Золото как символ власти

Все символы власти можно условно разделить на две большие группы. К первой обычно относят гербы, которые отображают и являются символами иерархической, церковной и светской властей. Ко второй принято относятся символы, чаще всего, встречающиеся в гербах, принадлежавших городским сообществам. Данное условное деление не мешает размещать определенные символы власти на своих личных гербах и людям (по большей части папам, монархам, королям, императорам и т.п.)

Несмотря на то, что именно церковь являлась во времена средних веков истинным правителем на большинстве территорий Европы, и принцип «do it des» (давай, чтобы получить) благополучно пополнял закрома и без того обширных владений пап и всех, кто заодно с ними, «митры и пастырские посохи столь редко появлются в гербах по сравнению с коронами, которые, напротив, в них избыточествуют: поскольку истинная власть не нуждается в том, чтобы выставлять себя. но, того же нельзя сказать о характере символов: чаши, кадила, посохи с навершиями из слоновой кости, митры и тиары, где золото выступает самым презренным материалом».

Золото, как символ власти и зла

Но, все же, прежде поговорим о коронах, как наиболее влиятельных символах. Именно они в средневековой геральдике, венчали гербы королей и императоров. Исторически сложилось что закрытыми коронами, могли украшать свои гербы — император, затем короли, могущественные князья, а также независимые республики, в то время как, менее состоятельные господа должны были, в лучшем случае, довольствоваться открытими. Существуют и особые правила блазонирования корон, о которых мы уже говорили несколько ранее.

Helensburgh

Но в среднивековье власть принадлежала не только папам и королям, не стоит забывать и о тех, кто реально главенствовал на местах над народом, а именно городских общинах. Не даром выражение «принести ключи от города» дожило до наших дней, хотя ни ворот, ни стен в современных городах давно нет в помине.

Красивым представляется мнение итальянского геральдиста Санти Мадзини, согласно которому «ключ Власти может запирать сознание народа в темницу обскуратизма, а ключ Знания его освобождает, открывая двери познания и осведомленности». В связи с этим, в многочисленных средневековых гербах (почти всех городов и крепостей, ключевых в стратегическом отношении), мы видим очень много вариаций на тему ключей: число, цвет, расположение, указание на расположение бородки, а также указание на ее форму, указание на форму кольца (обычно овальное или трехлепесковое, но может быть и в форме ромба), все имеет значение.

Так, например, можно встретить гербы с перекрещенными ключом и мечом, что являлось прямым указанием на то, что перед нами герб коменданта крепости или герб города, находящегося на пограничных землях. Вообще, КЛЮЧИ как эмблема известны с древних времен, являясь смволами власти и могущества, прописанными еще в Библии.

«Власть золота» ч.1 — Золото Древнего мира

Если рассматривать их в символическом понимании изображения в щите, то по мнению В.В. Похлебкина, смысл достаточно ясен: пока ключи находятся у владельца (и внесены в щит им самим, его желанием), он чувствует себя в безопасности, как только ему приходится отдать их победителю (внесены в щит с рзрешения сюзерена), следвательно, он лишается ее, и общий смысл символизма уже сводится к покорности.

Чаще всего в гербах ключи представлены нам в горизонтальном, либо вертикальном положении, их цвет — золото, а бороздка обращена вниз. В то время как два скрещенных ключа на гербе Ватикана обладают иным значением — это “ключи святого Петра” (чьим наместником на Земле считает себя папа римский). Вот почему эти ключи и в эмблематическом отношении отличаются от ключа стратегического, ключа безопасности: их не только обязательно два, но они и изображаются не одним цветом, а один — золотым, другой — серебряным и, главное, изображаются бородками не вниз, а вверх, что указывает, что ключи эти вовсе не земные, а “небесные”. Не совсем понятно, заблуждается ли здесь Вильям Васильевич, так как в официальном изображении герба бороздки ключей обращены вниз, либо же указывает на то, как должно быть на самом деле с точки зрения символизма.

