Теория денег или денежная теория — экономическая теория, изучающая воздействие денег на экономическую систему.
Металлическая теория денег возникла в Англии со времен первоначального накопления капитала, в XVI-XVII вв. Сторонники этой теории — меркантилисты (вначале считали, что источником богатства общества является внешняя торговля, активное сальдо которой обеспечивает приток в страну драгоценных металлов, в дальнейшем — что источником богатства являются мануфактура и сельское хозяйство), т.е. она отражала интересы торговой буржуазии и ее направление в политической экономии – меркантилизм.
Металлическая теория денег
Теория денег или денежная теория — экономическая теория, изучающая воздействие денег на экономическую систему.
Металлическая теория денег возникла в Англии со времен первоначального накопления капитала, в XVI-XVII вв. Сторонники этой теории — меркантилисты (вначале считали, что источником богатства общества является внешняя торговля, активное сальдо которой обеспечивает приток в страну драгоценных металлов, в дальнейшем — что источником богатства являются мануфактура и сельское хозяйство), т.е. она отражала интересы торговой буржуазии и ее направление в политической экономии – меркантилизм.
Деньги сами по себе не являются богатством. Саидмурод Давлатов #shorts
В частности, Уильям Стаффорд (1554-1612), Томас Мен (1571 -1641) и Дадли Норе (1641 — 1691) выступали за устойчивое металлическое обращение, были активными противниками порчи монет государством. Соответственно, металлическая теория денег предполагает отождествление богатства страны с драгоценными металлами, которым приписываются все функции денег, и только металлические деньги, состоящие собственно из данных металлов, и признаются единственно возможным в хозяйственной жизни денежным средством.
Данная теория гласила, что только металлическим деньгам, содержащим самим в себестоимость, равную количеству использованного при их производстве металла, доступно выполнение функций денег. Соответственно, данной школой не просто отрицалась возможность отказа от золотого стандарта, но и вообще не приветствовалось создание бумажных денег.
Ошибочность теории раннего металлизма заключалась в том, что, во-первых, источником общественного богатства считалось золото и серебро, а не совокупность материальных благ, созданных трудом; во-вторых, отрицались необходимость и целесообразность замены в обращении металлических денег бумажными.
С завершением первоначального накопления капитала изменились взгляды на источник богатства общества: им стали считать не внешнюю торговлю и благородные металлы, а мануфактуру и сельское хозяйство, т.е. функционирующий капитал. Соответственно предпочтение отдавалось внутреннему рынку, а обращение металлических денег считалось дорогостоящим для нации.
Возрождение металлической теории денег относится ко второй половине XIX в., что было связано с введением золотомонетного стандарта в Германии в 1871-1873 гг. Эта была первая метаморфоза металлической теории денег, которая заключалась в том, что немецкие экономисты (К. Книс и др.) деньгами считали не только благородные металлы, но и банкноты центрального банка, разменные на металл.
Самое большое богатство — это ум. Золотые слова. Сильные слова
В данный период металлическая теория денег использовалась для обоснования денежных реформ, направленных против инфляции.
Вторая метаморфоза теории произошла после первой мировой войны, когда ее представители, признав невозможность восстановления золотомонетного стандарта, пытались приспособить свою теорию для введения новых урезанных форм золотого монометаллизма: золотослиткового и золотодевизного стандартов.
Третья метаморфоза металлической теории денег произошла после Второй мировой войны. Французские экономисты А. Тулемон, Ж. Рюэфф и М. Дебре, а также английский экономист Р. Харрод предложил идею о необходимости введения золотого стандарта в международном обороте. Американский экономист М. Хальперин и французский Ш. Рист выдвинули требование о введении его и во внутреннем обращении.
С крушением Бреттон-вудской валютной системы в начале 70-х гг. снова были предприняты попытки обосновать необходимость восстановления золотого стандарта. В частности, экс-президент США Р. Рейган во время предвыборной борьбы считал возможным возврат к золотому стандарту. Будучи избранным президентом в январе 1981 г., он создал специальную комиссию по данной проблеме, которая, однако, сочла введение золотого стандарта нецелесообразным.
