Золото в иконах что значит

До XVI века даже неграмотные люди умели «прочитывать» иконы, и одна икона порой заменяла десятки проповедей.

Снизу вверх

Иконы следует читать снизу вверх, как бы поднимаясь от земного мира к горнему. Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба — таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно. В древних иконах даже доска рамы играет роль, это — граница между нашим миром и миром, представленным в иконе — духовным. В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу — тоже символичное растение.
Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом — чаще всего красным. Эта граница называется «лузга» (как тонкая пленочка в семечках, которые «лузгают»), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход — дался кровью…

Презентация онлайн курса — творëное золото приготовление и применение. Мастер-класс по иконописи.

Внимание к фону

Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное — говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так. В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий. Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы. Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый.

Эти два цвета — самые «высокие» в византийской традиции. Белый цвет — цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю. Золотой цвет — цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью. С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа.
На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов. Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни; блаженную Ксению — на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище. Есть известная икона Иоанна Шанхайского, на ней изображена мостовая и такси — то, среди чего жил этот святой.

Символические цвета

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

Сайту требуется оплата, собираем посильную помощь ПОЖЕРТВОВАТЬ

ПОПУЛЯРНОЕ

  • 7 секретов счастья от афонских старцев
  • Верба — зачем освящать вербу?
  • Агапия, Ирина и Хиония. Мученицы. Житие
  • Зачем перечитывать Библию?
  • Адам Ветхий. Житие
  • Боговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?
  • Православное воспитание детей. Тайна воспитания
  • Причастие. Почему не допускают к Причастию?
  • Протестантам об иконах
  • Милостыня — как правильно совершать милостыню?
  • Церковные суеверия. Как искажается христианство
  • Как приобретается порча и беснование в современном мире
  • Молитва — почему молитва бывает «не услышана» ?
  • В сети появились фейковые страницы «Дышу Православием»
  • 50 советов от Феофана Затворника
  • В чем смысл Петрова поста?
  • Смирение — 20 советов для смирения
  • Наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?
  • Курение — Святые отцы о курении
  • Самоуважение — христианское самоуважение
  • Любовь и справедливость
  • Свобода — что такое христианская свобода?
  • Агапит Печерский, преподобный, врач безмездный. Житие
  • Сквернословие или православный взгляд на мат
  • Агав, апостол от 70-ти, священномученик . Житие
Читайте также:
А багрец и золото одетые леса кто автор

Наши друзья

Что означают разные цвета на иконах ?

Опубликовано: 07.05.2015 by Анатолий Баданов

Ваши вопросы, золочение иконы, подложки под твореное золото, какое золото выбрать, написание иконы

32GZZ_loEL0

Традиционно иконы сияют золотом и яркими красками. У каждого цвета своё место, своё особое значение:

ЗОЛОТОЙ в системе христианской символики занимает особое место. Золото принесли волхвы родившемуся Спасителю, ковчег Завета древнего Израиля был украшен золотом, спасение и преображение человеческой души также сравнивается с ним. Как самый драгоценный материал на земле, золото служит выражением наиболее ценного в мире духа. Им украшают фон, нимбы святых, сияние вокруг фигуры Христа, одежды Спасителя, Богородицы и ангелов — всё это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей. Золото было всегда дорогим материалом, поэтому часто заменялось другими, семантически близкими цветами: красным, зелёным, жёлтым, охристым.

Почему именно золото? Потому что оно является символом негаснущего сияния, к тому же у молящегося христианина не должно быть никаких ненужных или отвлекающих ассоциаций, как, например, при взгляде на чёрный, зелёный, оранжевый или фиолетовый.

ЗЕЛЁНЫЙ символизирует вечную жизнь и цветение, считается цветом Святого Духа. Он природный и живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зелёным писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь — в сценах Рождества.

ЖЁЛТЫЙ фон наиболее близкий по спектру к золотому, является часто заменой либо напоминанием о нём.

КОРИЧНЕВЫЙ — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

БЕЛЫЙ цвет и свет одновременно. Он символизирует чистоту, святость, непорочность, причастность божественному миру. Белым цветом пишутся одежды Христа, например, в композиции «Преображение». «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.» (Мк. 9:3).

ЧЁРНЫЙ — Белому противостоит черный, не имеющий света и поглощающий все цвета. Чёрный, как и белый, употребляется в иконописи редко, потому что символизирует ад, максимальную удалённость от Бога — источника света. Ад в иконе изображается обычно в виде чёрной зияющей пропасти, бездны, которая разверзается под ногами Воскресшего Христа, стоящего на поломанных вратах. Это хорошо видно на иконе «Воскресение»/»Сошествие во ад».

В композиции «Распятие» под Голгофским крестом обнажается чёрная дыра, здесь видна голова Адама — первого согрешившего человека. Христос же принял все грехи рода человеческого на Себя «смертию смерть поправ», безгрешный, воскрес «…дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». (1Петр. 2:9).