Читайте также:
Как сделать кольцо из золота в домашних условиях своими руками

Navarra

Немаловажным атрибутом является и ЦЕПЬ. Как и другие изделия, она может выполнять как множество полезный функций, так и вызывать мрачные представления, посему относится к разряду самых противоречивых символов в истории, и, как следствие, чрезвычайно богатых по трактованию.

Свобода и тирания, согласие и единство помыслов против революционных настроений и рабских оков, все это в историческом контексте, реальном или художественном, связано с темой власти. Золотая цепь в европейской геральдике — символическая эмблема верхоной власти, в то время как в восточной — символ единства. В мифическом понимании цепь, спускающаяся с небес, может символизировать неразрывную связь двух миров. В скандинавской мифологии у цепи даже есть свое название — Глейпнир.

Arms-of-the-prince-of-Wales

Все тот же Санти Мадзини вот так отзывается об интересном и давно ушедшим в прошлое, прослужившем человечеству более XII веков инструменте, а именно, ГУСИННОМ ПЕРЕ: «Не менее важно пускание в ход небольшого предмета весьма низкого происхождения и вида столь же невинного, сколь опасными могут быть следы, оставляемые им на бумаге», и тут же добавляет, «эмблема благодарности за содеянные блага и снискание бессмертной славы». Исторически сложилось, что перо символизирует образование, науку, ум, стремление к просвещению, поэтому, чаще всего, оно встречается в геральдике различных образовательных учреждений, изображаемое своим естественным белым цветом, однако нередко украшает и родовые гербы, а также территориальные.

Zvenigorod

В заключение, хотелось бы сказать пару слов, об еще одной геральдической фигуре — КОЛОКОЛ. Здесь тоже возможно множество вариантов толкования появления колокола в гербах, начиная от сильного «духовного начала», а именно, призыва всех верующих к исполнению ими религиозных обязанностей и заканчивая его использованием как гражданского интструмента для подачи сигналов к труду, сбору, тревоги, радости и т.п. Наибольшее распространение фигура колокола получила в территориальной геральдике. В большинстве мировых культур колокол разделяет символику всех объектов находящихся между небом и землей.

  • История геральдики
  • Зарождение геральдики
  • Крестовые походы
  • Рыцарские турниры
  • Герольды и гербовые басни
  • Городская геральдика
  • Цеховые гербы
  • Церковные гербы
  • Цвета в геральдике
  • Металлы
  • Финифти (тинктуры, эмали)
  • Меха
  • Дополнительные цвета
  • Шраффировка и литеры
  • Геральдические фигуры
  • Негеральдические фигуры
  • Естественные
  • Искусственные
  • Мифические
  • Щит
  • Нашлемник (навершие)
  • Корона и венец
  • Шлем
  • Бурлет (бурелет)
  • Намет и мантия
  • Щитодержатели и основание (подножие)
  • Девизы и надписи
  • Бог и Ангелы
  • Животный мир
  • Воздушный мир
  • Водный мир
  • Растительный мир
  • Планеты, звезды и стихии
  • Символы власти, сана и почета
  • Архитектурные образы
  • Фантастические существа
  • Говорящие (гласные) гербы
  • Позы геральдических существ
  • Буквы, надписи, изречения
  • Порядок
  • Терминология
  • Экслибрис
  • Монограмма
  • Вензель

Источник: heraldryart.ru

Редкий, дорогой и теплый

Символ смерти и любви

Что для нас золото? Золотой телец — символ погони за земными богатствами, или золотое сияние рая, запечатленное на иконах? Что символизирует золото в древних культурах, в богатой смыслами геральдике, в Библии и повседневной жизни? Почему оно остается загадкой, как и всё сотворенное Богом? Об этом мы беседуем с известным российским геральдистом Михаилом Медведевым.

Редкий, дорогой и теплый

Филистимляне захватывают Ковчег Завета (1 Цар. 5, 1–7). Синагога в Дура-Европос. III век

НЕТ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ

— Правда ли, что золото — универсальный архетип? Как золото выступает в качестве религиозного символа в различных мировых культурах?

— Когда мы говорим о любых традициях и культурах, древних, новых или надвременных, подобных христианству, мы идем на слишком широкое обобщение. На самом деле нет никакого единого символического языка. Ни у одногоиз символов нет абсолютного значения.

