С момента крещения Руси прошло уже более тысячи лет, но до сих пор многие аспекты православной продукции остаются для верующих тайной за семью печатями. С чем это связано, сказать сложно, но обвинять исключительно лень и безразличие все же не стоит, тем более что во многих тонкостях, связанных с Верой, могут запутаться даже сами священнослужители.
«Золотые иконы»: каноническая версия
Один из самых любопытных и интересных вопросов, который был бы вполне уместен на передаче «Что? Где? Когда?», связан с фоном всех Православных икон. Он всегда золотой (или, по крайне мере, золотистый). Многие недоумевают, почему церковь, проповедующая скромность и простоту, всегда использует цвет, однозначно ассоциируемый с богатством и властью, о чем свидетельствует и популярность именно золотых именных иконок.
Если вы обратитесь с этим вопросом к любому священнику, то скорей всего услышите в ответ цитату из Библии (1 Ин 1:5): «Золото – абсолютная власть света, а Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы», которая весьма точно описывает подношение даров только что родившемуся Христу. Тем самым мы имеем прямое указание на то, что золото признано главным атрибутом и эмблемой царского достоинства Младенца, а также ярчайшим символом его Божественной природы. Однако это вряд ли удовлетворит любознательного и привыкшего во всем сомневаться мирянина.
Всё о золочении икон. Мастер-класс. Как позолотить икону. Онлайн обучение иконописи
Историческая справка
Византийские мозаики
Одно из первых исторических свидетельств, описывающих применение золота, мы находим еще в эпоху Древней Византии, где золото присутствовало как в основе многочисленных мозаик, так и на фоне икон тех времен. Причем это был именно металл, а не его видимость, реализованная тонким слоем краски. Библия в этом вопросе несколько менее конкретна: «Я избрал Веселеила, сына Ури, внука Хура, из рода Иуды, и исполнил его Духом Божьим, мудростью, разумением, знанием и всяким мастерством, чтобы работать по золоту, серебру и бронзе».
Приведенный отрывок представляет собой обширное поле для трактования, ведь древние мастера, которых творцами в современном смысле назвать достаточно тяжело, трудились над золочением икон по призванию Бога и велению сердца. Причем их труд во многом походил на совершаемый священником ритуал, когда мастер получал безликий металл и придавал ему смысл, идею и немалую сакральную силу.
Средневековье
В более близкую нам историческую эпоху рыцарских турниров и Крестовых походов золото становилось все более почитаемым металлом, которому придавалось аура незримого божественного света, что в понимании многих современников являлось синонимом Небесного Иерусалима. Весьма характерным в этом смысле является отрывок из Откровений Иоанна Богослова (Откр 21:18): «Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу».
По другой версии, золото напрямую связано с мытарствами и страдальческим очищением первых христиан. Об этом вполне откровенно говорит Апостол Петр (1 Пет 1:7): «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота».
Золочение иконы — процесс и техника #золочениеиконы #сусальноезолото
Источник: www.icona33.ru
Что символизирует золото на иконах
Самые первые иконы датируются 4 веком нашей эры.
В Византии сформировалась традиция золотить на иконах нимбы, одежды и фон.
Символизм золотого цвета перешел из античности, как метафора света.
В христианской символике золото — Божественный нерукотворный свет — преображающий все вокруг себя.
Образ «. Света от Света. », цитата из молитвы «Символ веры».
Основан на понимании чистого света, без тени.
Этот же прием стал применяться и в монументальной живописи.
Иконные доски покрывают тончайшим сусальным золотом, такое же золото используется и для создания золотой смальты.
Листайте карусель:
Золотая смальта 9х9 см
Мозаика, в особенности византийская, имеет уникальное свойство излучать свет, что достигается отражением света от золотой и цветной смальты.
Мозаичное панно в храмовом убранстве — уникальный способ добиться особой «живости» в обработке изобразительной поверхности используя светоотражающие способности смальты.
Интерьер. Церковь Христа Спасителя в Полях, г Стамбул
В храме мозаика располагается, часто в апсиде (самой главной алтарной части храма) или в купольном пространстве. Наиболее эффектно смотрится на криволинейной поверхности, заполняя пространство сияющим золотым светом.
