столь сложна, сертификатов на такие монеты нет.
Proof like дороже BU, но существенно дешевле Proof. Пример такого чекана Морской конек Самоа.
Кроме систематизации по качеству чеканки инвестиционные монеты отличаются тиражами, периодичностью выпуска, сериями и другими особенностями.
2. Типы инвестиционных монет
1. Основные инвестиционные монеты мира, такие как Орел США, Кленовый лист Канады, Австрийская Венская Филармония (на фото), Австралийский Красный кенгуру, Крюгерранд ЮАР и некоторые другие являются ежегодными. Серебряные и большинство* золотых монет чеканятся каждый год с одним дизайном тиражами в миллионы и десятки миллионов экземпляров.
Эти монеты называются слитковыми, фактически это слиток драгоценного металла в форме монеты, то есть просто весовое серебро или золото со стандартным весом в 1 тройскую унцию, часто также в 12, 14 унции, 2, 5, 10 унций и др.
На ежегодные унцовки самая низкая наценка на стоимость драгоценного металла, за исключением отдельных случаев небольшого изменения их цены в зависимости от специфики выпуска. Цена таких монет со временем практически не меняется, более старые монеты могут немного прибавить в стоимости, но изменение не значительно. Если же старая монета выпущена относительно небольшим тиражом, то она может стоить существенно дороже более новой. Но часто, напротив, ранние выпуски стоят дешевле, чем более поздние, поскольку последние обладают более высокой степенью защиты и улучшенным качеством.
* В отличие от одинаковых серебряных ежегодных монет золотые ежегодный инвест монеты чеканятся некоторыми странами с разным дизайном реверса. Например, Австралийские Кенгуру каждый год выпускаются с новыми изображениями Кенгуру, таким образом, они фактически являются серийными монетами.
2. Серии монет посвященные событиям, местам, предмету или какой-то узкой теме с
объявленным или нелимитированным числом выпусков.
Ярким примером удачной нелимитированной серии является популярнейшая серия Слон Сомали, которая выпускается в серебре и золоте с ежегодно меняющимся дизайном реверса уже 15 лет.
Примером удачной серии с объявленным числом выпусков (их 10) являются монеты Англии Звери Королевы.
Серии выпускаются многими странами, есть длинные и короткие, удачные и не пользующиеся спросом. Каждый год появляется несколько серий монет разных стран, но какая серия станет популярной могут определить, наверное, только специалисты (я не из их числа).
Серийные монеты стоят дороже слитковых инвестмонет, а полный набор всех релизов за все годы ( закрытая серия ) будет стоить очень дорого. Первые монеты серий, которые были распроданы много лет назад становятся редкостью. Поэтому некоторые изначально успешные инвестиционные монеты сильно подорожали и уже перешли в разряд коллекционных.
3. Юбилейные монеты — выпускаются однократно по случаю ради какого-то события, тиражи при этом могут быть от десятков до сотен тысяч экземпляров.
Стоят юбилейки дороже первого вида, выпускаться могут в любом качестве чеканки без упаковки совсем, или в буклетах, а то и в подарочных коробках.
В зависимости от тематики и мировой значимости темы такие монеты могут сильно подорожать со временем, а могут и подешеветь до обычной инвестиционки, если покупателям не понравится.
4. Монеты с маленьким тиражом — инвестиционные монеты с тиражом 5 тысяч или даже 50
тысяч экземпляров считаются малотиражными. На фото монета Карибский морской конек с тиражом 10 тысяч монет.
Такая монета изначально стоит дороже, чем слитковая и серийная инвестиционка, хотя выпускаться она может в самом простом качестве чеканки и без упаковки. Возможно, если монета понравится покупателям ее стоимость в дальнейшем будет расти, таким образом покупая ее мы платим наценку за редкость.
Вероятно, что после успеха такой монеты монетный двор может выпустить продолжение в виде еще нескольких релизов по той же теме, но угадать заранее это невозможно, для новичка просто нереально. При этом совершенно не обязательно, что вторая монета будет так же принята покупателями как первая.
5. Лимитированные монеты — это монеты, которые имеют ограниченный по времени выпуск.
Ограниченные тиражи бывают 2 видов:
5.1. монетный двор устанавливает дату окончания чеканки, как, например, в серии Морская унция — до 31 марта следующего года
5.2. монетный двор чеканит монету до выпуска следующего релиза в серии, причем когда он его запустит заранее не известно. Примером такого подхода являются указанные выше британские монеты Звери или Чудовища Королевы
При этом сколько лимитированных монет будет отчеканено заранее неизвестно, да и после окончания выпуска такую информацию особо не разглашают. От тиража и популярности зависит подорожает ли эта монета в дальнейшем или она не окупит наценку, поскольку лимитированные монеты также стоят дороже слитковых.
