Закят по золоту или серебру

Известно, что во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не было бумажных денег. В обращении были, главным образом, серебряные дирхемы, которые чеканили в Сасанидском Иране, и золотые динары из Византийской империи. При халифе ‘Умаре ибн аль-Хаттабе появились первые исламские дирхемы, а при халифе ‘Абд-аль-Малике ибн Марване — золотые исламские динары. Бумажные деньги хотя и появились в Китае в Средние века, но начали распространяться в Европе, России и Северной Америке лишь в XVIII веке. В Османской империи бумажные куруши вошли в обращение в 1840 г. при султане ‘Абдуль-Маджиде I.

С тех пор бумажные банкноты прочно вошли в обиход и стали универсальным средством обмена, заменив собой золото и серебро. Более того, стоимость золота и серебра теперь исчисляется в денежном выражении. Поэтому современные законоведы единодушны в том, что именно бумажные деньги сегодня составляют основу сбережений частных лиц и капиталов компаний, и поэтому с них надлежит выплачивать закят [1].

Закят с золота купленного для невесты. Отвечает Абдулла Костекский

Законоведы также единодушны в том, что минимальная сумма денег, с которой полагается выплачивать закят, оценивается по стоимости золота или серебра — по аналогии с предметами, предназначенными для торговли.

Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них половину динара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год» (Ахмад, Абу Давуд и аль-Байхаки).

Во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, один динар весил один мискаль и содержал 4,25 г чистого золота. Получается, что 20 динаров содержали 85 г золота.

В другом хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов» (Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Во времена Посланника, мир ему и благословение Аллаха, дирхем весил 0,7 мискаля. Следовательно, 200 дирхемов весили 190 мискалей и содержали 595 г чистого серебра.

Таким образом, в случае золота нисаб — облагаемый закятом минимум — равен 85 г чистого золота (999 проба или 24 карата), а в случае серебра — 595 г чистого серебра. Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, 200 серебряных дирхемов стоили примерно 20 золотых динаров. Однако впоследствии цены на серебро начали падать, и между законоведами возникли разногласия по поводу того, какой из двух металлов следует брать за основу для расчета нисаба.

Читайте также:
Серебро или золото отзывы форум

Одни считают, что нисаб следует рассчитывать по цене золота, потому что в настоящее время золото считается основным драгоценным металлом и цена на него относительно устойчива. Шах Валиаллах ад-Дахляви рассматривал нисаб как прожиточный минимум для семьи, состоящей из мужа, жены и ребёнка или слуги, в течение года [2], что в нынешних условиях теряет смысл, если подсчитывать нисаб по серебру.

4. Закят с золота и серебра

Кроме того, разница между нисабом денежных средств и нисабом скота не должна быть очень большой. В пользу этого свидетельствуют слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто обязан отдать в качестве милостыни четырехлетнюю верблюдицу, но у него ее нет, пусть отдаст трехлетнюю, а вместе с ней — двух овец или двадцать дирхемов» (аль-Бухари).

Получается, что в те времена на двадцать дирхемов можно было купить двух овец. Если учесть, что нисаб овец равен 40 головам, то такое стадо стоило примерно 400 дирхемов, то есть всего лишь в два раза больше нисаба серебра. Но если рассчитывать нисаб наличных денег по серебру в наше время, то в большинстве стран на эти деньги можно будет купить одну-две овцы. Говоря другими словами, для расчёта нисаба нужно брать за основу золото, а иначе разница между нисабами получается огромная.

По мнению других законоведов, нисаб денежных средств должен рассчитываться по нисабу того из двух драгоценных металлов, который дешевле, и это мнение опирается на несколько контраргументов.

Во-первых, равенство нисабов некоторых видов имущества в ту или иную эпоху не является шариатским установлением. Нисабы для каждого вида имущества определены Аллахом и вовсе необязательно, чтобы все они были равноценны. Если бы основой в данном вопросе была определённое количество имущества, то было бы разумным объединять различные виды имущества для того, чтобы они вместе образовали нисаб. Однако такого не говорил никто из авторитетных имамов, за исключением того, что касается имущества, предназначенного для торговли. Кроме того, в таком случае нисабы всех видов имущества рассчитывались бы только по золоту и серебру, а это не так.

