Порошкообразное золото получают из раствора хлорного золота путем осаждения железным купоросом. Золото растворяют при подогреве в царской водке. Раствор золота выпаривают до сиропообразного состояния/охлаждают, разбавляют теплой водой, затем приливают раствор железного купороса. Золото восстанавливается в виде мелкого порошка и осаждается на дне и стенках сосуда.
Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит.
По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами.
В период позднего неолита и энеолита (медного века)—4. 2 тыс. до н. э. — формы сосудов (кувшинов, мисок, чаш) становятся более разнообразными; появляются небольшие, условно решенные скульптуры людей и животных. Большая часть сосудов имеет уже плоское дно, что указывает на распространение плоского стола и плоского печного пода, т. е. на преобладание оседлого образа жизни.
Мастер-класс» Роспись жидким золотом керамики, стекла, фарфора»
Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров так называемого ямочно-гребенчатого типа, покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралевидных завитков, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т. д. Узоры часто были многоцветными, использовались сочетания красных, белых, черных и других красок.
Иногда наряду с геометрическими формами давались очень условные изображения людей и животных.
Археологические и этнографические исследования показывают, что первобытные орнаменты наделялись магическим значением; в основе их лежала условно-схематическая передача явлений природы (так, например, зигзагообразные линии и серповидные знаки на древних китайских сосудах культуры Яншао обозначали молнии и луну, были знаки солнца, воды и т. д.). Постепенно, по мере ослабления магических представлений, первоначальный смысл орнаментальных форм забывался и они все больше превращались в декоративные мотивы.
Подобные расписные изделия (так называемая крашеная керамика) были найдены на обширной территории, включающей ряд Балканских земель и
юго-западные районы нашей страны (трипольская культура), Средиземноморье, Ближний Восток, Среднюю Азию, Китай.
Важно отметить, что начальная стадия развития орнамента в мировом искусстве связана в первую очередь именно с керамикой. В узорах, покрывавших керамические сосуды нового каменного и медного веков, прослеживалось построение гармонической, ритмически упорядоченной композиции и вместе с тем возникала особая область художественной деятельности— прикладное искусство.
Золото и платина в керамике. Часть 1. Что нужно знать и уметь.
Следующий этап развития керамического производства относится к периоду сложения рабовладельческих государств на Древнем Востоке.
Важнейшим фактором совершенствования керамического мастерства явилось изобретение гончарного круга (IV тыс. до н. э.), применение которого резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий. Гончарным делом стали заниматься мужчины.
Посуда, сделанная на гончарном круге, появляется в различных местах в разное время, но только там, где уже выделились ремесленники.
Выдающимся достижением керамистов Древнего Востока было также изобретение цветных глазурей. Описание способа приготовления фриттованных глазурей содержится на глиняных табличках с клинописным текстом, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.).
Широко известна в первую очередь архитектурная поливная керамика Ассирии, Вавилона, Древнего Ирана. Особенного совершенства достигли иранские глазурованные панно с рельефными многоцветными изображения» и, украшавшие стены дворцов и храмов. Самым прославленным является фриз из дворца в Сузах с фигурами «бессмертных» царской гвардии — торжественно шествующих воинов в роскошных узорных одеяниях, которые должны были по представлению древних персов охранять царя в случае измены живой охраны.
Очень выразительными были и глазурованные изображения львов и фантастических животных, занимавшие почетное место в украшении дворцовых покоев.
Наиболее прославилась своими на редкость гармоничными и благородными пропорциями стройная амфора— ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся для хранения масла и вина.
Изделия изготавливаются гладкими или с рельефом, с ровным или фигурным краем, декорируются подглазурными и надглазурными керамическими красками, деколью, люстрами, препаратами драгоценных металлов и др. Изготавливаются фарфоровые изделия в основном двумя способами: литьем и формованием с помощью шаблона в гипсовых формах. Изделия из костяного и фриттового фарфора, ввиду отсутствия или малого количества пластичных материалов в составе, изготавливаются только литьем, иногда с клеящими добавками.
Фарфоровые массы в отдельных случаях можно окрашивать керамическими пигментами на основе кобальта, хрома, никеля и др. в зависимости от максимальной температуры обжига. Готовые фарфоровые массы можно использовать в качестве материала для изготовления декоративных изделий с кристаллическими и матовыми глазурями, обжигая их при температуре 1100-1200Т. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон; более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь.
