Две книги, появившиеся одновременно, в одном и том же издательстве, две книги двух дорогих нам поэтов, но как не похожие одна на другую! Трудно найти два более противоположных поэтических темперамента, чем Андрей Белый и Вячеслав Иванов, хотя сходны во многом те отдаленные цели, к которым они стремятся, и во многом сродны их мировоззрения. Поэзия Белого и поэзия Вяч. Иванова скорее исключают, чем дополняют одна другую, и только нашей «эклектической» эпохе, умеющей молиться всем богам, доступно не только «принять» ту и другую, но и признать обоих поэтов деятелями одной и той же литературной школы.
В Андрее Белом больше лиризма, в Вяч. Иванове больше художника. Творчество Белого ослепительнее: это – вспышки молний, блеск драгоценных камней, разбрасываемых пригоршнями, торжественное зарево багряных закатов. Поэзия Вяч. Иванова светит более тихим, более ровным, более неподвижным светом полного дня, смягчаемым смуглой зеленью окружающих кипарисов.
В Белом есть восторженность первой юности, которой все ново, все в первый раз. С дерзостной беззаветностью бросается он на вековечные тайны мира и духа, на отвесные высоты, закрывшие нам дали, прямо, как бросались до него и гибли тысячи других отважных… В Вяч. Иванове есть умудренность тысячелетий.
Выставка Золото в лазури
Он сознает безнадежность такого геройского вызова, он пытается подступить к тем же тайнам окольным путем, по новой тропе, с той стороны, где твердыня менее поражает взор, по доступнее. Девять раз из десяти Вяч.
Иванов достигает большего, девять раз из десяти попытки Белого кончаются жалким срывом, – но иногда он неожиданно торжествует, и тогда его взору открываются горизонты, до него не виденные никем. Белый слишком безрассудно смел, чтобы не терпеть неудач – до жалких и смешных падений. Вяч.
Иванов, может быть, слишком осторожен, чтобы раскрыть пред нами всю мощь, на какую он способен, но он всегда победитель в той борьбе, которую принимает. Вяч. Иванов в хмеле вдохновения остается господином вызванных им стихийных сил, мудрым Просперо своего острова, Белый – как былинка в вихре своего творчества, которое то взметает его в небеса, то бьет в дорожную пыль, жалко волочит по земле.
И Белый и Вяч. Иванов ищут новых способов выразительности. Белый, с своей необузданностью, порывает резко с обычными приемами стихотворчества, смешивает все размеры, пишет стих в одно слово, упивается еще не испробованными рифмами. Вяч.
Иванов старается найти новое в старом, вводит в русский язык размеры, почерпнутые из греческих трагиков или у Катулла, лишним добавленным слогом дает новый напев знакомому складу, возвращается к полузабытым звукам пушкинской лиры. Язык Белого – яркая, но случайная амальгама: в нем своеобразно сталкиваются самые «тривиальные» слова с утонченнейшими выражениями, огненные эпитеты и дерзкие метафоры с бессильными прозаизмами; это – златотканая царская порфира в безобразных заплатах.
Язык Вяч. Иванова – светлая, жреческая риза его поэзии; это обдуманный, уверенный слог, обогащенный старинно русскими и областными выражениями, с меткими, хотя и необычными эпитетами, со сравнениями, поражающими с первого взгляда, но замышленными глубоко и строго. Белый ждет читателя, который простил бы ему его промахи, который отдался бы вместе с ним безумному водопаду его золотых и огнистых грез, бросился бы в эту вспененную перлами бездну. Читатель Вяч. Иванова должен отнестись к его стихам с вдумчивой серьезностью, высматривать, угадывать их затаенную звучность, должен допрашивать его творчество, должен буравить эти рудые, часто неприветливые, иногда причудливые скалы, зная, что оттуда брызнут серебряные ключи чистой поэзии.
Андрей Белый —Золото в лазури — читает Павел Беседин
Источник: sv-scena.ru
Андрей Белый: Золото в лазури
Андрей Белый (1880-1934) — поэт Серебряного века, писатель, критик, мемуарист, один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма.
«Золото в лазури» — необыкновенный сборник стихотворений, пронизанный тончайшими оттенками реальности, ускользающими деталями и неожиданными сравнениями. Парадоксальное сочетание философского и бытового, реального и абстрактного, неповторимая поэтика, невероятные по силе и глубине символы и образы произведут неизгладимое впечатление на читателя и позволят услышать несмолкаемый Голос Вечности!
Иллюстрации к книге Андрей Белый — Золото в лазури
Рецензии на книгу «Золото в лазури»
- Покупатели
Вы можете стать одним из первых, кто оставил отзыв. Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.