КРАСНЫЙ — делает иконы весьма выразительными, символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих. В русском языке слово «красный» означает «красивый», поэтому красный фон также ассоциировался с нетленной красотой Горнего Иерусалима. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии.

Читайте также:
Как пополнить золото в World of Tanks blitz с карты

Именно поэтому он стал символом Воскресения — победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников, им сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писался фон в знак торжества вечной жизни.

СИНИЙ и ГОЛУБОЙ — цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Голубой считался цветом Пресвятой Богородицы — чистый, небесный, непорочный. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Красный и синий часто выступают вместе, их сочетание являет собой природу Спасителя, земную, человеческую, небесную и Божественную. Здесь тайна Боговоплощения, тайна соединения двух миров: тварного и нетварного, ибо Он есть совершенный Бог и совершенный Человек. Цвета одежд Божией Матери те же — красный и синий, но расположены в другом порядке: Небесное и земное в Ней рассматриваются иначе. Если Христос — Первичный Бог, ставший человеком, то она земная женщина, родившая Бога.

Стоит заметить, что в иконописи никогда не использовался СЕРЫЙ цвет. Смешав в себе чёрное и белое, добро и зло, он становился цветом неясности, пустоты, небытия.

Цвет в иконе неразрывно связан со светом. При написании лика, идут от тёмного к светлому. Сначала кладут санкирь (тёмный оливковый цвет), производят вохрение (накладывание охр от тёмной к светлой), затем производится подрумянка и в последнюю очередь пишутся пробела (белильные движки).

Постепенное высветление лика показывает действие божественного света, преображающего личность человека. Особенно свет струится из глаз, озаряя весь лик святого. Свет в иконе выражен и через нимбы и через золотой фон. Говорят, икона «умирает», когда в ней исчезает внутренний свет.

Иконы — это богословие и откровение Божие на языке линий и красок. Они вещают людям о существовании и непосредственном присутствии Небесных сил. Силой своей неземной красоты, ведут к познанию Бога, являются источником благодати и устремляют к изображённым ликам благочестивые, молитвенные мысли. Через иконы люди способны общаться с Господом, Матерью Его Пречистой, ангелами, святыми угодниками, просить о ниспослании благодати, молиться за близких и родных, исцеляться от недугов, избавляться от грехов и искушений.

Паломник Волгограда

Источник: dishupravoslaviem.ru

В ризах образа: как иконы наряжают в народное «золото»

Семья мастеров из Почепа сохранила старинный способ народного украшения икон: почти полвека три поколения Суховых занимаются изготовлением нарядных окладов из фольги. О редком промысле рассказывает Мария Сухова — в недавнем прошлом брянский журналист, сегодня полностью посвятивший себя семейному делу.

В ризах образа: как иконы наряжают в народное «золото»

Фольгоуборщица — так называется профессия Маши в научной литературе. Предположительно, в конце 19 века недорогие иконы, в том числе печатные, начали украшать фольгой — металлическими листами в толщину бумаги. Изначально они были медными или оловянными, золочёными, серебрёными или покрытыми цветным лаком. Икона с окладом из фольги стоила недорого, а выглядела красиво, поэтому была очень популярна в народе.

Делали такие оклады при монастырях. Известно, что на Курской Коренной ярмарке в 1863 году «пониже мыльного ряда» имелся «…целый ряд икон, украшенных фольгою, — изделия монахинь севского, борисовского, курского и других окрестных женских монастырей». В одном только Борисовском Тихвинском монастыре на рубеже 19–20 веков около 300 монахинь занимались обряжением икон.

Читайте также:
Etf золото что это

Образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, оформленный для церкви в селе Чопово Почепского района

— Моя прабабушка Ксения была очень верующим человеком. Дома, в красном углу, всегда в идеальном порядке висели старинные образа, украшенные нарядными окладами, — рассказывает Мария. — Когда прабабушки не стало, часть икон передали в храмы, часть решили оставить в семье. Многие киоты от времени обветшали, а оклады покрылись паутиной и копотью.

Бабушка Любовь Михайловна решилась открыть рамы, чтобы привести всё в порядок. Где-то хватило простой чистки, где-то пришлось, по сути, создавать новый оклад. Так бабушка, педагог по образованию, самостоятельно, во многом интуитивно, освоила мастерство обряжения икон.

Конечно, без помощи в этом непростом деле было не обойтись. Ремонт и изготовление деревянных киотов взял на себя дедушка Павел Михайлович, который всегда и во всём поддерживал супругу, а Любовь Михайловна сосредоточилась на тонкой, требующей огромного терпения работе с фольгой. Сначала они обновили семейные реликвии, потом иконы начали приносить родственники, друзья и знакомые. Кто-то просил почистить старый оклад, кто-то оформить новые иконы — детям на брак, в подарок ко дню рождения и так далее.

