Траурные украшения — одна из характерных особенностей викторианского периода, когда внутри изделия были спрятаны определенные послания. В основном такие ювелирные драгоценности передавались по наследству, но некоторые были обнаружены в могилах уже умерших людей.
Эти традиционные и семейные реликвии использовались для оплакивания и почитания памяти близкого человека. Родные носили траурные украшения, в которых были спрятаны зубы, волосы или кости умершего.
Ленор Дейли, торговец антикварными украшениями, утверждает, что в викторианскую эпоху люди в выборе драгоценностей следовали фразе «Memento mori» , (лат. Помни о смерти). Ношение таких украшений имело смысл постоянно напоминать человеку, что он тоже умрет, жизнь его коротка и все живое в этом мире увядает. По этой причине были популярны украшения в виде моли (моль символизировала собой мимолетную красоту), песочных часов (т.е. краткости земного существования и в то же время вечности души) или глаза (символа познания тайных знаний и открытия потустороннего мира).
Чем Вас так поразит жизнь в викторианском Лондоне?
Брошь с портретом девочки и прядями ее волос
В то время было много смертей и в основном детских, а так как рожали часто, многим матерям приходилось по несколько раз хоронить своих детей и смерть стала чем то обычным, тем, что часто приходит в дом.
Впервые траурные украшения стали известны после казни короля Англии Карла I в 1649 году. Многие королевские особы хотели посочувствовать и почтить память короля, и стали заказывать у своих ювелиров украшения, которые были из граненого кристалла Стюарта с портретом Карла внутри.
После этого, траурные украшения начали делать не только в честь членов королевских особ, но и в память о своих близких. Это изменило восприятие к смерти и пониманию фразы «Memento mori» . В викторианский период смерти уже не боялись, ею стали восхищаться. Жизнь превратилась в меланхоличное мгновение и люди пытались как можно больше окружить себя эстетикой скорби и символами смерти. Инкрустированный зуб приколотый в аскотский галстук или вложенный в кулон волос умершего как нельзя лучше подошли в эту печальную картину мира.
Источник: dzen.ru
Руководство по ювелирным изделиям поздней Викторианской эпохи
Ювелирные изделия в разнообразных стилях этого периода заполняют антикварные магазины. Причудливые или импозантные, украшения этого периода имеют свой стиль.
Английская королева Виктория оплакивала смерть своего мужа, принца Альберта, с 1861 года до своей смерти в 1901 году. Однако ее подданные еще до этого момента устали от чопорного и мрачного этикета средневикторианского Великого периода. К 1885 году они оставили тяжелые атрибуты и начался поздневикторианский или Эстетический период (1885 — 1901). Давайте рассмотрим украшения этого периода.
Представляем вашему вниманию статью Меган Ковард, дипломированного ювелира-геммолога GIA.
Викторианская эпоха / Уроки Истории / МИНАЕВ
Что представлял собой Эстетический период?
В этот период электричество стало неотъемлемой частью новых построек. Процветающая промышленность создала растущий средний класс, у которого появилось свободное время. В результате индустрия развлечений переживала бум. Актеры и актрисы стали законодателями моды. Женщины стали неотъемлемой частью рабочей силы.
Они также наслаждались обретенной свободой в проведении досуга, такой как теннис и езда на велосипеде.
Эстетический период и Викторианская эпоха завершились после смерти королевы Виктории в 1901 году.
Это кольцо демонстрирует открытую воздушность ювелирных изделий позднего викторианского периода в отличие от тяжелой витиеватости украшений Великого периода. Дизайн «navette» включает рубины на вершинах узора и бриллианты старой шахтной огранки, расположенные в центре и по краям. Центральный фантазийный желтый бриллиант весит 0,20 карата. Общая масса акцентных бриллиантов составляет 0,45 карата. Кольцо из 14-каратного розового золота украшено сложными металлическими гребешками с каждой стороны и гравировкой. Кольцо в отличном состоянии, демонстрирует превосходное мастерство ювелира (фото любезно предоставлено компанией The Three Graces):
Примечательные характеристики ювелирных изделий Эстетического периода
Большинство ювелирных изделий Эстетического периода было изготовлено машинным способом. Производители ставили на них свои клейма. Однако многие ювелиры возмущались натиском массового производства и возвращались к ручной работе.
