Золото сарматов что это

Золото сарматов — это уникальные золотые изделия Филипповских курганов IV-V в. до н.э, расположенных в Оренбургской области. По своему историко-культурному значению сарматское золото является бесценным достоянием и не имеет аналогов в мире. Коллекция, раскопанная экспедицией под руководством известного башкирского археолога Анатолия Пшеничнюка в 1987-1988 году, стала научной сенсацией мирового значения и экспонировалась в России и за рубежом. Сейчас ее можно увидеть в музее археологии и этнографии Уфы. Находки, сделанные археологами в 2014 году, легли в основу коллекции Оренбургского историко-краеведческого музея.

История

Сарматы — древний ираноязычный кочевой народ, населявший степи Восточной Европы и Приуралья в VII в. до н.э. – IV в. н.э. Сарматы были отважными воинами и умелыми скотоводами. У них не было письменности, но о них писали античные авторы, в том числе Геродот. А еще от них остались предметы материальной культуры.

«Золото сарматов»

Кочевники создали свой уникальный художественный стиль, названный скифо-сибирским. Они изображали в стилизованном виде различных животных: копытных (олень, кабан, лось, лошадь), хищных (тигр, пантера, лев, волк), а также птиц и фантастических созданий. Образы животных украшали пряжки ремней, одежду, седла и упряжь лошадей, оружие.

Вокруг семантики образов среди исследователей, ведутся споры. Животные могут олицетворять картину мира кочевников, иметь теологическое значение или символизировать дуализм. Ответа на этот вопрос, увы мы не получим никогда. Полотно истории великого народа степи закончилось в V в. н. э.

Учёным давно было известно, что возле деревни Филипповка в Илекском районе Оренбургской области расположен древний могильный комплекс, состоявший из 29 курганов. Группа башкирских археологов под руководством Анатолия Харитоновича Пшеничнюка занималась раскопками с 1986 года. К раскопкам самого большого холма приступили в 1987 году. Этот семиметровый холм назвали №1 или «Царский». В тот сезон успели добраться только до деревянного сооружения внутри могильника, а на «разбор» отправились в июне 1988 года.

Первым раритетом, который зацепил бульдозер, оказался литой кувшин. Дальше стали расчищать вручную, и археологам повезло, они нашли сразу 2 нетронутых тайника, вырытых рядом с захоронением.

Читайте также:
Золото на вкус какое

В ямах глубиной около метра лежали деревянные фигурки оленей, которые были обиты золотыми и серебряными листами, золотые и серебряные сосуды, украшения, золотые накладки и нашивки, оковки от деревянной посуды и другие изделия. Всего в недрах «Царского» холма обнаружили около 1000 предметов. Одного золота на 15 кг. Находка была признана научной сенсацией мирового значения.

Совместно с Эрмитажем была организована выездная выставка «Золотые олени Евразии», которая за 2001 — 2003 годы демонстрировалась в США, Германии, Италии и Санкт-Петербурге, а затем вернулась в Уфу.

Сокровища сарматов

Состояние

В настоящее время коллекция золота сарматов хранится в музее археологии и этнографии Института этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН. Сарматское золото представлено в отдельной экспозиции, которая размещена в трех залах.

Первый зал занимает выставка «Золотых оленей Евразии». В коллекции представлено 26 фигурок оленей, вырезанных из дерева и обшитых золотыми пластинами. Олени 2 видов: плоские и объемные. Скульптурки отличаются между собой различными пропорциями и качеством отделки. Одинаковых среди них нет.

На туловищах изображены завитки и линии, которые подчёркивают мышцы и шерсть животного.

В экспозиции следующего зала можно познакомиться с золотой и серебряной посудой, деревянными сосудами с оковками из золота. Эта посуда из тайников Царского холма Большого Филипповского кургана, изготовлена персидскими мастерами VI – IV вв. до н.э. Особо ценные экспонаты: золотая чаша, серебряный кувшин с инкрустацией, оригинальные серебряные сосуды в виде удлиненного бокала, амфора с двойными стенками. На многих изделиях изображения животных. В отдельной витрине представлены женские украшения.

Ещё в одном зале представлено оружие, доспехи, украшения древних кочевников и конское снаряжение. Здесь можно получить представление об амуниции воина-сармата.

В «Золотой кладовой» Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея представлены золотые и серебряные изделия V – IV века до н.э., найденные в результате раскопок Филипповских курганов: гривны, браслеты, серебряная посуда и многое другое. Центральное место в экспозиции занимает шедевр древнего оружейного дела – сарматский меч — акинак. Не меньший интерес представляет и один из полностью сохранившихся наборов для нанесения татуировок. Представлены экспонаты, аналогов которым нет ни в одном музее мира.

Впечатления

Экспозиция «Сарматское золото» является жемчужиной музея археологии и этнографии Уфы.

