Золото трои где хранится

Посетителям музея изобразительных искусств имени Пушкина покажут клад Приама, также известный как золото Трои. Экспозиция с уникальными артефактами Античности откроется в конце этого года. Выставка посвящена 200-летию со дня рождения археолога Генриха Шлимана — первооткрывателя Трои и микенской культуры. Какие ценности содержит клад Приама?

Как и когда сокровища исчезнувшей цивилизации оказались в Москве? И почему до начала 90-х годов прошлого века клад хранился в условиях особой секретности, и ученые считали его безвозвратно утраченным? На эти вопросы ответили эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Украденные во время Второй мировой ценности

Фонтан Нептуна из Петергофа, золотой крест Софийского собора из Великого Новгорода, Янтарная комната из Екатерининского дворца. Более миллиона произведений мирового искусства были вывезены нацистами из СССР во время Второй мировой войны — картины, скульптуры, ювелирные изделия известных мастеров. Большинство шедевров больше так и не вернулось в Россию.

Золото Трои. Загадки коллекции Генриха Шлимана

«Во время Великой Отечественной войны пострадало порядка 155 музеев — это и Пушкинский музей, и Эрмитаж, и Третьяковка. Из Третьяковки были похищены несколько картин Шишкина, картины Верещагина», — отметил антиквар Андрей Шевченко.

Для вывоза ценностей с оккупированных территорий нацисты создали специальное подразделение СС — зондеркоманду «Кюнсберг». Работу отряда курировал министр Третьего рейха Иоахим фон Риббентроп. Бойцы зондеркоманды не были обычными военными, в «Кюнсберг» набирали исключительно экспертов в различных областях науки и искусства.

«Задача батальона заключалась в том, чтобы после наступления передовых частей разыскивать и захватывать наиболее ценные культурные вещи, исторические предметы, предметы искусства», — сказал кандидат исторических наук Дмитрий Колыхалов.

В чьих руках оказались награбленные предметы искусства?

Зондеркоманда «Кюнсберг» участвовала в разорении Киево-Печерской лавры и разграблении музеев украинской столицы. С оккупированных территорий в Германию отправлялись целые эшелоны, под завязку груженные ценностями. Среди них были полотна Поленова, Репина, Шишкина, Айвазовского, древние летописи и старинные иконы.

«В 1942 году в Берлине прошла одна из самых масштабных выставок трофеев. Там находилось порядка 37 тысяч только книг — это книги библиотеки Царского села, Гатчины. После выставки все экспонаты были аккуратненько распределены между представителями рейха», — отметил Андрей Шевченко.

Тяга к экспроприации прекрасного не пропала у нацистов даже после коренного перелома в войне. Во время отступления немцы умудрялись отправлять в Германию целые вагоны награбленного. Но после того, как боевые действия переместились на земли рейха, нацисты начали прятать украденные шедевры.

Золото Трои. 5-8 Серии. Фантастический Фильм. Лучшие Сериалы

«При отступлении из Кенигсберга нацисты так спрятали Янтарную комнату, что ее до сих пор не могут найти. По предположению историков, она, возможно, находится под развалинами королевского замка. Но это только гипотеза», — сказал писатель, историк Александр Черемин.

Читайте также:
Можно ли носить золото в исламе мужчинам

Операция «Удар грома»

В феврале 1945 года союзная авиация разбомбила Дрезден. В результате операции под кодовым названием «Удар грома» от древнего саксонского города не осталось камня на камне. Несколько снарядов попали в архитектурный комплекс Цвингер, где хранились шедевры дрезденской картинной галереи — работы Рембрандта, Тициана и Рафаэля.

«Машина, которая перевозила более 150 картин, сгорела при бомбежке. Что стало с другими предметами, неизвестно. Группу, которая разыскивала ценные предметы, возглавил Леонид Наумович Рабинович. В прошлом он был знаменитым художником и очень хорошо знал, что находится в дрезденской галерее», — отметил Дмитрий Колыхалов.

Леонид Рабинович начал собственное расследование. Он опросил местных жителей и нашел одну из бывших смотрительниц картинной галереи. Женщина рассказала, что шедевры могут быть спрятаны в Академии изобразительных искусств Дрездена.

«В подземном тоннеле академии за фальшивыми стенами было найдено помещение, в котором висела карта. Специалисты сравнили ее с военной топографической картой. Привлек внимание литер «П.Л.», который располагался недалеко от чешской границы»» — пояснил Александр Черемин.

«Сикстинская Мадонна»

Как показала дешифровка, секретными литерами нацисты обозначили небольшой шахтерский поселок Покау, вблизи которого находилась шахта с разветвленной системой штолен.

