Волхвы дары золота ладан смирна это

Все слышали про Дары волхвов, которые были в Москве, Петербурге, а сейчас продолжают путешествовать по славянским землям. Это христианская реликвия, святой для верующих предмет. Первая реакция тех, кто встречал их фото в Интернете, — удивление. Все, в том числе и основная масса верующих, ожидали увидеть слитки золота или монеты и древнего вида кувшины и сундучки.

Что угодно, только не то, что изображено на фотографии. Впечатление было неожиданным: мы увидели великолепный по исполнению предмет декоративного искусства, ювелирное изделие. Вот об этой, декоративной, стороне реликвии давайте сегодня и поговорим.

ЗОЛОТО

Итак, что из себя представляют первые подарки Малышу Христу? Плоские пластинки размером примерно 5х7 см из сверкающего на солнце золота, точнее, из золотой проволоки, спаянной в единый узор в технике филиграни с зернью. Помните крылатое выражение: «филигранная работа»? Значит, очень тонкая, точная, изящная. Так вот, Дары волхвов – самая что ни на есть филигранная работа, в прямом и переносном значении.

Волхвы приносят Иисусу дары — золото, ладан и смирну.

Чтобы сплести ажурную золотую вязь, из цельного куска золота «вытягивали» тончайшую нить, которую затем оставляли гладкой, либо скручивали по нескольку нитей между собой, получая маленькие «канатики» толщиной в миллиметр. Кстати, от слова «скручивать, свивать», на старославянском — «скать», происходит название русского варианта филиграни, который был известен у нас с древнейших времён и применяется до сих пор – “скань” или «сканное дело».

Фото: Игорь Белокопытов

Потом мастера принимались выкладывать узор из этой проволоки, используя различные инструменты. Отрезая нужное количество, золотую нить сгибали, завивали, переплетали или наоборот – делали почти идеально ровной. Так рождался шедевр, тонкая и сложная ювелирная работа. Потом при помощи пайки соединяли все элементы в единое целое, а в специально отведённые места прикрепляли маленькие золотые шарики — «зернь», которая слегка выступала над поверхностью пластины и делала внешний вид вещи ещё сложнее и богаче.

Таких золотых табличек с Афона привезли три. Остальные 25 хранятся в монастыре св. Павла вот уже несколько веков. Узор каждой из них уникален, и не найти среди всех табличек двух одинаковых. Формы их также разнообразны и не совсем привычны для ювелирных украшений древности: они четырёхугольные.

Правильные геометрические фигуры, словно из математического набора для первоклассника: трапеции, квадраты, прямоугольники. Необычно!

Фото: Игорь Белокопытов

Золото в те времена преподносилось царям в знак особого уважения, избранности и как символ власти. Персидские мудрецы считали, что новорождённый Христос — это Царь мира. Об этом они читали в пророчествах. Вообще говоря, к тому времени многие народы на Востоке знали, что должен прийти особенный Царь, Спаситель, и ждали Его. Вот почему волхвы принесли именно золото: “Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну” (Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 10-11).

Золото, ладан, смирна | Духовный словарь | Уроки ЧистоПисания

Кадр из фильма Аркадия Мамонтова «Дары волхвов» (2014)

Конечно, вы успели заметить на фотографиях неровные тёмные бусины, похожие на маслины. Они нанизаны на серебряную проволоку, прикреплённую дугообразно к каждой из золотых пластин, вперемежку с коралловыми и стеклянными (или жемчужными) бусинами. Эти тёмные «маслины» — смесь особых веществ, ладана и смирны.

Ладан — пахучая смола, душистый древесный сок, который на воздухе становится твёрдым и собирается с ароматических деревьев. Зёрна ладана, если их положить на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным ароматом.

С древних времён ладан использовался при богослужениях, как символ молитвы Богу. Когда мудрецы собирались в путь, они положили в мешки кроме золота ещё и ладан. Эта часть подарка символизировала, что Иисус Христос — Бог.

