3 украшение рукописей в 11 13 вв основные элементы украшения рукописей старовизантийский стиль

Тема 5. Внешние признаки письменных памятников Русского государства 16-17 веков.

1.Общая характеристика письменных источников 16-17 веков.

2.Материал для письма.

3.Графика письма (скоропись).

4.Книжное письмо (полуустав со старопечатной основой).

6.Формат рукописей и переплет.

Дополнительная литература по теме:

  1. Беляев И.С. Практический курс изучения древней русской скорописи для чтения рукописей 15-17 столетий. 2-е изд. — М.,1911.
  2. Гераклитов А.А. Филиграни 17 века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения.- М.,1963
  3. Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства 17-20 веков.- М.,1959.
  4. Костюхина Л.М. Книжное письмо в России в 17 веке.- М.,1974.
  5. Розов Н.Н. Скорописание или скоропись? (об уточнении термина) // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып.2. Л., 1969.
  6. Шульгина Э.В. Скорописное письмо ХVII века по Милютинским Минеям-четьим // Вопросы славяно-русской палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987.
  1. Белоконь Е.А. Развитие русского письма в конце 18 – первой половине 19 в. // Автороеф. дис. к.и.н. М., 1988.
  2. Историческая информатика / Белова Е.Б. и др. Гл.9. П.3. М., 1996.
  3. Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени.-М.,1970.
  4. Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт. — М.,1959.
  1. Предмет и задачи палеографии. Палеографический метод
  2. Палеографическое описание рукописи
  3. Историография русской палеографии
  4. Палеография и сопредельные дисциплины
  5. Берестология
  6. Дохристианская письменность на Руси
  7. Роль Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки
  8. Славянские азбуки — глаголица и кириллица
  1. Проверка знания кирилловского алфавита
  2. Изучение надстрочных знаков
  3. Обозначение чисел в русской письменности
  4. Определение извода, выделение его лингвистических признаков
  1. Пергамен: история появления, технология изготовления. Палимпсесты.
  2. Устав. Общая характеристика, время его существования и эволюция
  3. Орудия письма. Краски. Чернила.
  4. Украшение рукописей в 11-13 вв.
  5. Береста, специфика нанесения текста на бересте
  1. Чтение уставного письма
  2. Определение типа письма
  3. Датировка по начертаниям букв
  4. Определение стиля художественных украшений
  5. Составление палеографического комментария
  1. Бумага: история изобретения и технология производства. Водяные знаки.
  2. Полуустав: общая характеристика, датирующие признаки, локальные разновидности.
  3. Украшение рукописей в 14-15 вв.
  4. Тайнопись, сферы ее использования. Принципы тайнописи. Способы расшифровки.
  5. Скоропись: общая характеристика. Датирующие показатели графики.
  6. Книжное письмо 16-17 вв.
  7. Украшение рукописей 16-17 вв.
  8. Внешний вид рукописных материалов: свитки, листы, тетради, книги. Форматы. Переплеты.
  1. Чтение рукописных памятников, выполненных полууставом
  2. Чтение скорописи
  3. Определение типа письма
  4. Датировка по начертаниям букв
  5. Определение типа рукописи по характеру текста
  6. Составление палеографического описания рукописи
  1. Предмет и задачи палеографии. Палеографический метод. Палеографическое описание рукописи.
  2. Палеография и смежные дисциплины (эпиграфика, кодикология, текстология, филигранология, берестология)
  3. Основные этапы развития русской палеографии. Новейшие технологии в палеографии.
  4. Возникновение славянской письменности.
  5. Кирилловский алфавит.
  6. Обозначение чисел в русской письменности.
  7. Надстрочные знаки и знаки препинания. Понятие об изводах.
  8. Устав. Общая характеристика, время его существования и эволюция.
  9. Пергамен: история появления, технология изготовления. Палимпсесты.
  10. Украшение рукописей в 11-13 вв. Основные элементы украшения рукописей. Старовизантийский стиль.
  11. Орудия письма. Краски. Чернила. Эволюция орудий письма.
  12. Береста, ее особенности как писчего материала. Специфика нанесения текста на бересте. Берестология.
  13. Бумага: история изобретения и технология производства. Водяные знаки. Филигранология.
  14. Полуустав: общая характеристика, датирующие признаки, локальные разновидности.
  15. Украшение рукописей в 14-15 вв. (Тератологический, балканский, нововизантийский стиль. Миниатюра. Вязь.
  16. Тайнопись, сферы ее использования. Принципы тайнописи. Способы расшифровки.
