Все об армянском золоте

Каждый раз, когда ностальгирующий армянин путешествует по земле своих предков, в настоящее время занятой Турцией, его или ее окружает толпа проводников-добровольцев, предлагающих свои услуги по поиску спрятанных сокровищ. Хачик Мурадян (Khatchig Mouradian) из Armenian Weekly, недавно посетивший город Диярбакыр, вспоминает свой опыт поиска сокровищ и цитирует Гранта Динка (Hrant Dink), который говаривал: «Вы копаете и ищете клады под землей и отказываетесь понимать, что истинное сокровище ходило по этим землям и было истреблено».

Моя мать однажды ездила в дом в Адане, где она родилась; жильцы этого дома, по-прежнему не получившие документ о передаче прав собственности, спросили у нее, где семья спрятала свои сокровища, после того, как проявили щедрое турецкое гостеприимство. Многие турки рады, что армяне приезжают как туристы, но намного больше в наши дни ищут возможность открыть золотое месторождение с помощью ностальгирующих туристов. И в самом деле, когда армян депортировали, им редко приходило в голову, что их отправляли на «окончательное решение», принятое Талаат-Пашой (Talaat Pasha). Их всех заставили поверить, что это некая временная мера, а затем они вернутся в свои города и дома в конце войны. Таким образом, они либо зарывали свои ценности в землю, либо оставляли их своим надежным друзьям-мусульманам, как многие армяне и греки, описанные в книгах Кемаля Ялчина (Kemal Yalçin).

Erik son Ernest Gevorgyan Эрнест Геворгян «Какой я есть-другим уже не стану 2021

Недавно в Швейцарии «всплыла» история о шести тоннах золота, отправленного из исторической Армении в Женеву для размещения в банке Credit Suisse, который отказывается передать клад турецкой семье, претендующей на право собственности.

Впервые новость появилась 17 октября в турецкой газете Hurriyet. В турецкой же газете был опубликован комментарий профессора Кагри Эрхана (Cagri Erhan), который, вместо того, чтобы задаться вопросом о происхождении клада, интересуется мотивами Credit Suisse Bank, отказывающегося отдать золото бизнесмену из Элязыга (исторический армянский город Харперт) по имени Саид Али Байраки (Sayid Ali Bayraki).

Тюрколог Хагоп Чакерьян (Hagop Chakerian) перевел статью для ежедневной газеты Azg в Ереване, приправив ее собственными комментариями. Большая часть информации о развитии этой истории изложена в статье г-на Чакерьяна, опубликованной в выпуске Azg за 11 ноября 2011 года. Бизнесмен из Элязыга, Саид Али Байраки (Sayid Ali Bayraki), много лет боролся, чтобы вернуть 800000 турецких золотых монет, унаследованных им от отца. Швейцарский посол в Турции, Раймонд Кунтц (Raymond Kuntz), приезжал в Элязыг на переговоры по поводу этого золота, происхождение которого по-прежнему окутано тайной.

Разве это не совершенно удивительная история? Но как мог кто-то перевезти 800000 турецких золотых монет, которые весят шесть метрических тонн, из Турции в Швейцарию? По словам г-на Байраки, его отец переправил шесть тонн золота в Швейцарию, путешествуя по земле и по морю. Сегодня 800000 турецких золотых монет стоят $3,5 млрд.

Золотой теленок, 1 серия (комедия, реж. Михаил Швейцер, 1968 г.)

Помимо швейцарского посла, в защиту г-на Байраки в этом деле выступил сам премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan). По словам истца, его отец отправил шесть тонн золота прямо накануне государственного переворота 12 ноября 1986 года во главе с генералом Кенаном Эвреном (Kenan Evren), установившим в Турции военную диктатуру. Несложно сделать вывод, что отец г-на Байраки состоял в «глубоком государстве», которое создало в Турции власть террора. Сегодня паутина преступлений «глубокого государства» оказалась в центре расследований по делу организации Эргенекон.

Профессор Кагри утверждает: «Насколько мне известно, в первые годы существования республиканской Турции таких монет не было ни у кого из граждан. Например, когда в 1924 году был основан Işbank, весь его капитал составлял 250000 турецких лир. Спрятать такие деньги от правительства – серьезная проблема».