По преданию, ладан и смирну волхвы принесли в отдельных ёмкостях, а уже когда реликвия попала на гору Афон, монахи смешали и то и другое и прикрепили смесь к каждой из золотых пластин. Так получились необычные предметы, которые мы видели в России, — непохожие ни на какие другие украшения для человека или дома, непохожие даже на привычные религиозные предметы.

СМИРНА
Другое вещество, с которым смешан ладан, — смирна.

На иконах и картинах со сценой поклонения волхвов обычно изображают дом, в который вскоре после Рождества перебрались св. Иосиф, Пресвятая Богородица и маленький Ребёнок-Христос. Вот заходят иноземные гости, «открывают сокровища свои» и. дарят ароматное вещество для погребения мёртвых.

Книжная иллюстрация. Детская Библия. Институт перевода Библии. 1992

Смирна — это смола миррового дерева, вид благовоний, широко известный в Древнем мире и используемый в качестве бальзамирующего вещества для тел умерших. Им натирали тело человека, провожая его в последний путь. Эта часть подарка означала, что Царь и Бог — ещё и Человек, такой же, как и мы все.

Читайте также:
В каком виде золото хранится в официальных золотовалютных резервах стран

Смирна (мирра)
ПОДАРКИ

Золото как Царю, ладан как Богу, смирну — как Человеку. Все три части Даров смешали, соединили, спаяли в одном предмете. Подарки символичны: глядя на них, верующему есть о чём подумать. А неверующему — полюбоваться на искусство создавшего филигрань мастера, удивиться находчивости афонских монахов, «доработавших» художественную идею, и, возможно, получить вдохновение для своего творчества.

Источник: interior-writer.blogspot.com

ДАРЫ ВОЛХВОВ РОЖДЕННОМУ ХРИСТУ

Поклонение волхвов Богомладенцу Христу
Родившемуся Богомладенцу Христу три восточных царя, их называют еще волхвами, принесли богатые дары. Волхвы эти были не только правителями, но и учеными: они наблюдали небесные светила и, когда заметили на востоке чудесную звезду, пошли за ней на поклонение Богомладенцу. Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого Гаспар, третьего Мельхиор.
В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Золото подносили в дар царям. Ладан – дорогую ароматическую смолу особого дерева — в древности подносили в знак великого благоговения. Смирной – дорогим благовонием — в то время помазывали усопших.
Итак, волхвы принесли Христу золото как Царю, ладан как Богу, смирну как Человеку. И эти дары волхвов сохранились до наших дней!
Золото – двадцать восемь небольших пластин разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент не повторяется. Ладан и смирна – небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Дары волхвов пребывают сегодня на Святой Горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла. Ценность их, как духовная, так и историческая, неизмерима.

Помещены эти величайшие христианские святыни в особые ковчеги.
Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения, Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там.

Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, дары волхвов были возвращены в столицу. После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла – передала их туда сербская царевна Мария.

Царица сербская Мария передает Святини Афону

От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда их выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.
Дары волхвов – на Афоне, а мощи волхвов – в Кельне (см. ВiК №1(47) 2010, стр.10-11).
Такое можно увидеть только в Свято-Пантелеймоновом монастыре на Рождество Христово: двумя склоненными друг к другу еловыми ветками оригинально оформлен вертеп над установленной в глубине под углом небольшой старинной иконой, изображающей Святое Семейство и рождественскую звезду над вифлеемским небом. Священноархимандрит Иеремия и иеромонахи в белоснежных ризах поочередно прикладываясь к иконе, напоминают мне тех самых волхвов со свитой, пришедших на поклонение Богомладенцу.
«Если желаешь увидеть дары самих волхвов, поезжай в монастырь святого Павла», — напутствовал меня перед благословением духовник Макарий, на худом и впалом лице которого после рождественского поста, кажется, не хватает кожи, и только празднично сияют серо-голубые глаза.

