Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Олицетворение может быть выражено следующим способом:
- глаголом (деепричастием) в переносном значении:
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы. (С. Есенин)
Буря мглою небо кроет ,
Вихри снежные крутя ;
То, как зверь, она завоет ,
То заплачет , как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит ,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит . (А. Пушкин)
Что важно при подготовке?
На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение ». Ученики часто путают метафору и олицетворение. Обращаем внимание детей на их существенные различия. Метафора — это перенос свойств одного предмета на другой, а олицетворение — тоже перенос, но свойств живого на неживое.
ЕГЭ по Литературе 2022. Теория — Эпитет, метафора, олицетворение
Примеры из отркрытого банка заданий ФИПИ
Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
Скользнула взглядом — метафора , так здесь здесь перенос свойств одного предмета на другой (как будто скользнула).
Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
Ветер схватил и унёс — олицетворение , так как неживой ветер наделён действиями, которые может совершить только живое существо.
Эпитет
Эпитет — это эмоционально-красочное определение.
Эпитет может быть выражен следующими способами:
- красочным прилагательным или причастием (одиночным или с зависимыми словами), которые могут иметь переносное значение:
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль
И вижу берег очарованный
И очарованную даль. (А. Блок)
Что важно при подготовке?
- На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет». Ученики часто путают эпитет и метафору. Обращаем внимание детей на разные части речи, которыми выражены эти тропы: эпитет — чаще всего прилагательное или причастие, метафора — глагол или существительное (золотая пшеница — эпитет, золото пшеницы — метафора) .
- Трудность у учеников вызывает также распознавание обычного определения и эпитета. Обращаем внимание детей на то, что обычное определение — это прилагательное или причастие, обозначающие признак предмета, а эпитет — это те же части речи, только яркие, образные, зачастую (но не обязательно) в переносном значении (чёрная юбка — обычное определение, прилагательное «чёрная» обозначает цвет; чёрная душа — эпитет, прилагательное образное, в переносном значении).
Примеры из открытого банка заданий ФИПИ
И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет ( Эпитет , выраженный образным, красочным прилагательным)
Как БЫСТРО отличить метафору от эпитета? | RUSSMO
Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза ( Эпитеты , выраженные образными, красочными прилагательными)
И глиняный Горшок тому лишь рад, что он с Котлом чугунным так сдружился. ( НЕ эпитеты , а обычные определения, так как прилагательные не образные, употребляются в прямом значении).
Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей ( Эпитет , выраженный образным прилагательным в переносном значении)
Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль. », заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате ( НЕ эпитет , а обычное определение, так как прилагательное не образное, употребляется в прямом значении).
Источник: dzen.ru
ОГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 3? Шпаргалка
Цель данных рекомендаций — помочь девятиклассникам быстро и верно выполнить задания, опираясь на уже изученный теоретический материал. Здесь будут предложены именно подсказки, но все они предполагают хорошее знание теории. Так что, ребята, сначала выучите теоретический материал, а затем, выполняя тестовые задания, воспользуйтесь моими подсказками.
Задание № 3
Изобразительно-выразительные средства языка
- гипербола
- метафора
- олицетворение
- просторечные выражения
- противопоставление
- сравнение
- фразеологизм
- эпитет
1-ый шаг: повторите теорию.
2-ой шаг: научитесь легко находить данные средства в тексте.
- Гипербола — это преувеличение чего-то: размера, силы, значения и т.д.
- Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.
Пример
А вот бабушка, мамина мама, не могла жить без кофе.
Комментарий
Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение.
- Другой имеет рот с арку генерального штаба.
- Я видывал, как она косит: что взмах- то готова копна.
- Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь! ( Мурлышка- это кот)
- Метафора- это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).
- Значение метафоры — переносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»
- Ищите существительное в переносном смысле (например, «дворянское гнездо»- здесь нет того, ЧТО сравнивают — имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).
- Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет»- здесь нет , с чем сравнивают- с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают- реку).
Пример 1
Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения.
- Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.
- Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.
Пример 2
Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
- Мысль может вспыхнуть? Нет.
- Мысль, её быстрота сравнена с молнией.
- Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувствосыновней любви и нежности.
- Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
- Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.
- Олицетворение — это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, — способностями переживать, думать, волноваться и т.д.
- Олицетворение чем-то похоже на метафору. Здесь тоже глаголы или причастия в краткой форме употреблены в переносном значении. Но в метафоре нет оживления, а в олицетворении есть.
Пример
Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то у крышу.
- Глагол «заколачивал» употреблён в переносном смысле
- Дождь на может заколачивать , это мы не сможем увидеть
- Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь олицетворяется.
- А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормитсяшишками и очень недоволен, когда их мало.
- Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка.
- Казалось, доматоже дышали, жадно, глубоко.
Как найти просторечные слова и выражения?
Просторечные слова и выражения — это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.
Пример
Встревает тут Федосья, баба из Пустыни.
Комментарий
«Встревает», «баба»- просторечные слова.
- У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
- А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно.
- На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
- Противопоставляться может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.
- Ищите в тексте то, что может быть одновременно.
Пример
Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
Комментарий
Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.
- Сравнительный оборот выделяется запятыми, ищите его
- Чаще всего при обороте бывают союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО
- При сравнении обязательно есть две части: ЧТО сравнивают и С ЧЕМ сравнивают
Пример
Глубокая и тихая вода лакировано блестела, СЛОВНО в реку вылили масло.
- Находите оборот, выделяемый запятыми
- В нём есть союз СЛОВНО
- Здесь сравнивают воду (ЧТО сравнивают) с маслом ( С ЧЕМсравнивают)
- Коржи светились, как два маленьких посолённых солнца.
- Бесхитростный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
- Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
- Эпитет — это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?
- Смысл переносный, поэтому мы снова «не может увидеть вреальности» то, что эпитет обозначает.
Пример
Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком.
- Подбородок КАКОЙ? – закаменевший
- Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле.
- Деревья стояли стеклянныеот мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.
- Асю можно испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
- Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
- Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.
- Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.
- Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма — переносный.
- Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.
Пример
Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
- «Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.
- Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?
- Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.
- Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь.
- Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт
- А он, готовый со стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел.
Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.
Ирония
Ирония – это насмешка, но не явная, а скрытая. Некоторые люди даже не подозревают, что над ними подсмеиваются.
Пример
— А собака у него — с телёнка. — С лошадь, — сказал Мишка. — Со слона, — поддакнул я.
Лексический повтор
Лексический повтор — это стилистический приём, заключающийся в намеренном повторении слов и выражений для усиления их роли в тексте.
Мне надоели эти слова, слова, слова.
Таким образом, понять, как найти то или иное выразительное средство языка, вполне возможно. Но не забудьте повторить ТЕОРИЮ. Желаю удачи!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник: poznaemvmeste.ru
найти переносное значение метафоры олицетворение эпитет в произведение буран
пример : Метафора — это средство поэтической выразительности, которое используется поэтом для создания эмоциональных образов. Если бы С. Есенин сказал: «Желтые волосы», это было бы просто, непоэтично. А если так: «Руки милой — пара лебедей В золото волос моих ныряют». Золото волос — это и есть метафора. То есть свойства одного предмета переносятся на другой.
Эпитет — тоже средство художественной выразительности. Но здесь все просто. Никаких переносных смыслов, например: «Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром». Белая береза — эпитет. Олицетворение — это когда неживой предмет выступает как живой, например: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом». Понятное дело, одиноким бывает человек, но не парус.
Здесь мы видим олицетворение.
Добавить свой ответ Ответить на вопрос
Еще вопросы
Источник: znanija.site