В русле любой традиции, тем более в традиции богатой, цельной и состоявшейся, эти значения присутствуют во всем богатстве своих возможностей. В обоих Заветах лев, например, присутствует и как образ врага («диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити», 1 Пет. 5, 8), и как великолепный образ победоносного вождя («не плачися: се, победил есть лев», Откр. 5, 5).

Читайте также:
Сколько золота дается в дота 2 в начале

Получается, что он одновременно и «наш», и «не наш», и враг, и более чем друг. С золотом всё так же непросто. Возьмем убранство Иерусалимского храма. Отчего Господь захотел выстлать его интерьер золотом и украсить золотыми светильниками? Мы не знаем.

Идет ли речь о ценном, дорогом материале, или о том впечатлении, которое он производил на зрителя, или о каких-либо иных свойствах материала? Конечно, в древности золото в первую очередь ценилось за особый визуальный эффект. Ведь золото — не столько цвет, в смысле расположения на спектральной дуге, сколько свет, особенный блеск. Оторвем цвет от света — и получим желтый цвет, известный во многих европейских традициях как цвет-подделка, цвет-изменник.

— Тогда говорят о фальшивом блеске?

— Даже вкупе с блеском золото может представать как нечто благородное и божественное, а может как золотисто-желтый блеск подделки, фальши. Особенно в наши дни этот блеск, технически легко достижимый, может ассоциироваться с крайней вульгарностью, безвкусицей. В древности этого было гораздо меньше. Потрясающее влияние золота на зрение, сообразное с такими поэтическими метафорами, как «золотое солнце», «золотой закат», — на этом делался акцент в древних культурах.

Дело не только в том, что традиций множество и они различны, но и в том, что все они в некоторой мере противоречивы. Сказано: «суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради» (Мк. 2, 27). Так же мы можем сказать: не человекдля культурных кодов и символов, а культурные коды и символы для человека. И задача человека — понять всю их многозначность.

Пользоваться ими, а не погибать под их тяжестью.

ЦВЕТОВАЯ АНАРХИЯ

Оклад Евангелия из Малатьи Католикоса Константина Хромкла. 1249 год

Оклад Евангелия из Малатьи Католикоса Константина Хромкла. 1249 год

— Когда тема золота появляется в геральдике?

— Вместе с возникновением геральдики, вполне конкретной исторической традиции, которая берет начало на западе Европы во второй половине — конце XII века. И далее распространяется как благодать или как чума, кто как считает. Я считаю, что геральдика — один из удивительных даров Божиих. И совершенно не зря она дана была именно Западной Европе.

Она была связана с изменением места человека в обществе. В XII веке человек на Западе действительно стал больше значить. Европа стала более мирной, более благополучной. Люди меньше погибали, дети реже умирали. Люди чаще стали упоминаться в актах поименно и подписываться своим именем.

То, что мы сегодня называем достижениями условного Запада, связано с вот такими вполне конкретными изменениями. Геральдика маркировала усилившийся интерес к человеку.

Герб возник как личный знак. А то, что очень скоро появились гербы определенных земель и семейств, связано с тем, что человек осмыслял себя через внешние связи: через род, владения, систему обязанностей и прав. Но это не меняет сути. Герб — прежде всего личный знак. И очень важно, что мы имеем дело с традицией, отразившей христианское мировидение.

Геральдика явила собой идеализированный мир земных смертных явлений.

Что обозначает герб? Человека не как бессмертного индивида, но как узел социальных связей. Семейство, род, город, страну. То есть то, что не наследуется в Царствии Божием. Туда входит спасенный человек.

Семейство, город, страна — всё это входит в Царствие Божие настолько, насколько оно является частью человека, а не само по себе. Геральдика дает прекрасные названия тому миру, который сам по себе, без нашего внимания, обречен на небытие.

И золото играет здесь особую роль. В геральдике оно раскрывается совершенно иначе, чем в сакральной иконографии. Оба эти явления — христианские. В обоих случаях речь идет о встрече земного и небесного, о христианском соработничестве человека и Бога, синергии. Но если иконография движется от Бога к человеку, то геральдика — от человека к Богу.

