Мировая премьера: 22 сентября 1869 года, Национальный театр, Мюнхен (впервые как часть тетралогии – 13 августа 1876 года, Байройт)
Премьера в Мариинском театре: 27 декабря 1905 года (на русском языке)
Премьера постановки: 13 июня 2003 года
Премьера обновленной сценической версии: 27 июля 2023 года
Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут
Спектакль идет без антракта
Возрастная категория: 12+
Авторы и постановщики
Музыка Рихарда Вагнера
Либретто композитора
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Художник-постановщик – Георгий Цыпин
Концепция обновления – Валерий Гергиев
Режиссеры обновления – Кристина Ларина, Анна Шишкина
Художник по свету, художник по видео – Глеб Фильштинский
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук
Картина первая
В глубине Рейна три веселые, по-детски беззаботные русалки – Воглинда, Вельгунда и Флосхильда – стерегут по поручению отца сокровища Рейна. Альберих, уродливый нибелунг, незаметно крадется к ним вдоль скалы. Он тщетно пытается добиться любви русалок, а те затевают с ним жестокую игру. Каждая из них искусно притворяется влюбленной в него, чтобы затем безжалостно отвергнуть и посмеяться над его уродством. Альберих оскорблен и разгневан.
Почему золото Нибелунгов было проклято? | Скандинавская мифология
Восходит солнце. Лучи его, проникнув сквозь воды Рейна, озаряют ослепительным блеском скалу, хранящую клад. Альберих привлечен блеском золота. Он узнает, что, завладев золотом Рейна и выковав из него кольцо, можно обрести неограниченную власть. Но это возможно лишь для того, кто добровольно отречется от любви.
Все это ему рассказали русалки, полагая, что Альберих, так безумно жаждущий любви, никогда не сможет похитить их золото. Ослепленный мыслью о возможности стать властелином мира, Альберих отвергает любовь. Он хватает золото и исчезает с ним в подземном царстве нибелунгов. Непроглядная мгла окутывает воды Рейна.
Картина вторая
Неприступные горные вершины. Пробуждаются верховный бог Вотан и его супруга Фрика. Вотан смотрит на Валгаллу, неприступный чертог богов, возведенный по его воле братьями-великанами Фазольтом и Фафнером.
А Фрика с болью думает о цене, которую Вотан легкомысленно обещал заплатить великанам за эту обитель, – о Фрейе, богине юности, которая хранит золотые яблоки, дающие богам вечную молодость. Фрейя в отчаянии умоляет Вотана, сестру Фрику и братьев Доннера и Фро защитить ее от приближающихся братьев-великанов, но Вотан и не думает отдавать Фрейю. Он полагается на помощь Логе, хитроумного и неуловимого бога огня, который обещал ему найти выход из трудного положения.
Появляются великаны и требуют, чтобы Вотан, по условиям договора, отдал им Фрейю в уплату за постройку Валгаллы. Они знают, что, лишившись Фрейи, боги утратят вечную молодость, а с нею и власть. Фазольт к тому же влюблен во Фрейю. Вотан прибегает к отговоркам, старается выиграть время. Великаны начинают понимать, что Вотан готов нарушить договор.
Наконец появляется Логе. Он обыскал весь свет, но не нашел ничего, что можно было бы отдать великанам вместо богини юности. Но сейчас его больше беспокоит другое: похищено золото Рейна. Бесценный клад попал в руки Альбериха, который уже сковал кольцо, дающее власть над миром. Логе передает Вотану просьбу дочерей Рейна помочь им вернуть клад.
Но Вотан и сам, узнав о кольце, мечтает им овладеть.
Великаны, услышав рассказ Логе, готовы вместо Фрейи взять золото в уплату за постройку Валгаллы. Но Вотан не соглашается. Тогда великаны берут Фрейю в залог до вечера. Они вернут ее богам только за выкуп – золото Рейна.
Оставшись без богини юности, боги начинают дряхлеть. Вотан принимает решение добыть золото Рейна и выкупить Фрейю у великанов. Вместе с насмешливым Логе он отправляется в подземное царство нибелунгов.
