Гипербола — средство художественного изображения, основанное на явном преувеличении.
Литота — средство художественного изображения, основанное на явном преуменьшении.
Гротеск — предельное преувеличение придающее образу фантастический характер. (Градоначальник с фаршированной головой).
Ирония — осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова?)
МетонИмия — вид трОпа, в котором сближаются слова по смежности, обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. («Экий ты бестолковый, братец,» — сказала телефонная трубка.).
Олицетворение — такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать. (О чём ты воешь, ветер ночной?).
ПерифрАз(а) — один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изображательность речи. (Царь зверей (вместо лев)).
ВПР РУССКИЙ 8 КЛАСС ЗАДАНИЕ 9 СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
СинЕкдоха — вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого, целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. («Все флаги в гости будут к нам». «Швед, русский колет, рубит, режет.»)
Сравнение — приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. (Лёд, окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.)
Эпитет — характеризует предмет, подчёркивает его качества, свойства, создаёт образ и выражен прилагательным.
(«Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком»).
Анафора или единоначатие — повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, страф. (Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид.)
АнтитЕза — стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. («Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка Русь!»).
Градация — (постепенность) — стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. («Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым».)
Метафора — скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по средству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
(«Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда».)
Инверсия — перестановка слов; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи.
(«Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням».)
ВСЕ ТРОПЫ ЗА 16 МИНУТ
Лексический повтор — намеренное повторение в тексте одного и того же слова.
(«Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить,
В красной гвардии служить —
Буйну голову сложить!»).
ОксЮморон — сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом, т.е. сочетание слов с противоположным значением (острая глупость).
(Мёртвые души; живой труп; живительная эвтаназия; бесконечный тупик; обыкновенное чудо; мужественная женщина; женственный мальчик).
Парцеляция — (разделение, расчленение на части) — стилистический приём расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова с целью придания речи интонационной экспрессии путём её отрывистого произнесения.
(«Но шла Россия. Шёл литейщик, пахарь,
Боец, подвижник. Тяжко, трудно шёл.
Неодолимо шёл! К социализму!»
«Но горы близко,
И снег на них. Мы время проведём
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою».)
Параллелизм — художественное средство, когда описание природы подчёркивает настроение героя, ход сюжета.
(«Положи меня, как печать, на сердце твоё
И как перстень на руке твоей.»
«Летел сокол по небу,
Гулял молодец по свету.»
«Шесть он зернышек находит,
Семь семян он поднимает».)
Эллипс — (выпадение, опущение) — стилистическая фигура, пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте. («Не тут-то (было) . Море не горит.»)
Риторический вопрос, восклицание, обращения — приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. («А вы, надменные потолки, известной подлостью прославленных отцов. «).
Аллитерация — приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.
(«Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой. «)
Ассонанс — приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.
(«Скучна мне оттепель:
вонь, грязь, весной я болен. «)
Паронимы — близкие по звучанию, но различные по значению слова.
(Геройский — героический;
двойной — двойственный;
действительный — действенный).
Экспрессивная разговорная лексика — слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.
(Грязнуля, крикун, бородач, хвастун, нед отёпа).
Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.
(кривить душой — лицемерить;
бить баклуши — бездельничать;
на скорую руку — быстро).
ТЭГи журнала:
- ЕГЭ по русскому языку,
- Подготовка к ЕГЭ
Источник: ege-legko.livejournal.com
Средства речевой выразительности в русском языке.
Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов.
Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов. По сей день русский язык является одним из наиболее сложных для изучения. Этому способствует огромное количество средств выразительности, которые присутствуют в нашем языке, делают его богатым и многогранным. На сегодняшний день нет чёткой классификации средств выразительности, но всё же можно выделить два условных вида: стилистические фигуры и тропы.
Стилистические фигуры – это речевые обороты, которые использует автор для того, чтобы достигнуть максимальной выразительности, а значит, лучше донести до читателя или слушателя необходимую информацию или смысл, а также придать тексту эмоциональную и художественную окраску. К стилистическим фигурам относятся такие средства выразительности, как антитеза, параллелизм, анафора, градация, инверсия, эпифора и другие.
Тропы – это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. Эти средства художественной выразительности – неотъемлемая часть любого художественного произведения. К тропам относятся метафоры, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии и пр.
Наиболее часто встречающиеся средства выразительности.
Как мы уже говорили, существует очень большое количество средств лексической выразительности в русском языке, поэтому в данной статье рассмотрим те из них, которые чаще всего можно встретить не только в литературных произведениях, но и в повседневной жизни каждого из нас.
- Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – это вид тропа, основой которого является преувеличение. Благодаря использованию гиперболы усиливается значение и производится нужное впечатление на слушателя, собеседника или читателя. Например: море слез; океан любви.
- Метафора (греч. metaphora – перенесение) – одно из важнейших средств речевой выразительности. Этот троп характеризуется переносом характеристик одного предмета, существа или явления на другой. Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются : подмоченная репутация; светящиеся глаза; бурлящие эмоции.
- Эпитет (греч. epitheton – приложение) – это определение, придающее самым обыденным вещам, предметам и явлениям художественный окрас. Примеры эпитетов: лето золотое; струящиеся волосы; волнистый туман.