Фарфор сегодня расписывается несколькими способами:
-подглазурной росписью с высокотемпературным обжигом. краски наносятся прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов в тоннельной печи.
— надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора.
Надглазурная роспись фарфора с высокотемпературным и низкотемпературным обжигом подразумевает нанесение красок на уже обожжённую глазурованную поверхность фарфорового изделия. Надглазурная роспись богаче палитрой красок и наносится уже по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780-850 градусов. Обжиг высокотемпературных надглазурных фарфоровых красок (или внутриглазурных красок,) проходит при 820 — 870 С. При этой температуре краска въедается в глазурь и в дальнейшем лучше противостоит механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.
Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, реже используются серебряная и платиновая краска. Чаще всего используются надглазурные золотые краски для низкотемпературного обжига фарфора, хотя существуют и внутриглазурные золотые краски.
Фарфор расписывают матовой или блестящей позолотой. В обоих случаях это вязкая чёрная или коричневая жидкость, содержащая 12 — 32 % золота для блестящей позолоты фарфора или 52 % мелкой золотой пыли и химически растворённого золота для матовой позолоты фарфора.
Блестящая позолота Во время обжига фарфора начинает сверкать и в дальнейшем не требует дополнительной обработки.
Матовая позолота после обжига фарфора остаётся матовой и полируется стекловолокном из пластика или морского песка, агатовым «карандашом». Порошковое золото после обжига имеет матовый вид и цируется агатовым карандашом (наносится узор примерно как простым карандашом по бумаге, только в нашем случае с растушёвкой узора ошибиться нельзя, т.к. это потом исправить нельзя никак. Мастер в этом случае должен быть очень высокой квалификации.)
Толщина матовой позолоты фарфора в 6 раз больше, чем толщина блестящей позолоты фарфора, и, таким образом, матовая позолота фарфора более декоративна и устойчива. Кроме золота, матовая золотая краска содержит и другие благородные металлы, которые добавляют оттенок краске.
Сочетание матового и блестящего после цировки создаёт дополнительный очень красивый декоративный эффект на фарфоре.
Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10-12%) обжигаются при температуре от 720 до 760 градусов (костяной фарфор обжигается на низкой планке температуры, а фарфор на более высокой планке температуры). Эти краски более декоративные, и после декорирования ими нельзя участки, покрытые глянцем (золотом) подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине.)
Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12% глянц. Но за всю историю создания фарфора и его технологий ничего лучше и дешевле декорирования фарфора глянцем пока так и не придумали.Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скип@$&ре и скип@$&рном масле.Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скип@$&рного масла. Скип@$&р в баночках должен быть сухой, слегка жирный и жирный (скип@$&р постепенно переходит из одного состояния в другое).Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скип@$&р (здесь важно краску чувствовать) и разводится до консистенции густой сметаны.
Для мазковой росписи кистью разводится краску чуть погуще, для перьевой росписи -чуть пожиже. ВАЖНО, чтобы краска не растекалась из под пера или кисти.
Древесина, строение и состав древесины.
Д ревесина — ценнейшее сырье для промышленной и художественной обработки. Большая потребность в древесине во многих областях техники объясняется ее свойствами, которые делают древесину важным конструкционным материалом для строительства, горнодобывающей промышленности, железнодорожного транспорта, энергетики и т. д. Благодаря таким технологическим свойствам, как легкость обработки резанием и окончательной доводки поверхности изделия, а также натуральным декоративным достоинствам древесина — незаменимый материал особенно в мебельной промышленности и столярном деле. Химический состав древесины обусловливает ее применение в качестве сырья для целлюлозно-бумажной промышленности и производства древесных пластиков.
Издавна применялась художественная резьба по дереву. Трудно установить время изготовления первых культовых символов — идолов, стилизованных изображений зверей, небесных светил. Многие такие изделия служили своего рода талисманами, в них верили, им поклонялись.
Источник: studopedia.su
Краски для росписи фарфора
В работе с керамическими материалами самым сложным является роспись фарфоровых изделий.
Роспись изделий подразделяется на три основных вида:
- Подглазурная роспись.
- Внутриглазурная роспись (или межглазурная).
- Надглазурная роспись.
Соответственно и краски подразделяются на те же типы. Обжиг красок, который необходим для сохранения рисунка на поверхности фарфорового изделия, происходит под разными температурными режимами и условиями. В связи с этим краски имеют разный состав.
В данной статье хотелось бы рассмотреть особенности надглазурных и внутриглазурных красок и сложности их нанесения.