Картина третья
Мрачное подземелье Нибельхайм, в котором обитают нибелунги. Когда-то нибелунги были единым народом, добывавшим драгоценности из недр земли лишь ради удовольствия. Теперь же Альберих принуждает их беспощадно опустошать земные недра, чтобы умножить свои богатства. Собственного брата, искусного кузнеца Миме, он заставил выковать для себя волшебный шлем.
Кузнец чувствует необычную силу своего изделия, но не может разгадать, в чем его секрет. Альберих вырывает у Миме из рук шлем и демонстрирует его магическую силу. Каждый, кто надевает его, обретает способность принять любой облик. Лишь теперь Альберих может быть уверен в нерушимой власти своего кольца, лишь теперь он может спокойно засыпать, не опасаясь быть ограбленным.
Появляются Вотан и Логе. Логе удается подольститься к Миме. Он умело использует боль, ярость и ненависть карлика к обидчику – родному брату Альбериху – для осуществления коварного плана. От Миме Логе и Вотан узнают о власти Альбериха и о волшебном шлеме. Заметив приближающегося брата, Миме испуганно прячется.
Тщеславный и самолюбивый Альберих, несмотря на свое недоверие к пришельцам, не может удержаться от хвастовства и рассказывает о своем могуществе. Хитрый Логе спрашивает его, как он собирается ограждать себя и свою власть от посягательств завистливых подданных. Альберих хвастливо рассказывает о шлеме.
Но Логе заявляет, что поверит в его силу только в том случае, если своими глазами увидит волшебное превращение. Альберих надевает шлем и превращается в дракона. Логе настаивает на продолжении испытания. «Разумнее было бы, – говорит он, – в случае опасности превратиться в маленького зверька, которому легче скрыться».
Альберих тут же демонстрирует и эту возможность шлема и превращается в жабу. Вотан проворно наступает на нее ногой, а Логе срывает с головы Альбериха шлем. Связав нибелунга, чтобы он не мог повернуть кольцо на пальце и воспользоваться своей властью, они тащат плененного Альбериха к выходу из подземелья. Дым Нибельхайма, обители туманов, рассеивается и превращается в холодный горний воздух обители богов.
Картина четвёртая
Неприступные горные своды. Чтобы обрести утраченную свободу, Альберих приказывает нибелунгам принести все свои сокровища и кладет их к ногам Вотана. Но когда Вотан требует и кольцо, Альберих яростно протестует: ведь ценой этого кольца было отречение от любви. Не обращая внимания на протесты Альбериха, Вотан срывает кольцо с его пальца.
Альберих проклинает того, кому отныне будет принадлежать это кольцо. Оно принесет несчастья и смерть. Вотана проклятие нисколько не страшит. Он объявляет богам, что сокровища найдены. Однако золотом надо расплатиться с великанами.
Появляются великаны с Фрейей, чтобы совершить обмен. Они хотят получить столько золота, чтобы оно покрыло боги¬ню юности с ног до головы. Сокровищ нибелунгов не хватает, голова Фрейи еще видна, и тогда Вотану приходится положить сверху волшебный шлем. Но и теперь все еще виден глаз богини. Великаны требуют, чтобы Вотан положил сверху и кольцо.
Однако Вотан скорее готов пожертвовать Фрейей, чем кольцом, и мольбы испуганных богов не могут поколебать его решения.
Внезапно появляется Эрда, приходящая из земной глубины богиня судьбы. Лишь ее грозное пророчество о неотвратимой гибели богов заставляет Вотана отдать кольцо. Фрейя, символ молодости, вновь свободна. Но тотчас сбывается проклятие нибелунга: Фафнер убивает Фазольта и исчезает со своей добычей.
Боги готовятся к торжественному входу в свой новый чертог. Доннер, бог грома, вызывает грозу и разгоняет клубы тумана. Бог света Фро возводит мост-радугу, ведущий к замку.
Боги вступают в Валгаллу. Логе предчувствует, что это начало конца. Русалки, дочери Рейна, горько сетуют о потере сокровищ.
