Задание по литературе для 4 класса Какие средства художественной выразительности отбирает Пушкин для создания картины осени? Запиши.
комментировать
в избранное
lady v [640K]
6 лет назад
В небольшом отрывке из стихотворения «Осень» Пушкин использует многочисленные средства художественной выразительности, которые и делают текст стихотворения очень ярким и красочным.
Прежде всего это эпитеты, например Унылая, Прощальное, Пышное.
Можно легко отыскать в тексте и метафоры, то есть некое сравнение одного предмета с другим, например слова Багрец и Золото, с которыми поэт сравнивает цвета осеннего леса.
Далее находим в тексте Олицетворение, то есть придание неживой природе черт живого существа. Пушкин говорит об угрозах, которые оказывается способна делать Зима, о Дыхании Ветра, а Леса оказываются Одетыми.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Vlad Kurs [4]
6 лет назад
В стихотворении Пушкин использует широкую палитру изобразительных средств. Прежде всего это метафоры и метафорические сравнения. Несмотря на то что автор восхищен осенью и желает передать это чувство читателям, он использует сравнение осени с чахоточной девой, прибегая к иронии:
Средства художественной выразительности | Литература ЕГЭ 2022 | Parta
. Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Кажется, что осень в стихотворении поэтически очеловечена, иносказательно, метафорически представлена в виде живого существа («чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева»), пышно наряжена «в багрец и золото»,зеркало рек.
Пушкин завершает свое стихотворение поразительной по силе и смелости метафорой — уподоблением поэта, приступающего к творчеству, с кораблем, который готовится к отплытию:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Главную роль в описании осени играют и эпитеты:, «унылая пора» ,»очей очарованье»
,»прощальная краса» ,»пышное увяданье»,
» свежее дыханье»,» седой зимы», » мглой волнистою», «уснувшие дубравы».
Инверсия («Люблю я пышное природы увяданье») способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным.
Обращение «Унылая пора! » частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной.
Пушкин использует прием аллитерации для описания шума ветра: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье».
Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Русский язык 6 класс (Урок№15 — Изобразительно-выразительные средства языка.)
Прочитайте текст. Какое средство выразительности здесь?
— совершенствовать навыки и умения различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы.
Развивающие:
— развивать умение работать как самостоятельно, так и в малой группе;
— развивать и совершенствовать у учащихся языковое чутье.
Воспитывающие:
— воспитывать любовь к русскому языку;
— формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Задачи:
— повторить теорию по средствам выразительности языка;
— используя различные приёмы и методы.
Ход урока
I. Организационный момент
- Н.В Гоголь сказал «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг,…»
Анализ высказывания. Определение темы урока.
II . Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели занятия, актуальности изучаемой темы.
1. Перед вами фрагмент стихотворения С.А. Есенина:
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
— Какими средствами выразительности являются выделенные слова?
— Что такое эпитет? (ЭПИТЕТ — это образное определение)
— Чем чаще всего выражены эпитеты?
Чем выражается | Примеры |
Прилагательное | Роса ЖЕМЧУЖНАЯ |
Наречие | Любить ГОРЯЧО ГОРЬКО слезы лью |
Причастие, причастный оборот | Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. |
Существительное | Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА |
Работа по карточке.
Какова роль эпитетов? Прочитайте текст, вставьте вместо прочерков эпитеты. Что изменилось?
_______ тропинка, завернув за крайнюю избу, убегает в поле и там, за ________ болотцем в низине, пропадает в ______ лесу. Нет! Она не заканчивается, а только начинается. Начинается ______ тропинка к морю. Если идти по ней и никуда не сворачивать, то спустя час попадаешь в _____ место.
Это место называют Сухое.
— Каковы же функции эпитета?
2. Сравнение. Прочитайте отрывки.
1. А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые ,
Прижались у окна.
2. Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет , седина
У отца пролилась в бороде.
— Какое средство выразительности здесь используется?
— Что такое сравнение? (Это прием, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний с целью усилить характеристики одного из них).
— Найди сравнение. Запишите ответы.
- Как метель, черёмуха машет рукавом.
- Из разрубленной старой березы градом лились прощальные слезы.
- Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза.
- Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге.
- Колесом за сини горы солнце тихое скатилось.
- Хорошо и тепло, как зимой у печки. И берёзы стоят, как большие свечки.
— Какова функция сравнения в речи? (Служат для выделения важного признака и эмоционального воздействия)
3.Метафора.
— Сравните два предложения.
— Целый день осыпаются с кленов листья, словно силуэты багряных сердец.
— Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец.
— Какое средство выразительности употреблено во втором предложении?
— Что такое метафора? (Перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними).
— Метафора — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно», «точно» отсутствуют, но подразумеваются.
В саду горит костер рябины красной… (С.А.Есенин)
— Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
— Замените сравнение метафорой.
- За окном слышался звук дождя, как будто тихая мелодия.
- Осень роняет жёлтые, как золото, листья.
- Золотые листья, как слёзы, падают на землю.
— Найдите метафоры.
- Солнце смеётся.
- Бродячая толпа облаков.
- И горит в парче лиловой облаками крытый лес.
- Тихо льётся с клёнов листьев медь.
- Гаснут красные крылья заката.
- И грезит пруд, и дремлет тополь сонный.
— Какова функция метафоры в речи? (Служит для создания яркого, образного описания)
Прочитайте текст. Какое средство выразительности здесь?
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
— Олицетворение . Что такое олицетворение? (Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать – разновидность метафоры).
— Укажите примеры олицетворений.
- Ты вёл мечи на пир обильный.
- Как чайка, парус там белеет в вышине.
- Ярким солнцем в саду пламенеет костёр.