Источник: www.labirint.ru
Золото в лазури о чем
«Золото в лазури»
-сборник стихов отражающий прощание с лучезарными надеждами,такое же прощание переживал тогда А. Блок, отходивший от неясно-светлых ожиданий
В первом поэтическом сборнике А. Белого « Золото в Лазури» солнце- предмет почти языческого поклонения. В нем есть стих «Солнце»,кот посвящено Бальмонту. Также в этом сборнике автор отождествляет солнце с образом Золотого руна.Он преобразует этот древнегречиский в символ в рубеж столетий своего поколения. Нацеленность на будущее пронизывает весь цикл стих-ий «золотое руно».
книге стихов «Пепел». Посвящен сборник памяти Некрасова, стихотворения продуманы в особом порядке и тщательно отобраны. В него не вошли многие стихотворения написанные в период тот же что и стихи из «пепла» и из них Белый составил след. Сборник «Урна» Пепел построен по принципу все большего просветления.
Пространство «пепла» -это система вписанныхдруг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения к «центру». В первом круге самые пустые и страшные просторы России. Тема хаоса-сквозная тема сборника особенно акцентирована в первом разделе. Ествественная реакция человека с хаосом-ужас. Это чувство выражено в образах.
Далее тема деревни, города и просветы.
Сборник «Урна» посвящен Брюсову. Большинство стихотворений носят характер эллегии, хотя в сборники содержатся многие глубоко личные почти дневниковые записи. Урна последнее что создал Белый за драматическое четырехлетие.
Роман «Петербург» многоаспектен. Он написан о взаимосвязи явного и сущего в судьбе человеческой и государственной, написан в жанре ритмической прозы, получил наивысшую оценку. Российские реалии начала 20 века, поджоги, демонстрации, бомбисты- провокаторы, господский и бедняцкий быт даны в сплетении с событиями невероятными, мистическими, с участием образов- оборотней.
Сюжет имеет черты детектива, связан с революцией 1905 года. Сын сенатора Николай Аполлонович Аблеухов, выполняя некогда легкомысленно данное слово,получает от террориста Дудина и лидера-провокатора Липпанченко бомбу с часовым механизмом, чтобы подложить ее отцу, Апполону Аполлоновичу. Сын теряет бомбу, но волей случая, она попадает в пустой кабинет отца и взрывается.
Николай не может доказать свою невиновность. Дудкин сходит с ума и убивает Липпанченко. Душевное потрясение испытывают все персонажи. Кроме того, представляя Аблеуховых,автор откровенно отображает драму своей семьи,где сын был отчужден от родителей,родители-от сына и друг от друга.
Главное в содержании Петербурга- авторское видение значения западных и восточных начал в российской истории, насильственных и мирных путей преобразования жизни, и все это в связи с конфликтом культуры и (городской) цивилизации.
В образе рокового,зло рационального, призрачного, осаждаемого призраками, не по-русски построенного Петербурга обобщен город как таковой. Символ монстра,возникшего из желтых болотных туманов, выступает Медный всадник, чьи копыта уже занесены над бездной. Исчезает Медный всадник — исчезает дух Петра_ исчезнут кошмары.
Петербург А.Белого лишен блеска, очарования, державности, это носитель вредной западной культуры,рассадник кровавого радикализма,воплощение бездушной самодержавно-бюрократической системы, насажденной в России волею Петра. Знаком мертвенной системы выступает сенатор-консерватор. Характер Аблеухова-старшего грозен и смешон одинаково.
Он живой мертвец, автомат государственной машины. Под стать ему и Аблеухов-младший. Согласно философско-историческоей художественной концепции А. Белого, оба Аблеуховых и их окружение- орудия одного и того же «монгольского» дела, нигилистического разрушения без созидания. Цветовая гамма романа соответствует идейному замыслу. Городское пространство исключительно серо.
Соответствует ему и время года, и погода-осень,слякоть. Это царство тумана, он порождает призраки, которые превращаются в людей.
Роман строится на антиномиях революция-эволюция, разрушение-созидание,индивидуальность-толпа. Каждый персонаж романа занят своей «мозговой игрой», но никто из них не доходит до истины. При этом каждая фигура порождает ассоциации, до.смыслы. «красное домино в романе», появившееся неоткуда-знак социальной революции и противостоящая ему Белое домино, символ чаяния истинного мистического преображения мира.
В поэтике «Петербурга» сказался опыт стихотворных лиро-эпических сочинений, в которых наглядно проявляется музыкальная поэтика и которые поддаются исследованию с использованием музыкальной терминологии. Звуковое оформление усиливает пафос романа. В синтезе словесно-логических и музыкальных начал одно из важных достоинств этого произведения.
Нередко шел на нарушение логики в построении фразы, добиваясь нужного звучания. Белый перевернул синтаксис обновил образный строй ввел немало новых слов. Размышляя о судьбе России, А Белый задумал написать трилогию «восток и Запад» первой частью которого стал роман «серебряный голубь», а второй Петербург. третья часть не была написана, отчасти ею можно считать его романную дилогию «москва»(Московский чудак, Москва под ударом). Автор развертывает тему города заявленную в его книге стихов «Пепел».
БИЛЕТ 17
Дата: 2019-05-28, просмотров: 341.
Источник: findout.su