Судьба золота имперской Росии, попавшего в руки Верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака до сих пор волнует историков. Сколько бы раз они не подсчитывали все траты адмирала и стоимость золота, попавшего в руки большевиков, новое время приносит новые факты, заставляя людей снова и снова думать, что золото где-то рядом.
Золото потратить не успели
Согласно историческим сведениям, примерно половина российского золота с началом I мировой была отослана подальше от линии фронта – в Казань.
В августе 1917 года около 600 000 тонн этого золота захватили солдаты Народной армии под командованием Владимира Оскаровича Каппеля.
Золото было взято под стражу и вывезено сначала в Уфу, а затем – в Омск, где поступило в распоряжение Колчака. В мае 1919 года вес имевшегося золота составлял 505 тонн.
Не имея, в отличие от большевиков, промышленной базы, Колчак тратил золото на вооружение (68 000 000 рублей) и был вынужден направить золото на сумму 128 000 000 рублей в банки Антанты для обеспечения займов.
Золотая лихорадка на Байкале. Большие Коты.
В конце 1919 года из-за наступления большевиков оставшийся запас был отправлен из Омска в Иркутск поездом. Однако в Нижнеудинске поезд, в котором следовал и сам Колчак, попал в руки чехословацкого корпуса и французских представителей Антанты.
Они выдали большевикам Верховного правителя и запас, который тогда оценивался в 409 000 000 рублей.
Кто оговорил чехов?
Однако по данным уцелевших членов правительства Колчака отнюдь не все золото было возвращено Советам; в руках белочехов осталось золото на сумму от 35 до 63 миллионов рублей.
Правда, многие историки думают, что это неправда, например, доктор исторических наук Олег Будницкий в статье «Русское золото: история одного мифа» уверяет, что это ложь и считает, что если во время «путешествия» золота имперской России по железной дороге до Иркутска и обратно и пропало какое-то количество золота, то речь идет не о миллионах, а максимум о нескольких ящиках.
Золото лежит в Байкале?
Во времена СССР в Иркутской области, где и происходили события, касающиеся золотого запаса империи, было известно, что несколько ящиков с золотом были украдены на железнодорожных станциях Тыреть и Тайга. Никаких слухов о том, что часть драгоценностей может находиться на дне озера Байкал, не было.
Тем удивительнее было узнать, что научная экспедиция глубоководных аппаратов «Мир», которая проходила на Байкале в течение трех лет, посвятила поискам золота довольно много времени.
Золото искали в районе Кругобайкальской железной дороги, того её участка, который сейчас находится в стороне от действующей Восточно-Сибирской железной дороги.
КБЖД – самая опасная дорога в мире
Их работа была основана на свидетельствах неких участников событий, которые рассказали, что большевики в 1919 году пытались предотвратить вывоз чехами русского золота на Дальний Восток и сбросили со скалы на поезд чехов огромный валун.
Экспедиция Золото Байкала День 6
Железная дорога в этом месте проходит то по узкой террасе между отвесными скалами и озером, то по многочисленным тоннелям. Дно Байкала здесь обрывается сразу возле берега, а глубина достигает 1400 метров.
На КБЖД до сих пор часто бывают обвалы, и случались катастрофические крушения поездов. На 80 километров дороги с 1905 года по настоящее время произошло 15 крушений поездов и больше 500 обвалов, повлекших за собой задержки движения.
В 1919 году результатом диверсии большевиков (по другим сведениям это были люди атамана Семёнова) было падение в озеро последних вагонов поезда белочехов, один из которых и был гружен золотом. Народная молва упорно связывает это крушение с бухтой Березовая.
Знаменитый краевед Прибайкалья Алексей Васильевич Тиваненко в своих трудах подтверждает: крушение поезда действительно было, об этом свидетельствуют документы ВСЖД. Но что это был за поезд, сейчас сказать не берется никто, скорее всего, он был составным, багажно-пассажирским. Известно, что движение поездов по КВЖД было невозможно с 23 февраля 1920 года и его восстановили только летом этого же года по обходному туннелю на мысе Березовый.
Пилоты «Мира» все знают?
Достоверно известно, что один из глубоководных аппаратов «Мир» погружался в Байкал на месте КБЖД дважды.
В 2008 году участники погружения обнаружили на глубине искореженные колесные пары и останки железнодорожного вагона.
Пилот «Мира» Евгений Черняев говорил о найденных на большой глубине обломках вагона, куда обычные дайверы погрузиться не могут.
Участники погружения в интервью рассказывали, что видели и само золото – несколько продолговатых блестящих брусков, зажатых между камнями подводного курумника – огромного каменного обвала.