По словам г-на Байраки, его отец заработал эти деньги с помощью бизнеса, а золото он прятал в яме, вырытой под домом. Сомнительно, что можно заработать золото, занимаясь бизнесом, потому что после учреждения Турецкой Республики бизнес больше не пользовался турецкой валютой. Похоже, что отец г-на Байраки доверил золото швейцарскому банку, полагая, что банковская система, тайно хранившая золото нацистов, так же поступит и с его состоянием. Но он не учел тот факт, что золото, размещенное в швейцарских банках, не принадлежало нацистам, оно принадлежало евреям.

Читайте также:
Как выглядит 20 грамм золота цепочка

Нацистов, уничтоживших миллионы евреев и захвативших их собственность, особенно интересовало золото, которое их жертвы хранили в швейцарских банках.

В 1990-х разразились международные скандалы по поводу золота в банках Швейцарии, и правительство было вынуждено выдать некую секретную информацию американскому и британскому правительствам. Многие организации, имеющие отношение к жертвам Холокоста, охотятся за этими банками.

Если в швейцарской финансовой организации хранилось 800000 золотых монет, имитирующих «нацистское золото», это должно вызвать подозрения, потому что их источник неизвестен. Талаат-Паша написал в своем «секретном файле», что из Элязыга были выселены 70 тысяч армян. Никто из них в этот город не вернулся. Состоятельные армянские семьи тоже были депортированы.

Почти все высланные семьи прятали свое золото в укромном месте или доверяли своим соседям-мусульманам, надеясь когда-нибудь вернуться. На протяжении многих лет существуют истории о тайных армянских кладах. Кроме того, многие армяне также приезжают на родину своих предков, чтобы найти их спрятанные сокровища.

Профессор Кагри завершает свои заметки следующим высказыванием: «2015 год не за горами. Армяне придают огромное значение 100-летней годовщине «так называемого» Армянского геноцида. Несомненно, армянское лобби, которое не упускает случая, уже обратило особое внимание на золото «неизвестного» происхождения.

В банке Credit Suisse уже называют дело «скандальным» и считают, что «за всем этим стоит какая-то тайная организация». Поэтому мы видим, к чему это все может привести, и не стоит привлекать премьер-министра. Это может создать неловкую ситуацию для всей страны».

Вероятно, профессор Кагри намекает на армянских юристов, упоминая лоббистов, которые отыскали французские и немецкие банки и провели внушительную работу по возвращению средств, принадлежащих жертвам Геноцида. К счастью, добрый профессор не в курсе, что те же юристы в данный момент забыли о турках и подают в суд друг на друга, вгрызаясь в глотки коллег.

Невозможно рассеять подозрения о тайной организации, когда юристы, нападавшие на турков и Турцию, направили оружие друг против друга. Аналогичным образом щедрые благодетели, первоначально жертвовавшие внушительные суммы на постройку Музея Геноцида, также готовы перегрызть друг другу глотки, подавая друг на друга в суд и ставя под угрозу своевременное завершение постройки музея к 2015 году.

Тем временем, многие группы жертв подают в суд на Турецкое государство, и правительство утопает в тысячах исков. Европейский суд по правам человека завалили судебными делами. В прошлом году там рассматривалось 5000 дел. В этом году цифра выросла до 7000. Турция проигрывает почти все иски.

Недавно министр иностранных дел Ахмед Давутоглу (Ahmad Davutoglu) присоединился к министру юстиции Садулле Эргину (Sadoulla Erguin) на пресс-конференции с разъяснениями по поводу этих судебных дел. Он заявил, что шквал исков в Европейском суде означает, что у Турции заболевание, нуждающееся в лечении.

«Турции следует перейти на новую стратегию, чтобы предотвратить такое количество исков. Нам нужно изменить методы защиты, потому что мы проигрываем почти все дела», — сказал он. Он классифицировал иски по трем категориям: 1) иски, вызванные международной политикой Турции. Агрессия Анкары и оккупация территории Кипра привела к целой лавине судебных разбирательств; 2) устаревшее местное законодательство Турции, не считающееся с правами граждан и меньшинств привело к появлению 19000 исков; 3) иски, связанные с подавлением свободы слова и прессы (вроде 301 статьи уголовного кодекса).

Мир подает в суд на Турцию и выигрывает эти дела, в то время как армянские адвокаты дерутся друг с другом. Шесть тонн золота лежат в швейцарском банке. На золото много претендентов, и оно может принести Армении значительную пользу. Мы должны выступить с протестами.

Читайте также:
Чем убрать золото из волос

Настало время покончить с междоусобными дрязгами и отправиться за золотом.

