Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:
стол | обеденный стол письменный стол |
лист | лавровый лист лист малины |
гулять | гулять в парке гулять с друзьями |
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:
стол (какой?) обеденный,
гулять (с кем?) с друзьями.
Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота,
меховой воротник – воротник из меха,
бритвенный станок – станок для бритья.
Не являются словосочетаниями:
- Подлежащее и сказуемое: ветер дует .
- Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу: сильный дует.
- Слово с предлогом: у окна, возле дома.
- Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения): (какой?) уставший и (какой?) сонный.
- Устойчивые выражения (фразеологизмы): спустя рукава.
- Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
- Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: . ветка, сломанная ветром.
Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Welcome to Russia! #worldpolitics #putin #путин
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашние;
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезвию.
Признаки словосочетания
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
- Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
- Смысловое единство этих слов.
- Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.
Простые и сложные
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
БЕСПРИДАННИЦА 👩🏼🦰💕💍 клип ТОКА БОКА
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.
Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.
Глагольные, именные и наречные
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, решать задачу |
главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, пять уроков, кто-то знакомый |
главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
- имена прилагательные: надувной шарик;
- местоимения-прилагательные: наши друзья;
- причастия: просмотренный фильм;
- порядковые числительные: второй год.
Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).
Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
гулять по парку
грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.
Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Неделимые словосочетания
Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора словосочетания:
- Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить, какой частью речи является главное слово.
- Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
- Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
- Определить вид словосочетания по главному слову.
- Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
Устный разбор.
В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное.
Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).
Письменный разбор.
Источник: izamorfix.ru
Как определять вид связи в словосочетаниях, чтобы быстро и без ошибок?
Чтобы быстро и без ошибок определять вид подчинительной связи лексических единиц в словосочетаниях, надо кое-что знать и помнить, кое-что уметь и кое-что понимать. Это в идеале, ибо самые прочные знания у тех, кто теорию умеет применять на практике и практические вещи может объяснить, используя теоретические знания.
Начнём со ЗНАТЬ. Знать надо определения:
- словосочетания;
- способов подчинительной связи слов в таких единицах синтаксических, как словосочетания.
Многие не придают никакого значения определениям, тогда как в них сконцентрировано самое важное. Не зная первого определения, некоторые к словосочетаниям относят:
- сочетание слова служебного со знаменательным;
- предикативную (то есть грамматическую) основу,
тогда как в формулировке определения чётко сказано:
- словосочетание содержит два слова самостоятельных (иногда больше), при этом слова служебные могут входить в состав словосочетаний;
- в подчинительном словосочетании выделяется слово главное (слово-командир, говорят в младших классах) и зависимое (подчинённое, солдатик) и от главного к зависимому легко задаётся вопрос, тогда как компоненты основы грамматической равноправны и вопросы можно задавать и от подлежащего к сказуемому, и наоборот.
А в формулировках определений способов связи сконцентрирована практически вся информация, которая позволяет эти способы легко отличать друг от друга.
Необходимо УМЕТЬ:
- свободно определять принадлежность единиц лексических к частям речи (следовательно, знать признаки грамматические каждой из них) – без этого в словосочетаниях разобраться крайне сложно, если не невозможно;
- составлять словосочетания по любым схемам: «сущ. + прил.», «сущ. + сущ.», «сущ. + сущ. с предлогом», «глаг. + сущ.», «глаг. + глаг.», «глаг. + нар.» и др. – схемы строений подобных синтаксических единиц весьма разнообразны;
- вычленять ВСЕ словосочетания из любого предложения (именно это даётся ученикам труднее всего).
ПОНИМАТЬ надо следующее: термины лингвистические – слова «говорящие», если мы вчитаемся и вдумаемся в их значения, то нам легче будет справиться с такой непростой задачей, как определение способов связи компонентов словосочетаний. (Словосочетания, которые я буду использовать в этой части ответа, я возьму из предложения _Сестра приобрела сегодня в книжном магазине прекрасно иллюстрированный сборник стихов молодого поэта Иванова._)
Термин «согласование» говорит о полном согласии зависимого слова с главным, со своим командиром; какие бы манипуляции мы ни производили с главным словом, зависимое тут же с ним «согласится» и примет те же формы (общие для них, конечно), которыми это слово главное обладает.
- Возьмём словосочетание ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СБОРНИК. Солдатик-прилагательное, как и его командир, в единственном числе, мужском роде, винительном падеже. Что может изменить в себе слово-командир? Конечно, число и падеж, например СБОРНИКАМИ – и солдатик тут же поддакнет своему командиру: примет множественное число и падеж творительный: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ.
- Другое словосочетание – ПОЭТА ИВАНОВА; командует парадом здесь фамилия, изменим её форму – и зависимое слово (приложение ПОЭТА), согласно кивнёт и тут же уподобится главному: ИВАНОВУ – ПОЭТУ; ИВАНОВЫМ – ПОЭТОМ.
Термин «управление» предупреждает нас о том, что главные слова вовсю командуют своими подчинёнными: в какой им надо падеж поставить своих солдатиков, в тот и поставят и при этом потребуют полного подчинения. Существительное СБОРНИК требует, чтобы при нём стоял «солдатик» в родительном падеже (несогласованное определение) – число неважно. В нашем предложении это СБОРНИК СТИХОВ. При этом командир не позволит подчинённому изменить падеж, как бы сам ни менялся:
- СБОРНИКИ СТИХОВ,
- О СБОРНИКЕ СТИХОВ,
- СБОРНИКУ СТИХОВ.