В одном из тоннелей солдаты под командованием лейтенанта Рабиновича обнаружили спрятанные картины, а рядом с ними — ящики с тротилом. Нацисты были готовы уничтожить бесценные шедевры, чтобы не отдавать их врагу.

«Всего оттуда было извлечено более 350 картин — это работы Тициана, Боттичелли, Дюрера. 9 мая 1945 года случился настоящий сюрприз — нашли ящик с «Сикстинской Мадонной». Из воспоминаний: когда вскрыли ящик, наступила гробовая тишина, и люди потихонечку все сняли шапки», — отметил Андрей Шевченко.

Выставка утраченных полотен в Пушкинском музее

После многодневного пребывания в холодной и сырой шахте полотна находились в плачевном состоянии, поэтому картины решили отправить на реставрацию в Москву. Восстановление длилось десять лет.

«После окончания реставрации в Пушкинском музее открылась гигантская выставка. Очереди были большие. А вот достать билеты было уже практически невозможно. И сделали музей входным аж до полуночи. И это не спасало.

Все равно очередь не иссякала», — рассказал Андрей Шевченко.

После закрытия экспозиции советские власти решили безвозмездно передать отреставрированные шедевры дрезденской галерее в ГДР.

«Советский Союз являлся страной, потерявшей много культурных ценностей в ходе немецкой оккупации, поэтому изъятые из немецких галерей картины восполнили культурный фонд СССР. Часть германских произведений искусства была отреставрирована советскими специалистами и возвращена обратно на родину», — сказал Дмитрий Колыхалов.

Золото Трои

Но широкий жест Советского Союза в Европе не оценили. Ответных шагов по возвращению похищенных произведений искусства в СССР не последовало. Более того, Германия требует от России вернуть так называемое золото Трои или клад Приама, который немецкий археолог Генрих Шлиман нашел при раскопках античного города.

Читайте также:
Использование золота как мировых денег

«Им было при раскопках поднято более десяти тысяч артефактов изумительной формы. При этом Шлиман скрыл от правительства Турции свои находки, и тайно вывез их в Германию», — сказал Александр Черемин.

Перед капитуляцией Германии немцы спрятали золото Трои под одной из башен на территории берлинского зоопарка. О местонахождении клада Приама советской комендатуре рассказал профессор Вильгельм Унферцагт. Сокровища вывезли в СССР. Но эту информацию советское руководство предпочитало хранит в тайне.

«Одну часть коллекции разместили в хранилище Музея изобразительных искусств имени Пушкина, а другую часть коллекции — в Эрмитаже. Но никто об этом за рубежом не знал. И только с падением Советского Союза были оглашены сведения о том, что золото Трои находится в России», — отметил Александр Черемин.

Вот уже несколько десятилетий Германия требует от России вернуть клад Приама. Этого же требуют от Москвы и власти Турции, которые утверждают, что Шлиман просто выкрал сокровища. Таким образом, даже спустя тысячелетия исчезнувшая Троя продолжает оставаться причиной международных споров.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!

Источник: ren.tv

Трижды найденная Троя

Проектом «Шлиман. Троя рядом» ГМИИ отмечает 200-летие со дня рождения немецкого археолога-авантюриста Генриха Шлимана (1822–1890) и 150-летие его сенсационной находки «Золота Трои» — драгоценного «Клада Приама», раскопанного в 1873 году в недрах холма Гиссарлык в Турции. И пусть эти сокровища, найденные по тексту «Илиады», не имеют никакого отношения к гомеровской Трое (они оказались старше ее на тысячу лет), а методы поисков — по нынешним меркам просто преступление, личность Генриха Шлимана и его открытия по-прежнему вдохновляют.

Выйти из полноэкранного режима

«Золото Трои» стало венцом археологической карьеры Генриха Шлимана

Развернуть на весь экран

«Золото Трои» стало венцом археологической карьеры Генриха Шлимана

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Стоит напомнить, что «Клад Приама», в свое время переданный Шлиманом в дар Берлину, но считавшийся пропавшим в ходе Второй мировой войны, в 1993 году «обнаружился» в России. Его вывезли из Германии в 1945 году в качестве трофея и без малого пятьдесят лет тщательно скрывали. В 1996 году выставка «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» в ГМИИ, на которой впервые за полвека показали 259 предметов — золотые украшения и разного рода утварь, стала мировой сенсацией. Разумеется, германская сторона приложила немало усилий, чтобы вернуть «Золото Трои», но всякий раз в отношении этого трофея получала решительный отказ: дескать, сокровища вывезли законно, после их добровольной передачи в мае 1945 года советской комендатуре. В итоге «Золоту Трои» Пушкинский музей уже давно отвел отдельный зал №3 в постоянной экспозиции, где предметы помещены в пуленепробиваемые витрины — пожалуй, это самая ценная часть собрания древностей.