Недостатками данной теории были следующие положения:
- не предусмотрена замена полноценных денег бумажными;
- ограниченное представление сторонников теории о богатстве (богатство не золото, а совокупность материальных и духовных благ, созданных трудом человека).
Металлическая теория исходила из основного положения меркантилизма, что золото и серебро являются единственным видом богатства. Меркантилисты связывали эту теорию с учением о деньгах как богатстве нации. Такое представление о роли денег отражало, в частности, взгляды купцов, занятых во внешней торговле.
Металлическая теория денег заключала в себе ряд ошибок: отождествление денег с товарами, непонимание того, что деньги – товар особого рода, который выполняет специфическую общественную функцию – служит всеобщим эквивалентом. Отсюда следует и утверждение, что золото и серебро являются единственным видом денег. Исходя из неверных представлений о сущности денег и не понимания законов денежного обращения, металлисты развивали фетишистские взгляды на деньги. Они утверждали, что золото и серебро являются деньгами от природы, что деньгами они являются в силу естественных свойств металла. Соответственно они присваивали этим драгоценным металлам функцию носителей общественных отношений.
В России металлистическая теория имела своих приверженцев и дорою удачное практическое применение. При подготовке к денежной реформе 1897 г. в стране накапливался золотой запас, главным образом путем стимулирования хлебного экспорта. Торговый баланс стал устойчиво активным. За десятилетие, предшествовавшее реформе, золотой запас вырос в четыре раза. Российская реформа 1897 г. и поныне остается в представлении ряда отечественных экономистов моделью, достойной подражания.
Источник: www.myunivercity.ru
«Не собирайте себе сокровищ на земле. »
Продолжая излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» ( Матф.6:19–20 ).
Для лучшего понимания слов Спасителя необходимо знать, что среди древних евреев одним из величайших пороков в их жизни была алчность и непреодолимое стремление к деньгам и богатству. Евреи так сильно стремились к роскоши, земным благам и сокровищам, что часто забывали о сокровищах небесных.
Богатства так привлекали к себе древних евреев, что погоня за наживой заглушала в их сердцах даже религиозные чувства. Подтверждением этого служит факт того, что еврейский народ допустил грехопадение в виде поклонения золотому тельцу. «Народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом.
И сказали они: вот бог твой, Израиль» ( Исх.32:3–4 ), нарушив тем самым заповедь Божью о не сотворении кумира. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой» ( Втор.5:8–9 ). «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Матф.4:10 ). Против поклонения богатству выступил и Патриарх еврейского народа Моисей. «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом» ( Исх.32:19 ).
Однако и во времена Иисуса Христа сердца многих евреев были настолько сильно одержимы сребролюбием, приобретением сокровищ земных, что эти люди забывали о собирании сокровищ небесных. «Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? . Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Матф.19,16–24 ).
По учению Спасителя, Иисуса Христа, предназначение земной жизни человека состоит в том, чтобы получить спасение своей души и достичь вечного блаженства в Царстве Небесном. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» ( Матф.6:33 ). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Иоан.2:15–17 ).
Поскольку главной целью жизни человека является спасение его души, то в первую очередь он и должен посвятить себя этому делу. А уже во вторую очередь он должен заботиться об удовлетворении своих телесных потребностей. Так человеку надлежит поступать потому, что Богом данная бессмертная душа важней, чем временное тело.
Потому что только через душу человек познает Бога и служит Ему. А также потому, что душа имеет искру Божью и является Божьим творением. А тело человека недолговечно и бренно, и является лишь временным пристанищем (местом обитания) души. «Тело без духа мертво» ( Иак.2:26 ).
Стремление к сокровищам земным (к роскоши, богатству, деньгам, наживе) отдаляет человека от Бога. «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! . В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род . Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их» ( Пс.48:7–15 ). Желание приобрести «сокровища земные» заставляет человека думать не о спасении души от греха, а о том каким образом приобрести земные богатства.