Часовня на месте передачи Святыни царицей Марией

В устье ущелья между впадающими в море горными потоками, возвышается основанный в Х веке монастырь святого Павла. В ХIV столетии эта обитель была славянской, и дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Мара), будучи вдовой турецкого султана Мурата (Мурада) II, передала в обитель найденные в Константинопольской сокровищнице греческих императоров части золота, ладана и смирны, принесенные волхвами в дар вифлеемскому Младенцу Господу Иисусу Христу.

По преданию, сербская царевна Мария сама хотела внести эти бесценные сокровища в монастырь, но «ей было внушено свыше не нарушать строгого афонского устава», запрещающего женщинам вход в монастыри Святой Горы. На том самом месте передачи сокровищ монахам, где когда-то стояла коленопреклоненная Мария, ныне находятся Царицын крест и часовня-памятник, запечатлевший изображение этой встречи.

Дары волхвов, свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего Успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Далее дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи, где их поместили в храме Св. Софии. Позже дары попали в город Никею и хранились там приблизительно 6 столетий. Дары вновь возвратились в Константинополь, а после падения города (1453) они были переправлены на Афон.

Монастирь св. Павла на Афоне

Монахи-святогорцы сохранили драгоценные для человечества дары волхвов до наших дней. С особым тщанием бесценные сокровища хранят греческие иноки монастыря Святого Павла в нескольких небольших ковчегах-мощевиках.

Монахи хорошо понимают, как велика для всех паломников духовная, историческая и археологическая ценность даров волхвов, поэтому они после ночных богослужений выносят их на поклонение всем гостям обители. Игумен монастыря Святого Павла архимандрит Парфениус Моренатос, в порядке исключения, позволил в январе 2002 сфотографировать дары волхвов (см. фото).

Обратимся к преданию, где рассказывается, как волхвы принесли в дар родившемуся Богомладенцу золото, ладан и смирну. Золото — как подарок для Царя, ладан (дорогая по тем временам ароматическая смола, подносимая в знак особой почести) – для Бога, смирну – для Человека и Спасителя, ставшего Сыном Человеческим. Сохранившееся до наших дней золото представлено в виде приблизительно трех десятков небольших пластин, напоминающих формы трапеций и многоугольников, где древние мастера-ювелиры нанесли тончайший филигранный орнамент. Семь десятков небольших, величиной с обыкновенную маслину, скатанных шариков — это и есть ладан и смирна.






Читайте также:
Можно ли хранить золото в морозилке

Евангельское повествование о рождении ночью в Вифлееме Богомладенца знает каждый. В Законе Божьем (составитель — протоирей Серафим Слободской) рассказывается, что вифлеемские пастухи первыми узнали о рождении Спасителя. Волхвы как персонажи повествования о Рождестве Христовом, пришли из далекой страны с Востока.

Волхвами, или мудрецами, назывались в те далекие времена ученые люди, наблюдавшие и изучавшие звезды. Тогда люди верили, что при рождении великого человека на небе появляется новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение — на небе появилась новая, необычайная звезда.

Увидев чудно мерцавшую звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый народом «Великий Царь Израильский» уже родился. Они собрались в путь и пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться ему. Царь Ирод, тайно призвав к себе волхвов, выведал у них время появления новой звезды.

До этого царь Ирод спросил священников и книжников: «Где должно родиться Христу?». Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, потому что так написано у пророка Михея». Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь.

В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Спорным является вопрос о времени прихода волхвов в Вифлеем (см. Православная энциклопедия. — М., 2001, т. IХ, с. 279).

Независимо от вавилонского или персидского происхождения волхвов, ясно, что с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстоянию до Вифлеема, они могли достичь его не ранее, чем несколько недель после рождения Младенца. Наиболее широкое распространение получило мнение, согласно которому волхвы прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее двух лет.

