Золото бунта отзывы читателей

Прочитал я недавно «Золото Бунта» Алексея Иванова. По-другому книга называется — «Вниз по реке теснин».

Читал я книгу долго, виной тому недостаток времени. Но все же в свободную минутку утыкался дома либо в бумажный экземпляр (да, не спорю,электронные книги удобнее, да и сам я периодчески использую либо телефон либо планшет для чтения, но книгу все же приобрел).

Хм, литературные пристрастия мои изысками не отличаются. С детства люблю фантастику и фэнтези: Гаррисон, Желязны, Толкиен, Пратчетт, Уэйс и Хикмэн. Много было книг в поселковой библиотеке.

Со студенчеством и работой я стал читать меньше. Именно литературы, никак не связанной с трудовыми обязанностями либо с учебой.

Однако, отвлеклись.
«Золото Бунта», значит.

События в книге происходят через несколько лет после Пугачевского восстания, волной прокатившегося по Уралу, на реке Чусовой. По реке с весны начинают плавать барки с товарами, спускаться до Камы, и внезапно на одном из бойцов (скала, далеко выдающаяся в реку) гибнет сплавщик. Опытный, мало что не лучший. И пропадает совсем.

А. Иванов «Сердце Пармы» и «Золото бунта» (книжный обзор)

И кто-то пускает слух, что сплавщик погиб не просто так, что он спрятал пугачевскую казну — клад, который собрал Пугачев после взятия нескольких городков на своем пути.

А сыну сплавщика остается одно: разобраться в этой тайне, чтобы обелить имя отца и свое (чтобы в дальнейшем так же работать сплавщиком).

За сим прекращаю пересказывать события в сюжете. Дальше будут только мои личные впечатления и отдельные эпизоды, которые без прочтения книги никак не могут служить спойлерами.

3767c3332b19bc827cd5d1533ef

В книге довольно подробно описывается природа: река Чусовая, бойцы, притоки (на карте даже сверял), все очень подробно, ощущение, что автор несколько раз сплавлялся по реке, попутно записывая названия.

Я совершенно по-новому взглянул на Пугачевское восстание (до этого времени, каюсь, не уделял много внимания сему событию, планирую почитать о нем побольше). Понятно, на школьные учебники тоже не ориентировался, но было очень интересно читать о том влиянии, которое Пугачев (в книге часто — Пугач) оставил среди людей, проживавших в тех местах.

Читайте также:
Золото это активный металл или нет

Я совершенно по-новому взглянул на религиозные толки. Кержаки, истяжельцы, никонианцы, двоеданы, скитники и прочие — я, конечно, знал об расколе церкви, но о том, что он породил такое огромное количество «толков», расслоил население на, фактически, совершенно разные культурные общности — прочитал с интересом. И поступки, на которые были готовы люди, чтобы только не отречься от своих взглядов — поджигали скиты вместе с собой, когда приходили солдаты, уходили в непролазные дебри, бросая нажитое.

И с удовольствием отмечал, насколько другими тогда были люди. Это проявлялось во всем: привычки, стиль разговора, построение диалогов, аргументация в споре, верования (домовые, лешие, кикиморы, бесы и «сатанаилы» — люди даже не верили в это, они знали, что эта нечисть существует, что она — неотъемлемая часть и жизни). И вера, конечно же.

Аудиокнига: Алексей Иванов — Золото бунта

Сам я себя к верующим не отношу. Но не могу не отметить, что, в отличие от современных верующих, чуть больше двухсот лет назад люди верили по-другому, без лицемерия, постоянно соблюдали молитвы, обряды, словно знали, что оно все тут, рядом, а не где-то далеко на небе.

Но объективно говоря, по-другому было как? Ведь описано много чего: ночевки в зимнем лесу при минус двадцать пять (хех, современному среднестатистическому туристу такое в голову даже не придет), путешествия по рекам и лесам, не имеющих названий без навигатора, постараться не сбиться с пути и выйти к людям, а иначе — смерть. Тогда роль сверхъестественной поддержки была огромна.

Честнее люди были по отношению к себе и другим. Да, в книге много предательства и вранья, но куда же без этого?