  17. Скоропись: общая характеристика. Датирующие показатели графики.
  18. Книжное письмо 16-17 вв.
  19. Украшение рукописей 16-17 вв. Старопечатный орнамент, барокко. Экслибрис.
  20. Внешний вид рукописных материалов: свитки, листы, тетради, книги. Форматы. Переплеты.
  21. Реформы письма.
  22. Палеография и текстология нового времени.
  1. Бойко В.П. Основы вспомогательных исторических дисциплин: Учеб. пособие. Томск, 2005.
  2. Каменцева Е.И. Хронология: Учеб пособие. 2-е изд. М., 2003.
  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000.
  4. Специальные исторические дисциплины: Учеб. Пособие / С.В. Белецкий, И.В. Ворон­цова, З.В. Дмитриева и др.; Сост. М.М. Кром. 2-е изд. СПб., 2003.
  1. Авени Э. Империи времени: Календари, часы, культуры / Пер. с англ. Киев, 1998.
  2. Андреев И. Естественный календарь. М., 1900.
  3. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.
  4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
  5. Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987.
  6. Гусарова Т. П. и др. Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.
  7. Ермолаев И. П. Историческая хронология. Казань, 1980.
  8. Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967.
  9. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская метрология. М., 1975.
  10. Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1981.
  11. Кобрин В. Б., Леонтьева Г. А., Шорин П. А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984.
  12. Нейгебауер О. Точные науки в древности. М., 1968.
  13. Паннекук А. История астрономии. М., 1966.
  14. Пронштейн А. П. Хронология. Ростов-на –Дону, 1973.
  15. Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Хронология. М., 1981.
  16. Селешников С. И. История календаря и хронологии. М., 1972.
  17. Сюзюмов М. Я. Таблицы по хронологии. Свердловск, 1968.
  18. Сюзюмов М. Я. Хронология всеобщая. Свердловск, 1971.
  19. Цыбульский В. В. Календарь и хронология стран мира. М., 1982.
  20. Шостьин Н.А. Очерки истории русской метрологии ХI-начало XX века. М., 1990.
  1. Предмет и задачи хронологии. Методы исторической хронологии.
  2. Основные понятия, употребляемые в счете времени.
  3. Методы установления датировок.
  4. Календарь в культуре народов мира.
  1. Авени Э. Империи времени: Календари, часы, культуры. Киев, 1998.
  2. Бородин О.Р. Человек и время. М., 1991.
  3. Буткевич А.В., Ганьшин В.Н., Хренов Л.С. Время и календарь. VI., 1961.
  4. Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные календари. М., 1984.
  5. Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987.
  6. Завельский Ф.С. Время и его измерение. М, 1965.
  7. Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1981
  8. Пронштейн А.П. Использование вспомогательных исторических дисциплин при работе над источниками. М., 1967.
  9. Хренов Л.С., Голуб И.Я. Время и календарь. М., 1989.
  10. Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.
  11. Чекунова А.Е., Комиссаренко А.И. Дилетантизм в исторической хро­нологии // Вопросы истории. 1996. № 1. С. 171-174.
  1. Принципы датировок событий в источниках.
  2. Особенности перевода дат на современное летоисчисление.
  3. Появление научной хронологии.
  1. Появление лунных и лунно-солнечных календарей и их особенности.
  2. Эволюция древневавилонского календаря.
  3. Древнееврейский календарь.
  4. Древнеарабский и мусульманский календарь.
  5. Древнегреческий календарь.
  6. Древнеримский календарь.
  1. Астрономия древних обществ. М., 2002.
  2. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. М., 1981.
  3. Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. Спб., 1999.
  4. Ларичев В.Е. Колесо времени. (Солнце, Луна и древние люди). Новосибирск, 1986.
  5. Цыбульский В.В. Лунно-солнечный календарь стран Восточной Азии. М., 1987.
  1. Особенности солнечного счета времени.
  2. Источники древнеегипетского календаря.
  3. Период Сотиса.
  4. Канопский декрет и реформа египетского календаря Августа.
  1. Юлианская реформа древнеримского календаря.
  2. Создание и распространение эры от рождества Христова в Западной Еворпе.
  3. Византийский календарь и его влияние на Русь.
  4. Григорианская реформа календаря.
  1. Пчелов Е. В. Христианский календарь и история церкви // Гербовед. 2000. № 39.
  2. Шур Я. И. Рассказы о календаре. М., 1962.
  3. Эфросман A.M. История календаря и хронологии. К вопросу о происхождении нашего летосчисления. М, 1984.
Читайте также:
Как почистить украшение с изумрудом