Кстати, на это косвенно может указывать приказ Ирода «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2,16). Многие церковные авторы считают, что волхвы прибыли в течение второго года после Рождения Христа, причем эта интерпретация отражена в иконографии поклонения волхвов первых веков христианства, где Младенец изображен уже немного подросшим (См.: Там же, с.280-281). Имеется и группа авторов, склоняющихся считать, что событие поклонения волхвов произошло на первой неделе после рождения Иисуса.
Волхвы поклонились и пали ниц перед Младенцем, открыв свои сокровища, принесенные в дар: золото, ладан и смирну, символизирующие веру, разум и добрые дела. Волхвы поклонились Богомладенцу как Сыну Божию. Сколько именно было волхвов, библейская история умалчивает. Имеются произведения, где говорится о 2, 4, 6, 8 и даже о 12 волхвах.

Учитывая, что миру известны всего три дара – сокровища, христиане с незапамятных времен стали полагать, что и волхвов тоже было три. В VIII столетии один авторитетный историк Церкви Иоаков из Варацце обнародовал имена волхвов: Гаспар (или Каспар), Мельхиор и Бальтазар (Валтасар), хотя их имена появились еще в раннем средневековье (VI ст.).

В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар был «безбородым юношей», Мельхиор – «бородатым старцем», а Бальтазар – «темнокожим». По преданию, они происходили то ли из Персии, то ли из Аравии, Месопотамии или Эфиопии. Волхвы были благочестивыми христианами и проповедовали Евангелие на Востоке.

В других источниках указывается, что они были «восточными царями», «мудрецами-астрологами», «звездочетами», ищущими истину. Вернувшись в свои родные места, волхвы стали возвещать в народе об Иисусе Христе, строили храмы и часовни, где были изображения Богомладенца и звезда над крестом. Имеются данные и о том, что апостол Фома посвятил их в епископы.

Волхвы закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены они были тоже вместе. Церковь причислила их к лику святых. Историки спорят, были ли они «святыми королями», как их величают в Германии, где до наших дней хранятся их мощи. По преданию, мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке – в Милан.

О гробницах волхвов в персидском городе Сава (к юго-западу от Тегерана) сообщал в VIII веке Марко Поло (См.: там же, с. 282). Известно, что в 1164 году из Милана останки прославленных трех волхвов кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель сначала перенес по суше на специальных подводах, а потом – на речном судне по Рейну в Кельн. Сохранились свидетельства о том, что мощи волхвов были подарены архиепископу императором Фридрихом I Барбароссой.
К святым реликвиям Кельна стали устремляться многочисленные паломники с пожертвованиями со всех близлежащих к этому городу земель. Истории известно, что в немецкий город со всей Европы прибывали многочисленные религиозные процессии и потоки людей. В народе волхвы, или «три святых короля», стали называться покровителями всех путешествующих, поэтому многие путники специально приходили в Кельн, чтобы в местном кафедральном соборе поклониться волхвам, о чем написано в романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».
На гербе города Кельна и сегодня изображены три короны. Установленный праздник – «День трех святых королей» – выходной и ежегодно отмечается в Германии 6 января. Накануне вечером в некоторых городах и селениях можно видеть мальчиков, одетых в белые балахоны и с коронами на головах. Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие «трех королей».

Читайте также:
Решение задач масса сплава золота и серебра

Около городских и сельских храмов устраиваются театрализованные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и поклонение их Богомладенцу. В каждой церкви устраиваются вертепы или рождественские ясли, где «присутствуют» и знаменитые волхвы. По сохранившейся давней традиции, 6 января хозяин дома пишет мелом у входа или на двери начальные буквы имен трех волхвов: С + М + В и указывает год. Немцы верят, что такая надпись оберегает дом и его жителей от всех бед. Кроме того, немцы в последний раз зажигают новогоднюю елку и считают, что после праздника «трех святых королей» световой день «прибавился на петушиный шаг».
Однако вернемся в Кельн. В 1180 (1181) году местной школе золотых дел мастера Николая фон Вердена из Мааса поручили изготовить ковчеги (реликварии) для мощей святых Феликса, Набора и Григория Сполетских, а также мощей трех прославленных волхвов.