Магия. Естественно, одними только толками православное веры не ограничилось. Магия присутствует, но не в привычном ее понимании для российского читателя, испорченного фаерболами, огненными стрелами и заклятиями «изпоследнихсил». Магия здесь так же естественна, как и течение реки. И не нужно для этого учить слова заклятий и проводить обряды.

Читайте также:
Золото проверяемое слово или нет

Причем это не магия уровня сотворить еды или огня. Все серьезнее и интереснее. Запутывание следов, дороги, сбить с пути погоню, напугать ночью солдат в избе так, что никому не захочется идти дальше, красть души, чтобы вернуть свою и прочее. И это без каких-либо ритуалов и объявлений по тексту.

Все идет само собой, читается так естественно, что совершенно не удивляет, что вогульского (вогулы — коренные жители тех мест, до того, как туда пришли русские) шамана приходилось убивать трижды, как пришел поговорить призрак Пугачева без головы, как заговоренное ружье не стреляет в своего владельца, как десяток солдат уходят в лесное «мленье» (морок, наваждение), чтобы вечно там блуждать. Это не преподносится как подачка автора, когда любую ситуацию и проблему главного героя может разрешить метко брошенный из последних колдовских сил фаербол.

Быт. Быт чусовлян, которые зимой готовили барки к сплаву, работали на заводах. Весной — шли на сплав, возвращались домой. Быт коренных жителей, до сих пор проживающих в чумах, быт вольного люда, разбойников, быт монахов-скитников — все очень подробно описано.

Отдельно хочется выделить, что в книге с первой страницы идет очень активное использование слов, давно ушедших из нашего языка, или узкоспециализированных названий каких-либо инструментов, названий деревьев, элементов барки. А сносок ниже — нет. Есть отдельно список этих слов, где читатель может себе пояснить то или иное устаревшее выражение.

Но самое интересное, что если не делать этого, то через некоторе время прочтения эти слова и сами станут понятны. То там, то там описано, и уже начинаешь сопоставлять признаки объекта с самим объектом. В этом плане лексикон произведения, конечно, приятно радует.

В общем, крайне советую по возможности прочесть данное произведение, поскольку оно довольно необычно, самобытно. Полезно будет интересующимся историей, полезно будет и верующим людям — почерпнуть из размышлений автора можно немало. Полезно будет и любителям природы (предсказуемо захотелось поехать на Чусовую следующим летом и совершить сплав по ней, благо экскурсий такого рода навалом, самому посмотреть на описанные скалы, бойцы, реки, леса, все это сопоставить с книжным представлением). И через некоторое время хочется еще раз прочесть книгу, чтобы замечать те нюансы и моменты, которые были важны для понимания развязки.

Читайте также:
Розетки и выключатели цвет золото

Источник: a-kain.livejournal.com

Рецензии на книгу « Золото бунта » Алексей Иванов

Алексей Иванов - Золото бунта обложка книги

Рецензия на книгу «Золото бунта»

Рецензия на книгу Золото бунта

1778 год. Урал дымит горными заводами, для которых существует только одна дорога в Россию — бурная река Чусовая. Но здесь барки с заводским железом бьются о безжалостные береговые скалы-­бойцы.

У сплавщиков, которые проводят барки по стремнинам реки, есть способ избежать крушений: попросить о помощи старцев, что правят Рекой из тайных раскольничьих скитов и держат в кулаке грандиозный сплав «железных караванов». Однако молодой сплавщик Осташа, пытаясь разгадать причины гибели своего отца, поднимает бунт против сложившегося на Чусовой порядка. Чтобы вернуть честное имя себе и отцу, он должен будет найти казну самого Пугачёва, спрятанную где-то на бойцах…А подлинное «золото бунта» — это не пугачёвский клад, но ответ на вопрос: как сделать непосильное дело и не потерять душу? Показать

Пройти Разбойника отуром и не потерять душу

«Золото бунта» Алексей Иванов

Масштабное, эпичное повествование разворачивается на страницах книги. Сам автор называет его «историческим романом без истории», рассказывая о событиях давно минувших дней, но без описания главных исторических фактов. Всё происходит спустя 4 года после Пугачёвского бунта, страшным шлейфом лишь задевшим уральские края, но и этого хватило, чтобы перевернуть многие жизни, а чьи-то – чудовищно сломать.

Золото бунта – тот клад, то ли мифический, то ли реальный, якобы завещанный самим Пугачёвым спрятать и вернуть лишь ему самому, служит завязкой событий и пунктиром проходит через весь текст. Там, где есть клад, там нет покоя.