— речевым оборотом, в котором присутствуют союзы «будто», «словно», «как», «подобно» (Кожа ее рук была грубой, как подошва сапога).
Кроме вышеперечисленных, существуют следующие средства выразительности, которые мы рассмотрим в следующей статье:
- Аллегория
- Анафора
- Градация
- Инверсия
- Аллитерация
- Ассонанс
- Лексический повтор
- Ирония
- Метонимия
- Оксюморон
- Многосоюзие
- Литота
- Сарказм
- Эллипсис
- Эпифора и др.
Источник: www.calc.ru
Лексические средства выразительности речи
В нашей речи и особенно в художественной литературе для более точной передачи мыслей и чувств автора широко используются средства речевой выразительности. Их можно разделить на фонетические, синтаксические и лексические. Наша статья посвящена последним.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Лексические средства выразительности речи
Как видно по названию, речь идет о тех средства выразительности, которые связаны с лексическим значением слов. Это, например, тропы — слова, употребленные в переносном значении. К лексическим относится также лексический повтор, оксюморон, перифраз и другие, связанные не только с самим словом., но и с его окружением. В предлагаемой таблице лексические, фонетические и синтаксические средства выразительности речи даны списком.
Фонетические
Лексические
Синтаксические
Синонимы, антонимы (в том числе контекстные)
паронимы, омонимы;
Аллегория и символ – сложные тропы
Риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения, умолчание)
Рассмотрим некоторые из этих средств выразительности подробнее на языковом и литературном материале.
Тропы в русском языке
Метафора
Метафора — это употребление слова в переносном значении по принципу сходства; ее называют скрытым сравнением. Например, в стихотворении Марины Цветаевой мы читаем «И зелень глаз моих, и нежный голос, и золото волос». Здесь слово «золото» употреблено в переносном значении по принципу сходства по цвету.
В литературе можно встретить развернутые метафоры, когда один и тот же образ раскрывается на протяжении нескольких фраз или даже целого произведения; в пример можно привести стихотворение С. Есенина «Отговорила роща золотая…», построенное на нескольких развернутых метафорах.
Метонимия
Перенос значения по принципу смежности. Например, в обыденном выражении «чайник закипел» употреблена метонимия: чайник не кипит, кипит вода в чайнике.
Синекдоха
Близка к предыдущему средству, иногда ее даже считают частным случаем метонимии. Это употребление в значении части вместо целого или наоборот. Пример использования синекдохи мы встречаем у А. С. Пушкина в поэме «Медный всадник»: «Все флаги в гости будут к нам». Поэт употребил слово «флаги» вместо слова «страны».
Эпитет
Это яркое, красочное, образное определение, которое характеризует понятие или явление. Эпитеты очень часты в поэтической речи. Например, у С. Есенина читаем: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных» (эпитет — слово «стозвонных»).
Устному народному творчеству свойственны так называемые «постоянные» эпитеты: «добрый молодец», «красная девица», «ясный месяц» и т. д.
Сравнение
Изобразительное средство, основанное на сравнении одного предмета или явления с другим.
Сравнение может осуществляться с помощью сравнительного оборота или сравнительного придаточного предложения.
Сравнение может оформляться также с помощью творительного падежа. Например, «он камнем упал на землю» = как камень.
У А. Ахматовой в поэме «Реквием» читаем: «Уводили тебя на рассвете, за тобой, как на выносе, шла…» Здесь сравнение оформлено сравнительным оборотом.
Окказионализмы
Это слова, придуманные самими авторами. Авторских неологизмов много у В. Маяковского и других футуристов, но не только они употребляли окказионализмы.
Некоторые слова, придуманные писателями, вошли теперь в наш язык и стали общеупотребительными, например, слово «лётчик», созданное В. Хлебниковым.
Перифраз
Это описательное высказывание, употребленное вместо прямого называния предмета или явления. Например, у А. С. Пушкина: «Люблю тебя, Петра творенье!» Перифраз «Петра творенье» означает Санкт-Петербург.
Настоящим гением перифраза был М. А. Булгаков. Например, в романе «Мастер и Маргарита» читаем: «…тот, кого еще совсем недавно бедный Иван на Патриарших убеждал в том, что дьявола не существует. Этот несуществующий и сидел на кровати». Все это означает Воланда.
Цели использования перифраза бывают разные:
- этикетные (вместо ругательств или слов, которые по какой-то причине считаются неприличными, например касающиеся физиологических отправлений);
- религиозные или продиктованные суеверием («лукавый» вместо «бес», «покойный» вместо «мертвый»; сюда же можно отнести связанные с древними верованиями наименования зверей: медведь и т.п.);
- собственно литературные: для красоты или во избежание неоправданной тавтологии.
Что мы узнали?
Для создания художественного образа используются различные средства выразительности, в том числе лексические. Их существует значительное множество. Например, метафоры, метонимии, синекдохи, которые мы встречаем и в повседневной жизни, а также окказионализмы и тому подобные виды изобразительных средств, свойственные в большей степени литературе.
Источник: obrazovaka.ru