Однако все попытки извлечь хотя бы один из слитков были обречены на провал – любое движение манипуляторов «Мира» грозило вызвать новый подводный обвал, дотянуться до золота операторы так и не смогли. Об этом рассказал Баир Цыренов, директор Фонда содействия сохранения Байкала, который сам принимал участие в погружении.
Известно, что попытка «Мира» извлечь слитки продлилась целых восемь часов, что достаточно долго для пребывания под водой. Очевидно, что у участников экспедиции были основательные причины для этого.
Ученые до сих пор держат координаты находки втайне, хотя и сообщили о ней общественности. Кроме этого, они представили видеоматериалы, на которых якобы видно золото, которое манипуляторы «Мира» пытаются достать, но на самом деле рассмотреть что-либо четко невозможно.
Повторное погружение на том же месте в 2009 году, на которое участники экспедиции возлагали надежды, не принесло вообще никаких результатов – не были найдены не только золотые слитки, но даже останки разломанного вагона, которые, возможно, уже погребло под новыми каменными обвалами.
Так что даже если золото имперской России на дне Байкала есть, то оно хорошо спрятано под толщей камней и достать его нет никакой возможности.
Источник: cyrillitsa.ru
Золото царского адмирала Колчака надёжно спрятано в Байкале
Колчак, наверное, хорошо известен людям старшего поколения как белогвардейский адмирал, который пытался спасти от большевиков золотой запас царской империи. Но этому воспрепятствовала череда драматичных случайностей, в результате которых они были утеряны в акватории озера Байкал. Да и по истории России в старших классах школы, личность 46 летнего царского адмирала должна быть знакома молодому поколению.
Его последние дни жизни тесно связаны с озером Байкал и городом Иркутск. Как известно, именно в Иркутске зимой 1920 г. 20 столетия оборвалась его жизнь. Он был расстрелян большевиками 7 февраля 1920 года.
Хочется отметить, что Александр Колчак был не только адмиралом царской армии, но и известным путешественником, учёным и естествоиспытателем. Не так давно в городе Иркутск ему поставили памятник, недалеко от того места где он был расстрелян.
История про «золото Колчака»
Всей этой истории предшествовал делёж золотого запаса Российской империи! Дело в том, что перед известными событиями 1917 года, царское правительство ещё в 1915 году заблаговременно перевезло часть золотого запаса в тыл, переправив его на восток страны, сначала в Казань, затем в Самару и Омск.
В 1918 г. Александр Колчак возглавил Верховное Правительство России и отступая на восток увёл за собой «золотой эшелон». Добравшись до Нижнеудинска по Транссибу, он с эшелоном оказался среди мятежного корпуса белочехов (чехословацкий корпус), которые выражали недовольство в отношении адмирала и новоявленного Верховного Правителя!
Колчак с золотом тем самым был отрезан от своей армии, с ним был лишь небольшой отряд численностью в 500 человек. Но в последний момент и они предали его, сбежав почти в полном составе. 15 января 1920 г. Колчак был арестован. Белочехи заставили адмирала отречься от престола и отдали его в распоряжение эсеров-меньшевиков, а те в свою очередь большевикам.
Сдача белочехами царского адмирала с «золотым эшелоном» Политцентру, состоялась на условии того, что большевики дадут мятежному чехословацкому корпусу возможность беспрепятственного продвижения на восток России, к побережью Тихого океана!
Большевики завладев золотом пришли в ужас, обнаружив во многих ящиках вместо золотых слитков и золотых монет — кирпичи, а также банальный металл!
Было ясно, что коварные белочехи их обманули, прихватив большую часть драгоценного металла с собой!
Тогда вождём мирового пролетариата Лениным было принято беспрецедентное решение! Он срочно телеграфировал своим соратникам в Иркутск, чтобы те взрывали тоннели и мосты на пути продвижения эшелона чехословацкого корпуса с ворованным золотом…
11 февраля 1920 года, большевикам с третьей попытки удалось взорвать тоннель и железнодорожные пути на 121 километре Кругобайкальской дороги, пустив под откос прямо в Байкал злополучный эшелон с золотом!
Так «золото Колчака» на «ответственное хранение приняли» холодные воды Байкала!
Попытки найти «золото Колчака» в современной истории
03 сентября 2009 года, глубоководный батискаф «Мир 1» с экипажем на борту предпринял попытку разгадать тайну «эшелона с царским золотом», опустившись на дно Байкала на том самом 121 километре КБЖД.
Обследуя дно озера они обнаружили, что он полностью завален каменными глыбами и осколками скалы, как будто кто-то специально сделал это! Но им удалось обнаружить металлические предметы, предположительно это были фрагменты тормозного механизма, принадлежащие вагонам дореволюционной конструкции, но следов драгоценного металла там обнаружено не было.