«Золото Рейна» – первая из четырех опер монументальной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Автор рассматривал свой opus magnum не как тетралогию, а как триптих с прологом, называя оперу-зачин «предвечерием».
Среди колоссов «Кольца» она действительно стоит несколько особняком. «Золото» значительно компактнее следующих за ним «Валькирии», «Зигфрида» и «Гибели богов»: происходящие в прологе события укладываются в один день, а протяженность оперы – по вагнеровским стандартам – очень невелика, всего два с половиной часа музыки, четыре картины без антракта. При этом именно здесь обозначены силовые линии будущей вселенской трагедии и завязывается узел глубочайших, фатальных противоречий.
На сцене действуют герои, подобные персонажам из детской сказки (ни одного человека, только русалки, гномы, великаны, антропоморфные боги), но с их помощью, языком художественных метафор, Вагнер начинает долгий – на четыре вечера – разговор о нравственных и социальных проблемах человечества. Центральная тема его размышлений – это феномен власти. Почему жажда власти неутолима?
Почему власть требует в жертву любовь (мужчины к женщине, брата к брату), почему она отбирает свободу не только по вертикали – у подчиненных, но и, парадоксальным образом, у самих подчиняющих? Почему она опирается на пороки, сопряжена с ложью и трусостью, как о том поют под занавес «Золота Рейна» цинично ограбленные русалки? Вагнер приступил к работе над тетралогией молодым, верящим в социальный прогресс революционером, а завершил ее философом-пессимистом, пророком заката европейской цивилизации.
При всей сложности затронутых проблем в «Золоте Рейна» Вагнер-мыслитель и Вагнер-композитор не мешают друг другу, сохраняя безупречное равновесие между идеологической и музыкальной составляющими. Здесь множество великолепных музыкальных картин: вот могучий отец Рейн катит свои волны, сквозь которые сияет первозданное золото, вот земля содрогается под ногами неповоротливых великанов, вот пробегают неуловимые всполохи пламени, вот гроза – с ветром, дождем, громом и, в завершение, радугой. Музыкальная ткань оперы соткана из лейтмотивов, но Вагнер не делает из них жестких опознавательных бирок, а постоянно обновляет, развивает и видоизменяет. В концертном исполнении «Золота Рейна» его достоинства – внятная драматургия, яркие оркестровые краски, выразительные партии солистов – нисколько не теряются. Пролог «Кольца нибелунга» легко слушать даже начинающему вагнерианцу, искушенные же любители Вагнера знают: появление его великой тетралогии на афише – это редкое, крупное и многообещающее событие музыкальной жизни.
Сценическая история «Кольца нибелунга» началась в августе 1876 года в немецком городе Байройте, где для воплощения амбициозных идей Вагнера был построен специальный фестивальный театр. Но и там вагнеровским постановкам не хватало простора: вместо величественного моста на Валгаллу зрители видели раскрашенную деревянную радугу, а певцы с трудом преодолевали стереотипы своей профессии. Художник-визионер, Вагнер сочинял «произведение искусства будущего» для воображаемой сцены будущего, обладающей гораздо бóльшими возможностями, нежели театр XIX века. В начале XXI столетия в Мариинском театре монументальная тетралогия была поставлена с размахом и мастерством, которые сполна отвечают чаяниям ее автора.
Немецкий композитор-драматург отрицал «оперность» своих творений, настаивая на их «синтетической» природе. Тем не менее Вагнера идут в первую очередь слушать. Когда-то Вагнер намеревался обрушить на зрителей всю очистительную мощь «Кольца нибелунга» за одно-единственное исполнение, после чего построенные на берегу Рейна подмостки предполагалось разобрать, а партитуру – сжечь. До такого радикализма дело не дошло, но «Кольцо» навсегда осталось сочинением с особым, незаурядным статусом. Его редкое (как правило, раз в сезон) появление на мариинской афише сродни вагнеровскому фестивалю, все участники которого на четыре дня поднимаются над буднями и вовлекаются в круговорот событий космического масштаба. Христина Батюшина
Источник: www.mariinsky.ru
Золото Рейна (Вагнер)
Первый раз насладиться оперой Золото Рейна ценители могли 22 сентября 1869 года в городе Мюнхен, под главным управлением композитора и главного дирижера Франца Вюлнера. Сам Вагнер остался недоволен постановкой, так как считал, что вся тетралогия должна ставиться полностью. Замысел автора был осуществлен только 13 августа на первом Байротском фестивале. Всем действом на этот раз управлял почетный симфонический дирижер Ганс Рихтер.