Это желание вытесняет из души человека все благородные чувства и превращает жизнь такого человека в служение маммоне (языческий бог богатства – не кто иной, как злой дух). Но «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Матф. 6,24 ).
В конечном счете, приобретение земных богатств приводит человека к гибели, потому что он, поглощенный стяжательством, алчностью и наживой, перестает заботиться о своей душе и думать о Боге. Поэтому во время земной жизни человек и должен делать все, чтобы достичь главного – через приобретение сокровищ, на небе получить Царство Небесное.
Однако многие люди забывают об этом и смыслом своей жизни ставят служение капризам бренного смертного тела, тратя свою жизнь на приобретение богатств и телесных удовольствий. В разбираемых словах Иисус Христос земные сокровища противопоставляет сокровищам небесным.
Земные сокровища, собранные человеком, тленны и недолговечны, а небесные сокровища не подвержены тлению, истреблению и разрушению, и не могут быть похищены ворами. Так как эти сокровища по своему происхождению небесные и находятся в Царстве Небесном, недостижимом для моли, ржавчины и воров. «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут». Рассмотрим, что же согласно учению Иисуса Христа относится к земным и небесным сокровищам.
К сокровищам земным, как уже было сказано, относятся богатство, роскошь, деньги, золото, драгоценности. К сокровищам небесным принадлежат:
безграничная любовь к Богу, выражающаяся в добрых делах, в исполнении Закона Божьего и заповедей Божьих;
самоотверженная и всепрощающая любовь к ближним, и даже к врагам;
искоренение эгоизма и гордыни;
самоосуждение и покаяние;
молитва и пост, а также другие добродетели.
То есть всё то, из чего слагается образ жизни добропорядочного, добродетельного христианина.
Сокровища земные не вечны и человек временно владеет ими. Единственно, что принадлежит человеку по настоящему – это сокровища небесные, которыми человек может пользоваться не только в земной жизни, но и после телесной смерти. Доказательством того, что небесные сокровища ценнее и важнее для человека чем сокровища земные, служит отношение к земным и небесным сокровищам Самого Иисуса Христа. На протяжении Своей земной жизни Спаситель не стремился к приобретению земных ценностей.
Примером для нас служат и Апостолы, которые ничего, кроме самого необходимого, не имели и не стремились приобретать сокровища земные. Но они собирали сокровища небесные и получили от Бога большее сокровище, чем все сокровища мира – дар Святого Духа, самое ценное сокровище, приобретенное праведной жизнью.
Сам Иисус Христос предпочел земным сокровищам, в виде всех царств мира с их богатствами, предложенным диаволом, сокровища небесные – служение Богу-Отцу через проповедование Закона Божьего. «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» ( Матф.4:8–10 ).
Ещё одним доказательством особой важности в деле собирания сокровищ небесных является отношение Иисуса Христа к людям, которые собирают сокровища небесные. Наивысшим богатством, которое выше всего ценит сам Спаситель мира, Иисус Христос, есть люди святые, праведники, постоянно живущие по заповедям Иисуса Христа и посвятившие свою жизнь служению Богу. «Люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского» ( Ис.13:12 ).
Последователи и ученики Иисуса Христа сравниваются с драгоценными камнями. «Подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» ( Зах.9:16 ). На праведников, которые в сердечной чистоте и духовном совершенстве превратили всю свою жизнь в служение Богу, Иисус Христос взирает как на Свой народ. Потому что эти праведные люди, как награда Спасителю за Его страдания, унижения и любовь ко всему миру, дополняют и умножают славу и дело Иисуса Христа. Самим же этим праведным людям, в отличие от других людей, предоставлена великая честь участвовать в самом главном деле – спасении людей через просвещение их разума и распространение Слова Божьего. За эту самоотверженную работу праведные люди становятся соучастниками Богатства Иисуса Христа.
«Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» ( Еф.1:17–18 ).