Уникальный ковчег, выполненный только в 1220 (по другим данным – в 1230) году, и сегодня считают самым выдающимся шедевром средневекового искусства, а хранится он в знаменитом Кельнском соборе. Ковчег этот представляет собой трехнефную базилику с двумя нижними и одним верхним помещениями.

Искусствоведы считают, что в настоящее время это произведение ювелирного искусства утратило свою завершенность не только из-за многолетнего его использования, но и позднейших его реставрации и разграбления. В немецкой прессе время от времени появляются заметки скептиков, сомневающихся в том, что в кельнском ковчеге действительно находятся мощи именно тех самых знаменитых трех волхвов, а не якобы «трех молодых мужчин», умерших в середине ХII столетия. Что же касается монахов-святогорцев, то они никогда не сомневались, а вслед за ними убеждены и все паломники, что дары волхвов сохранились до наших дней на Афоне, в греческом монастыре святого Павла. Некоторые осчастливленные паломники рассказывают, что когда греки-монахи подносили к их уху одну небольшую золотую подвеску из даров волхвов, тогда от нее чудесным образом слышится как бы шепот.

Анатолий Холодюк

Святая Гора Афон – Мюнхен

МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ПАВЛА

Монастырь св. Павла основан в IX веке прп. Павлом (в миру Прокопием), сыном греческого императора Михаила I Рангавея. Прокопий в молодости получил прекрасное образование и в раннем возрасте оставил мир, придя на Афон, где в постриге был назван Павлом. В XIV веке монастырь был славянским.

В 1744 отходит к грекам.
Соборный храм посвящен Сретению Господню. Здесь находятся три чудотворные иконы Божией Матери и крест с частицей Древа Креста Господня, принадлежащий, по преданию, царю Константину Великому. Великая святыня монастыря св. Павла – дары волхвов: золото, ладан и смирна.

Источник: www.liveinternet.ru

Почему дары волхвов так назвали. «Смысл названия рассказа «Дары волхвов

Логос-гид

Все слышали про Дары волхвов, которые были в Москве, Петербурге, а сейчас продолжают путешествовать по славянским землям. Это христианская реликвия, святой для верующих предмет. Первая реакция тех, кто встречал их фото в Интернете, — удивление. Все, в том числе и основная масса верующих, ожидали увидеть слитки золота или монеты и древнего вида кувшины и сундучки.

Что угодно, только не то, что изображено на фотографии. Впечатление было неожиданным: мы увидели великолепный по исполнению предмет декоративного искусства, ювелирное изделие. Вот об этой, декоративной, стороне реликвии давайте сегодня и поговорим.

ЗОЛОТО

Итак, что из себя представляют первые подарки Малышу Христу? Плоские пластинки размером примерно 5х7 см из сверкающего на солнце золота, точнее, из золотой проволоки, спаянной в единый узор в технике филиграни с зернью. Помните крылатое выражение: «филигранная работа»? Значит, очень тонкая, точная, изящная. Так вот, Дары волхвов – самая что ни на есть филигранная работа, в прямом и переносном значении.

Чтобы сплести ажурную золотую вязь, из цельного куска золота «вытягивали» тончайшую нить, которую затем оставляли гладкой, либо скручивали по нескольку нитей между собой, получая маленькие «канатики» толщиной в миллиметр. Кстати, от слова «скручивать, свивать», на старославянском — «скать», происходит название русского варианта филиграни, который был известен у нас с древнейших времён и применяется до сих пор – “скань” или «сканное дело».