Золото Рейна Рихарда Вагнера является прологом известного цикла «Кольцо Нибелунга» которое создавалось под влиянием германских сказаний. Еще с юных лет автор был увлечен древней мифологией. За четыре года он проштудировал практически все книги, которые смог отыскать на то время.
На общую тематику и главные действующие лица оперы Золото Рейна очень сильно повлияли публикации знакомого Вагнера Людвига Эттмюллера. Интересным фактом является то, что он сменил имена на более привычные. Это позволило очеловечить богов и сделать их ближе к зрителю.
История создания либретто «Кольцо Нибелунгов»
Первые наброски были сделаны осенью 1848 года. Весь план поместился на восемь страниц, и на них были изложены только основные вехи тетралогии. В тот момент планировалось постановка только оперы «Смерть Зигфрида» которая впоследствии стала «Гибелью Богов». После этого последовал тяжелый период в жизни автора, длительный переезд из Дрездена в Швейцарию.
Работа возобновилась только в 1851 году, которая вовсе могла не начаться. Немаловажным поводом к возвращению творения послужили переводы эддических песен и значительной части «Младшей Эдды». Этот материал дал автору хорошую почву, и он понял, что необходимо создавать помимо «Зигфрида» еще два привела.
История Зигфрида может служить примером для многих современных людей. Сказания в «Песни о Нибелунгах», по мнению германских мифологов, говориться о фатальной силе золота. Все события известного «Золотого Рейна» крутятся вокруг этого злосчастного золота. Революционер и оптимист Вагнер задумывал финал тетралогии «Кольца Нибелунгов» совсем иначе.
По его мнению, главный бог Вотан представал вместо главного банкира и сильного мира сего обычным интеллигентом на распутье. Однако в действительности получилось так, что Вагнер смог раскрыть данную натуру намного глубже, нежели это ожидалось вначале. Вместо мифологического интеллигента получился образ обычного человека.
I сцена. Глубокий и могучий Рейн. Одна из 3-х нимф реки Воглинда плещется в водах и весело поёт. К ней присоединяются 2 сестры. Они весело играют, но помнят о том, что им необходимо охранять гору золота, которое дало название опере.
Из омута вылез Альберих, появляющийся в темной расселине и карабкающийся по рифу. Он приостанавливается и наблюдает с большим удовольствием за игрой нимф. Грубый волосатый и неуклюжий гном пытается обнять каждую из дочерей Рейна, но они легко ускользают из его гадких рук, насмехаясь над ним. Альберих сильно зол. А Вельгунда тоже заигрывает и издевается.
Вдруг его внимание привлекает чудное событие – сквозь водную массу сверху проникает сияние, становящееся всё ярче и ярче, разгораясь в конце на вершине средней скалы ослепительным лучезарно-золотистым блеском; с этого момента волшебный золотой блеск разливается везде. Нимфы с удовольствием плавают около скалы. Теперь река сверкает блестящим золотом.
Девушки разговаривают между собой о том, что это золото Рейна. Их отец приказал им охранять его. Но кто хочет его украсть? Ведь тот, кто сможет сковать из него Кольцо, сможет управлять всем миром, однако при этом данный кузнец навсегда будет должен отказаться от любви. Этот разговор сестёр хорошо услышал Альберих.
Он в ярости прыгает к средней скале и быстро карабкается на ее вершину с криком: «Смейтесь еще: вот нибелунг вас насмешит». Девушки разбегаются и появляются в разных концах сцены. Альберих с огромной силой вырывает золото из скалы, быстро устремляется с ним в глубину и исчезает.