О людях, живущих по Заповедям Божиим, говорится : «Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы – слава наша и радость» ( 1Фес.2:19–20 ).
Из всего вышесказанного можно сделать ясный вывод о том, что сокровища небесные, к которым люди должны в первую очередь стремиться – это соблюдение заповедей Божьих и добрые поступки, совершаемые человеком. Это и будет собиранием сокровищ небесных.
Жизнь человека, как жатва его жизненного посева, состоит из отдельных помыслов, маленьких дел и больших поступков. И если каждое действие, совершенное человеком, каждое высказанное слово будет сопровождаться Благодатью Божией и будет направлено во славу служения Спасителю, а сам человек будет стремиться к тому, чтобы в своей жизни уподобиться Иисусу Христу, то всё это будет способствовать собиранию сокровищ небесных. Поэтому в земной жизни человек должен собирать, прежде всего, сокровища небесные, которые «ни моль, ни ржа не истребляет» и «воры не подкапывают и не крадут». А через собирание сокровищ на небе человек получит обещанное Богом вечное блаженство в Царстве Небесном.
Источник: azbyka.ru
Сущностью и природой богатства является исключительно труд.
В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) в этом качестве он выделил ее центральную проблему, а именно экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.
«В каждом цивилизованном обществе» действуют всесильные и неотвратимые экономические законы — в этом лейтмотив методологии исследования Л. Смита.
Центральное место в методологии исследования А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой, как и физиократы, он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В то же время в отличие, скажем, от Ф. Кенэ в понимании А. Смита, и он это постоянно подчеркивает, рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.
Основные теории и понятия А. Смита
Сущностью и природой богатства является исключительно труд.
2. Для приумножения богатства предпочтительнее развитие сельского хозяйства, а не промышленности, ибо, по мнению ученого, капитал, вкладываемый в земледелие, добавляет гораздо большую стоимость к действительному богатству и доходу.
3. Государству необходимо защищать свободную конкуренцию в эгоистических интересах отечественных предпринимателей. ( Только она, считает он, может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм, ибо, по словам ученого, монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы.)
4. В понятие «потребительная стоимость» А. Смит вкладывал смысл полезности не предельной, а полной, т.е. возможность отдельного предмета, блага удовлетворить потребность человека, причем не конкретную, а общую. Поэтому для него потребительная стоимость не может быть условием меновой стоимости товара
5. Сущность меновой стоимости «именно труд составляет их действительную цену, а деньги составляют лишь их номинальную цену».
6. В трудовом происхождении всех доходов, из которых складывается цена, а не сумма издержек, обусловливающих эти доходы как составляющие цены.
Теория денег А. Смита не выделяется какими-либо новыми положениями. Но, как и другие его теории, она привлекает масштабностью и глубиной анализа, логически аргументированными обобщениями. Он отмечает, что деньги сделались общепринятым средством торговли с тех пор, «как прекратилась меновая торговля», но, «подобно всем другим товарам, золото и серебро меняются в своей стоимости». «Труд, а не какой- либо особый товар или группа товаров является действительным мерилом стоимости серебра»; осуждается меркантилистская система взглядов, согласно которой «национальное богатство заключается в изобилии золота и серебра, а национальная бедность — в их недостаточном количестве».
«Деньги — это великое колесо обращения»
В общем, А. Смит рассматривает деньги, как и все классики, не иначе как техническое орудие для обмена, торговли, ставя на первое место их функцию средства обращения.
Т еории доходов у А. Смита базируется исключительно на классовом подходе. По Смиту, годичный продукт распределяется между тремя классами (рабочие, капиталисты и землевладельцы). При этом, как уже отмечалось выше, экономическое благополучие страны он считал зависимым главным образом от деятельности землевладельцев, а не промышленников.