Вторая часть названия не менее важна. «Вниз по реке теснин» – по Чусовой, которая довольно долгое время была «хребтом России» и несла на себе «железные караваны» с уральских заводов и рудников. Нет, не несла, а сопротивлялась, не поддавалась, губила многих и многих, не сумевших сплавиться, сладить с баркой. Встают вдоль её берегов высокие скалы-бойцы, печально прозванные так из-за часто бьющихся о них барок. Потому и ценились на реке сплавщики – зависела от них и жизнь бурлаков, и достаток владельцев заводов.

Читайте также:
Бешеное золото что это такое

Жизнь молодого парня Осташи, сына лучшего сплавщика на Чусовой, прозванного за умение пройти бойцы Переходом, вдруг в одночасье меняется: погибает отец. Гибель его странна и непонятна, а хуже того, тень падает на его доброе имя: не разбил ли он нарочно барку с пугачевским кладом, да не забрал ли его себе.

Тень такая, что задевает своим крылом и Осташу, нет ему веры теперь, молодому, неопытному, да ещё с таким отцом. «А почто твой тятька барку разбил, а, щенок? Думал, все его за мертвяка посчитают, а он клад Пугача выкопает и заживет от пуза где-нибудь на Руси». Теперь ему труднее вдвойне: и сплавщиком мечтает стать настоящим, ведь может, умеет, научился у самого Перехода, а не берут его никуда, не доверяют. И надо ещё и доброе имя отцу вернуть, пусть и посмертно, дознаться, что же случилось на самом деле.

Поиски золота бунта, а вместе с ним правды мотают Осташу по странным и страшным местам целый год. Побывает он не раз и в раскольничьих скитах, и в землянках вогулов, и в родной деревне, и в тюрьме, и, конечно, на Чусовой. Встретит самых разных людей, от которых получит помощь, совет, а от кого-то едва сумеет спастись. Сплавщики, бурлаки, хитники, раскольники, шаманы, юродивые – много их будет на бурном осташином пути, похожем на саму Чусовую – упрямо несущуюся к цели, бьющуюся водяным лбом о многочисленные бойцы. Много шишек набьет и Осташа, частенько жизнь его будет висеть на волоске.

Ищет он не только клад, но и себя. В романе не раз встретятся рассуждения разных героев о правде, о вере, о своём пути. Однажды парню даже напрямую предложат продать свою душу. Здесь даже есть придуманный писателем истяжельческий толк, когда человек меняет свою душу на возможность выжить во время сплава. Когда какая-то барка проходит бойцы и пороги, а сплавщик и не дрогнет, о нём так и говорят остальные: «А, это истяжелец, чего ему бояться».

Читайте также:
Как золото в мт4

«Золото бунта» – роман и приключенческий, и роман-путешествие с точной географией (герой почти не задерживается на одном месте), и роман-взросление. Вот тут есть некоторая «заноза»: герой за год должен был измениться, столько всего он узнал, повидал, через столько прошёл. Он вроде бы и изменился, но почти в самом финале совершает такое, что только изумляешься: «Как же ты мог, Осташа?!» Конечно, он почти у своей изначальной цели, но теперь-то за ним люди, которые ему доверяют и не раз показали, что пойдут за ним до конца.

Сюжет весьма увлекательный, следить за судьбой Осташи очень интересно, язык книги полон устаревших и «сплавщицких» слов, но в книге много и сцен жестокости, совершенно звериной, извращённой. Меньше их даже в «Сердце пармы», где показано средневековье. Здесь же, особенно в первой половине, есть эпизоды настолько натуралистичные, что читать их страшно, они ужасное впечатление производят. Особенно страдают от одичавших толп бедные женщины. Причём кажется, что зверствуют все: отбившиеся от отрядов пугачёвцы, работники, давно не бывшие дома, бурлаки, разбойники…Надо сказать, что и Осташа иногда бывает очень жесток, излишне, неоправданно, как и многие другие.

Путешествие по реке теснин оказалось долгим и трудным, полным опасностей и страшных встреч, стало настоящим памятником самой Чусовой и людям, сумевшим её покорить.

Источник: bookmix.ru

Рейтинг
Загрузка ...