Похожие документы:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «вспомогательные исторические дисциплины»

Учебно-методический комплекс

Рукописная книга в цифровом пространстве

100 Археологических Находок, Которые не Могут Объяснить Учёные

. исполь­зования материалов вспомогательных исторических дисциплин для выводов в области полити­ческой, экономической и культурной истории. Включенные в программу вспомогательные исторические дисциплины имеют .

Вспомогательные исторические дисциплины историческая география и картография сфрагистика геральдика генеалогия

Учебное пособие

. . Максаковский В.П. Историческая география мира: Учебное пособие / В.П.Максаковский. – М., 1997. Медушевская О.М. Историческая география как вспомогательная историческая дисциплина / О.М.Медушевская .

Вспомогательные исторические дисциплины историческая география и картография сфрагистика геральдика генеалогия

Учебное пособие

. . Максаковский В.П. Историческая география мира: Учебное пособие / В.П.Максаковский. – М., 1997. Медушевская О.М. Историческая география как вспомогательная историческая дисциплина / О.М.Медушевская .

Фит-интуит учебно-методические материалы по программированию и информатике

Автореферат диссертации

Учебно-методические материалы лекционного курса по «теории управления»

Методические рекомендации

. Учебно-методические материалы лекционного курса по «Теории управления» Оглавление Оглавление 2 Методические рекомендации по изучению дисциплины . реализацию программы и . выделим: исторический, рассматривающий . соответствующие вспомогательные и .

Источник: textarchive.ru

ЛитЛайф

Если острым концом «писало» процарапывали тексты на бересте, то лопаточка имела другое предназначение. При первоначальном обучении письму детям давали дощечки, имеющие с четырех сторон невысокий бортик. Донышко дощечки имело штриховые линии. Донышко покрывалось воском, и дети учились писать на таком восковом слое, подобно тому как позже учились писать на грифельных досках. Лопаточкой заглаживалось написанное на доске.

Это было похоже на то, как с грифельной доски стирали бы текст тряпкой. Пособием, с которого ученик списывал буквы, была также дощечка, на которой эти буквы были написаны. Очевидно, после обучения на восковой дощечке ученики переходили к письму на бересте, на которой писать было труднее и за которую нужно было платить деньги, хотя и небольшие.

Украшения рукописей . Некоторые источники, являющиеся предметом палеографического изучения, имеют художественные украшения. Среди таких источников первое место занимают книги. Художественный облик рукописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты древнерусской книги, как правило, были подчинены внутренней логике целостности ее оформления и восприятия. Отсюда обязательная согласованность и взаимоувязка формата листов, расположения текста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, ширины и графики букв как с отдельными элементами художественных украшений, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.

