В январе в Амстердаме состоялось очередное судебное заседание по делу о коллекции крымских музеев, которое длится уже почти шесть лет. Апелляционный суд Амстердама вновь продлил рассмотрение спора и теперь решение о судьбе «золота скифов» ожидается в марте 2020 года.
«Яблоко раздора» в этом споре и вправду золотое — большая часть вывезенной из Крыма коллекции (более 500 уникальных артефактов) оценивается более чем в 1,5 миллиона долларов.
В феврале 2014 года коллекция экспонатов из четырех крымских музеев — Керченского историко-культурного заповедника (теперь Восточно-крымский историко-культурный музей-заповедник), Центрального музея Тавриды, национального музея-заповедника «Херсонес Таврический» и Бахчисарайского историко-культурного заповедника — была собрана и передана специально для выставки «Крым — золото и секреты Черного моря» в Музеи Алларда Пирсона (Амстердам). Через месяц после этого Крым вошел в состав России.
Кому принадлежит скифское золото? (видео)
В связи с этим после завершения выставки на коллекцию претендовали как Украина, так и Россия в лице крымских музеев. Иски от них о возврате коллекции были поданы в суд Амстердама к Музею Алларда Пирсона. Крымские музеи требовали возврата экспонатов на основе территориального приоритета.
Великолепная фальсификация скифского золота
Ну, кто из нас не помнит изречение Остапа Бендера: — «Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице», которая вызывала смех и одобрение читателей. Весьма вероятно, что поводом для неё послужила следующая история конца 19 века.
В 1895 году в одной из венских газет появилась краткая заметка о том, что крымские крестьяне нашли золотую тиару невероятной красоты. Они бежали из России, опасаясь, что правительство конфискует их находку. Экспертами выступили крупнейшие венские археологи и искусствоведы, которые подтвердили подлинность предмета.
Золотая тиара, согласно надписи, принадлежавшая скифскому царю Сайтаферну (III в. до н. э.), была приобретена Лувром 1 апреля 1896 года за огромную по тем временам сумму в 200 000 франков (около 50 000 золотых рублей). Тиару с помпой выставили в зале античного искусства.
Как выяснилось позже, тиара была изготовлена в Одессе одесским ювелиром Израилем Рухомовским в 1895 году.
Израиль Рухомовский.

Его называли «величайшим ювелиром всех времён и народов». Рухомовский получил за 8 месяцев работы над ней гонорар в 1800 рублей.
Рухомовский направил в Парижж телеграму, которая была опубликована газетой Le Figaro: «Гравер Израиль Рахумовский, живущий на Успенской ул., в доме 36 , категорически заявил, что он сделал тиару, заказанную ему в 1895 году одним жителем г. Керчи и попавшую впоследствии в Лувр. Рахумовский готов ехать в Париж, если на поездку ему будет выдано 1200 фр».
Золото скифов вернется в Украину
Вскоре Рухомовский, которому оплатило расходы французское консульство в Одессе, приехал в Париж и доказал там свое авторство и заявил, что он готов сделать и еще одну такую же тиару. К ответственности ювелир не был привлечён, так как не продавал эту тиару в Лувр и, более того, 26 мая его наградили золотой медалью III степени «Салона декоративных искусств». Рухомовский эмигрировал во Францию в 1909 году вместе со своей семьей, где благополучно пережил ужасы октябрьской революции и гражданской войны.
Тиара по-прежнему хранится в Лувре в отделе декоративных искусств. В 1954 году тиара была включена в «зал подделок» в Лувре вместе с восемью Джокондами.
Работы Рухомовского были настолько уникальными и дорогими, что покупатели находились не сразу. В 1896 году, он создал уникальных скелетиков. Усовершенствуя их и улучшая механику до фантастической: особые шарообразные шарниры, не видные снаружи, позволяли всем частям тела двигаться во все стороны и в нужном направлении, как у настоящего человеческого скелета, а нижняя челюсть открывалась и закрывалась. Всего в скелетике 167 костей.
Рухомовский был доволен своей работой.
В 2013 году один скелетиков (золоченое серебро) с саркофагом был продан на знаменитом Нью-Йоркском аукционе «Sothebys» за 365 тысяч долларов.
Еще одна работа работа ювелира Рухомовского в Музее Фаберже, самая редкая и ценная — колье со сценами из скифской жизни.

Сегодня работы ювелира Рухомовского представлены в: Лувре, Эрмитаже, Музее декоративного искусства в Париже,
Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Русском национальном музее, Музее Фаберже.
Метки: Искусство, Фальсификат
Источник: aborigenarbata.livejournal.com
ЗОЛОТО СКИФОВ
Колье-ошейник
Около 1800 до н. э.
Золото; ковка
Обычай хоронить покойников в насыпных курганах был свойственен многим
кочевым племенам. Но скифские курганы, буквально, набиты золотом. Причем, не только захоронения знати, но и рядовых граждан.
Ни у каких других племен курганы не были столь богаты. Это бъясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов. В иранской мифологии золото отождествлялось огнем, солнцем и вечной жизнью.
Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.
Для этого была разработана специальная технология – ручная вытяжка золотой фольги и выдавливание из нее тонких блях с вытесненными на них изображениями. Делали это специальные мастера, передававшие свое искусство из поколения в поколение. Эти бляхи и нашивали на погребальный саван и одежду.