PS
Надеюсь, что собранная мной информация будет полезна для ознакомления с темой вложений в монетарные драгоценные металлы начинающих инвесторов — для определения своего личного плана и выработки собственной стратегии.
PPS
Мне будет приятно и интересно прочитать отзывы и мысли, или полезные сведения и советы, которыми могли бы поделиться читатели блога.
Отвечу всем! Спасибо за внимание!
Источник: silverunc.blogspot.com
Типы монет и особенности чеканки
Чтобы научиться выгодно и с минимальным риском инвестировать в монеты из драгоценных металлов, необходимо уверенно ориентироваться в их типах и разновидностях чеканки, отличительных особенностях выпусков и рыночной конъюнктуре.
- инвестиционные;
- коммеморативные (они же памятные).
Цена первого типа монет определяется исключительно стоимостью драгметалла. Они выпускаются большими тиражами без повышенных требований к качеству. Памятный тип монет, напротив, отличается малым количеством экземпляров в партии, а также более высоким качественным стандартом чеканки. Их цена может в разы превышать стоимость драгоценного металла, из которого они изготовлены. В комплект поставки таких монет обязательно входит сертификат подлинности.
Монеты инвестиционного типа выпускают для тех, кто желает выгодно вложить средства и сохранить тем самым свои накопления. Коллекционные же издания предназначены для ценителей нумизматики и тех, кто желает преподнести ценный презент. Относительно инвестмонет, выпущенных в России, это на 100% верно, так как они действительно не несут в себе никакой другой ценности, кроме стоимости драгметалла.
Типы монет из драгметаллов по качеству чеканки
Дополнительно к международной классификации драгоценных монет по типам их разделяют также по качеству чеканки, указываемому в спецификации к выпуску. И еще — инвестмонеты при определенном стечении обстоятельств могут повысить свой статус до коллекционных образцов.
Для коллекционных монет характерен стандарт чеканки «Proof». В ходе изготовления значительная часть операций производится вручную. Весь процесс занимает больше времени, а степень детализации, рельефность и качество очень высоки. Такие выпуски немногочисленны. Они могут насчитывать от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров.
Продажа осуществляется в фирменной упаковке с приложением сертификационных документов. Цена данного типа монет значительно больше, чем у инвестиционных.
Для монет инвестиционного типа назначения существует определение «bullion coins», что в буквальном переводе означает «монеты-слитки». Их чеканка соответствует различным стандартам качества. Существуют также похожие на монеты слитки круглой формы, именуемые «раундами». Они представляют собой просто золотые или серебряные диски, не являющиеся платежным средством той или иной страны.
По своему качеству чеканки инвестиционные монеты делятся на следующие основные типы:
- UNC — сокращение от «анциркулейтед», что переводится, как «не побывавшие в обращении». Это самый простой и недорогой вариант чеканки.
- BU — сокращение от «бриллиант анциркулейтед», что подразумевает усовершенствованную разновидность чеканки с наличием более глубокой рельефности, большой степени детализации и зеркальности поля в некоторых случаях. Подобные экземпляры по цене дороже качества UNC, а при продаже могут быть заключены в капсулу или иной вид упаковки.
- Proof like — означает «похожий на пруф». Внешний вид таких экземпляров похож на высший стандарт качества «пруф» зеркальностью или обратным тиснением. Они часто заключены в капсулы. Однако техника их производства относительно проста, и сертификаты подлинности к ним не прилагаются. Тип чеканки «Proof like» по цене превышает «BU», но значительно меньше ценится, чем настоящий «пруф».
Кроме перечисленных качественных отличий типы инвестиционных монет характеризуются тематикой серий, регулярностью переиздания и количеством экземпляров в тираже.
Разновидности инвестиционных монет
Среди самых популярных в мире инвестиционных монет можно перечислить следующие:
- Южноафриканский крюгерранд;
- Американский орел;
- Австралийский Кенгуру;
- Канадский кленовый лист;
- Венская Филармония Австрии;
- российский Георгий Победоносец и другие.
Инвестиционные монеты из серебра и большая часть монет из золота выпускаются ежегодно с одинаковым оформлением в количестве до десятков миллионов штук.
Они называются тезаврационными или иначе — весовыми монетами. По сути, это имеющий вид монеты золотой слиток драгметалла стандартизированного веса 0.5, 0.25, 1, 2, 5 или 10 тройских унций.