Читайте также:
Что проку в золоте когда душа мертва

Этот зал и стал сердцевиной проекта «Шлиман. Троя рядом», притом что в нем мало что изменилось: добавили интерактивную панель, посвященную археологу, и после обследования и реставрации вернули в экспозицию топоры-молоты из полудрагоценных камней. В их подлинности сомневались недруги Шлимана, а их было немало. Исследователи из ГМИИ теперь отвечают скептикам: на втулках двух «сомнительных» топоров, которые Шлиман якобы мог заказать турецким резчикам, с помощью специальных приборов обнаружили следы позолоты, однозначно указывающей на их древнее происхождение.

Сердцевиной проекта зал №3 стал еще и потому, что к нему ведут три новых маршрута по постоянной экспозиции: аудиогиды к ним доступны на сайте проекта https://schlieman.pushkinmuseum.apt. Там много и другой информации о Шлимане, поданной весьма затейливо.

Особенность маршрутов в том, что включенные в них музейные экспонаты могут напрямую и не относиться к теме выставки и ее главному герою, но зато они создают фон для повествования. Маршрут, посвященный биографии Шлимана, понятно, пролегает через Греческий дворик (в него предлагается зайти даже дважды), ведь поисками Трои он, по его признанию, озадачился еще в детстве, когда во «Всемирной истории для детей» наткнулся на гравюру «Разрушение Трои».

Однако, повзрослев, Шлиман стал торговцем — самое время заглянуть в зал фламандской живописи, подойти к картине «На рынке» Иохима Бейкелара: хоть она и изображает торгующих крестьян XVI века, зато виден их азарт, торгашеская хватка. Этими качествами точно обладал и Шлиман, кем только себя не попробовавший, пока дела не привели его в Россию, причем в «нужное время»: во время Крымской войны. Разбогатев, даже стал российским подданным, купцом первой гильдии, женился на дочери почетного гражданина Петербурга Екатерине Лыжиной. Но как только понял, что есть дела поинтереснее торговли, развелся, несмотря на троих общих детей, и уехал из России.

К следующей избраннице Шлиман, уже побывавший в Греции и твердо решивший ради поисков Трои бросить коммерцию, предъявил особые требования — знание греческого языка и поэм Гомера. Такая девушка нашлась. 17-летнюю Софию Энгастромену так увлек 47-летний чудак-богач, что позже она участвовала в раскопках и, похоже, сполна разделила страсть мужа — даже своих детей они назвали Андромахой и Агамемноном, как персонажей Троянской войны.

Без фотографии Софии в золотой диадеме, серьгах и бусах из «Клада Приама» до сих пор не обходится ни одна выставка о «Золоте Трои»: Шлиман был уверен, что эти украшения принадлежали самой Елене Прекрасной, из-за похищения которой и началась Троянская война.

Самим раскопкам посвящены маршруты «Илиада» и «Археология». Они тоже выстроены вокруг вольных ассоциаций, связывающих биографию Шлимана, искавшего Трою с томиком гомеровской «Илиады» в руках. Археолога-любителя не подвело чутье: Шлиман копал довольно близко от тех мест, где позже раскопали древности, относящиеся к периоду Троянской войны. Однако страсть, с которой он подошел к делу, и его уверенность в том, что Троя должна находиться в самом основании холма Гиссарлык, привели к тому, что, добравшись до заветных сокровищ, Шлиман уничтожил несколько археологических слоев, включая тот самый, «троянский». «Трою разрушили не ахейцы, а Шлиман»,— с конца прошлого века шутят археологи.

Читайте также:
1 место это золото

Понятно, истории перемещения этих сокровищ в Москву нынешняя выставка не касается. Зато на ней есть экспонаты, указывающие на то, что с немецким археологом был знаком Иван Цветаев, основатель музея, и, возможно, у него были планы относительно шлимановских находок. В «Кабинете директора» выставлено английское издание книги Шлимана «Илион. Город и страна троянцев» — подробнейший рассказ о том, как он искал и нашел Трою: судя по наклейке, книга была подарена автором. А на стене висит заказанный Цветаевым портрет археолога.

  • Газета «Коммерсантъ» №30 от 17.02.2023, стр. 11
  • Все о выставках подписаться отписаться
  • Выставки и музеи подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Древняя Троя и раскопки Г. Шлимана

Коллекция из 259 предметов, часто называемая «Золото Трои» или «Сокровище Приама», хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945 года. Ее составляют предметы, происходящие из кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1872–1890 гг. Это различные украшения, сосуды, антропоморфные фигурки, топоры-молотки, изделия из горного хрусталя и т.д.