Читайте также:
Как получить золото за реплей

И если в иконографии золото обозначает Божественный свет, царственность Бога, то в геральдике оно занимает такое же положение, как и другие цвета. В сакральной иконографии есть иерархия, точнее, особенные «поручения», данные цветам; в геральдике этого изначально нет: золото не выше серебра, не драгоценнее лазурного, черного, зеленого. Оно равно подобает фону и фигуре, наравне с другими цветами.

— Не вызывало ли это равенство золота остальным цветам споров в Средние века?

— Разумеется, велись ожесточенные дискуссии. Ведь средневековые люди привыкли осмыслять всё иерархически. Были и попытки выстроить иерархии геральдических цветов. Итогом стала знаменитая полемика между последователями Бартоло ди Сассоферрато и его оппонентами — Франциском Фовейским и епископом Иоанном Сент-Асафским.

Бартоло был не геральдистом, а великим юристом, который под конец жизни демонстрировал, что может составить правовой трактат о чем угодно. Он написал первый в истории трактат о геральдике, настолько же блестящий в правовом отношении, насколько же дилетантский в отношении науки о гербах. Бартоло рассуждал: золото — это свет, а свет благороднее всего. Иоанн ему возражал: главные цвета суть белый и черный, как крайности цветовой гаммы, а золото идет лишь четвертым, после лазури. Но пока авторы трактатов спорили, геральдика жила своей жизнью.

Один из средневековых авторов-геральдистов, английский клирик Николас Аптон, написал собственный геральдический трактат. Увлеченно развивая и дополняя взгляды Иоанна Сент-Асафского, Аптон ехидно высмеял зеленый цвет, который на уровне бытового восприятия в те годы считался легкомысленным и в гербах встречался редко. Но через некоторое время отец Николас поступил на службу к графу Солсберийскому, в гербе которого был зеленый орел. И вот уже Аптон пишет второй трактат, в котором отрекается от своего юношеского труда и объявляет его достойным сожжения. Можно подумать, что эту историю сочинил постмодернистский историк, желая доказать относительность всего в культурном плане.

Впрочем, мы находим в трактатах и иные построения. Современник отца Николаса Клеман Пренсо, например, сопоставлял гербовые цвета с днями недели: здесь иерархическая лестница в значительной мере уступает образу непрерывного потока времени.

— Почему же у алхимиков есть иерархия и золото представляется в ней совершенным металлом?

— Алхимия — это другая традиция. Многие из алхимиков вдохновлялись христианскими идеями, но золото их интересовало с точки зрения власти над вещами, над явлениями мира. Они пытались обратить во благо законы природы, но искали этого всё еще в темной комнате. Современная цивилизация во многом воплотила вектор их поисков. Они видели в золоте некий идеал.

Но опять-таки, были постоянные смысловые колебания: идет ли речь о земном золоте, или о некоем идеальном, наделенном сверхкачествами? Говорит ли алхимик о совершенстве, называя его золотом, или говорит о золоте, называя его совершенством? Во многих текстах это вовсе не очевидно.

— Итак, золото — это сложный символ?

— В геральдике символ, как правило, тогда оказывается устойчивым, когда опирается на несколько смысловых осей, взаимно независимых. Но эти оси ведут в разные стороны. Настоящий устойчивый символ — отсылаю вас к началу разговора — всегда в той или иной мере противоречив. Огонь может быть Божественным пламенем, а может быть дьявольским огнем ада.

И золото может указывать на царственность Бога, на свет, а может обозначать алчность. Вспомните Кощея, который «чахнет над златом». Золото себе не равно, это «сразу много всего». Редкий металл и потому дорогой. Не поддается коррозии, в чем превосходит даже серебро.

И отождествляется с теплым светом, в отличие, кстати, от холодного серебра.

ЧЕРНЫЙ ОРЕЛ И ОРЕЛ ЗОЛОТОЙ

— Как присутствует золото в государственных символах России?