Тяжелые украшения Великого периода плохо сочетались с новым активным образом жизни женщин. Поэтому дамские украшения стали легче и миниатюрней. Изящные кольца, браслеты и булавки заменили пышное изобилие предыдущих лет.
Брошь Starburst украшена желтым фантазийным бриллиантом весом 0,82 карата. Его окружают бриллианты старой шахтной огранки и огранки роза общим весом 1,40 карата в оправе из 18-каратного желтого золота. Общий вес бриллиантов определяет цену этого прекрасного примера мотива звезды, столь популярного в Эстетический период (фото любезно предоставлено The Three Graces):
Работа с металлами
В этот период широко использовались следующие ювелирные металлы:
- Золото.
- Прокатанное золото.
- Серебро.
- Окисленное серебро.
- Платина.
Мотивы
Этрусские и египетские темы возрождения продолжали очаровывать любителей ювелирных изделий. В изделиях Эстетического периода также присутствовали восточные и спортивные темы.
Популярными были следующие мотивы: головы животных, бочки, луки, клевер, полумесяцы, подковы, узлы, дубовые листья, совы, четырехлистники, звезды и пр. Дизайнеры часто комбинировали двойные сердца с коронами или узелками.
В этом медальоне использованы восточные мотивы, популярные в этот период. Геометрический шашечный узор и веер с гравировкой в виде тростника и бабочек напоминают японские орнаменты. Медальон в хорошем состоянии, серебряный с накладками из желтого и розового золота (фото любезно предоставлено The Three Graces):
Популярные драгоценные камни и стили огранки
В украшениях этого периода часто использовались следующие драгоценные камни: аметист, аквамарин, хризоберилл, хризопраз, алмаз, изумруд, черное стекло, лунный камень, опал, жемчуг, хризолит, кварц, рубин, сапфир и бирюза.
Среди популярных стилей огранки драгоценных камней можно выделить следующие:
- Огранка роза.
- Старая шахтная огранка.
- Старая европейская огранка.
- Кабошон.
Типичные для ювелирных изделий поздневикторианской эпохи, эти серьги с полумесяцем и звездой из 14-каратного желтого золота украшены восемью бриллиантами старой шахтной огранки общим весом 0,42 карата. Бриллианты, хорошо подобранные и пропорционально градуированные, являются главным достоинством сережек (фото любезно предоставлено The Three Graces):
Что было самым популярным в ювелирных изделиях Эстетического периода?
Tiffany https://uvelirnoedelo.ru/rukovodstvo-po-yuvelirnym-izdeliyam-pozdnej-viktorianskoj-epohi/» target=»_blank»]uvelirnoedelo.ru[/mask_link]
Украшения в викторианском стиле
Викторианский стиль появился в Англии в период правления королевы Виктории, в 30-х годах XIX века. Отсутствие масштабных войн и активное экономическое развитие страны привели к возникновению буржуазного класса, представительницы которого (жены купцов и предпринимателей) с удовольствием демонстрировали свое богатство.
Королева Виктория в тиаре с рубиновыми бриллиантами и рубиновыми листьями клубники, Великобритания (середина 19 века: дизайн принца Альберта; рубины, бриллианты). Позже переделана в полностью бриллиантовую тиару.
Несмотря на идеалы женственности и невинности среди женщин, привитые им с детства пуританским воспитанием, мода периода начала правления Виктории была нацелена на создание не слишком естественного образа. Модницы той эпохи носили плотные корсеты, гигантские юбки-обручи и турнюры, если позволяли финансовые возможности. Последние представляли собой подкладки, которые должны были делать фигуру более пышной, и, в соответствии с канонами красоты, привлекательной.