Источник: goldenfront.ru

Армянское золото, зарытое в Турции, не дает покоя «черным копателям»

Год от года растет число армян, посещающих Западную Армению. Тысячи армян как из Армении, так и диаспоры посещают противоположный берег Аракса и Ахуряна, чтобы приобщиться к внушительному армянскому наследию. Подобный поток закономерно приводит к тому, что наиболее посещаемые места охраняются и пестуются. Примером тому — Ани, Карс, Ван, остров Ахтамар.

Но на колоссальной территории армянское наследие не всегда удостаивается внимания в связи большими расстояниями, меньшей значимостью, не столь публичной известностью и недоступностью. И вот тут-то и проступают серьезнейшие проблемы.

Турецкая республика обязана охранять историко-культурное наследие армян в соответствии с Лозаннским договором, но свои обязательства она исполняет крайне халатно, за редким исключением, практически, не исполняет. Брошенные на произвол судьбы государством многочисленные армянские памятники становятся достоянием местных жителей (в основном курдов): большинство используется под склады, загоны, а в некоторых случаях – под каменоломни. Но отдельно и подробнее следует поговорить о дамокловом мече, нависшем над армянским наследием – искателях сокровищ. За последние годы никто не нанес такого урона армянским церквям, монастырям и могилам на территории Турции, как местные искатели кладов.

Мания искателей «золота армян» не только не утихомирилась за последние десятилетия, но и, наоборот, обретает все больший размах и становится целью жизни многих авантюристов. Хотя присвоение сокровищ карается турецкими законами, тем не менее, в далеких и не густо населенных местностях вандалы остаются без контроля, тем более, что зачастую в роли таковых выступают местные жители.

Монастырь Оморос в провинции Карс. Яндекс картинки

В Турции грабителей можно разделить на две группы: первая — местные жители, которые ищут армянские сокровища в местах своего проживания, в отличие от второй группы, география которой шире и опыта больше, они работают со старыми картами и с помощью знаков пытаются найти армянское золото. Зачастую они действуют группами. Хотя обе группы наносят существенный ущерб армянскому наследию, но вторая, более подготовленная технически и ресурсно, наносит гораздо больший урон.

Основная угроза, исходящая от искателей сокровищ, состоит в том, что для поисков кладов грабители зачастую раскапывают фундаменты церквей, что со временем приводит к частичному или даже полному развалу церкви. Кроме того, оскверняются могилы армян, поскольку одной из основных целей грабителей являются кладбища, где, по их мнению, армяне могли захоронить свое золото. Несмотря на уголовную наказуемость, группы искателей сокровищ можно найти в социальной сети Фейсбук: здесь грабители делятся своим опытом и навыками. Есть немало и тех, кто пытается связаться с армянами в надежде найти наследников тех, кто закопал сокровища.

Время от времени турецкие правоохранители задерживают грабителей. Бывают даже случаи, когда последние платят за армянское золото жизнью, оставаясь под руинами. Тем не менее, ни уголовная ответственность, ни угроза жизни не останавливают турок и курдов, грезящих о быстрой наживе. Немало случаев, когда правоохранительные органы делают вид, что не замечают грабителей, а местные администрации напрямую их поощряют.

Правда, за последние годы нам не известны случаи нанесения искателями сокровищ серьезного урона в местах, пользующихся популярностью туристов, как, например, Ани или остров Ахтамар на озере Ван, но вот другой остров на Ване – Ктуц, который не часто посещают туристы, время от времени подвергается атакам искателей сокровищ. Осенью 2019 года во время нашего визита мы не могли не заметить свежевырытые ямы внутри находящейся на острове церкви Святого Ованнеса Карапета, которых не было летом того же года. Церковь Сурб Хач на острое Ахтамар, которая стала крупным туристическим центром, полностью ограждена от угрозы грабителей сокровищ, а вот расположенный в нескольких километрах величественный армянский монастырь Сурб Товмас не так защищен, и искатели сокровищ уже оставили здесь свои разрушительные следы.

Читайте также:
Икра красное золото где производится

Подобных примеров, увы, множество. Есть ли решения? Хоть как-то помочь может озвучивание проблемы в Турции и за ее пределами. Кроме того, следует постоянно встречаться с местным населением, разъяснять, что армяне не имели привычки хранить сокровища в фундаментах церквей или закапывать их на кладбищах, и это заблуждение. Интересно, что местные жители сразу же задают посещающим восточную Армению армянам, «есть ли карта», с намеком на то, что армяне знают предположительные места захоронения кладов.