Фото: Игорь Белокопытов

Потом мастера принимались выкладывать узор из этой проволоки, используя различные инструменты. Отрезая нужное количество, золотую нить сгибали, завивали, переплетали или наоборот – делали почти идеально ровной. Так рождался шедевр, тонкая и сложная ювелирная работа. Потом при помощи пайки соединяли все элементы в единое целое, а в специально отведённые места прикрепляли маленькие золотые шарики — «зернь», которая слегка выступала над поверхностью пластины и делала внешний вид вещи ещё сложнее и богаче.

Читайте также:
Как сделать шарик из золота

Таких золотых табличек с Афона привезли три. Остальные 25 хранятся в монастыре св. Павла вот уже несколько веков. Узор каждой из них уникален, и не найти среди всех табличек двух одинаковых. Формы их также разнообразны и не совсем привычны для ювелирных украшений древности: они четырёхугольные.

Правильные геометрические фигуры, словно из математического набора для первоклассника: трапеции, квадраты, прямоугольники. Необычно!

Фото: Игорь Белокопытов

Золото в те времена преподносилось царям в знак особого уважения, избранности и как символ власти. Персидские мудрецы считали, что новорождённый Христос — это Царь мира. Об этом они читали в пророчествах. Вообще говоря, к тому времени многие народы на Востоке знали, что должен прийти особенный Царь, Спаситель, и ждали Его. Вот почему волхвы принесли именно золото: “Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну” (Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 10-11).

Кадр из фильма Аркадия Мамонтова «Дары волхвов» (2014)

ЛАДАН

Конечно, вы успели заметить на фотографиях неровные тёмные бусины, похожие на маслины. Они нанизаны на серебряную проволоку, прикреплённую дугообразно к каждой из золотых пластин, вперемежку с коралловыми и стеклянными (или жемчужными) бусинами. Эти тёмные «маслины» — смесь особых веществ, ладана и смирны.

Ладан — пахучая смола, душистый древесный сок, который на воздухе становится твёрдым и собирается с ароматических деревьев. Зёрна ладана, если их положить на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным ароматом.

С древних времён ладан использовался при богослужениях, как символ молитвы Богу. Когда мудрецы собирались в путь, они положили в мешки кроме золота ещё и ладан. Эта часть подарка символизировала, что Иисус Христос — Бог.

По преданию, ладан и смирну волхвы принесли в отдельных ёмкостях, а уже когда реликвия попала на гору Афон, монахи смешали и то и другое и прикрепили смесь к каждой из золотых пластин. Так получились необычные предметы, которые мы видели в России, — непохожие ни на какие другие украшения для человека или дома, непохожие даже на привычные религиозные предметы.

СМИРНА

Другое вещество, с которым смешан ладан, — смирна.

На иконах и картинах со сценой поклонения волхвов обычно изображают дом, в который вскоре после Рождества перебрались св. Иосиф, Пресвятая Богородица и маленький Ребёнок-Христос. Вот заходят иноземные гости, «открывают сокровища свои» и… дарят ароматное вещество для погребения мёртвых.

Книжная иллюстрация. Детская Библия. Институт перевода Библии. 1992

Смирна — это смола миррового дерева, вид благовоний, широко известный в Древнем мире и используемый в качестве бальзамирующего вещества для тел умерших. Им натирали тело человека, провожая его в последний путь. Эта часть подарка означала, что Царь и Бог — ещё и Человек, такой же, как и мы все.

ПОДАРКИ

Золото как Царю, ладан как Богу, смирну — как Человеку. Все три части Даров смешали, соединили, спаяли в одном предмете. Подарки символичны: глядя на них, верующему есть о чём подумать. А неверующему — полюбоваться на искусство создавшего филигрань мастера, удивиться находчивости афонских монахов, «доработавших» художественную идею, и, возможно, получить вдохновение для своего творчества.

