Когда водолазы — первые люди почти за четыре десятилетия — увидели его, они решили, что им повезло. «Эдинбург» лежал на дне кверху правым бортом, в центре которого, почти прямо под рубкой, зияла огромная дыра. Водолазам надо было как раз туда, ведь рядом с пробоиной, в артиллерийском погребе находился тот самый заветный груз, который они искали.
Дорога к нему заняла, тем не менее, долгих 15 дней. Пробиваясь сквозь искореженные обломки корабля, облака ила и мазута, искатели сокровищ продолжали верить, пока 16 сентября 1981 года один из них, 27-летний Джон Россье, наконец не воскликнул: «Я нашел его! Я нашел золото!» На поднятом на поверхность потускневшем слитке весом в 12 килограммов был выбит серп и молот. Onliner рассказывает, как советское золото оказалось на британском крейсере, погибшем в 1942-м в Баренцевом море после нападения нацистской «волчьей стаи».
Арктические конвои
Весна 1942 года, «Битва за Атлантику» в самом разгаре. Практически все континентальное побережье Европы находилось под контролем Третьего рейха, «волчьи стаи» U-boat были еще многочисленны, а победа в борьбе за океан казалась нацистам по-прежнему возможной. Разрушение транспортных коммуникаций между Великобританией и СССР с одной стороны и их далекими союзниками с другой оставалось для Германии стратегически важной задачей, решение которой давало шанс на победу во всей войне.
Спортивное телевидение, которое мы потеряли
Советский Союз в это же самое время, несмотря на провал блицкрига 1941 года, находился в тяжелейшей ситуации. До коренного перелома в ходе войны было еще несколько месяцев, в то время как немцы готовились начинать исполнение плана «Блау». Их грядущее большое летнее наступление на южном участке фронта подразумевало выход к Волге в районе Сталинграда и, главное, бросок в Закавказье для захвата нефтяных приисков Баку.
Один из атлантических конвоев союзников
В этих условиях помощь, которую оказывали СССР союзники, становилась важным фактором выживания страны, особенно в условиях вынужденной передислокации значительной части промышленности с оккупированных территорий на новые площадки в глубине государства. Более того, эти поставки, известные сейчас как ленд-лиз (хотя, строго говоря, ленд-лиз — это только американская программа, а помощь Советскому Союзу оказывали и другие страны антигитлеровской коалиции, в первую очередь Великобритания и ее колонии), касались не только, а может быть, и не столько оружия и боевой техники. С лета 1941 года в СССР все более мощным потоком шли миллионы тонн продовольствия, нефтепродуктов, стали и прочих металлов, поставлялись кожа и хлопок, шерсть, каучук, станки, ботинки, одеяла и множество других товаров, облегчавших военное бремя и прямо или косвенно приближавших победу.
Самым эффективным маршрутом доставки этой помощи на советскую территорию был относительно безопасный (для советских судов) и быстрый тихоокеанский путь. На него приходится около половины всей помощи Советскому Союзу. Трансиранский маршрут был еще безопаснее, но при этом гораздо медленнее. Наконец, самым быстрым, но одновременно и самым опасным маршрутом оставались «полярные» поставки через Исландию и советские порты Мурманск и Архангельск.
Эта песня Звучала из Каждого Магнитофона!
Первый арктический конвой, получивший кодовое наименование «Дервиш», отправился в плавание из Ливерпуля уже 12 августа 1941 года, менее чем через два месяца после нападения Германии на Советский Союз. Семь транспортных кораблей, находившихся под эскортом из 2 авианосцев, 2 тяжелых крейсеров, 5 эсминцев и 3 корветов, за 19 дней доставили в Архангельск 10 тыс. тонн каучука, 1,5 тыс. тонн ботинок, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 разобранных истребителей «Харрикейн» и другую технику и материалы. Это был пусть и не самый крупный и быстрый, но один из самых удачных из 78 конвоев, прошедших за годы Второй мировой войны через Арктику. Он же единственный среди них получил имя собственное. Уже следующий конвой был обозначен буквенным кодом PQ-1 (обратные конвои из СССР кодировались, соответственно, буквами QP).