Во-вторых, хорошо известно, что и во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, цены на различные виды товаров иногда росли, а иногда падали. Например, ‘Урва аль-Барики купил для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на один динар двух овец, а потом продал одну из них за один динар и вернул Пророку, мир ему и благословение Аллаха, один динар и овцу в придачу (аль-Бухари).

Этот хадис указывает на то, что одна овца могла стоить по-разному, так как Урва купил овец за пол динара каждую, а продал за динар. В другом хадисе сообщается, что Ибн ‘Умар продавал верблюдов за динары, но во время совершения сделки брал дирхемы. Как-то раз он спросил об этом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал: «Нет проблем, если ты берёшь их по цене динара в тот день» (Абу Давуд). Иными словами, и в прежние времена соотношение цены золота и серебра менялось.

В-третьих, ни в Коране, ни в Сунне нет никаких указаний на то, что нисаб определяется прожиточным минимумом для семьи. Что же касается мнения имама ад-Дахляви, то оно опирается на его собственный иджтихад, за который богословы получают вознаграждение. Однако его высказывание не является шариатским доводом, на который опираются религиозные положения. Кроме того, даже первоочередные потребности людей, необходимые для сохранения жизни и поддержания здоровья, могут сильно изменяться в зависимости от их возраста, местонахождения и других факторов.

Читайте также:
Кто качает черное золото

В-четвёртых, нисаб товаров, предназначенных для торговли, рассчитывается по золоту или серебру — по общему мнению ученых, считавших, что выплачивать закят с предметов торговли обязательно. Следовательно, нисаб денежных средств также должен рассчитываться аналогично. Как же рассчитывают нисаб предметов торговли? Законоведы разошлись во мнениях в данном вопросе.

Аш-Шафи‘и считал, что их следует оценивать по тому из металлов, на который эти товары были куплены [3]. Абу Ханифа считал, что оценивать их следует в пользу нуждающихся [4]. Этого же мнения придерживались ханбалиты [5]. То есть, если предметы торговли достигли нисаба по цене любого из двух драгоценных металлов, то выплачивать закят с них обязательно.

Поскольку в наше время товары покупают не за золото или серебро, то первое мнение не имеет значения. Остается только второе мнение, гласящее, что при расчёте нисаба следует учитывать интересы нуждающихся.

Подытоживая сказанное, можно сказать, что мнение второй группы законоведов сильнее, так как оно подкрепляется доводами из Сунны и мнениями авторитетных имамов. Наряду с этим оно защищает интересы нуждающихся мусульман и позволяет их обеспеченным единоверцам заслужить большую награду. А Аллах знает лучше!

Примечания

[1] Аль-Маусуа аль-фикхия. Кувейт: Министерство вакуфов и исламских дел. Т. 23. С. 267.

[2] Ад-Дахляви, Шах Валиаллах. Худжжа Аллах аль-балига. Бейрут: Дар аль-Джайль, 1426/2005. Т. 2. С. 66.

[3] Ан-Навави, Яхья ибн Шараф. Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб / Под ред. Мухаммада Наджиба аль-Мути‘и. Джидда: Мактаба аль-иршад, б/д. Т. 6. С. 23.

[4] Ибн аль-Хамам, Мухаммад ибн ‘Абд аль-Вахид. Фатх аль-Кадир. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийя. Т. 2. С. 227.

[5] Ибн Дувеййан, Ибрахим ибн Мухаммад. Манар ас-сабиль. Амман: аль-Мактаб аль-ислями. Т. 1. С. 198.

Источник: e-minbar.com

Кто платит закят

Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в совокупности равно стоимости 84,8 г золота[1] (нисаб) и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с общей суммы выплачивается 2,5% закята[2].

К примеру, по состоянию на 7 ноября 2017 года, по данным Центрального банка РФ, учетная стоимость одного грамма аффинированного[3] золота составила 2 395,72 рубля.

84,8 г золота = 203 157 рублей (на 7 ноября 2017 г).