Викторианский стиль был обречен на долгое и счастливое существование, ведь это игра романтики, роскоши, легких тканей, рюш и камней. А девушек всех эпох объединяет слабость к романтике во всех ее проявлениях.
Характерные элементы викторианского стиля
в одежде
- Силуэт «песочные часы» с подчеркнутой талией и многослойной драпировкой. Силуэт создавался при помощи корсета, кринолина, турнюра и разного рода накладок. Жить и дышать в них было сложно, но буржуазию очень вдохновляла идея своего качественного отличия от рабочего класса. Стройная талия и изящные руки дам должны были подчеркивать это превосходство;
- Дорогие ткани: бархат, шелк, сатин, органза;
- Яркие цвета: желтый, синий, пурпурный, бордовый, зеленый, красный. Они появились, благодаря изобретению анилиновых искусственных красителей;
- Глубокое декольте на вечерних платьях, отделанное богатым декором: рюшами, воланами, драпировками, лентами и бантами;
в украшениях
К 1830 году расширилась палитра ювелиров за счет выросшей доступности аметиста, граната, хризолита, хризопраза, топаза и бирюзы. В результате, украшения стали более красочными и яркими. Камни вставлялись в богатую золотую оправу — либо выкладывался ряд больших камней одного цвета, либо разноцветные камни разбрасывались, как-будто в случайном порядке.
Старинное золотое кольцо 14 карат с аметистом и жемчугом в викторианском стиле ок. 1890 г. Фото Pinterest
Набор украшений из золота, эмали и микромозаики, ок. 1870. Антикварная брошь-камея с эмалью, бриллиантами и жемчугом. Фроман-Мерис, ок. 1870. Фото Pinterest
Украшения викторианской эпохи
- Роскошные, но, одновременно изящные и грациозные украшения с природными цветными камнями в огранке кабошон и круглым жемчугом.
- Банты — один из главных элементов викторианского стиля, в том числе сегодня;
- Длинные цепочки, на которые подвешивали флакон духов или баночку с нюхательной солью, а иногда и целый арсенал очень нужных вещей.
- Высокая пряжка, для широкого пояса, отделяющего приталенный лиф от расклешенной юбки.
Золотая подвеска 18 карат с аметистами. Карло Джулиано Локетно — один из ведущих ювелирных мастеров викторианской эпохи, награжденный королевой Викторией за выдающиеся достижения в технике эмали и грануляции, вдохновленной эпохой Возрождения и этрусским периодом. Это образцовое художественное произведение, созданное его руками. в конце 19 века из чистого золота 18 карат. Фото Pinterest
Золотая оправа украшений, обычно, либо чеканилась из листового золота, на которое наносилась гравировка металлическим резцом, либо инкрустировалась спиралями (cannetille) и гранулами (qrainti). В целом, такие драгоценности выглядели более массивными и тяжелыми, однако впечатление было обманчиво, поскольку эффект массивности достигался минимальным количеством золота.
Кольцо с гранатом и жемчугом. XIX в. Фото Pinterest
Браслет 1860 г. Фото Pinterest
Серьги преимущественно длинные, причем их делали только для проколотых ушей, эту процедуру в те времена производили ювелиры собственноручно.
С появлением пышных рукавов стали носить большие браслеты и несколько колец на одном пальце.
Шатлен
Изготавливался шатлен, конечно, тоже из драгоценных металлов, украшался росписями или инкрустациями, а вот пришел в моду среди аристократов из более низких слоев. Изначально такой аксессуар был неотъемлемой вещью среди служанок, которые носили на подобных цепочках швейные принадлежности, ключи и так далее.
Фероньерки
Появился новый тип украшения для головы — фероньерка, состоящая из цепочки и одного камня, подвешенного в зоне лба. Название украшения появилось благодаря картине Леонардо да Винчи “Прекрасная Ферроньера”, на которой изображено похожее изделие.