Конвой «Дервиш» приближается к советским берегам
Конвой QP-11
Немцы далеко не сразу разобрались в той опасности, которую представляют для них арктические конвои. Несмотря на то что их традиционный путь пролегал относительно недалеко от норвежского побережья, буквально кишевшего нацистскими субмаринами, надводными кораблями и авиацией, первый британский транспорт SS Waziristan (из конвоя PQ-7) им удалось потопить лишь 2 января 1942 года — и то потому, что тот сперва умудрился застрять во льдах. Через 15 дней в следующем конвое PQ-8 немецкие подводники потопили эсминец Matabele, и в дальнейшем эффективность германских контрмер начала нарастать, хотя порой главную проблему для союзников представляли даже не действия люфтваффе и кригсмарине, а обычная для этих мест суровая погода.
Именно так случилось с конвоем PQ-14, вышедшем 8 апреля 1942 года от берегов Исландии в направлении Мурманска. 16 из 24 транспортников конвоя были вынуждены вернуться в Хваль-фьорд из-за сложной ледовой обстановки. Еще один грузовой корабль был потоплен немецкой субмариной, и в конечном итоге 19 апреля только оставшиеся семь судов вошли в порт Мурманска. Эскорт сопровождения возглавлял легкий крейсер королевских ВМС HMS Edinburgh, а командовал им контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер.
Разгрузка PQ-14 из-за малого количества благополучно добравшихся до Мурманска кораблей завершилась быстро, что дало возможность вскоре начать формирование обратного конвоя, получившего кодовый индекс QP-11. 13 грузовых судов в сопровождении 18 военных кораблей должны были доставить в Великобританию в основном лес, но был в конвое и еще один груз, который не афишировался. Более того, он перевозился флагманским кораблем эскорта — крейсером HMS Edinburgh. В его самое надежное место — артиллерийский погреб — было погружено 93 деревянных ящика, в которых находилось 465 золотых слитков весом около 12 килограммов каждый — в общей сложности более пяти с половиной тонн чистого золота.
Это не была плата за какие-то поставки по ленд-лизу — хотя бы потому, что таковые должны были быть оплачены лишь после окончания войны. Да и груз предназначался правительству Великобритании, а не США. 465 брусков золота 999-й пробы, украшенные серпом, молотом и надписью «Москва», скорее всего, были частью англо-советского соглашения от 16 августа 1941 года, предусматривавшего частичную оплату британских поставок в СССР золотом.
28 апреля 1942 года конвой QP-11 покинул мурманский порт. Немецкие самолеты-разведчики Junkers Ju 88 обнаружили его уже на следующий день, после чего в дело вступила арктическая «волчья стая» Strauchritter. В состав созданной для атаки на конвой группы вошло семь подводных лодок, дежуривших в Баренцевом море, включая и U-456 под командованием капитан-лейтенанта Макса-Мартина Тайхерта.
30 апреля одна из субмарин «волчьей стаи» нанесла первый торпедный удар по судам QP-11. Адмирал Бонэм-Картер, находившийся на борту «Эдинбурга», понял, что местоположение конвоя скомпрометировано, а его легкий крейсер, главным преимуществом которого была скорость, скован необходимостью держаться рядом с тихоходными грузовыми кораблями. Учитывая содержимое артиллерийского погреба, британский адмирал принял решение оставить конвой другим кораблям эскорта и на полном ходу прорываться в сторону Исландии самостоятельно. «Эдинбургу» не повезло. Выполняя все необходимые противолодочные маневры, он, тем не менее, смог наткнуться прямо на U-456 капитан-лейтенанта Тайхерта.
Контр-адмирал Бонэм-Картер на борту крейсера «Эдинбург»
В 16 часов 18 минут 30 апреля подводная лодка U-456 выпустила одну за одной две торпеды по кораблю Его Величества «Эдинбург». Обе попали в цель. Одна разворотила корму крейсера так, что палуба задралась вверх под углом в 45 градусов, а вторая ударила в правый борт почти точно под мостиком, как раз в районе артиллерийского погреба. «Эдинбург» получил тяжелейшие повреждения, но запас прочности у этого современного корабля, спущенного на воду лишь в 1938 году, был настолько велик, что он выжил. Он почти потерял ход из-за повреждения винторулевого комплекса, не мог маневрировать, получил сильный крен, но выжил.