Читайте также:
К чему снится большие деньги и золото

— В гербе Российской империи — золотое поле. Так решил Пётр Великий. До него расцветка российского орла и его фона не фиксировалась. Орел мог быть хоть золотым, хоть натурально-бурым, хоть зеленым. В гербе расцветка фигур и полей фиксируется, но до конца XVII века наш орел еще не был гербом.

Однако геральдические обычаи постепенно просачивались на Русь, и с ними приходилось считаться, а для выхода на международную арену герб был необходим монарху так же, как приличная обувь. Пришлось определиться с расцветкой. Пётр не стал сочинять что-то новое и повторил расцветку герба Священной Римской империи: черный орел, золотое поле.

Фридрих Барбаросса был первым императором, принявшим эту гербовую расцветку. Золотое поле на гербе Барбароссы вполне может объясняться влиянием христианской сакральной иконографии и быть сродни вызолоченному фону наших икон. А черный цвет — это, прежде всего, условная передача темного орлиного оперения, ближайший к коричневому из семи условных геральдических цветов.

Впрочем, по всей видимости, здесь есть и дань германской традиции. Для германца черный цвет издревле был священным. В нем он традиционно прозревал величие, значительность и праздничность, которые могут оказаться менее явными для романских или славянских наблюдателей.

Сегодняшний орел герба Российской Федерации — золотой. Это дань Московской Руси, догеральдическим временам. Как я уже сказал, цвета орла тогда не были определены. Но чаще всего орла изображали золотым (это имело не геральдический, а декоративно-прикладной смысл). Фон часто бывал красным.

Это наиболее типичное решение для декоративно-прикладного искусства допетровской Руси — во всей жизнерадостной неухоженности смысловых кодов, которые там могли быть заложены.

Итак, силуэт орла следует гербу Российской империи, расцветка — из допетровского времени. Фактически это новшество. До нашего времени в России никогда не было такого герба — с золотым орлом на красном фоне. Новый герб, но полностью собранный из традиционных элементов, связанных с разными эпохами истории страны. Так и было задумано.

— Герб Петербурга тоже содержит золотые элементы. Что они означают?

— Главная золотая деталь в нем — скипетр, символ власти. Однако это не собственное достояние Петербурга, но дар царя, знак особой монаршей милости, которая оказывалась новой столице, новой императорской резиденции. Золото здесь выступает как символ власти. Точнее, оно выступает как материал, благородный металл, из которого изготовлены регалии, — и, таким образом, как цвет власти.

И это отсылает нас к Священной истории, к тому, как персидский царь Артаксеркс коснулся Есфири золотым скипетром, тем самым милуя её (Есф. 5, 2; 8, 4). В начале XIX века Нота Ноткин, один из основателей еврейской общины Петербурга, упомянул золотой скипетр в гербе Петербурга в связи с жезлом Артаксеркса, риторически взывая к монаршим покровительству и веротерпимости. Видите, насколько разнообразными могут быть интерпретации.

Наш разговор проходит в воскресенье, в день, когда принято совершать богослужение в золотых или золотистых облачениях. Череда разноцветных риз проходит перед нами на протяжении года. Не напоминает ли это уже упомянутое сопоставление гербовых цветов со сменяющими друг друга днями недели? Важнее любого из отдельных цветов — их гармоническое сосуществование.

Источник: aquaviva.ru

Мужские кольца как символ власти и богатства

Еще в глубокой древности людьми использовались ювелирные украшения и бижутерия в качестве отличительных признаков богатства и высокого социального положения. Правители всегда носили кольца-печатки. Оттиск золотого или серебряного кольца на документе являл собой личную печать государя. В силу того, что власть крайне редко была отдана в руки женщин, кольцо-печатка постепенно стало восприниматься как сугубо мужское украшение.

Впервые по-настоящему модными мужские кольца стали во времена Древнего Рима. Причем римляне могли носить одновременно около десятка колец, украшенных драгоценными камнями.

После падения Римской Империи традиция носить кольца перекочевала в христианский мир. Самым известным является так называемый «перстень Рыбака», или перстень Папы Римского, удостоверяющий его статус наместника Святого Петра. В разное время «перстни Рыбака» изготавливались из свинца или из бронзы.