- Утешится безмолвная печаль.
5. Плачет дождь, воет вьюга.
6. Забормотал спросонок гром.
— Каковы функции олицетворения? (Делают речь более образной и интересной)
Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 205 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А3
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
I. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Парк качался и стонал» (К.Г.Паустовский):
1) сравнение 3) метафора
2) олицетворение 4) эпитет
II. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Чёткий воздух свеж и чист» (М.А.Волошин):
1) олицетворение 3) эпитет
2) метафора 4) сравнение
III. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Мы идём сквозь револьверный лай…» (В.Маяковский):
1) эпитет 3) сравнение
2) метафора 4) олицетворение
IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Он телом сильный, как бык, и храбрый, как лев, а душою слабый, как вода» (Л.Толстой):
1) метафора 3) олицетворение
2) эпитет 4) сравнение
V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1. Сквозь кусты глядит вечерний луч (М.Ю.Лермонтов).
2. Видишь, полозьев чернеются швы, мёрзлый нарыв мостовых расковырян (Б.Пастернак).
3. Неожиданное оскорбление и боль переполнили чашу терпения в душе… (В.Г.Короленко).
4. На седых уральских кручах вороны кричат… (А.А.Сурков).
VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1. И жёлтые листы шумят под робкими шагами (М.Лермонтов).
2. Возле глаз собрав морщинки-трещины, смотрит в синий мрак седая женщина (Э.Асадов).
3. В пряже солнечных дней время выткало нить… (С.А.Есенин).
4. Дыхну – с ладони скатишься, чихну – в огонь укатишься, щелкну – мертва покатишься (Н.А.Некрасов).
VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
2. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин).
3. Изредка ветер трепал гроздья звёзд (К.Г.Паустовский).
4. Солнце золотило верхушки деревьев (Соколов-Микитов).
VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
1. Солнце горело на каплях чернил, как в кистях запылённой смородины (Б.Пастернак).
2. Весна на голубом картоне цветные пробует карандаши (В.Шефнер).
3. Раскинув луч — шаги, шагает солнце… (В.Маяковский).
4. Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась (Д.Кедрин).
IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА
1. Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября (Б.Пастернак).
2. Обида колючею, злой метелью любое тепло обращает в лёд (Э.Асадов).
3. Народу в селе – туча (В.Солоухин).
4. По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (И.З.Суриков).
X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ
1. Тихо льётся с клёнов листьев медь (С.А.Есенин).
2. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, одни и те же облака из серой сухой ваты (К.Г.Паустовский).
3. Демидов… проезжал по пустынным, безмолвным улицам города. Давно ли здесь все шумело и жизнь била ключом! (Е. Федоров).
4. Сосны подняли в небо свои золотистые свечи (М.Горький).
XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана. / Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя» (М.Лермонтов):
1) олицетворение 3) эпитет
2) метафора 4) сравнение
ГИА А3 Вариант №2
I. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу» (А.Н.Майков):
1) сравнение 3) метафора
2) олицетворение 4) эпитет
II. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Забормотал спросонок гром» (К.Г.Паустовский):
1) олицетворение 3) эпитет
2) сравнение 4) метафора
III. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки» (С.Есенин):
«Каждый день, словно яблоко, сочен, словно яблони, годы цветут» (М.Светлов):
1) метафора 3) сравнение
2) эпитет 4) олицетворение
IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской» (М.Ю.Лермонтов):
1) эпитет 3) олицетворение
2) метафора 4) сравнение
V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1. Ветер жуёт сиреневый куст, словно губастенький жеребёнок (Э.Асадов).
2. Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь (А.К.Толстой).
3. Проник ордою вражьей в поля кочевник-суховей (С.Маршак).
4. Тут-то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи-то, – сказал есаул, суживая свои блестящие глаза (Л.Н.Толстой).
VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1. Чёрный ворон в сумраке нежном, чёрный бархат на смуглых плечах… (А.Блок).
2. Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег (С.А.Есенин).
3. Мне мало звёзд – десятков, сотен, тысяч (В.Тушнова).
4. Отплясал и отрыдал вокзал (В.Жуков).
VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
1. Напрасно кулак Европы задран. Кроем их грохотом. Назад! Не сметь! (В.Маяковский).
2. Я просто растерялся. Говорить с этим Уордом – как об стенку горохом (Ю.Герман).
3. На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн (А.С.Пушкин).
4. Начинала грохотать река жизни (Л.Леонов).
VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ
1. Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь (С.Есенин).
2. Как хищный беркут над землёй, парит тяжёлый зной (Э.Асадов).
3. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – всё это располагает к сказке (К.Г.Паустовский).
4. А рядом с новой зеленью лепечут песню новую и липа бледнолистая, и белая берёзонька с зелёною косой (Н.А.Некрасов)
IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА
1. Ветра порывы валятся, выпав из лап октября, и зарываются в конские гривы (Б.Пастернак).
2. Я способен прощать миллионы раз (Э.Асадов).
3. Как пот, остывает горячего лета усталость (А.Т.Твардовский).
4. Заря алая подымается … в небо чистое смотрит, улыбается (М.Ю.Лермонтов).
X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ
1. Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали (С.А.Есенин).
2. А под окном, словно верный витязь, стоит на страже крепыш дубок (Ю.Друнина).
3. Плескала вода за стёклами, тянулась пустыня моря (К.Г.Паустовский).
4. С утра до ночи в приваловских покоях стоял пир горой (Д.Н.Мамин-Сибиряк).
XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Багряные листья, словно улитки, / Свернувшись, на влажной земле лежат» (Э.Асадов):
1) эпитет 3) олицетворение
2) метафора 4) сравнение
Источник: nsportal.ru