Наряду с этим, посещение расположенных вдали от популярных туристических мест населенных пунктов тоже может дать положительные плоды и привлечь внимание к данной местности с точки зрения туристического интереса. Примером ограждения от вандалов-кладоискателей в результате частого посещения армян можно считать Варагаванк. Хотя он полуразрушен, но после того, как сюда стали чаще приезжать армяне, один из местных курдов взял церковь под надзор, получая за охрану памятника деньги от посетителей. Тут охраной памятников занимаются местные жители, в отличие от Ани или Ахтамара, где это стало прерогативой государства.

Все это, конечно, не изменит общую ситуацию, но если можно спасти хотя бы один памятник или одну церковь, нужно пробовать вновь и вновь

Подписывайтесь на наш канал!

Источник: dzen.ru

Ювелирное дело

Золотая чаша с изображениями львов, обнаруженная около Ванадзора Б. Пиотровским. XVII–XVI вв. до н. э. Ванадзор. Золото. Музей истории Армении ǁ wikipedia.org

Армянское нагорье, исключительно богатое сырьевыми ресурсами, сыграло значительную роль в процессе формирования и развития металлургии, в частности, золотодобычи, ювелирного дела, выпуска и обращения золотых монет древнего и средневекового Востока. Начиная с эпохи ранней бронзы, на Армянском нагорье сформировался самобытный очаг ювелирного дела, которое становится отдельной отраслью декоративно-прикладного искусства. Стилистические и композиционные особенности золотых образцов декоративно-прикладного искусства, тенденции и процесс видоизменений, сравнительные аналогии показывают, что армянские мастера-ювелиры, будучи знакомы с достижениями современного им ювелирного дела, в своих творческих поисках уделяли большое место унаследованным от предков принципам и архетипам. Найденные на территории Армении кубки, чаши, ювелирные изделия из золота и серебра выделяются изысканным вкусом и высоким мастерством.

На северо-востоке Армянского нагорья (на территории Республики Армения) золотые украшения начинают носить со второй четверти III тыс. до н.э. Сырьевыми источниками для местного златоделия могли служить отдельные месторождения и проявления золота, общее количество которых на территории Армении составляет несколько десятков. Самые ранние образцы золотых изделий обнаружены на памятниках раннего бронзового века (Мацамор, Шенгавит, Хаченагет, Степанакерт), представляющих различные этапы развития куро-араксской культуры.

Древние образцы ювелирного дела Армянского нагорья в силу своего совершенства и видового многообразия являются не только выразительным свидетельством канонической системы мировоззрения, но также очерчивают ареал определенного художественного стиля и эстетических норм, имеющий свое определенное место в ювелирном деле Древнего мира. Лучшим свидетельством этому являются найденные в погребениях Ванадзора, Айгешата, Одзуна, Карашамба, Лори Берда украшения, пряжки и медальоны из золота и серебра с орнаментированной поверхностью.

Если для ювелирного искусства среднего бронзового века были характерны техника филиграни и зерни, то, начиная с ранних этапов позднебронзового века, распространяются изделия, изготовленные в технике перегородчатой филиграни, появляются новые формы и предметы. Исключительными образцами ювелирного дела XVI–IX вв. до н.э. являются навершия жезлов с парой зооморфных голов из Ванадзора, фигурка лягушки и нагрудное украшение с изображением головы льва из Лчашена, символизирующее женские фигурки подвески из Лори Берда, Лчашена и Ванадзора и др.

Ювелирное искусство последующего периода теснейшим образом связано со стилистическими особенностями искусства Ванского царства (IX–VII вв. до н.э.). Особенно богаты погребения Лори Берда. Впервые найдены бусина в виде льва, изготовленная с применением почти всех технических средств современного ювелирного дела, золотые диадемы, золотой браслет с окончанием в виде головы змеи и т.д. Браслеты, связанные с культом змеи, мужского начала, добрых сил и плодородия, были широко распространены в Ванском царстве с VIII в. до н.э.

Читайте также:
Как получить 999 пробу золота

Найденные в Арташате и Гарни формочки, инструменты, полуфабрикаты, золотые изделия свидетельствуют, что в эллинистической Армении мастера применяли технику ковки, литья, инкрустации, штамповки, гравировки, нанизывания, переплетения зерна с нитью (филигрань), позолоты, протяжения проволоки разной толщины и изготовления тонких нитей, вальцевания, перегородчатой эмали и пр.