Вся сцена погружается во мрак, когда исчезает золото. Девы Рейна отчаянно погружаются в реку. Вместе с ними в глубину опускаются воды. Из-под земли раздался противный хохот Альбериха. Вся сцена заполняется черной массой волнующихся вод, спускающихся вниз.
Медленно волны превращаются в облака, которые рассеиваются, разрежаясь в прозрачный туман по мере того, как свет, брезжащий сзади, становится ярче. Данные водно-воздушные метаморфозы нарисованы Вагнером звуками с мощной силой, мастерством и прекрасным воображением.
Сюжет II сцены. Утро. Заря освещает замок с блестящими зубцами. Меж утёса и авансценой предполагается глубокая долина, где течет Рейн. На склоне горы правитель Богов Вотан ещё спит с женой Фриккой.
Фрикка просыпается, видя замок, указывает мужу на это мощное здание. Вотан воскликнул: «Вот он встал, радуя взор». Между Фриккой и Ватаном вспыхнула ссора из-за того, что сестра Фрикки Фрейя, богиня юности и красоты, должны отдать как оплату Фафнеру и Фазольту – великанам, которые построили этот замок. В ссоре Фрикка обвиняет Вотана во внебрачных связях.
Спор прерывается на том, что врывается Фрейя, которая спасается от следивших ее великанов. Вотан, пошедший на этот договор по совету Логе – Бога огня, думает, что Лога (хитрый герой) что-нибудь придумает ради уклонения от этой уплаты. Фрейя зовет на помощь 2-ух братьев – Доннера, бога грома, и Фро, бога плодородия, которые отсутствуют.
И тут входят вооруженные великаны, требующие причитающуюся им плату, а Вотан тянет время, говоря, что он и не думает отказаться от Фрейи. Потом великаны напоминают, что контракт написан в стихах на священном древке копья, который символизирует правосудие со справедливостью. Несчастье будет править миром, если он не сдержит обещание. Фро и Доннер входят как раз тогда, когда великаны собираются силой забрать Фрейю. Доннер со своим тяжелым молотом встает перед ними.
К этой несчастной семье приходит Логе, который совершил большое путешествие, чтобы найти замену Фрейе. Он поднимается из долины на заднем плане. На Логе нельзя положиться, потому что он всё только разрушает. Особое недоверие он вызывает у Фрикки. Бог огня говорит о том, что провалил свою миссию; и теперь он ненавистен более чем когда-либо.
Однако Логе рассказывает о золоте Рейна, что его украл Альберих у дочерей Рейна, как они просили его, чтобы он добился, чтобы Вотан помог вернуть им это золото, и какие силы оно в себе таит, если выковать из него Кольцо. Данная ситуация сразу же привлекла внимание не только Вотана, а великанов. Даже Фрикка подумала о том, что такое Кольцо могло бы сделать ее мужа верным.
Логе сказал, что Альберих уже выковал Кольцо. Поэтому это угрожает и всем Богам. Великаны разговаривают между собой и приходят к выводу, что «выгодней Фрейи рейнский клад золотой: верна и юность тому, кто Кольцом ее покорит». Великаны поставили ультиматум Вотану: если он отдаст им золото к наступлению сумерек, то они примут его как замену Фрейи.
Пока они заберут ее в качестве залога. Быстро уходя, Фафнер и Фазольт уносят Фрейю, которая пронзительно взывает сестру и братьев о помощи.
Белый густой туман наполнил сцену. В этом тумане Боги медленно становятся блеклыми и старообразными. Все неподвижны, охвачены робостью и устремляют взгляд на Вотана. Они ждут с нетерпением. Однако Вотан погружен в свой внутренний мир, смотрит в землю. Логе объясняет эти метаморфозы: «Ах, вот что! Вот в чем дело! Живых плодов сегодня никто не вкусил!
Ведь яблоки Фрейи, плоды золотые, вам силу и юность дают, каждый день надо их есть! Но вот садовницу вы заложили — и на ветках плод засох, завял, готов сгнить и опасть». Отчаянный Вотан решил, что необходимо идти в Нибельгейм. Это та страна, где обитает Альберих. Нужно как-то заполучить это золото. Логе ухмыляется, показывая ему путь.