Решение принято

Вывескa, у которой онa остaновилaсь, глaсилa: «M-me Sophronie. Всевозможные изделия из волос», Деллa взбежaлa нa второй этaж и остaновилaсь, с трудом переводя дух. — Не купите ли вы мои волосы? — спросилa онa у мaдaм. — Я покупaю волосы, — ответилa мaдaм. — Снимите шляпу, нaдо посмотреть товaр. Сновa зaструился кaштaновый водопaд. — Двaдцaть доллaров, — скaзaлa мaдaм, привычно взвешивaя нa руке густую мaссу. — Дaвaйте скорее, — скaзaлa Деллa.

Волосы Деллы

В поискaх подaркa для Джимa

Следующие двa чaсa пролетели нa розовых крыльях — прошу прощенья зa избитую метaфору. Деллa рыскaлa по мaгaзинaм в поискaх подaркa для Джимa. Нaконец, онa нaшлa. Без сомнения, что было создaно для Джимa, и только для него. Ничего подобного не нaшлось в других мaгaзинaх, a уж онa все в них перевернулa вверх дном, Это былa плaтиновaя цепочкa для кaрмaнных чaсов, простого и строгого рисункa, пленявшaя истинными своими кaчествaми, a не покaзным блеском, — тaкими и должны быть все хорошие вещи.

Цепочкa для чaсов

Подготовка к празднику

Домa оживление Деллы поулеглось и уступило место предусмотрительности и рaсчету. Онa достaлa щипцы для зaвивки, зaжглa гaз и принялaсь испрaвлять рaзрушения, причиненные великодушием в сочетaнии с любовью. А это всегдa тягчaйший труд, друзья мои, исполинский труд. В семь чaсов кофе был свaрен, рaскaленнaя сковородa стоялa нa гaзовой плите, дожидaясь бaрaньих котлеток

Подготовка к празднику

Неожиданная реакция Джима

Дверь отворилaсь, Джим вошел и зaкрыл ее зa собой. У него было худое, озaбоченное лицо. Нелегкое дело в двaдцaть двa годa быть обремененным семьей! Ему уже дaвно нужно было новое пaльто, и руки мерзли без перчaток. Джим неподвижно зaмер у дверей, точно сеттерa учуявший перепелa. Его глaзa остaновились нa Делле с вырaжением, которого онa не моглa понять, и ей стaло Стрaшно.

Читайте также:
Почему подорожало золото и серебро

Это не был ни гнев, ни удивление, ни упрек, ни ужaс — ни одно из тех чувств, которых можно было бы ожидaть. Он просто смотрел нa нее, не отрывaя взглядa, в лицо его не меняло своего стрaнного вырaжения. Деллa соскочилa со столa и бросилaсь к нему. -— Джим, милый, — зaкричaлa онa, — не смотри нa меня тaк.

Я остриглa волосы и продaлa их, потому что я не пережилa бы, если б мне нечего было подaрить тебе к рождеству. Они опять отрaстут. Ты ведь не сердишься, прaвдa? Я не моглa инaче. У меня очень быстро рaстут волосы.

Ну, поздрaвь меня с рождеством, Джим, и дaвaй рaдовaться прaзднику. Если б ты знaл, кaкой я тебе подaрок приготовилa, кaкой зaмечaтельный, чудесный подaрок! — Ты остриглa волосы? — спросил Джим с нaпряжением, кaк будто, несмотря нa усиленную рaботу мозгa, он все еще не мог осознaть этот фaкт. — Дa, остриглa и продaлa, — скaзaлa Деллa. — Но ведь ты меня все рaвно будешь любить? Я ведь все тa же, хоть и с короткими волосaми. И Джим вышел из оцепенения. Он зaключил свою Деллу в объятия.

Джим тронут подарком Деллы

Экспозиция. Знакомство с героями

Уже из первых предложений произведения становится ясно, насколько тяжело приходится супружеской чете Диллингем Юнг. Они снимают квартирку, за которую каждую неделю нужно платить 8 долларов. Во всей обстановке просматривается «молчащая бедность». не работает. А щель в почтовом ящике является настолько узкой, что туда никоим образом не удалось бы опустить письмо.