Чтобы продолжить дальнейшее исследование дна озера Байкал в этом месте, нужна была помощь батискафа «Мира 2». Экипажу подводного исследовательского аппарата «Мир1», была дана команда на всплытие. С тех пор, повторные попытки погружения в том месте батискафов пока не предпринимались…
И до сих пор, тайна «золота адмирала Колчака» не разгадана, её надёжно скрывает седой Байкал!
➡ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
- Как доехать до озера из других регионов, читайте здесь!
- Гостиницы Иркутска / Гостиницы Улан-Удэ
- Вы можете сравнить цены на самых популярных туристических сайтах и забронировать жильё для отдыха в любом месте озера!
- Обзор интересных мест озера на сайте https://naozerobaikal.ru
- Описание Байкала от первого лица
- Поиск дешёвых авиабилетов!
➡ P.S. +1000 к Вашей карме, если Вы поделитесь статьёй с друзьями в соцсетях! (Кнопки — ниже. Спасибо!)
Спасибо Вам, что делитесь статьёй в социальных сетях!
Источник: naozerobaikal.ru
«Золото Колчака» на Байкале: тайна остается до следующего сезона
Глубоководный аппарат «Мир» не смог поднять со дна Байкала прямоугольные предметы, напоминающие слитки. Исследователи не исключили, что это может быть легендарное «золото Колчака». Ответа, что все-таки обнаружили сейчас, придется ждать еще как минимум год – до следующей экспедиции «Миров».
Глубоководный аппарат «Мир» не смог поднять со дна Байкала прямоугольные предметы, напоминающие слитки. Исследователи не исключили, что это может быть легендарное «золото Колчака». В прошлом году во время погружений нашли поезд, предположительно, на котором «белый» генерал вывозил сокровища Российской империи. А вот ответа на вопрос, что все-таки обнаружили сейчас, придется ждать еще как минимум год – до следующей экспедиции «Миров».
Красивая легенда сохраняется. Накануне на Байкале закончился третий этап международной научной экспедиции «Миры». Последнее погружение батискафы совершили в районе Кругобайкальской железной дороги.
Они все-таки увидели дно Байкала, и Священное озеро пустило их в свою стихию. Сейчас «Миры» готовятся к последнему погружению. Готовятся и участники. Настоятель Иволгинского дацана Дагба-лама Очиров взял священный сосуд, чтобы положить его на дно. Тем самым попросить прощения у Байкала за то, что его беспокоили 3 года:
— Там положены вещества, не буду говорить, какие вещества. Это, во-первых, подношение хозяину Байкала, во-вторых, там есть вещества ритуальные, которые помогают хозяевам местности, хозяевам водоема.
Первым на воду спустили «Мир-2». От баржи его отбуксировали на несколько сотен метров. Затем в Байкал погружается второй аппарат. Ровно год назад здесь, в районе Кругобайкальской железной дороги, специалисты обнаружили обломки вагонов, в которых, по легенде, вывозили огромное богатство царской России.
Как уверяют местные жители, в 1920 году именно в этом месте поезд с «золотом Колчака» сошел с рельсов. За работой «Миров» наблюдают десятки человек.
— Что наблюдаете на дне Байкала?
— Наблюдаем кристально чистое озеро, камни и пластиковый стаканчик.
Бревна, обломки породы, склон очень крутой – сдвинутый камень сразу падает. И вот на глубине 600 метров батискаф обнаружил блестящие предметы, которые напоминают золотые слитки. Сразу после этого ученые заговорили о сенсационной находке. Однако долго радоваться не пришлось.
Со дна экипаж достал обломки железа и тарелку, а вот блестящие бруски поднять не удалось. Они лежат между бревнами и камнями. Но главное, говорят ученые, теперь известны точные координаты, где, возможно, затонули тонны адмиральского золота. Красивая легенда сохраняется.
«Поднялись на метров 300, увидели завал из бревен. Когда начали разглядывать, обнаружили, что-то блеснуло, посмотрели: там лежат прямоугольники блестящие, – рассказывает Баир Цыренов, директор Фонда содействия сохранению озера Байкал. -Попытались достать: они лежат в расщелине, не получилось».
Все полученные в результате погружений данные будут обнародованы на Байкальском экономическом форуме, там же ученые подведут итоги всей экспедиции «Миров» на Священном озере.
Позади три года исследований и 178 погружений. И вот сегодня уникальная экспедиция завершилась. Увидеть глубоководные аппараты можно будет с 6 по 9 сентября на площади Сибэкспоцентра. Затем их перевезут в Калининград.
Источник: www.vesti.ru