А Вотан идет за ним в расселину. Сернистые пары, которые вырываются из нее быстро распространяются по всей сцене, заполняя её густыми облаками. Теперь Богов на сцене не видно. Потихоньку сернистые пары становятся совсем черными тучами, поднимающимися снизу-вверх. Потом тучи становятся плотными и темными массами скал.
Эти скалы постоянно движутся вверх, и сцена будто всё глубже опускается на земь. Со всех сторон брезжит темно-коричневый свет. Везде слышен нарастающий шум кузнечной работы (в течение 28 тактов). Потом наковаленный гул исчезает. Появляется глубокое подземное ущелье, которое уходит прямо в бесконечность.
Но оно впадает еще и в узкие шахты с разных сторон.
Логе с Вотаном нашли обессиленного Миме. Бедный гном рассказал им о всей трагедии, о Тарнгельме и о том, как он рассчитывал оставить его себе. Снова появился Альберих, который гонит перед собой большую толпу нибелунгов, нагруженных серебряными и золотыми изделиями. Он ударяет плетями своего брата и тоже загоняет его в толпу. Затем Альберих возвратился к переодетым Логе с Вотаном и хвастается им своей силой, замышляя, что положит конец нынешнему правлению Богов.
Логе играется с самолюбием гнома. Однако Альберих надевает Тарнгельм, превращаясь в исполинского змея. Потом он возвращается в свой облик. Логе претворяется испуганным, прося обратиться Альбериха в кого-нибудь поменьше. Гном перевоплощается в жабу.
А Вотан в это время наступает на жабу, Логе берет шлем-невидимку. Альберих вернулся в свой облик, извиваясь под ногой Вотана. Логе связал ему ноги с руками. С Вотаном они ведут его в расселину. Там они исчезают. Сейчас они идут наверх, мимо кузницы, откуда снова слышны удары молота о наковальню.
Облака с туманом опять заволакивают всю сцену.
IV сцена. Выси поднебесья были ещё в тумане. Вотан с Логе захватили Альбериха и сказали ему, что гном получит свободу в обмен на всё золото. Гном воспользовался Кольцом и попросил нибелунгов, чтобы они принесли всё накопленное золото. Вотан сорвал Кольцо с пальца гнусного карлика и надел на свой.
Альбериха теперь развязали. Однако гном послал Кольцо ужасное проклятие: «На смерть обреченный, будет несчастный дрожать и день за днем в страхе томиться всю жизнь, властитель твой и твой жалкий раб: до тех пор, пока ты опять ко мне не вернешься!»
Картина прояснился, когда туман со сцены рассеялся. Вечереет. Все Боги вновь собрались. А в это время великаны привели обратно Фрейю. В неё сильно влюбился Фазольт. В результате он согласился на сделку, по которой высота золота должна скрыть Фрейю. Великаны отмежевали пространство, которое равно фигуре Богини. Фро с Логе быстро заполнили его золотом.
Логе ищет щели, куда не попало золото и в последнюю щель кидает шлем. Однако оказалось немного места, где можно увидеть глаза богини. Фафнер настаивает на том, чтобы данное отверстие замуровали Кольцом, надетым на палец Вотана. Вдруг из-под земли выросла Богиня земли – Эрда, убеждающая избавиться Вотана от Кольца, ведь тогда проклятие отступит.
И Вотан бросил Кольцо в эту кучу золота. Теперь великаны освободили Фрейю.
Когда Фазольт с Фафнером начали делить золото, Фафнер убил брата. Он сгрёб золото к себе в мешок и неторопливо начал уходить с телом Фазольта. Мотив проклятия прекрасно отразился в звучании оркестра. Убийство уже сопровождает золото.
Доннер – Бог-громовержец взошел на высокую скалу и начал махать молотом. Последующие события случаются на фоне сгущения туманных испарений, стягивающихся вокруг него и собирающихся в грозную тучу. Доннер ударил молотом, послышались возгласы. Молния озарила всю сцену, после которой произошел мощный громовой раскат. Вдруг разошлись тучи. Стало видно Фро с Доннером.
