Алхимические символы были созданы для обозначения химических элементов, различных процессов (реакций), стихий, а также других объектов. Изучать их весьма занимательно, тем более что многие сохранились до наших дней и весьма успешно функционируют.
Основные символы
Алхимических знаков было более тысячи, причем некоторые элементы обозначались по-разному. А бывало такое, что одним или похожим знаком обозначали разные вещества. Все знаки записывались от руки, поэтому существуют разные варианты написания.
Алхимики выделяли три основные субстанции: земля, вода, воздух, огонь. Обозначали их треугольниками.
Парацельс выделял три основных символа: соль (Солнце, материя), ртуть (Меркурий, жидкость) и сера (Сульфур, дух жизни).
Для современно человека связь этих элементов довольно сомнительная. Но у людей средневековья были свои ценности и представления о мире.
Основные металлы в алхимии связывают с планетами. Планета управляет определенным элементом.
Надо заметить, что Солнце тогда тоже причисляли к планетам, а о существовании Урана, Нептуна и Плутона не подозревали, поэтому этим трем планетам не соответствует никакой металл. Правда, современны алхимики (и такие есть) не растерялись, и присвоили им открытые в 20 веке элементы с соответствующими названиями (уран, нептуний, плутоний).
ХОРОШИЙ ФИЛЬМ ПРО МИСТИКУ И АЛХИМИЮ — Эликсир жизни — Русские сериалы новинки HD 1080p
Современное изображение стихий как искусство
Только на первый взгляд все эти взаимосвязи кажутся случайными. На самом деле у каждой есть своя история появления. Так древние греки считали, что богиня Венера появилась из пены на берегу Кипра. А там были богатые месторождения меди. И символ Венеры, перекочевавший в средневековье, стал ассоциироваться с медью.
Само же обозначение зеркала Венеры (по одной из версий) известно еще со времен Древнего Египта, и было символом жизни.
Знак Марса ассоциируется со щитом и мечом (копьем) бога войны, который в свою очередь всегда был связан с железом (из него ковали оружие).
Что интересно, великий Карл Линней первый начал использовать знаки Венеры и Марса для обозначения пола растений в середине 18 века.
Одна из версий происхождения символа Юпитера – объединение молнии и креста, причем молния постепенно преобразовалась в скипетр. Юпитер можно наблюдать на небе невооруженным глазом, что и делали наши предки. Его связывали с могучим верховным богом разные народы, поэтому обозначения могут иметь и другой смысл.
Основой для обозначения Нептуна стал трезубец, а для Плутона придумали знак, похожий на трезубец, но на место среднего острия поместили круг.
Изучая символы, наткнулась на историю о том, как придумали имя Плутону. Оказывается, имя предложила девочка Венеция Берни, которая интересовалась мифологией. Узнав от дедушки, что новой планете ищут название, она посчитала, что для такого холодного и отдаленного объекта вполне подойдет имя древнеримского бога подземного царства.
Многие символы придумывали специально, используя сочетание уже известных. Английский алхимик и математик Джон Ди разработал систему обозначений, которая называется – иероглифическая монада. Она включает в себя ряд глифов – единиц графики для обозначения тех или иных процессов, элементов. Пример глифов – астрологические знаки. Глифом может быть буква или часть буквы, знак пунктуации, пиктограмма.
МИФЫ ОБ АЛХИМИИ, В КОТОРЫЕ МЫ ВЕРИМ
В 1803 году Джон Дальтон предложил систематизировать обозначения химических элементов, потому что ученые уже просто не могли терпеть эту путаницу. Обозначения Дальтона вполне понятные, но они не прижились и были заменены на первые буквы названия каждого элемента.
Источник: dzen.ru
Словарик алхимика
АЭШ МЕЗАРЕФ: «Очищающее пламя.» Алхимический труд собраный Кнорром Фон Розенротом и изложенный вThe Kabalah Denudata.
АЛХИМИЧЕСКИЙ БРАК: Конечная стадия Великого Делания. Происходит между Королем и Королевой
АЛЬБЕДО: Форма материи имеющая безупречное совершенство которое она не теряет.
АЛЬКАХЕСТ: Тайное пламя. Растворитель.
АЛЕМБРОТ: Философская соль. Соль искусства. Часть природы металлов.
СМЕСЬ: Союз огня и воды, мужского и женского.