К месту, где терпел бедствие «Эдинбург», достаточно оперативно подошли два британских эсминца из эскорта сопровождения конвоя и окончательно отпугнули U-456, которая так и не смогла добить жертву. Получив помощь, крейсер на малом ходу начал двигаться к Мурманску: надежда спасти корабль и его груз еще была. Однако и немцы не собирались оставлять его в покое. К «волчьей стае» Strauchritter уже 1 мая присоединились три эсминца кригсмарине во главе с эскадренным миноносцем «Герман Шеман». Сперва они вновь атаковали конвой, успев потопить советский пароход «Циолковский», а затем, когда погода испортилась, бросились вдогонку за шедшим в сторону Мурманска «Эдинбургом».
Погоня была непродолжительной. Утром 2 мая охотники и их жертва встретились. У жертвы, правда, было неплохое сопровождение: 2 эсминца, 4 минных тральщика и советский сторожевой корабль «Рубин», присланный на подмогу из Мурманска. Один из свидетелей того морского боя, находившийся на борту «Рубина», рассказывал позже журналистам: «Как выглядел „Эдинбург“? Укороченным.
Взрывом торпед у него оторвало корму вместе с нижней трехорудийной башней главного калибра. Листы палубного настила загнулись кверху и почти закрывали верхнюю башню… Стоял он на ровном киле».
Но «Эдинбург», эта почти обреченная «хромая утка», напоследок огрызнулся — и как! Практически лишенный возможности маневрировать, он с помощью собственных орудий умудрился нанести непоправимый урон немецкому флагману. «Герман Шуман» получил в результате боя такие повреждения, что его были вынуждены затопить, но и «Эдинбург» сам вскоре последовал за ним на дно Баренцева моря. Вечером 2 мая крейсер все-таки получил третью торпеду — уже в левый борт, еще больше накренился, и команде во главе с контр-адмиралом Бонэм-Картером стало очевидно, что до Мурманска довести его не получится. Вскоре тяжелое решение не рисковать возможным попаданием драгоценного груза в руки врага было принято. Британский эсминец Foresight потопил «Эдинбург», его команда перешла на сопровождавшие группу минные тральщики, а советским золотым слиткам предстояло провести следующие 40 лет на глубине 260 метров.
«Эдинбург найден!»
Об «Эдинбурге» и содержимом его артиллерийского погреба в это время, конечно, не забывали ни в Лондоне, ни в Москве, но операции по подъему золота долгое время что-то мешало. Сначала для этого просто отсутствовала техническая возможность, затем в дело вмешались напряженные межгосударственные отношения в разгар холодной войны. В 1957 году «Эдинбург» был объявлен массовым воинским захоронением, а согласно правилам каким-либо образом беспокоить подобную братскую могилу запрещалось. Но в конце 1970-х выяснилось, что, когда желание сторон наконец-то становится обоюдным, моральные вопросы незаметно отходят на второй план.
Переговоры между британским и советским правительством завершились в 1981 году подписанием трехстороннего контракта, где в качестве третьей стороны выступала компания «Джессоп марин рикавериз лимитед», подрядная организация, которая и взялась поднять со дна арктического моря потерянное сокровище «Эдинбурга». Она самостоятельно обеспечивала финансирование работ, несла связанные с этим риски в обмен на 45% перспективной добычи. Великобритания и СССР ничем не рисковали, договорившись, что Соединенному Королевству отойдет 1/3 оставшегося груза, а Советскому Союзу — 2/3.
14 мая 1981 года, спустя 39 лет после гибели «золотого крейсера», ее место было обнаружено. Техническую поддержку операции осуществляло специальное судно «Стефанитурм», обеспечивавшее проведение глубоководных работ. На его борту были специальные барокамеры, которые позволяли водолазам максимально оперативно адаптироваться к изменению давления. Непосредственно операцию проводили 15 подводников, работавших круглосуточно и посменно.
«Стефанитурм» прибыл в нужную точку Баренцева моря в самом начале осени 1981 года, но целых две недели потребовалось водолазам на расчистку пути к артиллерийскому погребу «Эдинбурга». 16 сентября Джон Россье нашел и поднял на поверхность первый слиток, а затем те пошли непрерывным потоком, остановили который лишь осенние штормы. За месяц со дна был поднят 431 слиток золота общим весом 5129 килограммов — бо́льшая часть груза.
Оставшиеся 34 слитка представляли собой уже не столь лакомую добычу, но и про нее через пять лет вспомнили. Вторая операция началась в сентябре 1986-го, была аналогична основной, а добычей стали еще 29 слитков на 329 килограммов. Ненайденными остались лишь пять штук, так навсегда и похороненных под илом, песком и обломками погибшего крейсера.