Самая небольшая премия в цене на ежегодно перевыпускаемых «унцовых» монет, если только издание не обладает определенной специфичностью. По прошествии лет премия к цене данного типа монет практически не меняется. Могут подорожать более старые экземпляры. Особенно если их тираж в свое время был мал. На практике новые выпуски ценятся дороже старых из-за повышенного качества и большей степени защиты.
Чеканка ежегодных инвестиционных монет из золота, в отличие от серебряных, иногда выполняется с различным оформлением оборотной стороны. Так, Кенгуру Австралии меняет дизайн реверса с каждым выпуском. Это уже практически серийная монета.
Есть также монетные серии, выпускаемые в честь определенной тематики, города или местности, предмета, события и т.д. У них может быть определенный или неограниченный тираж. В качестве примера данного типа монет можно привести пользующуюся популярностью неограниченную серию «Слон Сомали». Золотые и серебряные ее выпуски выходят каждый год.
При этом оформление оборота каждый раз новое уже в течение 15 лет. Из успешных ограниченных серий можно назвать британский цикл «Звери Королевы».
Среди серийных типов монет присутствуют успешные и не слишком востребованные, краткосрочные и «долгоиграющие». Ежегодно выходят совсем новые серии, и какая из них завоюет наибольшую популярность, известно только экспертам.
Как правило, серийные экземпляры имеют большую цену, чем слитковые инвестиционные монеты. А «закрытая серия», в которой собран полный набор выпусков за все годы, будет иметь максимальную стоимость. Самые первые экземпляры каждой серии — наиболее редкие, так как их продали уже давно. Это причина сильного удорожания и даже перехода в тип коллекционных для некоторых, с самого начала удачных инвестиционных монет.
Еще один тип — это выпускаемые один раз в честь определенного события юбилейные монеты. Они могут чеканиться десятками и даже сотнями тысяч штук. Стоимость такой монетной разновидности еще больше. При этом ей может соответствовать любое качество исполнения. А продаются такие экземпляры в футлярах, буклетах или вовсе не упакованными.
С годами международная значимость темы может способствовать их удорожанию. Если люди теряют интерес к тематике выпуска, то цена юбилейной монеты падает, и она может перейти к типу простых инвестиционных.
Большей ценностью могут обладать инвестиционные монеты, выпускаемые небольшими партиями. Низким тиражом считается выпуск от 5000 до 50 000 штук. Малотиражные издания всегда дороже инвестиционных выпусков слиткового или серийного типа, независимо от наличия упаковки и качества чеканки. В случае успеха у аудитории цена таких монет будет увеличиваться со временем за счет премии за редкость.
Если монета данного типа оказывается популярной, монетный двор часто начинает чеканить продолжения данной темы. Однако предсказать успех того или иного релиза крайне сложно. И последующие выпуски вовсе не гарантированно будут пользоваться такой же популярностью.
Тип монет, имеющих ограничения по продолжительности выпуска, относятся к лимитированному. Среди них можно выделить две разновидности:
- С установленным временем окончания выпуска.
- С чеканкой, ограниченной датой начала следующего выпуска в данной серии. При этом никто не знает заранее об этом моменте.
Количество лимитированных экземпляров в тираже также неизвестно. Сведения об этом держатся в тайне. Ведь в прямой зависимости от этого находится дальнейшее удорожание монеты и окупаемость наценки.
Искренне надеемся, что типы монет и классификация, описанная в этой статье, сослужат пользу тем, кто пробует себя в качестве инвестора и поможет сориентироваться на монетном рынке для наиболее эффективного построении индивидуальной инвестиционной стратегии.
Источник: www.zolotoy-zapas.ru
Чеканка
У татарских ювелиров бытовала под названием «төйма», была известна в 3 видах: пуансонная (точечная, фигурная), плоскорельефная и высокорельефная.
Пуансоны – продолговатые стержни из закаленного металла (сталь, сплавы), концы которых завершались узорными выступами в виде точек, пунктиров, треугольников, звездочек и других фигур. Изготавливал и закаливал их сам мастер; у опытных ювелиров число чеканов достигало нескольких десятков.
К чеканке относится и техника так называемого канфарения, когда на поверхности изделия создавали мелкозернистый рельеф чеканом в виде острого шила – канфарника.
В плоскорельефной чеканке применялись пуансоны с круглым (в виде объемного шарика), овальным и другими сечениями на концах; фон будущего рисунка вдавливался, а сам узор получался рельефным (ювелирные бляхи, браслеты).