АЛЬХОФ: Состояние элемента земли лишенное формы. Душа Земли.
АМАЛЬГАММА: Лекарство металлов в плавлении.
АМРИТА: Первая трансформированная материя, вещество.
АН: Отец или Сера.
АНИМА: Женское начало в мужчине. Сокрытая личность.
АНИМУС: Мужское начало в женщине.
ЭНСИР: Сын, или Меркурий.
ЭНСИРАРТО: Святой Дух или Соль.
СУРЬМА: Вещество которое в определенных дозах может быть лекарством и ядом.
Это вещество имеет все свойства металла, но в некоторых условиях ведет себя как неметалл. Получают извлечением из природного сульфида Стибнита путем нагревания в присутствии железа. (Различают четыре формы: серый металл, черная сажа, и нестабильное взрывоопасное «желтое серебро».)
АПР: Пудра или ясень.
АКВА ПЕРМАНЕНС: «Нетронутая или Сдержанная Вода.» Меркурий философов. Солнце и Луна растворенные и объединенные.
АКВА ВИТЭ: Алкоголь. Женские выделения.
АКВА ФИЛОСОФОРУМ: «Орел философии.» Меркурий металлов характеризуется как «металл с природой близкой к первомамтерии.»
АРХАЙЭС: Скрытая сущность первоматерии которую из нее извлекают.
АРГЕНТ ВИВЕ: «Тайное пламя» Меркурий философов; так называемое «Живое серебро» — универсальный растворитель металлов.
МЯГЧЕНИЕ: Делать тоньше
АУР: Сияние, свет.
АЗОТ: Универсальный принцип медицины с которым связаны все вещи, содержится во всем целебном. Названия меркурия в каком либо металлическом теле. Дух Жизни. Квинтесенция. Дух Воды.
АУРУМ АЛЬБУМ: Белое золото.
БЕТЮЛИС: Неживой камень содержищий в себе Дух.
БАЛЬЗАМ ВИТЭ (Бальзам): Собирает природное тепло огромную влажность.В мистической алхимии это символ милосердия, любви, перевоплощения.
ВАСИЛИСК: Чудище с телом дракона, головой змеи, клювом петуха. Символ конфликтирующей двойственности природы и Элементов.
БУЛАВА: Андрогин, гермофродит. Двойственность природы.
ЧАША ВЕНЕРЫ: Вагина.
Алхимические знаки, символы, элементы
Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит к греческому chemeia от арабского cheo (лью, отливаю), что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование происхождения слова «Алхимия» – от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.
Гермес Трисмегист
Сплендор Солис, 1535
Алхимический манускрипт
Бог Тот
Барельеф
гробницы Хоремхеба
Гермес Трисмегист
Hermes Trismegistus
Средневековая рукопись
Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов.
Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т.д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира (от араб. аль-иксир – философский камень). Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы.
Уроборос из книги «Философский камень»
Символ уробороса
Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый».
Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения. Существовали греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии.
Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый – квинтесенцию.
Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.
Металлы в алхимии. Важнейшие алхимические элементы и знаки.
Триада алхимиков – сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. То есть человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера – Дух, Ртуть – Душа, Соль – тело.
Таким образом и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов – тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.
Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества.
Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) – змея пожирающего свой хвост – символа Вечности и всей алхимической Работы.
Алхимия, особенно западная, органически вплетена в систему естественно-научных знаний и представлений средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке алхимии, и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность «трансмутации» металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 веке, ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 – началу 19 веков привела к становлению химии как науки. Искусственное получение золота или серебра было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка алхимии – идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости – едва ли может быть названа ложной.
В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире (таковы алхимические стихи классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.).
Кроме того, деятельность алхимика – ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией.
Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада темных и средних веков.
Электронные репродукции картин и других графических произведений мастеров изобразительного искусства на сайте sigils.ru предназначены для ознакомления в информационных, образовательных, учебных и культурных целях.
О политике конфиденциальности. На этом сайте отключены комментарии, форма авторизации и мы не собираем данные о cookie-файлах посетителей. Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Если Вы являетесь правообладателем на публикацию какого-либо текста (или изображения) и против его размещения, пожалуйста, свяжитесь с нами для заключения договора на публикацию или удаления контента, контакты
Источник: sigils.ru