Леонардо да Винчи: Прекрасная Ферроньера (мастерская да Винчи) 1490-97, 62х44, Лувр. Источник Pinterest
Типичными для викторианской эпохи были тюрбаны, благодаря которым стали популярны узкие ленты для волос. Лентой фиксировали волосы в основании тюрбана и прикалывали к ней самые разные украшения.
Камеи
В моде были камеи, исторические и геральдические орнаменты, натуралистические мотивы.
Украшения с насекомыми
Эта парадоксальная тенденция возникла как способ почувствовать себя ближе к матери-природе. По мере того как города и фабрики становились все больше и шумнее, жители культивировали свою одержимость миром природы, собирая растения в гербарии и убивая животных для занятия таксидермией (создания чучел): оба хобби были необычайно популярны в то время.
Первоначально ювелиры пытались приспособить натуральный материал к изготовлению украшений и аксессуаров, но слишком уж он был хрупкий. Самым “оптимальным” оказался вариант с засушенными жуками в обрамлении. Их использовали в кольцах или заколках для волос, и считались они невероятно модными, равно как и шляпки, украшенные чучелами птиц.
Процесс создания украшений был довольно трудоемкий, сами украшения — не долговечными, а вот количество видов насекомых, благодаря ажиотажному спросу, стало сокращаться. Это привело к созданию украшений-имитаций жуков, стрекоз, мух и прочих насекомых из металлов и драгоценных камней.
Сентиментальные украшения
Основные тенденции эпохи — мистицизм и сентиментальность не могли обойти стороной и сферу украшений. Высокая смертность и стремление любыми путями сохранить частичку близкого человека породило специфичную традицию – создавать украшения из волос любимых людей.
Украшения из волос были двух типов:
1) из волос живых людей – локоны и плетенки из прядей вставляли в кулоны и медальоны, считая это своеобразным оберегом для того человека, чьи волосы попали в украшение. Чаще всего это были локоны детей или супругов, на время покинувших дом;
2) из волос умерших родственников – это уже был оберег для тех, кто остался в живых, и знак траура и памяти. Часто, у умершего срезали достаточно много волос, чтобы сделать из них брошь, браслет или колье-чокер. Этому способствовала еще и традиция долгого и публичного траура. Так возникла целая индустрия траурных украшений, которые было бы прилично носить в годы скорби. Появилось множество ювелиров и мастериц, специализирующихся на этой деликатной работе.
Королева Виктория была очень счастлива в браке, выйдя замуж за принца Альберта и родив девятерых детей. Однако, их совместная жизнь не была долгой. Принц Альберт скоропостижно скончался и более 40 лет Виктория правила одна. Именно в это время появилось множество памятных и символичных украшений: колье с молочными зубиками детей, браслет и медальон с первыми волосами своих детей и любимого мужа.
Любопытно, что принц Альберт обычно сам охотно занимался разработкой дизайна украшений в подарок своей царственной жене. Все эти браслеты, изготовленные в разные годы – с волосами и портретами его самого и их с Викторией детей — созданы по эскизам Альберта. Ниже – особенный браслет, из волос их старшей дочери, Викки, тоже придуманный принцем.
На фото ниже – браслет с подвесками-медальонами, по числу их детей. С появлением нового ребенка принц заказывал очередной медальон, вкладывая внутрь прядь детских волос. Парадное фото королевы спустя много лет вдовства, на руке ее этот браслет.
Стиль в наше время
Викторианский стиль, претерпев немалые изменения, вновь вернулся на подиумы Милана, Парижа и Нью-Йорка в XXI веке. Длинные платья из парчи и бархата, украшенные гербариями из диковинных растений, силуэт «песочные часы», вышивка серебряными и золотыми нитями — все эти удивительно красивые и немного чопорные элементы викторианского стиля можно увидеть в коллекциях известных Модных домов, таких, как Alexander McQueen, Vivienne Westwood, Alberta Feretti, Miu Miu, Simone Rocha и многих других.
Источник: jewelrygram.ru