Не всё золото

Мария рассказывает, что в 90-х годах в Почепе работали три фольгоуборщика. При этом передать своё мастерство, оставить последователей смогла только Любовь Михайловна Сухова. Для неё было очень важно, чтобы дело продолжало жить. Потому она не только обучала своих детей и внуков, но и охотно делилась опытом с чужими людьми.

Образ священномучеников Фрола, Лавра и Власия, оформленный для Воскресенского собора города Почепа

— Мне было лет шесть, когда бабушка впервые доверила вырезать листочки из фольги для оклада. Было очень страшно испортить. Не верилось, что моя работа украсит икону. Но бабушка поддержала и действительно приклеила те листочки в раму. Это доверие во многом определило мою дальнейшую жизнь, помогло сформироваться характеру.

Так же терпеливо и внимательно Любовь Михайловна учила других людей. Помню, как у нас почти неделю жила женщина, кажется, из Унечского района. Она увидела икону с бабушкиным окладом в храме и очень захотела научиться создавать такую же красоту.

— Маша, что самое сложное в вашем деле?

— Думаю, работа со стариной. Несмотря на то что мы не трогаем красочный слой, а занимаемся исключительно окладом, любой старинный образ — это ответственная и во многом непредсказуемая задача. И каждый раз, вынимая грязное стекло из рамы, я до конца гадаю, что нас ждёт.

Самые распространённые спутники времени — пыль, закопчённая паутина, мухи, жуки-древоточцы. Последние, правда, проедая доску с тыльной стороны, как правило, лики оставляют невредимыми. Чудо или химия — не знаю. Но факт.

Что же касается украшений из фольги, здесь нас ждут не только загрязнения, но и коррозия, деформация, надрывы, утраты. Хорошо, если потерян небольшой фрагмент, а не вся одежда, которая закрывала голое дерево на недорогом образе. Эти иконы писали специально «под оклад»: из экономии средств выводили только лики, ноги и руки. В случае потери оклада образ в лучшем случае отправлялся подальше в шкаф. Восстановить утраченное убранство для такой иконы — это буквально вернуть её к жизни.

Фольга — дело тонкое

— Где ваша бабушка искала фольгу для окладов?

— Попадались заметки этнографа Ивана Голышева о том, какая фольга использовалась при создании окладов в конце 19 века: «белая, серебристая, жёлтая, золотистая, малиновая, зелёная, цветная, с вытесненными на ней цветами и травами». Бабушка моя работала с более прозаичным материалом — алюминиевой фольгой, которой закупоривали бутылки с молоком. Она была достаточно прочной, чтобы выдержать обработку, и достаточно гибкой, чтобы принимать и сохранять желаемую форму. Каждый раз, когда у нас заканчивался материал, бабушка говорила: «Видимо, всё…», — но снова и снова чудом находились люди, которые приносили фольгу, и работа продолжалась.

Читайте также:
В чем особенности функционирования мирового рынка золота

— А инструменты?

— Большую часть инструментов дедушка придумал сам. Шестерёнка от часов, вращающаяся на специальном креплении, прокладывает пунктирную линию нужной глубины. Шариком от подшипника с приваренной ручкой можно сделать объёмные гроздья винограда, а с помощью трубочек разного диаметра с заострёнными краями высечь лепестки цветов.

Самые первые оклады представляли собой просто ровный отрезок фольги с нанесённым орнаментом. Позже появились ажурные детали, и в дело пошли резаки — инструменты с деревянной ручкой и лезвием, ножи для карандашей и хирургические скальпели. У меня есть и советский, и современный скальпель, лёгкий, похожий на складной нож.

Кроме того, пользуюсь скульптурными стеками — они хорошо подошли для изображения складок на одежде. Старые стоматологические зонды оказались незаменимыми при наклеивании бисера и бусин. Как видите, инструментом может стать что угодно, даже обрезок трубы, который придаёт элементам выгнутую форму.

— Особый почерк вашей семьи — витиеватые, нарядные орнаменты. Эти узоры что-то означают? Как вы их придумываете?

— Конечно, существуют определённые традиции. К примеру, виноградную лозу чаще можно встретить в оформлении икон Спасителя как отсылку к Евангельским строкам. Мы стараемся учитывать такие моменты. Также обращаем внимание на орнаменты, которые использовал иконописец, чтобы не создавать диссонанс между образом и окладом. В чем-то опираемся на опыт предшественников.

Большую часть узоров, которыми я сейчас пользуюсь, рисовала ещё моя бабушка. Новые подсказывают книги по истории иконописи и орнамента, природа, окружающая действительность, будь то церковные купола или кружево брянских наличников.
Самое главное, все наши оклады — от начала и до конца ручная работа. Нет полностью одинаковых деталей, поэтому есть характер и душа.