Состав красок для росписи фарфора
Фарфоровые краски состоят из:
- Окрашивающих компонентов (пигментов).
- Стеклообразующих компонентов (флюсов).
- Оттеночных компонентов.
Основная сложность изготовления керамических красок – это получение пигментов, мало растворяющихся в глазурном расплаве и не теряющих своего цвета при высокой температуре обжига.
Пигмент – это краситель в виде порошка, получаемый при помощи окисления различных типов металлов. Однако в чистом виде пигменты не используются для окрашивания фарфоровых изделий, поскольку они не выдерживают обжиг на больших температурах. Поэтому к пигментам добавляются флюсы.
Флюсы – это бесцветные легкоплавкие оксиды (например, оксиды кремния, калия, натрия, бора) также в состоянии порошка. Флюс выполняет роль связующего вещества, который расплавляется в печи во время обжига, соединяется с глазурью и придает краске глянец. Смешивание флюсов с пигментами позволяет получать при нагреве цветные расплавы, практически аналоги цветного прозрачного стекла или непрозрачной смальты.
В качестве оттеночных компонентов используются прокалённый кварц, обожжённый каолин, фарфоровый бой и некоторые оксиды (кремнезем, глинозем).
Палитра оттенков красок. Мануфактура Meissen
Получение краски для росписи
Пигмент с флюсами растирается до тех пор, пока не превратится в однородную массу без комочков. Порошковая краска смешивается с минеральным маслом на водной основе (среди художников по фарфору его называют медиумом) до достаточно густой консистенции, и только после этого краски можно смешивать между собой для получения разных оттенков.
При нанесении краски на изделие, блеск отсутствует. Свечение и степень яркости краски проявятся только после обжига в печи при температуре приблизительно 700-900 градусов по Цельсию.
В процессе обжига изделия с нанесённой надглазурной росписью в муфельной печи (по этой причине надглазурные краски называют иногда муфельными) минеральное масло сгорает, флюс расплавляется, а красящий пигмент частично вплавляется в глазурь. Температура обжига надглазурных красок не такая высокая, как при обжиге подглазурных красок, поэтому и палитра красок по глазури намного больше. Нахождение изделия в печи длится от 1.5 до 3 часов. В результате получается рисунок с минимально ощутимым рельефом, поскольку краски полностью не растворяются в глазури.
Надглазурная роспись и подглазурная роспись
Внутриглазурные краски обжигаются при более высоких температурах – 1200-1350 градусов по Цельсию. Краски также наносятся поверх глазури. В результате обжига происходит полное «вплавление» краски в глазурь. Она становится её частью. При этом рисунок не расплывается, а остается чётким.
Техника позволяет создавать долговечное, устойчивое к механическим воздействиям изображение.
Однако, и здесь есть свои тонкости, некоторые краски можно обжигать несколько раз, некоторые нет. Или, например, кадмиевые и безкадмиевые краски обжигаются при разной температуре, поэтому в зависимости от вида краски в росписи используют мазки разной толщины или наносят разное количество слоёв красящего вещества, либо же может быть определена соответствующая очередность нанесения красок в рисунке.
Сложности надглазурной росписи фарфора:
Инструменты для росписи фарфора
При росписи изделий из фарфора используются кисти разной толщины. Иногда перо кисти состоит буквально из нескольких волосков. Самые качественные кисти сделаны из беличьей шерсти ручной вязки. От качества кистей зависят все виды надглазурной росписи фарфора. Но для росписи также используют и другие инструменты – перо, спонж и многое другое.
Краски из благородных металлов
Из тех красок, которые используются для росписи фарфоровых изделий особое положение закреплено за группой красок, изготовленных на основе металлов благородного происхождения. Среди них самыми распространенными являются краски с золотом. Как правило, они имеют вид жидкостей или паст.
Часто используются золотые надглазурные краски, которые применяют при низкотемпературном обжиге изделий из фарфора. В последние несколько лет мануфактура Майсен разработала и особую золотую внутриглазурную краску, устойчивую к внешним воздействиям. Она, как правило, используется для росписи современных дизайнов столовой посуды.
Для получения «серебряных» покрытий при декорировании фарфора используют препараты платины или палладия. Жидкое серебро применяется очень редко.
Декорирование предметов из фарфора красками из благородных металлов происходит после росписи цветной палитры и закрепления её в печи в самом заключительном этапе, поскольку такие краски обжигаются при ещё более низкой температуре около 700 градусов по Цельсию. После обжига золотой или платиновой краски препараты благородных металлов образуют на поверхности изделия металлооксидную плёнку.