Кто платит закят, а кто нет

В случае, когда человек является должником, что не позволяет ему иметь упомянутую сумму, или не имеет минимальных условий для нормальной жизнедеятельности (собственного жилья, минимального количества мебели, самой необходимой одежды и т.д.) и откладывает деньги для их приобретения, то он не обязан выплачивать закят.

Закят не выплачивается с личного имущества (с квартиры, машины, дачи, оргтехники и т. п.), а также с драгоценных камней и металлов (кроме золота и серебра)[4].

Читайте также:
Печати на золоте это

Что касается золотых и серебряных украшений, то мнения о выплате закята с них следующие:

— ханафитские богословы утверждают, что закят выплачивается ежегодно со всех форм золота и серебра, независимо от того, лом это (бесформенное золото, слитки) или драгоценности, используется это или хранится без использования;

— богословы ханбалитского и шафиитского мазхабов считают, что если хозяева пользуются золотом или серебром, то закят с них не выплачивается. Если же хранят без применения или ношения, то раз в год выплата с них закята обязательна[5];

— богословы маликитского мазхаба утверждают, что если украшения используются хозяевами, то закят с них не выплачивается. Если же золотые или серебряные украшения хранятся в качестве материальных ценностей для использования в случае необходимости (в трудных финансовых ситуациях) или есть намерение использовать их в последующем (например, в качестве приданого дочерям или подарка невесте), то закят с них выплачивается ежегодно.

Закят не выплачивается близким родственникам: отцу и матери, деду и бабушке, прадеду и прабабушке, сыну и дочке, внуку и внучке, правнукам и правнучкам[6]. Также нельзя выплачивать закят жене. Всем остальным родственникам можно и даже предпочтительно выплачивать закят, если они относятся к вышеупомянутым в аяте категориям людей. При выплате закята родственникам лучше придерживаться следующей последовательности: братьям, сестрам, племянникам, дядям по матери, тетям по матери, затем их детям (двоюродным братьям, сестрам) и т. д.[7]

Важно помнить, что люди, которые (1) располагают минимальными средствами для существования (собственным жильем, самыми необходимыми предметами быта и т. д.) и, (2) не включая ежемесячные расходы, обладают нисабом (то, что составляет стоимость 84,8 г золота), не имеют права получать закятные деньги, относя себя к первым двум вышеперечисленным категориям, а, наоборот, сами должны выплачивать закят.

Закят и бизнес

Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята 1 раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды — офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается[8].

Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых и драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада — пятая часть»[9]. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», — прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда.

Закят с урожая

«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте[10] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

Читайте также:
Установка гальванического осаждения золота

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оговорил: «Не выплачивается закят с золота, пока вес его не будет равен двадцати мискалям». См., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 410.

Один мискаль, применительно к золоту, равен 4,24 г, что дает в результате 84,8 г. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 404.

[2] Пример: с того момента, как в бюджете человека или семьи накопилась сумма, эквивалентная 84,8 г золота, начинается отсчет года. Например, 1 ноября 2015 года была отложена такая сумма (эквивалент 84,8 г золота). Это фиксируется и на год забывается. Через год (1 ноября 2016 года) подсчитывается итог отложенных сбережений.

Предположим, сумма возросла до 10 000 евро, тогда с нее платится закят, то есть 250 евро. Еще через год накопилось 100 000 евро (да пожелает Всевышний и большего), значит, размер выплат составит 2 500 евро. И так далее.

[3] Аффинаж, аффинирование [фр. affinage — очистка] — разновидность рафинирования металлов — получение благородных металлов (серебра, золота, платины и др.) высокой чистоты.

[4] Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 541.

[6] См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 283.

[7] Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 563.

[8] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 603.

[9] Хадис от Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ляба, а также от Джабира и Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 271, хадис № 2509 и 2510, оба «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 367, хадис № 5926, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фикх аз-закя.

Т. 1. С. 434.

[10] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай.