Ярко-светлый мост радуги оказался перекинутым от их ног до замка. Оркестр играет всем известную симфоническую композицию «Восхождение Богов на Валгаллу». Теперь семья Богов идет по этой радуге через долину Рейна в своё новое святилище.
Только Логе остался позади. У него нет фантазий по поводу безопасности Валгаллы. Логе решил возвратиться в обычный мир с простым образом жизни. Внизу, где протекает Рейн, слышится пение невидимых дочерей Рейна, которые оплакиваю пропажу их золота.
Золото Рейна — Метрополитен опера — Часть 1
Золото Рейна — Метрополитен опера — Часть 2
Золото Рейна — Метрополитен опера — Часть 3
Золото Рейна — Метрополитен опера — Часть 4
Золото Рейна — Метрополитен опера — Часть 5
Золото Рейна — Метрополитен опера — Часть 6
Золото Рейна — Метрополитен опера — Часть 7
Источник: orfey.club
Рихард Вагнер
«Золото Рейна»: первая опера из цикла «Кольцо Нибелунга»
Начинаем знакомство с колоссальным циклом Вагнера «Кольцо Нибелунга». В этой части узнаем, как композитор начинал писать цикл и разберем первую оперу — «Золото Рейна».
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
Автор урока
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России
текст • 5 мин —>
Обсуждаем «Кольцо Нибелунга» — колоссальный цикл из четырех опер Вагнера, сагу продолжительностью 15–16 часов.
В основу ее положен германский миф о Нибелунгах, но будто бы одного эпоса Вагнеру было недостаточно, он еще решил прибавить к источникам для либретто исландский эпос — Младшую и Старшую Эдду. Либретто писал сам Вагнер, и достаточно коротко. Действительно, если совсем сжать пересказ, можно уместить его на половине листа А4. Но в этом рассказе была идея мощного ответа всей античной традиции, греко-римской культуре.
«Кольцо» начало создаваться в изгнании. Как мы уже знаем по «Риенци» и «Летучему Голландцу», бытовые неурядицы и жизненные катаклизмы никогда не сказывались дурно на продуктивности Вагнера, его способности рождать новые идеи. Цейтнот, побеги, ссоры были естественной для него средой. В 1849 году он участвует в дрезденском восстании.
Поводом послужило то, что правитель Саксонии Фридрих Август II отказался принять новую конституцию, которая упраздняла бы его полномочия. Восстание имело краткий успех, но было подавлено, Вагнера объявили преступником, и он под другим именем бежал в Швейцарию.
Идеи, заставившие Вагнера принять участие в восстании, были совершенно упоительны. Будучи придворным капельмейстером, он считал, что государство обязано поддерживать творцов и платить ему, Вагнеру, деньги вовсе не за капельмейстерство, а за создание великого национального искусства. И, конечно, обеспечивать все его постановки. Если бы деньги приходили из другого источника — допустим, налогов граждан республики, и не по высочайшему соизволению, а по закону, то это его бы тоже вполне устроило.
Вагнер понимал, что с Фридрихом Августом шансов на это нет, да и время изменилось. Сама должность придворного капельмейстера уже совершенно вышла из моды. Это в 18 веке торжество роскоши дворов находилось в обрамлении музыки придворных композиторов, которые должны были работать для развлечения монарха и света. Французские революции явили Европе новый тип монарха в лице Наполеона, в искусстве произошла революция, и в середине 19 века капельмейстерская должность уже была анахронизмом.
Итак, Вагнер бежит в Швейцарию, долго обрабатывает, перерабатывает, дополняет текст либретто и в 1853–1854 годах пишет первую оперу — «Золото Рейна». По всей Европе в это время происходит поиск духа нации, немецкий дух должен быть ожидаемо северным, суровым, чуждым итальянской легкомысленной жизнерадостности и французской тонкой парфюмерии. Музыка тоже должна быть иной. Эпические сюжеты, величие замыслов привели и к реформе оркестра — в операх «Кольца» задействован четверной состав, особенно расширены басовые группы. И, конечно, здесь можно наблюдать великое новшество Вагнера во всей его красоте — лейтмотивы и сквозное развитие.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/UygPHswALr1eIw
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.