Из этой истории, растянувшейся почти на всю вторую половину XX века, можно сделать говорящий о многом вывод. История гибели «Эдинбурга» при всей своей трагичности (на корабле погибло 2 офицера и 56 матросов), тем не менее, служит символом военной взаимопомощи, союза двух стран с абсолютно разными социально-политическими системами, забывшими про свои противоречия перед лицом безжалостного врага. Когда враг был повержен, эти противоречия лишь еще больше обострились, но, как оказалось, даже заклятые соперники способны на плодотворное сотрудничество, если речь идет о нем — о золоте.
Источник: goldenfront.ru
Золото которое мы потеряли
Почти девять десятилетий информация о драматических событиях, затрагивающих интересы Франции, России и Японии, старательно замалчивалась во всех этих странах. «Восточный экспресс» продолжает публикацию цикла статей Равиля Ибрахимова, более 20 лет исследующего тему похищения золотой казны Российской империи, особенно той ее части, которая хранилась в Казани. Так куда же делось национальное достояние, вывезенное из страны в смутную эпоху войн и революций, и есть ли шансы вернуть его обратно?
Продолжение. Начало в №6, 7, 8
«Казан. Всем! Всем! Всем! Всем радиостанциям.
Доношу, что в настоящий момент отправка золотого запаса, принадлежащего России, закончилась. Мною из Казани отправлено:
1) весь золотой запас в нарицательную стоимость 657 миллионов рублей, а по теперешней стоимости — шесть с половиной миллиардов рублей;
2) сто миллионов рублей кредитными знаками;
3) на огромную сумму всяких иных ценностей;
4) запасы платины, золота и серебра.
Счастлив донести, что теперь все это народное достояние из рук грабителей и предателей — большевистской партии Ленина — целиком перешло в руки Учредительного собрания, и Россия может быть спокойна за целостность ее богатства.
Военный комендант Казани Владимир Лебедев, 13 часов 45 минут 28 августа 1918 года».
Автор этой радиограммы искренне верил, что описанное событие позволит восстановить порядок во взбаламученной революцией, войной и междоусобицами стране. Мог ли он хоть на секунду предположить, кому в итоге достанется выхваченное из-под носа у «грабителей и предателей» богатство империи…
Одно из ключевых событий гражданской войны в России — взятие белыми Казани, обернувшееся потерей трех четвертей золотого запаса страны. Эту потерянную казну назовем «казанским золотом» (иногда ее еще называют «золотом Колчака»).
Примечательно, что захват Казани был не столько тщательно продуманной операцией, сколько авантюрным налетом. Инициатива принадлежала одному из министров Самарского правительства Б.К.Фортунатову, а также В.И.Лебедеву, впоследствии в течение месяца бывшему военным комендантом Казани.
Обход происходил с двух сторон: с одной — рота под командованием сербского майора Благотича, с другой — отряд, которым командовал Каппель. Сводный русско-чешский отряд разгромил на станции Красная горка (ныне Юдино) крупное и наиболее боеспособное красноармейское соединение, состоявшее из латышских стрелков, после чего почти без боя взял город.
В течение месяца белые вывезли 1 млрд. 100 миллионов золотых рублей, и затем оставили Казань большевикам. В погоню за похищенной казной бросилась Красная армия во главе с Львом Троцким. Однако драгоценный груз уже отбыл через Самару, Уфу и Челябинск в Омск, где попал в руки Колчака.
По большому счету, эта погоня за казанским золотом через всю Россию и была началом гражданской войны в России. Судьба взявшего Казан Каппеля сложилась трагически: 26 января 1920 года при отступлении от Красноярска по тайге возле озере Байкал генерал на порожистой реке Кан провалился под лед вместе с лошадью.
Его удалось вытащить из полыньи, но на 40-градусном морозе Каппель схватил крупозное воспаление легких и вскоре умер в санитарном поезде, передав командование генералу С.Н.Вайцеховскому. Тело своего командира белые офицеры еще год(!) возили с собой, опасаясь, что над ним надругаются большевики. В конце концов Каппеля похоронили в Харбине в 1921 году. Примечательно, что ни расстояние, ни время все же не уберегли генерала от злопамятных победителей: в 1955 году по просьбе советского консула памятник В.О.Каппелю в Харбине был снесен. И лишь в 2005 году с трудом найденные останки легендарного генерала были перевезены на родину и с воинскими почестями перезахоронены в Москве рядом с могилой другого белогвардейского генерала — Антона Ивановича Деникина.