Каждая тессера обладает отдельным индивидуальным оптическим эффектом. Она работает в совокупности с остальными, создавая постоянное мерцание, движение «золотой поверхности». Золотая смальта выкладывается разными способами: ровно, под углом, «облачными клубами» и т. д. и т. п. создавая иллюзию воздушных потоков. Благодаря этим способам кладки, падающий свет отражается, создает некую особую зону, наполненную сиянием.
Каждая деталь действует как преломляющее свет зеркало. Это помогает художнику мозаичисту изобразительными, материальными средствами показать всепроникающий свет жизни – божественную благодать, наполняющую весь окружающий мир.
Золотая смальта 1х1 см
С практической точки зрения — золото инертный металл, который со временем не окисляется и не выцветает. Мозаики в храме Святой Софии в Стамбуле сохранны уже более тысячи лет.
Его физические особенности позволили разработать технологии производства, при которых используя минимальное количество золота, достигается максимальный оптический и художественный эффект.
Источник: dzen.ru
Значение цветов в русской иконе
Икона (от древнегреческого слова εἰκών, означающего «образ», «изображение», «подражание») является символом православия. Почитание иконы, которая верующим являет Царство Божие, было официально признано византийской церковью в 842 году.
Важность цветовой гаммы на иконе
Отцы православной церкви и древние иконописцы понимали, что цвет на иконе оказывает глубокое воздействие на человеческую душу, вызывая различные чувства и настроения: светлые и чистые краски порождают радостные чувства, тёмные – вызывают тревогу. Важным является и правильное сочетание цветов: созерцание изображений с гармонично подобранными красками устанавливает мир и покой в душе; дисгармония красок способна вызвать протест и желание разрушения. Иконописцы верили: если цветовая гармония присуща окружающей природе, созданной по воле Бога, то и гармоничный подбор красок на иконе соответствует законам Божьим. При этом учитывалась символика каждого цвета.
Универсальные правила по подбору цветов на иконе не разрабатывались, первоначально цвет подбирался в соответствии с устремлениями иконописцев или их заказчиков. Например, змей на иконе XII века в Старой Ладоге изображён белыми красками, в то время как белый цвет к этому времени традиционно считался символом божественного света. Несмотря на то, что цветом ада считался чёрный цвет, на псковских иконах XV века для изображения сатаны использовали красно-коричневые краски. Цветовая гамма изображения на иконе зависела также от географического места написания иконы: северные иконописцы писали более спокойными, умеренными красками; южные – использовали яркие цвета. Несмотря на разные подходы к цветовому решению, постепенно сформировалось общее понимание символики цвета на иконе.
Особенности наложения краски на икону
С IX века икона пишется темперой – краской на основе порошка минералов, разведённого яичным желтком или целым яйцом. Добавление льняного масла в краску делало поверхность иконы глянцевой. Выбор темперы был не случаен – такая краска не темнеет со временем. На Руси пигментом для получения краски голубого цвета служил привозной греческий лазурит; для получения охры жёлтого цвета использовали глину и оксид железа; ярко-красный цвет получали из киновари или минерала ртути.
В иконе Древней Руси использовались только чистые тона красок, смешение красок в древнерусской иконописи, как правило, не допускалось. Полутона начали использоваться с XVI века.
Наложение краски был послойным: следующий слой краски наносился только после того, как высыхал предыдущий; последовательность нанесения – от тёмной краски к светлой. Например, лик писался сначала тёмно-оливковой краской, которую покрывали несколькими слоями охры – от тёмного тона к светлому, затем наносилась подрумянка (красная краска в смеси с охрой), последние мазки делались белилами.
Символизм цвета на иконе
Золото на иконе. Этому цвету в иерархии красок отводится главное место: на иконе он понимался одновременно как свет и цвет. Золотой фон несёт свет, сияние и представление о Божественном присутствии. К примеру, сплошным золотым фоном передан сияющий божественный мир иконы «Борис и Глеб» (XIV век); фигуры как бы парят в сиянии божественной славы.