При создании высокорельефной чеканки часто использовались штамповка и тиснение (басма); наиболее высокие части рисунка выбивались с оборотной стороны металлического листа. Мотивы чеканки включают все многообразие растительного, геометрического и зооморфного орнамента.
Чеканка как вид искусства на территории Татарстана развивалась с раннебулгарской эпохи. Археологами выявлены чеканы различных видов, в том числе с вырезанным орнаментом на концах (Булгарское, Билярское городища). Чеканка использовалась в оформлении серебряных блюд, на которых изображения выполнялись тонким точечным чеканом на позолоченном фоне круглого медальона в центре, в декоре зеркал, блях, а также медных литых рукояток нагаек, ручек ножей, пломб, замков, которые наряду с чеканкой дополнительно обрабатывались гравировкой.
Чеканка. Винный кувшин. Первая половина XVI в
Латунь. Гравировка, литье. Национальный музей РТ
В эпоху Золотой Орды чеканкой декорировались золотые и серебряные украшения к поясному набору (накладки, пряжки, наконечники ремней, подвески), чаши, кубки, ковши, блюда, браслеты, серьги, пуговицы, футляры для амулетов. В них чеканка часто сочеталась с филигранью, гравировкой, чернью, золочением. От эпохи Казанского ханства до нас дошли уникальный кувшин из латуни, так называемый кувшин Сююмбеки (см. Насыйр-оста ), крупные пуговицы и образец поясной застежки с декором в технике чеканки.
Чеканка. Кумган и лэгэн. Конец XVIII в
Медь. Национальный музей РТ
В XVIII–XIX вв. рельефной чеканкой достигалась высокая пластическая выразительность формы, узора, надписей в виде арабской вязи на многообразных золотых, серебряных, электрумовых (сплав золота и серебра), позолоченных изделиях – поясных застежках (каптырма), ожерельях (муенса), воротниковых застежках (яка чылбыры), коранницах, накосниках (чулпы, тезмя), пластинчатых браслетах, бляхах и др. В них чеканка часто использовалась не только как основной элемент декора, но и как обрамление черневых, гравированных узоров (полоски, имитирующие мотив жгута, волнообразного побега, зернь и т. д.). Свободный от узоров фон украшений обычно обрабатывался путем канфарения, отличавшегося крупным рельефом и четкостью ритма.
С середины ХIX в. трудоемкую по исполнению чеканку стали заменять штамповкой и тиснением, канфарение стало мелкорельефным, с перебивкой ритма и часто заменялось легкой гравированной сеткой.
В начале ХX в. искусство чеканки приходит в упадок и возрождается в середине ХX в. в творчестве профессиональных художников как вид станковой скульптуры и монументально-декоративного искусства: жанровые и орнаментальные произведения в виде настенных блюд, панно, напольных ваз, композиционных вставок, облицовок (например, колонн), пространственных конструкций (декоративные решетки, перегородки) для общественных и жилых интерьеров, иногда – экстерьеров зданий.
Чеканка. Браслет. XIX в
Серебро, позолота, сердолик, бирюза. Гравировка, инкрустация
С 1960-х гг. в чеканке из меди работали казанские художники К.Баширов, М.Зерзизов, А.Сысоев, З.Хусаинов; в 1970–1980-е гг. – Г.Арчуашвили (город Нижнекамск), Я.Зинатуллин (город Лениногорск), М.Мустафин (город Альметьевск), М.Шайдуллин (город Набережные Челны) и др.
Одними из первых работ в монументально-декоративной чеканке стали настенное панно «Батырлар» (площадь около 6 м 2 ) Е.В.Киселёвой в фойе Дворца культуры химиков (1969), «Сабантуй» в Доме татарской кулинарии (бригада художников под руководством М.Мустафина, 1972 г.), в вестибюле Дома культуры строителей (Ю.Ефремов, И.Киселёв, 1974 г.) в Казани, настенные декоративные вставки в оформлении ресторана «Кама» (М.Шайдуллин, 1974 г.) в Набережных Челнах и др.
Широкое развитие получило производство сувенирной чеканки в творчестве самодеятельных художников Казанской фабрики сувениров и Комбината надомников народных художественных промыслов.
Литература
Валеев Ф.В. Орнамент казанских татар. Казань, 1969.
Валеев Ф.В. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань, 1984.
Валеева-Сулейманова Г.Ф. Монументально-декоративное искусство Советской Татарии. Казань, 1984.
Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920-е – начало 1990-х годов). Казань, 1995.
Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды. Санкт-Петербург, 2001.
Источник: tatarica.org
>»>