В эллинистический период, однако, чаще используется литье и штамповка. Развитию ювелирного дела значительно способствовало открытие в I веке до н.э. вальцевания, что дало возможность получать качественные, тонкие, одинаковой толщины пластины. Последнее стимулировало развитие техники паяния.

В Средневековье ювелирное дело достигло более высокого уровня. В крупных городах Армении: Двин, Ван, Арцн, Карин и других, — работали многие ювелиры, объединенные в ремесленнические цеховые организации.

Серебряная пряжка, серьги, колье. XIX век, Восточная Армения. Музей истории Армении. Фото: Ара Гюлер ǁ fresnostate.edu

Применялось множество технических способов: моделировка воском, отливка при помощи формы, ковка, чеканка, украшение зернью, гравировка, золочение, серебрение, чернение и др. В ювелирном деле отдельную область ремесла составляли серебряных дел мастера. В упомянутых городах ювелирные мастерские и лавки заполняли целые улицы. Одним из наиболее замечательных образов средневекового армянского ювелирного дела является так называемая чаша Вильгорда, изготовленная в Киликии в XII–XIII веках.

Другой интересный образец прикладного искусства — золотая чаша, найденная при раскопках Арташата.

В средневековом ювелирном искусстве лучшими образцами являются предметы церковной утвари (потиры, чаши, мирницы, дароносицы), высших сановников (чинов) духовенства (панагии, жезлы и орлы католикоса, перстни-печати и др.) серебряные обложки — футляры Евангелий. Примечательны ларцы для хранения мощей, инкрустированные золотыми и серебряными тонкими пластинами и драгоценными камнями, датируемые X–XIV вв. Большое распространение получило златоткачество, лучшими примерами которого являются образцы детской одежды, найденные при раскопках Ани. Из памятников изобразительного искусства лучше всего сохранились миниатюры манускриптов, в самых ранних из которых (VI–VII вв.) наряду с ценными красками одновременно применялось и золото. Золото использовалось также для изготовления драгоценных обложек рукописей.

Армения в Древности и Средневековье являлась перекрестком международных торговых дорог, связывающих Восток с Западом. Самые ранние золотые монеты, найденные в Армении, отчеканены во время Александра Македонского. Они были в обороте в III–I вв. до н.э. и имели значение международной валюты. В I веке до н.э. Армения была включена в денежную систему Рима.

Для нумизматики Армении особое значение имеют золотые монеты Киликийской Армении, выпущенные царями Левоном II (1198–1219), Хетумом I (1226–1271), Константином I (1298–1299). В Средние века золото наряду с расширением функции всеобщего обменного эквивалента накапливалось в виде кладов. Оно, так же как и серебро, считалось священным царским металлом, и в составе кладов главенствующее место в иерархической последовательности занимало золото, серебро, драгоценные камни, одежда, различные царские, княжеские, церковные знаки и утварь, а также книги.

Традиции армянского ювелирного дела, сохраняясь на протяжении веков, дожили до наших дней. В XIX – начале XX в. ремесло армянских ювелиров, продолжая лучшие традиции предшественников, приобрело новые качества и расширило производство за счет изготовления новых предметов быта, которые широко вошли в городскую жизнь и стали одним из главных показателей элитарной культуры. Употребление в быту серебряной посуды (тарелки, ложки, чашки, подстаканники и др.) свидетельствовало о высоком положении и жизненном уровне городского населения. От обилия ювелирных украшений зависела роскошь и привлекательность нарядов армянской женщины (Карин, Карс, Ахалцих, Александрополь и др.).

Исходя из технико-технологических и художественных особенностей армянского ювелирного дела, выделяется целый ряд школ: Вана, Васпуракана, Карина (оттуда вышли школы Карса, Ахалциха и Александрополя), Сюник-Арцаха, Малой Армении, Киликии и др. Армянские мастера по изготовлению золотых и серебряных изделий имели высокую репутацию и в армянских общинах Константинополя, Тифлиса, Крыма, Польши, Астрахани, Нор Джуги и др. Как и средневековые мастера, в XIX – начале XX в. они также были объединены в амкарства. Каждая ювелирная школа имела свою специализацию и направленность со своим комплексом орнаментальных мотивов. В целом для всех из них были характерны растительные и геометрические узоры.