Но что же золото, вывезенное из Казани с целью потратить его на борьбу с большевиками? Пройдя долгий и странный путь через множество рук, оно осело в банках Японии, которая по сей день старательно умалчивает о цепочке сопровождавших это приобретение обстоятельств.
Пожалуй, настало время вспомнить о своей казне, по непонятной причине залежавшейся в чужом кармане, и потребовать возврата незаконно удерживаемых иностранным государством российских национальных сокровищ. Речь пойдет только о документально подтвержденных партиях ценностей, вывезенных из Казани в 1918 году.
Для требования их возвращения у российской стороны имеются перед Японией все необходимые юридические основания. Таковым в первую очередь является признание Российской Федерации правопреемником дореволюционной России со всеми вытекающими отсюда последствиями. По нормам международного права РФ как правопреемница Российской империи и всех режимов, существовавших на ее территории, вправе претендовать на возвращение вывезенного золота. И такие прецеденты существуют.
Источник: samara-clad.ru
Что может скрываться за потерянными в Шереметьево золотыми слитками
В международном аэропорту Шереметьево были обнаружены два потерянных золотых слитка весом по 12.75 килограмма каждый. Согласно прилагаемым документам общая стоимость груза оценивается в 57.9 миллиона рублей. Предположительно контейнер с золотом выпал и разбился при погрузке, оставшись незамеченным. О чем расскажет эта находка? Кто и зачем по-барски разбрасывается драгоценными слитками?
Золотые слитки, выпавшие из погрузочной тележки в служебной части авиаузла Шереметьево, были подобраны грузчиками и переданы в службу безопасности аэропорта. В контейнере кроме двух кусков золота стоимостью почти 58 000 000 рублей найдена накладная с указанием общего веса и задекларированной стоимости груза, а также реквизиты грузоотправителя. Им оказалось ООО «Красноярский завод цветных металлов имени В. Н. Гулидова». Сам же драгоценный металл был предназначен для отправки в Лондон.
В ходе разбирательства представители завода пояснили, что их предприятие не обязательно является собственником найденных золотых слитков. Они оказывают услуги по переработке вторсырья для производства драгметаллов. Обнаруженное золото могло быть предназначено поставщику, с которым был заключен подобный договор. Какому именно поставщику — выяснить не удалось.
Между тем известно, что в настоящее время инцидент полностью исчерпан и слитки в полном объеме доставлены получателю в лондонском аэропорту Хитроу.
Неприглядный секрет золотых слитков из Шереметьево
О чем еще могут поведать нам сопроводительные документы к загадочному разбитому кейсу из пластика с двумя золотыми слитками?
Факт первый
В накладной значится, что в самолетном грузовом отсеке золото должно было занять место №20. Всего же таких мест грузоотправитель зарезервировал 40. Путем нехитрых математических вычислений приходим к выводу, что эти два слитка были частью крупного золотого транша из Москвы в Лондон весом более тонны!
Выходит так, что, благодаря разгильдяйству погрузочного персонала аэропорта, был вскрыт вывоз из страны золота стоимостью около 2.3 миллиарда рублей!
Факт второй
Отправка золотых слитков в Британию странным образом совпадает по времени с заявлением российского президента о намерении ввести налог на дивиденды, выводимые вкладчиками за пределы России. Данная справедливая антикризисная мера призвана пополнить бюджет, поддержать бизнес и население в суровых условиях коронавирусной пандемии и назревающего серьезного кризиса экономики.
Возможно, таинственный хозяин слитков, установить которого так и не удалось, решил не размениваться по мелочам и вместо того, чтобы выводить на зарубежные счета, облагаемые теперь налогом дивиденды, вывезти за границу сразу весь свой капитал?
Кто же он, этот прижимистый богатей, владелец золотых слитков на два с лишним миллиарда рублей, не желающий тратиться на поддержку нуждающихся в стране, где он эти деньги заработал?
По информации из различных источников мы вправе предполагать, что получателем золотого груза слитков в Лондоне являлось именно частное лицо, а не какая-либо компания или предприятие.
Источник: www.silver-mania.ru