Глубинное понимание золотой поверхности на иконе связано с понятием преображения и очищения души и с выражением святости: золотыми являются одежды Спасителя и Богородицы, золотом окрашены нимбы святых и сияние вокруг фигуры Христа. Золотые нити волос на новгородской иконе XII века «Архангел Гавриил (Ангел Златые власы)» символизировали величие и бессмертие. Техникой ассиста – тонких золотых лучей, создающих впечатление движущегося света, на иконе покрывались отдельные детали одежды библейских персонажей: ассистом выложены кайма чепца Богоматери и одежда Христа на иконе Казанской Богоматери из суздальского Покровского монастыря. Ассистом изображались крылья ангелов и верхушки церквей.
Древним иконописцам удалось достичь совершенства в пропорциях применения золотой краски; её изобилие могло бы свести восприятие золота в декоративный элемент.
Охра, желтый цвет, символ Солнца, близкий по спектру к золотому цвету, часто использовался как замена дорогого золота, имея такие же смысловые характеристики.
Белый цвет по символической нагрузке был близок к золотому: он также одновременно являлся цветом и светом. Восприятие белого цвета всегда радостное – это цвет рая, вечной жизни, чистоты, непорочности, это свет Преображения. Белым изображались одеяния Христа и одежды праведников. На иконе «Святая Троица» Андрея Рублёва белым цветом написаны нимбы и Престол.
Красный цвет на иконе символически воспринимался как цвет крови жертвы и христианских мучеников, но одновременно он понимался как цвет Воскресения и огонь Духа. Это был царский цвет: Христос часто представал в хитоне красного цвета, Богородица – в алом мафории (накидке). В красном плаще изображался архангел Михаил. В облачении, окрашенном киноварью, представлен святой Дмитрий Солунский на псковской иконе XV века.
Красный цвет считался праздничным. Примером может служить икона XVI века «Воздвижение Креста Господня», где красный цвет передаёт ощущение праздника.
Синий – цвет неба и земли. Небесным цветом считался и голубой – эти цвета считались божественными, символизирующие духовность, небесную чистоту и непорочность. Храмы изображались покрытыми синевой и звёздами; в одеяние Богородицы часто входил синий хитон. Для получения краски чистого небесного цвета минералы тщательно подбирались: установлено, что для написания иконы XIV века «Борис и Глеб» мастер использовал ультрамарин, приготовленный из дорогого бадахшанского лазурита.
На иконах часто сочетаются красный и синий цвета: красный выступает как земной цвет, несущий красоту, а синий – как небесный цвет, цвет истины. В земном мире эти явления разделены, а в Божьем соединяются: Христос часто пишется облачённым в красный хитон и синий гиматий (накидку), такое же сочетание цветов на иконах и у Богоматери.
Зелёный цвет – цвет зелени, весны, обновления, являлся символом надежды. Это цвет вечной жизни, Святого Духа и знак земли. Зелёным (или коричневым цветом) изображался позем – полоска в нижней части иконы, символизирующая землю. В зелёный плащ облачён архангел Гавриил, принесший деве Марии весть о будущем рождении у неё Божественного сына.
Чёрный считался цветом преисподней, ада, тьмы и удалённости от Бога. В XIV веке в сцене «Евхаристия» нимб Иуды выделен чёрным цветом. В то же время тёмный или чёрный цвет символизировал и божественный мрак, сопоставляемый с божественным светом.
После Стоглавого собора 1551 года, выработавшего строгие церковные каноны, краски на иконах стали более тусклыми, фон – тёмным, свет – угасшим. Но правила гармоничного сочетания цветов на иконах иконописцами соблюдались.
Рекомендуемые статьи
История иконы Богоматерь Владимирская: обретение и чудеса
Обретение иконы Владимирской Богоматери Икона Божьей Матери Владимирская была ещё одним творением знаменитого Евангелиста Луки. Согласно Церковному Преданию ма..
История подделок предметов русской старины: медная пластика
Подделки предметов медной пластики – весьма распространённое явление, которое, согласно истории, развилось уже в XVIII веке. Такие подделки являются, пожалуй, с..
Оклады икон и напрестольных евангелий Древней Руси
Оклады икон являются продолжением иконы и символизируют свет, исходящий от изображения на иконе. Древнерусские оклады покрывали поля иконы; иногда их накладывал..
Какой угол красный?
Вы наверняка не раз слышали словосочетание «красный угол». И, скорее всего, сможете примерно объяснить, где этот самый угол располагается, почему называется име..
Источник: mednolit.com