Надглазурная роспись предоставляет художникам огромные возможности. В фарфоровой живописи хранится целая история, в ней отражаются все направления в развитии искусства, в ней отражаются реалии и интересы человечества той или иной эпохи, поэтому нельзя недооценивать её значение и её особенности при выборе предметов для своей коллекции.
Мануфактура Майсен, представителем которой является наш Салон в Карловых Варах, предлагает Вам лимитированные серии настоящих произведений искусства абсолютно всех эпох развития живописи. Наши консультанты познакомят Вас с особенностями и главными отличиями подглазурной и надглазурной живописи, расскажут, чем она отличается от росписи деколями и печатями, а также познакомят Вас с абсолютно новыми техниками и способами декорирования фарфоровых изделий. Ждем Вас!
Источник: art-salon.eu
Золотое декорирование вручную | Дулевский фарфор
Среди широкой палитры красок, использующихся для декорирования фарфора, особое место занимают краски, приготовленные на основе драгоценных металлов – золотые, серебряные или же платиновые. При этом декорирование золотом можно назвать настоящей «классикой»: сияющие элементы росписи великолепно сочетаются с белоснежной фарфоровой глазурью, подчеркивая изысканность и стильные формы посуды, придавая изделиям роскошный и в то же время очень благородный вид.
Купить фарфор с ручным декорированием
Дулевский фарфоровый завод – предприятие, продукция которого завоевала популярность в России, а затем и во всем мире в первую очередь благодаря уникальным традициям ручного декорирования фарфора. ДФЗ выпускает исключительную по качеству, и в то же время доступную по цене фарфоровую продукцию – в том числе и посуду, статуэтки и предметы декора с ручной росписью и отделкой золотом.
Для производства фарфора здесь используются местные гжельские глины с непревзойденными показателями белизны, а для нанесения золотого декора – натуральное 24-каратное золото, яркое сияние которого выглядит очень декоративно и изысканно.
ДФЗ выпускает как фарфор, для росписи которого использовано только золото, так и изделия с ручной полихромной росписью и золотой отделкой – и те, и другие выглядят просто превосходно. Купить такие изделия вы можете в нашем интернет-магазине, являющемся официальным розничным представительством ДФЗ и работающим напрямую от завода. Мы предлагаем полный ассортимент фарфоровой продукции, выпускаемой предприятием, и вы можете быть уверены в подлинности изделий с ручным декором.
Большой ассортимент продукции
Ассортимент продукции с ручной росписью и отделкой золотом, предлагаемой ДФЗ, огромен, при этом разнообразная посуда, предметы для декора интерьера и фарфоровая скульптура представлена во всех ценовых категориях – от максимально демократичных изделий до эксклюзивного авторского фарфора.
Так, если вы хотите приобрести чайный сервиз с ручной росписью – вы найдете у нас и доступные по цене наборы для повседневного использования или чаепитий в кругу семьи, и эффектные «парадные» сервизы для роскошной сервировки праздничного застолья, и эксклюзивный фарфор – произведения декоративно-прикладного искусства, которые могут стать статусным подарком по «особому случаю».
Познакомиться с фарфором ДФЗ, предлагаемым покупателям, вы можете в обширнейшем каталоге, размещенном на сайте, а описания продукции и фотографии в большом разрешении, представляющие продукцию в разных ракурсах, помогут вам составить полное представление о понравившихся вам предметах.
Изделия с ручной росписью, а также фарфор, декорированный натуральным золотом, помечены в каталогах соответствующими знаками, что поможет вам выбрать посуду или предметы декора, полностью соответствующие вашим пожеланиям.
Интернет-магазин фарфора
Воспользовавшись функционалом нашего магазина, вы можете приобрести знаменитый дулевский фарфор с доставкой во все регионы РФ, а также за пределы страны. Мы предлагаем огромный ассортимент фарфора превосходного качества по привлекательным ценам; при этом покупатели могут выбрать наиболее удобным для них способ оплаты покупок.
Если понравившегося вам фарфорового изделия нет в наличии – мастера ДФЗ изготовят его на заказ специально для вас. Заявки выполняются достаточно оперативно: точный срок исполнения зависит от загрузки художественных мастерских, но обычно не превышает 14 дней.
Фарфор отправляется покупателям профессионально запакованным, и вы можете быть уверены в том, что заказанные вами изделия будут доставлены вам без повреждений.
Источник: dulevo.ru