Заработная плата, в смитовском рассмотрении находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Достоинство его теории заработной платы состоит прежде всего в том, он отрицал так называемую закономерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Более того, по его убеждению, «при наличии высокой заработной платы мы всегда найдем рабочих более деятельными, прилежными и смышлеными, чем при низкой заработной плате». Разве что, предупреждает автор «Богатства народов», «хозяева всегда и повсеместно находятся в своего рода молчаливой, но постоянной и единообразной стачке с целью не повышать заработной платы рабочих выше ее существующего размера».
Прибыль как доход определяется «стоимостью употребленного в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала» и ее не следует путать с заработной платой, устанавливаемой в «соответствии с количеством, тяжестью или сложностью предполагаемого труда по надзору и управлению». По его мнению, сумма прибыли «предпринимателя, рискующего своим капиталом», — это часть созданной рабочими стоимости, направляемая «на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы».
Еще одному виду доходов — ренте, специально посвящена статья. Рента, конечно, гораздо слабее исследована, чем, скажем, у Д. Рикардо, но отдельные положения все же заслуживают внимания. В частности, по Смиту, пищевые продукты являют собой «единственный сельскохозяйственный продукт, который всегда и необходимо дает некоторую ренту землевладельцу». Оригинальна здесь и его подсказка читателю: «Стремление к пище ограничивается у каждого человека небольшой вместимостью человеческого желудка».
В теории капитала А. Смита его более прогрессивная позиция по сравнению с физиократами. Капитал характеризуется им как одна из двух частей запасов, «от которой ожидают получать доход», а «другая часть — эта та, которая идет на непосредственное потребление». В отличие от физиократов, по Смиту, производительным является капитал, занятый не только в сельском хозяйстве, но и во всей сфере материального производства. Кроме того, им вводится деление капитала на основной и оборотный, показывается различие в соотношении между этими частями капитала в зависимости от отрасли хозяйства. Основной капитал состоит в числе прочего «из приобретенных и полезных способностей всех жителей или членов общества», т.е. как бы включает в себя «человеческий капитал».
Теория воспроизводства, блистательно впервые введенная до него в научный оборот Ф. Кенэ. Известно, что позицию А. Смита по этой проблематике К. Маркс оценил критически и назвал ее «баснословной догмой Смита». Критика К. Маркса на этот счет действительно значима, поскольку автор «Богатства народов», характеризуя то, из чего состоит подлежащая распределению «вся цена годичного продукта труда», целиком сводит последнюю к доходам, из которых складывается, как он полагает, цена товара. При этом он заявляет так: «Цена всякого товара в конечном счете должна все же сводиться ко всем этим трем частям, так как всякая доля цены должна по необходимости оказаться чьей-либо прибылью». Иными словами, по Смиту, речь идет не о расширенном, а о простом воспроизводстве, при котором потребление исключает накопление на возмещение стоимости (амортизацию) средств производства.
Вклад Д. Рикардо
Вводная часть.
Д. Рикардо связывала многолетняя творческая дружба со многими учеными- экономистами того времени. Но особые, можно сказать, доверительные отношения у него были только с одним из них — с Джеймсом Миллем. Как пишет П. Самуэльсон, «Рикардо стал бы не более чем памфлетистом и членом парламента от какого-нибудь захолустья.
Старший Милль буквально угрозами заставил Рикардо написать его «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817), и это составило славу Рикардо». Однако все же, думается, не Джеймс Милль, а талант и практический опыт преуспевающего бизнесмена помогли Д. Рикардо «понять» учение А. Смита и экономические взгляды своих современников Т. Мальтуса, Ж. Б. Сэя и других экономистов «классической школы», внести в нее достойный личный вклад. При этом его как ученого, судя по написанным им сочинениям и особенно главному из них — книге «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817), — отличают искусная полемика и высокие принципы научной этики, достойные уважения и в наше время.
Еще одной важной вехой в биографии Д. Рикардо является, по-видимому, 1821 г., в котором он, как свидетельствуют исследователи творческого пути этого ученого, основал первый в Англии клуб политической экономии.
Д. Рикардо активный оппонент отдельных теоретических положений наследия великого Адама Смита
Источник: poisk-ru.ru