Согласно преданию, которое для нас сохранил “отец истории” Геродот, на скифскую землю пролился драгоценный метеоритный дождь. С неба упали золотые предметы, плуг с ярмом, секира и чаша. Первыми небесные артефакты увидели три брата–скифа и что есть духу кинулись к сокровищам.
Но едва старший брат подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Он отступил. Приблизился второй брат – золото опять воспламенилось.
И лишь когда подошел младший брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом…
Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их.
Ременная бляшка 8 век до н. э. Золото, серебро, цветное стекло
Государственный исторический музей Киев
Принадлежит культуре киммерийцев, населявших земли теперешней Украины до прихода скифов
Бляшка «Олень» 6 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Образец зооморфного искусства («звериного стиля»). Копыта оленя выполнены в виде «большеклювой птицы»
Ножны. Фрагмент Конец 5 — начало 4 века до н. э. Золото, чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя
Скифский гребень с изображением батальной сцены
Конец 5 — начало 4 века до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Найден в кургане Солоха
Пектораль. Фрагмент Середина 4 века до н. э. Золото; литьё, филигрань.
Государственный исторический музей Киев
Мужское украшение с изображением картин пастушеской жизни, сцен битв с участием грифонов, львов, коней и диких кабанов. Найдено в кургане Толстая могила (Украина)
Ваза с изображением скифских воинов 4 век до н. э. Электрум; чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Электрум — природный сплав золота (80%) и серебра (20%). Найдена в кургане Куль-Оба
Гривна с фигурками скифов-всадников 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Украшение было в ходу у кочевых народов. Найдена в кургане Куль-Оба
Серьги, ожерелье, браслеты и трубочка 4 век до н. э.
Золото, ковка, чеканка, скань, зернь, тиснение, пайка
Государственный Исторический музей Москва
Украшения выполнены греческими ювелирами. Найдено в Северной Украине
Сосуд со сценами охоты 400 — 375 до н. э. Серебро; позолота
Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)
Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент
400 — 350 до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым
Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент 400 — 350 до н. э.
Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург
Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым
Пара золотых серег с диском и ладьевидной подвеской
Около 350 до н. э. Золото
Курган Куль-Оба, Крым
Подвески и фибула 2 — 1 век до н. э. Агат, сердолик, цветное стекло
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Из станицы Динской
Браслет Вторая половина 1 века н. э.
Золото, бирюза, коралл, стекло
16 Кинжал Вторая половина 1 века н. э.
Золото, гранат, бирюза
Височный фалар от банданы 1 век
Золото, агат, бирюза, альмандины, коралл, цветное стекло
Азовский краеведческий музей
Из могильника «Дачи»
Браслет 4 — 5 век Золото, стекла; литье
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата Москва
Шейная гривна 4 — 5 век Золото, стекла; литье Диаметр 22 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Оружейная палата Москва
Найдено в Северном Причерноморье
Бляшка в виде фигурки кабана Золото
Государственный исторический музей Киев
Маленькие зооморфные (в виде фигурок кабанов, львов, оленей, коней) и антропоморфные (в виде Беса, Горгоны и других божеств) бляшки получили распространение в искусстве скифов и использовались для украшения одежды, головных уборов и конской сбруи
Бляшка в виде фигурки льва Золото
Государственный музей искусств народов Востока
Москва
Зеркало. Серебро; позолота
Государственный исторический музей Киев
Из кургана Келермес. Декорировано сценами в средневосточном, египетском и иранском стилях.
Круглая фалера Золото
Государственный музей искусств народов Востока Москва
Украшала костюм или церемониальную одежду, нашивалась прямо на ткань. Сюжетом для декора послужила стилизованная большеклювая птица
Нашивная бляшка «Конный скиф» Золото
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в кургане Куль-Оба
Пектораль. Фрагмент Золото
Государственный исторический музей Киев
Некоторые из изображенных животных «смотрят на нас» — этот прием характерен для мастеров черноморских греческих колоний
Прямоугольные бляшки с изображением грифонов
Музей Троговитца
Предназначались для украшения оружия
Украшение женского головного убора Золото
Государственный исторический музей Киев
Изображена сцена бракосочетания двух богов
Шлем с изображением батальной сцены Золото; чеканка, гравировка
Государственный исторический музей Киев
Греко-скифская работа
Браслет с изображением зверей 5 — 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург
«Сибирская коллекция» Петра I
Спиральный браслет с фигурками животных
4 — 3 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
«Сибирская коллекция» Петра I
Скоба, фибула, бляхи с изображением грифонов
Конец 2 — первая половина 1 века до н. э. Гранаты, стекло; эмаль
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в Северском Кургане (Северный Кавказ)
Гривна с оленьими головами 1 век до н. э. — 1 век н. э. Золото
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Найдено в станице Старокорсунской
Сарматские парные подвески Конец 1 — начало 2 века
Золото, сердолик, цветное стекло
Азовский краеведческий музей
Из «Сладковского» могильника, Ростовская область
Поясная застежка 2 — 3 век Бирюза
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Из некрополя Горгиппии
Серьга Золото, филигрань
Эгрет в виде грифона, держащего в когтях горного козла Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Вероятно, украшал головной убор знатного воина. Найдено в междуречье Иртыша и Оби
territa.ru
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: kolybanov.livejournal.com