Источник: umma.ru

638. Основа закята (нисаба) сегодня — золото, не серебро

638. osnova zakjata nisaba segodnja zoloto ne serebro 640x426 - 638. Основа закята (нисаба) сегодня - золото, не серебро

В нашем современном богословском поле возникла дискуссия относительно актуальности выплачивать закят на основе серебра, которое издавна принималось за имущественный ценз, поэтому в пророческой эпохе и в последующие века таких споров не наблюдалось. По причине того, что д енежная валюта, которая олицетворяет золото, пусть даже в реальности эти бумаги не совсем олицетворяют золото, но вера людей в ценность этих бумаг равняет эти бумаги с золотом, читатель не найдет упоминаний этого вопроса в классических богословских трудах мусульман.

Читайте также:
Где и как добывают золото и серебро

Сегодня закят аль-маль выплачивается исходя из золота, не серебра. На этом академия исламских исследований Египта, как сказал выдающийся ученый Салях ас-Сауи, но современные ученые из КСА (Саудовской Аравии), а также постоянная комиссия фетв и исследований (ляджна) не придерживаются этой позиции.

У наших оппонентов два аргумента в пользу своей позиции:

  1. В этом больше пользы для бедняков. Так больше бедняков смогут получить свои права.
  2. Это безопасней, более оправдано. Таким образом с человека легче снимается ответственность закята.

Ответим на эти аргументы:

1. В этом больше пользы для бедняков.

Я лично склоняюсь к такому подходу и усматриваю в нем гуманность, но юридически канонически (вернее контекстуально) вынужден не согласиться по ряду причин:

Во-первых: в традиционных тематических трудах излагается согласованная основа этого вопроса: денежный ценз закята (нисаб): 20 динар или 200 дирхамов. Что касается динара, то он равняется 4.25 грамм, умножив на 20 получаем 85 грамм золота, чистого золота — 24 карата (999). Что касается одного дирхама, то он равняется 2.975 грамм, умножаем на 200, получаем: 595 грамм. В древние времена 85 гр. золота равнялось 595 грамм серебра.

Проблема в том, что сегодня стоимость 85 грамм золота не равняется стоимости 595 (600) граммам серебра, следовательно, хукм, который был прикреплен на изначальную валютную единицу, утерян.

  • 85 грамм золота стоит 471 155 тыс. рублей.
  • 595 грамм серебра стоит 41 429 тыс. рублей.

Один грамм золота стоит 5 543, а грамм серебра 69,63, посмотрите какая колоссальная разница!

За 595 грамм серебра в пророческое время можно было купить двадцать баран Хиджаза (Мекка, Медина, Таиф, Ямама, Янбу’, Джидда), а сегодня на эту сумму можно взять 3/4 нормальных барана.

Во-вторых: когда пророк ﷺ отправлял Му’аза, да будет доволен им Аллаh, он сказал ему:

فإن هم أطاعوك لذلك، فأعلمهم أن الله افترض عليهم صدقة في أموالهم، تؤخذ من أغنيائهم فترد على فقرائهم

Если они подчинятся тебе, то донеси до них, что Аллаh вменил им в обязанность закят из их имущества, который изымается с их богатых и возвращается к их бедным.
Аль-Бухари и другие.

Разве тот, кто имеет на руках 41 тысячу рублей считается богатым? Обладатель полумиллиона тоже не считается богатым, но если эта сумма хранилась у него год и она не была потрачена, то это свидетельствует о том, что он более или менее состоятельный, что не сказать о 40 000, и добавьте к этому инфляцию, подорожание цен на продукты в двое и так далее.

В третьих: аргумент: масляха для бедняков — хороший аргумент, но тогда и сумма закята будет значительно низкая, что не сказать о закате с золота.

Если человек выплатить закят с 41 429 рублей, то он составит 1035 рублей, а если человек выплатит закят с 471 155, тогда он составит 11 778 рублей, я думаю вы согласитесь, что бедняку вторая сумма покажется привлекательней.

Но оппоненты могут возразить, сказав: зато с 41 429 смогут выплатить 8 человек из десяти, а с 471 155 выплатят лишь 3 человек из десяти, следовательно, больше бедняков получат денег, пусть хоть 1035 рублей.

Рейтинг
Загрузка ...