Семейное волонтёрство

— Когда-то икона постоянно сопровождала человека: ею благословляли на брак, брали с собой в путь, передавали из поколения в поколение. Сегодня, несмотря на перемены в нашей жизни, как и века назад, многие люди стремятся сохранить старинные семейные образа. В чем главная причина?

— Всё зависит от людей, от семьи. Кто-то бережёт икону как предмет, который был дорог родителям как память о близких, как часть истории рода. Одна женщина принесла образ, почти полностью изъеденный древоточцами, закопанный её родственниками в песке и благодаря этому чудом переживший войну. Кто-то, помимо семейной темы, чувствует в иконе благодать, подходит к ней с искренней верой, раскрывает сердце, высказывает свои просьбы, горести и радости. Сколько всего впитывает образ за свою долгую жизнь… Неслучайно старинные иконы называют намоленными.

— Я знаю, что оформленные вашей семьей иконы есть не только в частных домах, но и в храмах города Почепа и Брянской области, а также в Курской области и Красноярском крае. Как ваша семья начала помогать церквям?

Читайте также:
1 грамм золота сколько манат

— Бабушка ходила на службы в Воскресенский собор, который открылся в 1990 году после долгих лет запустения. Там помогали по силам. Потом перебрались в церковь во имя преподобного Антония Римлянина. Она пустовала несколько десятилетий. Возобновлять работу храма пришлось молодому приезжему священнику — отцу Ростиславу Козаку.

Чтобы украсить пустующий храм, люди несли семейные иконы, которые, конечно, находились в разном состоянии. Работы было много. Дедушка хорошо чувствовал дерево и, помимо рам для икон, сделал на токарном станке большие напольные подсвечники. Такие же потом он выточил для храма Казанской иконы Божией Матери на своей малой родине — в селе Андросово Курской области.

Далее был перевод отца Ростислава в Ильинский храм. И все повторилось.

Материалами иногда помогали местные предприниматели: дерево, стекло, оргалит — это всё в целом выходило недёшево. Но, по большей части, в ход шёл свой материал, закупали что-то на деньги с пенсий. При этом за работу ничего не брали.

Часть убранства Воскресенского собора города Почепа, включая две иконы, оформленные семьёй Суховых

— Расскажите про самую ценную для вас икону, с которой пришлось работать?

— Это икона моей прабабушки «Архангел Гавриил и великомученица Параскева Пятница». Обычно их не изображают вместе, но случается, что для конкретной семьи иконописца просят разместить на доске несколько образов. Сложно было подойти к иконе. «Одежда» из фольги не сохранилась, а под ней не было ничего, кроме ликов и лёгких контуров. Тогда ризы пришлось заказывать у другого мастера, сейчас справляюсь сама. Чтобы научиться этому, брала уроки у профессионального художника Ирины Грабор.

— Что для вас лично в этом ремесле самое большое удовольствие?

— Гармония. Я росла в почепском Воскресенском соборе. Это жемчужина! Проект храма, по одной версии, разработал Ринальди, по другой — Валлен-Деламот. Двухъярусный иконостас выполнен по рисунку Растрелли. Тонкое переплетение яркого барокко и сдержанного классицизма.

Мы ходили туда детьми и впитывали эти формы, узоры, завитки. Учились чувствовать. Знаете, когда видишь на контрасте с этой торжественной красотой что-то поломанное или грязное, хочется навести порядок, восстановить гармонию.

Когда бабушка уходила, я пообещала, что завершу то, что она начала. До сих пор доделываю. Эта работа греет душу. Когда видишь, как люди, стоя у икон, находят утешение, внутренний покой — это очень поддерживает. В нашем мире и так слишком много сложного, страшного, поломанного.

И если есть возможность хоть где-то навести порядок, сделать красиво, я буду продолжать этим заниматься.

Комментарии

Людмила 19.02.2023 19:40:51

Мария, Вы делаете то, что другим не под силу. Спасибо Вам огромное! Я бы хотела к Вам обратиться за помощью, но не знаю, как Вас найти.

Елена Курсакова 25.10.2022 00:16:02

Маша, так неожиданно и радостно! Хорошо найти себя в светлом деле, тем более продолжить дело своей семьи. Как нужны сейчас такие люди, как ты, Машенька, несущие свет, добро, веру, надежду, любовь! Здорово получается у тебя. Продолжай творить и нести прекрасное в мир. Божьей помощи тебе

Валентина Ильина 12.07.2022 13:44:05

Маша, как важно , что в тебе зародилась это назначение. Крайне редко кому это под силу. Ты светлый, чистый человек. С тобой хочется общаться, делиться, довериться. Ты всегда готова прийти на помощь.

Я люблю тебя Маша.

Источник: tema32.ru

Рейтинг
Загрузка ...