Из семнадцати кладов, с 1881 года хранившихся в Берлине, в Москву попали предметы из тринадцати – те, что в 1939 году были отнесены немецкими специалистами к категории «невосполнимых» – преимущественно изделия из драгоценных металлов и камня. Другие вещи из тех же кладов, главным образом изготовленные из бронзы и глины, находятся в Государственном Эрмитаже.

В зале экспонируются изделия из кладов А, B, D, E, F, Ha, Hb, J, K, L, N, O, R, а также отдельные находки.

Клад «А» – самый большой и наиболее интересный, включал 183 предмета, из которых в ГМИИ хранится 101 экспонат. В него входило 19 сосудов из золота и серебра, в одном из них были найдены две золотых диадемы, налобная лента, серьги в форме корзиночек, височные кольца, браслеты, шейные гривны, а также многочисленные золотые бусинки и подвески.

Две диадемы – Большая и Малая, состоящие из сотен мельчайших деталей, принадлежат к самым замечательным памятникам древнего искусства (витрины 8, 9). Большим изяществом отличаются серьги с корпусом в виде корзиночки, к которой на цепочках прикреплены подвески, напоминающие «идолов» (витрина 7). Низки бус состоят из золотых бусин и подвесок самой разной формы (витрина 7). К сожалению, неизвестно, как выглядели эти украшения в древности. Они нанизаны произвольно еще при Г. Шлимане и скреплены на концах красными сургучными печатями с оттиском латинской буквы S. Возможно, это печать самого Шлимана, но не исключено, что она принадлежала Хуберту Шмидту, автору первого каталога коллекции.

Читайте также:
Сделать золото из свинца в домашних условиях с помощью алхимии

Среди сосудов, найденных в кладе «А», выделяются так называемые антропоморфные, выкованные из цельных кусков тонкого серебра, со съемными крышечками-«головками» (витрина 1). Через вертикальные отверстия на ушках колпачков и ручках сосудов продевались шнуры, закреплявшие крышки. Скорее всего, в них хранили ароматические масла и благовония.

Для этих же целей мог предназначаться и шаровидный золотой сосуд с коротким узким горлом (витрина 6). На его поверхности местами можно разглядеть следы трех ярусов вертикально вытянутых ромбов. Предположительно, это отпечатки несохранившейся сетки из органического материала, в которой сосуд, не имевший основания, подвешивался.

К самым замечательным памятникам относится уникальный золотой ладьевидный сосуд, с двумя носиками-сливами, иногда называемый «соусником» (витрина 14). Известны отдельные сосуды из металла и фрагменты керамических изделий близких очертаний, однако точных аналогий «соуснику» нет. Вероятнее всего, сосуд предназначался для ритуальных церемоний и, как антропоморфные сосуды, имеющие следы ремонта, использовался долгое время; возможно, именно тогда один из его носиков-сливов был не очень аккуратно раскован.

Из пяти браслетов выделяется один, из клада F (витрина 4). Его широкая пластина украшена рядами спиралевидного орнамента и розетками. Орнаменты по характеру исполнения напоминают декор головки золотой булавки, украшенной шестью миниатюрными двуручными сосудиками (клад О; витрина 4). Каждый сосудик-амфора выполнен из семи элементов, спаянных между собой.

Особое место среди троянских кладов принадлежит кладу L, найденному Шлиманом незадолго до смерти, в 1890 году. Он включал четыре ритуальных топора-молотка (витрина 15) и разнообразные предметы из горного хрусталя, в том числе 6 наверший жезлов или рукояток мечей, а также пластины округлой формы, так называемые «линзы» (витрина 16). На некоторых «линзах» есть следы окислов железа и бронзы, поэтому ряд исследователей видит в них накладки бронзового пояса или шкатулки; другие полагают, что «линзы» служили игральными фишками. Наконец, большая круглая линза могла использоваться как увеличительное стекло, она дает примерно двукратное увеличение.

Исключительную важность представляют топоры-молоты – один из лазурита и три из нефрита и жадеита. Сам Генрих Шлиман ценил их выше всего найденного им в Трое. Верхняя часть топоров орнаментирована рядами шишечек и рельефных валиков, имитирующих декор металлических изделий. На шишечках двух топоров обнаружены следы позолоты.

Тщательная полировка поверхности, скругленные лезвия, следы золочения, а также сам материал указывают на парадный характер этих топоров, по всей вероятности, изготовленных в самой Трое. Близкие по форме топоры хорошо известны в середине – второй половине III тысячелетия до н.э., но троянские превосходят их и по уровню обработки камня, и по манере орнаментации.

Источник: www.pushkinmuseum.art

Рейтинг
Загрузка ...