Читайте также:
Подвержено ли золото коррозии

Ранее коллекцию «Золото сарматов» можно было увидеть лишь по предварительной записи, с февраля 2019 года экспозицию находится в отрытом доступе музея. Коллекция золотых фигурок оленей уникальна, подобных больше нет нигде в мире. Это не просто артефакты IV-V веков до нашей эры, это выдающиеся произведения искусства сарматов.

Коллекцию золотых украшений мастеров древности, а также предметы культа и быта сарматов можно увидеть также в экспозиции Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. Интересна она будет не только взрослым, но и детям. Юные посетители смогут провести свои археологические раскопки, почувствовать всю тяжесть оружия древности и послушать легенды и сказания из уст сарматского оленя.

Источник: livingheritage.ru

Отзыв: Выставка «Золото сарматских вождей» — Удивительно искусные предметы. Есть вопросы к организации подписей

Самая громкая, пожалуй, выставка этого лета «Золото сарматских вождей».

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка небольшая. Идет в колонном Белом зале.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Чуть ли не впервые на моей памяти музей делает попытку добавить интерактива и инклюзива. Но очень неумело. Реплики, которые можно трогать так расположены и подписаны, что невозможно догадаться, что это экспонаты для «трогания». Логичнее было бы поставить рядом с оригиналами! Ну и смотрительницы зала (неискоренимые, господи, когда уже хоть что-то поменяется!) с таким стыдливым видом объясняют, что это макеты для людей с ограниченными возможностями, что кажется, что инклюзивное будущее в этой стране не наступит никогда((

Выставка Золото сарматских вождей фото

Левая стена выставки — военные экспонаты. Шлем, детали военной защиты (кольчуг), наконечники стрел, копья, клинки и очень много деталей конской упряжи. Интересное объяснение, что именно с усовершенствованием конной упряжки кочевые племена (к которым и относились сарматы) стали мобильнее и активнее.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Вообще историческая справка по выставке скудная и слабая. Всего одно упоминание периода, когда существовали сарматы: 2500-1600 лет назад. И сиди высчитывай сам в уме, какой это век!

Ни на одном экспонате подписи века тоже нет! Я не шучу. Вот посмотрите, как выглядят подписи. Написано, в каком кургане (и даже в какой траншее. ) найден тот или иной экспонат. Если честно, просто в шоке.

Это что выставка для узкого круга археологов?! Конечно, подписывать надо: название предмета, краткое описание предмета (потому что есть необычные), материал и век!

Читайте также:
Есть ли золото в европейской части России

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

В общем, железный это век или бронзовый — не понятно. Но изделия из железа и бронзы есть.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Здесь, увидев реплику у стены, мы уже сами пошли искать оригинал и сравнивать. Интересно, что реплика не 100% идентичная.

Выставка Золото сарматских вождей фото

А оригинал, конечно, бесподобен! Какая пасть! Какой медведь! И бирюза в ушке.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Золотые предметы, конечно, доминируют на выставке. Их много. В прекрасном состоянии!

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Зооморфные мотивы преобладают: лоси, архары, кошачьи хищники, медведи.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Популярный, как оказалось, мотив цветка-маргаритки. Фрагменты золотой вазы.

Выставка Золото сарматских вождей фото

И дальше уже почти сплошь золото.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Удивительно, как золотые бусины сарматов похожи на шармы Pandora)

Выставка Золото сарматских вождей фото

И золотые маргаритки сарматов тоже в каком-то ювелирном доме повторялись. Не могу вспомнить, в каком.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Рог лося. Резьба.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Техники работы с золотом разные: и литье, и ковка, и чеканка.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Но возник вот такой вопрос: во вступительном слове к выставке написано, что сарматы участвовали как наемники в разных европейских и азиатских войнах. И за это получали в подарок высоко художественные предметы. Европейские, византийские, индийские…

И вот некоторые предметы на выставке кажутся недостижимо прекрасными. Например, вот эти нашивки.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Или вот этот невероятный медальон с эмалью. Очень хотелось бы в подписях видеть, что думают ученые. Сарматское ли это творчество или дары?

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Невероятная вышивка бисером.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Удивительно сочетание металлов (Золото/железо).

Выставка Золото сарматских вождей фото

Все-все украшения смотрятся очень современно по дизайну.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Снова прекрасная бирюза.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Выставка Золото сарматских вождей фото

Золотой сосуд с архарами.

Выставка Золото сарматских вождей фото

Ну и заглавные экспонаты — олени. 8 штук. Не из чистого золота. Золото на дереве. Удивительно, как сохранились!

Выставка Золото сарматских вождей фото

Ещё несколько таких же плоских.

Выставка Золото сарматских вождей фото

В отличие от Третьяковской галереи, где с меня за каждую (!) выставку в Новой Третьяковке взяли по 500 руб. (вот тут писала про «Век графики») — в Пушкинском есть удобный билет Основная экспозиция плюс выставки за 750 рублей.