Читать Закрыть —>
текст • 5 мин —>
«Золото Рейна» имеет один акт и четыре картины. Они отличаются характером музыки, в них звучат разные лейтмотивы и показываются разные миры. В первой — это воды Рейна, во второй и четвертой — Вальхалла, в третьей — мрачное подземное царство Нибелунгов.
Увертюра к опере довольно короткая, в ней звучит простая ми-бемоль мажорная секвенция, которая собой сотворяет мир Кольца. Он мягко переходит в лейтмотив переливающихся вод реки, а после — становится разнообразнее и превращается в мотив Дочерей Рейна. В нижеприведенном видео настолько хорошо показаны все лейтмотивы, что объяснять их еще подробнее смысла нет. Поэтому сосредоточимся на сюжете.
→ Видео от замечательно музыкального и театрального критика под ником Inner Emigrant (или Tnagrime Renni в Фейсбук), где указаны все лейтмотивы оперы.
Видео-пример:https://yadi.sk/i/YmxEI-plYqT46w
⏱ Время прослушивания: 14,5 минут.
♀️ Занавес открывается, сцена показывает дно Рейна, где резвятся три русалки, Дочери Рейна. Из-под земли, прокопав себе путь из нибелунгского царства, появляется карлик Альберих. Он пытается получить любовь русалок и уговорами, и силой, но те отвергают его и издеваются над ним. Взошедшее солнце освещает верх горы, на ней сияет золото. Веселые Дочери Рейна, видя в Альберихе совершенно однозначную мотивацию, выбалтывают ему секрет: кто, отвергнув любовь, выкует кольцо из этого золота, тот станет властелином мира, что он и делает — проклинает любовь и забирает золото.
Следующая сцена переносит нас в Вальхаллу. Вотан и Фрика спят блаженным сном. Очень выразителен контраст между атмосферами сцен. Вечноподвижные воды Рейна, нелепая мелочная суета и похоть Альбериха, витальное веселье русалок изображается через постоянное легкое и мелкое движение в оркестре, музыкальная фактура сжимается и расправляется четко в соответствии с сюжетом.
В Вальхалле же царит атмосфера разряженного воздуха на вершинах величия. Герои действительно кажутся титанами, музыка медленна, неповоротлива, чувства укрупнены. Время здесь течет по-другому.
Величественность сцены вступает в некоторый смысловой контраст с ее темой — торговлей богов и великанов за постройку замка. Вотан, верховный бог, обещал отдать им в награду Фрейю, сестру своей жены Фрики. И все бы ничего, но Фрейя — богиня юности, и бессмертия богам Вальхаллы не видать без яблок из ее сада.
Вотан пытается заболтать великанов, но это получается только у хитрого Логе — он сообщает им о Золоте Рейна и Альберихе. Великаны соглашаются получить его, но берут Фрейю в заложники. Постаревший Вотан и Логе отправляются в Нибельхейм.
→ Кирстен Флагстад, Джордж Лондон. Wotan, Gemahl, erwache! (пробуждение Вотана).
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/F29JwhBXmWyKXQ
⏱ Время прослушивания: 9 минут.
→ Хайнц Цедник. Монолог Локе.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/P9mipty2ht41ZA
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
Сюжет третьей сцены очарователен своей средневековой хитростью. Музыка — стук молотков, рассинхронизированный с ней ритм музыки и голосов изображает то, как запыхались кузнецы, выполняя приказы ненасытного властолюбца Альбериха. Его брат, Миме, выковывает шлем, который делает его носителя невидимым или превращает во что угодно.
Миме жалуется Вотану и Логе, тут возвращается Альберих, и Логе получает шлем обманом. Сначала сомневается в его могуществе, а когда Альберих превращается в дракона, просит сделаться чем-нибудь поменьше. Альберих превращает себя в жабу, и Вотан с Логе отбирают у него шлем и пленяют его.
→ Жалобы Миме и первое появление Альбериха в новом качестве.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
Читать Закрыть —>
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
Источник: levelvan.ru