Термин «примыкание» прямо кричит о том, что общих грамматических категорий слова в словосочетаниях с подобным видом связи не имеют. Вот «притулилось, присоседилось, примкнуло» зависимое слово к главному – и всё тут. Грамматическая связь, выражающаяся окончаниями и предлогами, между ними напрочь отсутствует, есть только смысловая, позволяющая слову-командиру задать вопрос своему подчинённому:
- ПРИОБРЕЛА (когда?) СЕГОДНЯ,
- ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ (как?) ПРЕКРАСНО.
ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ ПО СЛОВУ ЗАВИСИМОМУ, ибо все части речи (самостоятельные, конечно) распределены по словосочетаниям с разными видами такой связи.
При согласовании слова зависимые – это:
- прилагательные или слова, похожие на них, а к таковым относятся местоимения-прилагательные, порядковые числительные, полные причастия: жизнерадостный юноша, любой школьник, семнадцатый ряд, развалившийся домик;
- существительные, являющиеся приложениями (кроме особого вида несогласованных приложений): поэт Пушкин, город Тамбов, женщина-домохозяйка, гигант завод;
- количественные числительные: два стула, десять упражнений.
При управлении «солдатики» – это:
- существительные и местоимения-существительные: зал кинотеатра, просмотреть журнальчик, красный (покрасневший) от смущения; встретиться с ним;
- числительные количественные: умножить на шестнадцать, вычесть сорок.
При примыкании в качестве «подчинённых» выступают все неизменяемые слова (кроме несклоняемых существительных):
- наречия: безответно любить, котлеты по-полтавски, очень сладкий, чрезмерно громко, неожиданно оглянувшись;
- деепричастия: растерявшись, расплакаться; помолчав, сказал;
- глаголы в форме неопределённой (инфинитивы): поехать навестить; попросим принести;
- местоимения притяжательные ЕЁ, ЕГО, ИХ: его футболка, их рюкзачки.
Вот такую табличку я сейчас составила: в ней чётко просматривается распределение частей речи по зависимым словам в подчинительных словосочетания:
СПОСОБ ПРОВЕРКИ:
- Если Вы решили, что способом связи слов является согласование, измените форму слова главного. Вы правы при условии, что форма зависимого слова при таком изменении тоже изменится (опускающийся туман, но тумана – опускающегося, туманом – опускающимся), Вы ошиблись, если «солдатик» останется при своей форме и откажется «поддакивать» командиру.
- Если Вы решили, что способом связи слов является управление, тоже измените форму слова-командира. «Солдатик» при этом и «пикнуть» не посмеет: останется в той же форме, в какую его командир поставил (открыть шкаф, открыл шкаф, открою шкаф, открыв шкаф).
- Если Вы решили, что способом связи является примыкание, менять форму слова главного (если оно изменяемое) бессмысленно, ибо «солдатик» наш статичен и просто не может изменяться. Проверьте ещё раз, действительно ли слово зависимое является неизменяемым.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
В данной статье рассмотрим все типы подчинительной связи: их определения, особенности, частеречную принадлежность зависимых слов, вопросы к зависимым словам, синтаксическую функцию зависимых слов. Также рассмотрим, как определять тип подчинительной связи, и приведем примеры.
Определение
Подчинительная связь – это связь, объединяющая слова, одно из которых является главным, а другое – зависимым.
В русском языке выделяют следующие типы словосочетаний: управление, примыкание, согласование.
Таблица
Материал о всех способах подчинительной связи представлен в виде таблицы «Вид подчинительной связи в словосочетаниях»:
Согласование
Управление
Примыкание
Вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному слову в роде, числе и падеже
Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого слова постановки в определенном падеже
Вид подчинительной связи, при которой главное слово связано с зависимым по смыслу и интонационно
Если изменяется главное слово, то за ним изменяется и зависимое слово, обретая ту же грамматическую форму, что и главное слово
Зависимое слово не изменяется, если изменяется главное слово
Зависимым словом может быть только неизменяемая часть речи
Частеречная принадлежность зависимых слов
Имена прилагательные; порядковые имена числительные; местоимения, схожие с именами прилагательными по форме; причастия
Имена существительные или местоимения в косвенных падежах с предлогом или без него
Наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, притяжательные местоимения его, ее, их
Вопросы к зависимым словам
какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?
Вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? и др.
Синтаксическая функция зависимых слов
Синее небо, первый класс, некий мужчина
Шел в школу, поговорил с ним, любил маму
Идти медленно, сказал смеясь, ее сумка
Необходимо различать притяжательные местоимения его, ее, их и личные местоимения он, она, они в косвенных падежах, приобретающие формы его, ее, их.
Определение типа словосочетания
В словосочетании нужно определить, какое слово является главным, а какое – зависимым. Затем нужно определить часть речи зависимого слова и задать к нему вопрос от главного слова. По частеречной принадлежности зависимого слова, по вопросу и другим особенностям нужно определить тип связи.
При определении типа словосочетания нужно убедиться, что перед вами действительно словосочетание.
Что мы узнали?
Подчинительная связь – это связь, объединяющая слова, одно из которых является главным, а другое – зависимым. В русском языке есть управление, примыкание, согласование. Все эти типы имеют собственные определения, особенности, частеречную принадлежность зависимых слов, вопросы к зависимым словам, синтаксическую функцию зависимых слов. Чтобы определить тип подчинительной связи, нужно определить, какое слово является главным, а какое – зависимым, затем определить часть речи зависимого слова и задать к нему вопрос от главного слова.
Источник: obrazovaka.ru