Источник: otzovik.com

Сарматский словарь

В ГМИИ имени Пушкина проходит выставка «Золото сарматских вождей»: на ней впервые показывают вместе ценнейшие находки археологических экспедиций в Южном Предуралье, хранящиеся в музеях Уфы и Оренбурга. Рассказывает Игорь Гребельников.

Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран

В круг сарматских интересов входили не только завоевания, но и роскошные украшения под стать «золоту скифов»

В круг сарматских интересов входили не только завоевания, но и роскошные украшения под стать «золоту скифов»

Читайте также:
Статус карты Газпромнефть золото что означает

Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов / купить фото

Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов / купить фото

Для того чтобы археологическим находкам попасть на выставку в музей изящных искусств, им мало быть редкими или исторически ценными — для этих стен важны художественные качества, а если они воплощены в драгоценном металле, то таким вещам особый почет. «Золото сарматов» выставляют в самом престижном Белом зале Пушкинского музея, и кажется, что эти экспонаты придают ему еще большую торжественность. Благо кураторы выставки не стали затемнять пространство и подсвечивать вещи точечно, как это часто любят делать в музеях в подобных случаях. Археологические находки, раскопанные в Филипповских курганах в Оренбургской области (а это некрополь «царского» ранга IV века до нашей эры, единственный в своем роде во всем Приуралье), призваны были сохранить для умерших земную жизнь со всеми ее радостями: изысканные украшения, колчаны, полные стрел, гравированные кинжалы и мечи, любимые лошади в драгоценной упряжи, яства и напитки, заживо захороненная прислуга. И особенно сильное впечатление все это производит как раз при свете.

И дело тут не только в уникальности показа, соединившего вещи из двух региональных музеев — Музея археологии и этнографии при Уфимском исследовательском центре РАН и Оренбургского историко-краеведческого музея, не только в сенсационности находок — все-таки фигурки золотых оленей, образовавших центр нынешней экспозиции, были раскопаны еще в 1988 году. Кураторам и дизайнерам выставки удалось представить сарматские древности так, будто у этого представления нет «четвертой стены»: войдя в Белый зал, ты сразу попадаешь в центр действа — не то мерного шествия, не то стояния дивных золотых оленей с причудливо извивающимися рогами. В одном из Филипповских курганов нашли 26 таких фигур: золотые вещи в так называемом зверином стиле для археологов не новость (в частности, их много среди «скифского золота»), однако ничего подобного этим оленям, обшитым золотом, но деревянным изнутри, прежде не встречалось. Предположительно, эти фигуры были частью оформления похоронной процессии.

Читайте также:
Длина браслета из золота

На выставке они направляют зрителя из центра зала в разные стороны. Прежде всего в апсиду Белого зала, к некоему подобию святилища, где на большой круглой витрине представлен «стиль жизни» сарматской женщины: ювелирные украшения и золотые элементы отделки одежды, металлические зеркала и наборы для татуировок, реконструированный фрагмент накидки-плаща жрицы, плотно расшитый золотом, стеклом, кораллом и камнями.

Вдоль стен, с одной стороны — столовая утварь, от небольших горшков до огромных чанов, а с другой — изощренная экипировка сарматских воинов (они слыли чуть ли не лучшими конными лучниками, поэтому часто служили наемниками в армиях соседних территорий): шлемы, кинжалы, мечи, наконечники копий и стрел, пластины чешуйчатых панцирей-доспехов.

Выставка стремится подробно осветить самые разные аспекты сарматской жизни — тут даже забываешь, что речь идет о жизни загробной. В ней, правда, тоже был размах: все эти роскошные предметы происходят из многокилометровых могильников, настоящих «городов смерти», в которых были захоронены несколько поколений кочевников. Здесь во всем блеске показаны достижения их «звериного стиля» — так что «золото сарматов» вслед за «золотом скифов» теперь тоже звучит гордо. И если последнее, куда более знаменитое, своей славой обязано греческим мастерам, то сарматское, как объясняют ученые,— дело рук мастеров империи Ахеменидов, то есть персов, а уж получено ли оно в дар за военные услуги или просто присвоено, об этом история умалчивает. Сарматы не имели письменности, не строили городов, что, впрочем, не мешало им действовать на огромной территории, от Причерноморья до — как теперь выяснилось — Южного Урала.

В том, что Пушкинский музей, когда-то снаряжавший и собственные весьма успешные археологические экспедиции, обратился теперь к материалу, собранному коллегами из Уфы и Оренбурга (это была затея еще предыдущего директора Марины Лошак), видимо, есть добрый знак. Коль не вышло с тем, чтобы сделать регионы форпостами современного искусства, ради чего затевалась сеть филиалов ГМИИ, то можно попробовать с беспроигрышными древностями: в Уфе и Оренбурге Пушкинский планирует показать пока что невыездное «Золото Трои» из раскопок Шлимана.

  • Газета «Коммерсантъ» №80 от 06.05.2023, стр. 4
  • Все о выставках подписаться отписаться
  • Выставки и музеи подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
Загрузка ...