Читайте также:
Где выгодно покупать золото wot

Затем перстни начали украшать папским гербом, представляющим собой скрещенные ключи или тройную корону. Ни один из вновь изготовленных «перстней Рыбака» не был аналогичен предыдущим. Папские перстни не являли собой пустое украшение. С их помощью Папы подписывали документы папской курии. После того как папа умирал, его перстень так же уничтожался.

Сохраниться могли лишь копии, которые Папы дарили отдельным паломникам или особо заслужившим папской милости служителям церкви.

Впрочем, Римские Папы были отнюдь не единственными христианами, носившими перстни-печатки. Так многие перстни были пропусками на закрытые собрания монашеских орденов. Их активно использовали тамплиеры, иезуиты, а так же представители многих других орденов и сект. Интереснее всего выглядят кольца масонов. Уникальность этих перстней в том, что они выполнялись из чугуна и декорировались рисунком черепа Адама и его берцовых костей, которые были скрещены крест на крест.

Использовали перстни-печатки и мусульмане. На востоке в ходу были перстни с сердоликом, ибо согласно поверию именно такой перстень был у самого пророка Мухаммеда, а потому только такое кольцо может обеспечить «благоденствие и радость».

Вообще кольца всегда были окружены множеством легенд. Так верили, что перстни с бирюзой способны наделить человека богатством. А вот про Чезаре Борджия говорили, что он убивал людей при помощи своих колец.

Чего только не рассказывали люди о кольцах. Например, «Сага о Нибелунгах» повествует нам о кольце, наделяющим своего обладателя властью над золотом. Согласно восточным сказкам, джиннов также следует вызывать, применяя для этой цели особый перстень. В Ветхом Завете описан перстень царя Соломона, обладающий способностью бороться с болезнями и помогающий удерживать власть.

Популярны легенды о кольцах и в наше время. Достаточно вспомнить всемирно известное произведение Толкиена «Властелин колец».

Не забывает о кольцах и современная мода на мужские украшения. Сегодня массивные мужские кольца носят на мизинце, а перстни-печатки — на указательном и безымянном пальце. Самыми актуальными являются мужские кольца желтого или белого оттенка. Главная тенденция декорирования кольца — это вставки в стиле конструктивизма зеленого, синего или черного цвета.

Иногда применяют прозрачные вставки. Некоторые представители сильного пола предпочитают носить печатки, украшенные собственными инициалами.

Многие прославленные ювелирные компании разрабатывают целые коллекции мужских колец. Так большой популярностью пользуются коллекции торговой марки Wellendorff, выполненные в строгом классическом стиле. Правда, для того чтобы иметь возможность приобрести для себя творение мастеров Wellendorff необходимо одно условие — необходимо быть женатым.

Дело в том, что компания Wellendorff считает, что единственное кольцо, которое пристало носить современному респектабельному мужчине, — это обручальное кольцо. Обручальные кольца от Wellendorff декорируются различными геометрическими узорами, применяется эмаль. Кольца выполняются очень медленно и только вручную. Основной материал — белое или желтое золото.

Еще одним лидером производства мужских колец является итальянская компания Baraka. Славу этого бренда составили украшения оригинального дизайна. Наибольшей любовью у поклонников бренда Baraka пользуется стиль «millitary». Для мужчин, которые не прочь время от времени произвести сильное впечатление на окружающих, компания Baraka создает подарки мужчинам на День рождения — необычные перстни со вставками бриллиантов и каучука.

Многие мужчины не хотят признаваться в том, что им нравятся украшения. В таких случаях они акцентируют внимание не на красоте, а на пользе своих колец. Например, говорят, что это не просто кольцо, а своеобразный амулет, или что данное кольцо необходимо для свободного прохода в какой-либо закрытый клуб. Впрочем, и без этих рассказов у современных мужских колец, так же как и у их далеких предков, есть одно несомненное деловое качество — они позволяют своим владельцам элегантно демонстрировать свой высокий социальный статус.

Источник: www.alltime.ru

Рейтинг
Загрузка ...