Да и табличка на двери с указанием имени хозяина, которая появилась, когда он зарабатывал 30 долларов, теперь казалась потускневшей. С тех пор, как доход семьи снизился на десять долларов, супругам приходилось экономить во всем. Но каждый вечер по возвращении домой мистера Джеймса неизменно ждали радостный голос жены и «нежные объятия».

Томительное ожидание

Джим никогдa не зaпaздывaл. Деллa зaжaлa плaтиновую цепочку в руке и уселaсь нa крaешек столa поближе к входной двери. Вскоре онa услышaлa его шaги внизу нa лестнице и нa мгновение побледнелa. У нее былa привычкa обрaщaться к богу с коротенькими молитвaми по поводу всяких житейских мелочей, и онa торопливо зaшептaлa: — Господи, сделaй тaк, чтобы я ему не рaзонрaвилaсь.

Делла

Сначала Делла бросилась на кушетку и расплакалась. Однако нужно было что-то делать. Она подошла к окну, затем вдруг направилась к стоявшему в простенке трюмо. Ее глаза засверкали, а лицо побледнело.

Набор гребней

Джим достaл из кaрмaнa пaльто сверток и бросил его нa стол. — Не пойми меня ложно, Делл, — скaзaл он. — Никaкaя прическa и стрижкa не могут зaстaвить меня рaзлюбить мою девочку. Но рaзверни этот сверток, и тогдa ты поймешь, почему я в первую минуту немножко оторопел. Белые проворные пaльчики рвaнули бечевку и бумaгу. Последовaл крик восторгa, тотчaс же — увы! — чисто по- женски сменившийся потоком слез и стонов, тaк что потребовaлось немедленно применить все успокоительные средствa, имевшиеся в рaспоряжении хозяинa домa.

Ибо нa столе лежaли гребни, тот сaмый нaбор гребней один зaдний и двa боковых, — которым Деллa дaвно уже блaгоговейно любовaлaсь в одной витрине Бродвея. Чудесные гребни, нaстоящие черепaховые, с вделaнными в крaя блестящими кaмешкaми, и кaк рaз под цвет ее кaштaновых волос. Они стоили дорого… Деллa знaлa это, — и сердце ее долго изнывaло и томилось от несбыточного желaния облaдaть ими. И вот теперь они принaдлежaли ей, но нет уже прекрaсных кос, которые укрaсил бы их вожделенный блеск.

Это были те самые гребни

Цепочка для часов

Все же онa прижaлa гребни к груди и, когдa, нaконец, нaшлa в себе силы поднять голову и улыбнуться сквозь слезы, скaзaлa: — У меня очень быстро рaстут волосы, Джим! Тут онa вдруг подскочилa, кaк ошпaренный котенок, и воскликнулa: — Ах, Боже мой! Ведь Джим еще не видел ее зaмечaтельного подaркa. Онa поспешно протянулa ему цепочку нa рaскрытой лaдони.

Мaтовый дрaгоценный метaлл, кaзaлось, зaигрaл в лучaх ее бурной и искренней рaдости. — Рaзве не прелесть, Джим? Я весь город обегaлa, покудa нaшлa это. Теперь можешь хоть сто рaз в день смотреть, который чaс. Дaй-кa мне чaсы. Я хочу посмотреть, кaк это будет выглядеть все вместе.

Но Джим, вместо того чтобы послушaться, лег нa кушетку, подложил обе руки под голову и улыбнулся.

Любовь побеждает все препятствия

— Делл, — скaзaл он, — придется нaм покa спрятaть нaши подaрки, пусть полежaт немножко. Они для нaс сейчaс слишком хороши. Чaсы я продaл, чтобы купить тебе гребни. А теперь, пожaлуй, сaмое время жaрить котлеты.

Источник: dynalib.ru

Рейтинг
Загрузка ...