Читайте также:
К чему снится золото крестики

Так, например, Ван-Васпураканская школа славилась изготовлением серебряных и позолоченных (с эмалью) поясов и украшений, предметов утвари городского быта и многими другими видами прикладного искусства. Васпураканской школе было свойственно использование также зооморфных и антропоморфных узоров, а также изображение известных памятников и портретов знаменитых армян.

Орнамент на больших по объему предметах (поднос, бокал, тарелка, портсигар, дамская сумка и др.) был более разнообразен, чем на мелких (серьги, кольца и пр.).

Для Карино-Ахалцихско-Александропольской школы была характерна техника зернения и филиграни, при помощи которой изготовлялись декоративно-прикладные предметы и украшения (салфетницы, височные украшения, браслеты, серебряные и позолоченные пояса, рукоятки для кинжалов и пр.)

Член Русского Императорсского географического общества Л. Загурский, с восторгом отзываясь о ювелирном искусстве ахалцихских мастеров, подчеркивал выделку пистолетных стволов с резьбою, «в особенности же филигранные серебряные изделия, напоминающие лучшие времена Византии. Сколько в их отделке чистоты, тонкости и изящества!».

Сюник-Арцахской школе были свойственны пояса и украшения в технике зернения, чернения.

Армянские ювелиры использовали более полутора десятка технико-технологических способов: литье в восковых и глиняных формах, ковку-закаливание, орнаментирование, печатание (клеймование), получение цилиндрообразных жестяных предметов, плетение ниток, зернение, гравирование, покрытие золотом или серебром, червление, посеребрение, получение сплавов из серебра и золота и др.

Крест с мощами святого Георгия Победоносца. 1746 год. Ван, Васпуракан. Серебро, сердолик, кораллы, изумруды (кабошоны), самоцветы, стекло; золочение. Музей-сокровищница Эчмиадзина ǁ vladimirdar.livejournal.com

Параллельно с ювелирным, существовали и другие ремесла, из которых самым известным было искусство обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Оно принесло славу армянским ювелирам, чьи высокохудожественные творения пользовались большим спросом у состоятельных слоев населения Востока и Запада.

Армянские ювелиры из Индии достигли больших успехов в обработке полудрагоценных и поддельных камней (бижутерии). В XVII–XIX вв. ими была изготовлена почти половина продаваемых в Европе подобных украшений. Одним из лучших образцов армянского мастерства является обрамленный бриллиантами трон, преподнесенный в дар русскому царю Алексею Михайловичу (ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля). Высокохудожественные работы армянских ювелиров хранятся во многих музеях мира и в частных коллекциях (Британский музей, Лувр, Эрмитаж, Оружейная палата Московского Кремля и др.).

Высокохудожественная продукция армянских ювелиров пользовалась большим спросом и в советские годы, причем не только в Армении, но и за ее пределами, в частности в России и большинстве республик Союза. Решающее значение в ювелирном производстве имело основание в 1951 году Ереванской ювелирной фабрики (с 1965-го — завода), где наряду с массовой продукцией золотых изделий, опирающейся на лучшие традиции предшественников, создавались уникальные авторские работы, успешно демонстрирующиеся на всесоюзных и международных выставках. В 1960–1970-е годы появилась целая плеяда профессиональных и народных мастеров, в чьем искусстве успешно сочетались традиционные навыки и современные новации. Достойны упоминания выгравированные армянскими мастерами золотые буквы армянского алфавита и золотой крест, хранящиеся в резиденции католикоса всех армян в Первопрестольном Св. Эчмиадзине, являющееся шедевром современного ювелирного искусства.

Золотые буквы армянского алфавита и золотой крест, хранящиеся в резиденции Католикоса всех армян в Первопрестольном Св. Эчмиадзине ǁ liveinternet.ru

В настоящее время в области ювелирного искусства работает также немало индивидуальных мастеров, выполняющих работы на заказ. В своих золотых и серебряных изделиях и украшениях они придерживаются, с одной стороны, традиционной техники и национальных орнаментальных мотивов, одновременно учитывая требования современного дизайна, с другой. Выполненные с большим художественным вкусом и на высоком уровне, эти изделия пользуются спросом как у местных жителей, так и у многочисленных туристов. В Ереване они реализуются в основном на вернисаже и «золотом рынке», представляя собой сувенирную продукцию.

1. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им.

Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).

2. Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.

Источник: www.armmuseum.ru

Рейтинг
Загрузка ...