Поскольку эволюция художественных стилей оформления рукописей была тесно связана с развитием других палеографических примет, наблюдения над художественными особенностями могут дать дополнительный материал, способствующий решению проблем датировки, места написания источника и его подлинности.

Читайте также:
Можно ли выкинуть украшения

Основными средствами украшения русских рукописей были орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы, а также вязь, миниатюры и полевые цветки.

Заставка — это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы. Концовка — рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки.

Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением.

Полевой цветок — украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.

В основе оформления заставок и инициалов, как правило, лежал единый художественный принцип. Впервые последовательную классификацию художественных стилей и периоды их бытования дал В.Н. Щепкин. Эта классификация принята почти всеми учеными, в том числе и южнославянскими.

Древнейший орнамент русских рукописей — старовизантийский, или древнерусский (иногда его называют геометрическим).

Он держался в рукописях на всем протяжении XI–XII вв. и совпадал по времени с пергаменом и древнейшим уставом. Этот орнамент пришел на Русь с болгарскими книгами в конце Х в., но был видоизменен русскими книжниками в соответствии с национальным вкусом и традициями. Типичные образцы древнерусского (старовизантийского) орнамента, позволяющие наметить его общие черты и особенности, имеются в «Остромировом Евангелии», «Изборнике» Святослава, «Мстиславовом Евангелии» и других книгах.

В основе древнерусского орнамента лежат два мотива: растительный и геометрический. Заставка орнамента очерчена рамой характерной геометрической формы — в виде квадрата, прямоугольника, буквы «П», в виде схемы храма в разрезе. Внутреннюю часть рамы заполняют простейшие геометрические фигуры: прямоугольники, четырехугольники, ромбы, круги, полукружия, в которые врисовываются растительные мотивы: цветы и листья. Непременным мотивом этого орнамента является изображение византийского цветка крин.

Сочетание геометрических и природных мотивов было характерно и для оформления инициалов, которые четки по форме и легко узнаваемы. Часто на полях за пределами заставки рисовались разные звери и птицы, имеющие реалистические изображения (куропатки, зайцы, львы). В простых рукописях орнамент рисовался одной киноварью, в роскошных он был многоцветным, с использованием золота: золотой фон, обводка или написание букв и цветов золотом.

Закрыть Как отключить рекламу?

Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами, т. е. иллюстрациями. Простейшими формами миниатюр являются выходные, на фронтисписе. Согласно еще античной традиции, на выходной миниатюре давалось изображение автора, а иногда и заказчика. Так, в «Остромировом Евангелии» перед началом повествования евангелистов Иоанна, Луки, Марка были даны их изображения.

На одной из миниатюр «Изборника» Святослава (1073) изображен сам князь Святослав (на первом плане) с женой и сыновьями. Великий князь в платье темно-синего цвета, отороченном красной каймой, в княжеской шапке. Синий плащ князя с золотой каймой застегнут на правом плече яхонтовой застежкой. На ногах князя — сапоги из зеленого сафьяна.

Жена Святослава одета в верхнее короткое платье с широкими рукавами и длинное нижнее платье с узкими рукавами. Голову княгини закрывает платок. Шею украшает ожерелье из драгоценных камней. Сыновья князя одеты в меховые шапки и малиновые одежды, отороченные красными каймами и золотыми воротниками.

Вспомогательные исторические дисциплины i_017.jpg

Изборник Святослава. 1073 г.

Отличительными особенностями древнейших миниатюр являются их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.

Рукописи XI–XII вв., написанные на пергамене, дошли до нас в виде отдельных листов и книг. Формат, или размер, листов зависел от объема текста и назначения памятника письменности. Книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе. Переплет книг делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями.

Оклад дорогих книг имел в центре средник, а по углам угольники, в рамках которых давались изображения Иисуса Христа, Богородицы, Апостолов.

Так как кожаные листы древних пергаменных книг свертывались в трубочку, да так, что снаружи оказывалась сторона, где раньше на коже была шерсть, пергаменные листы в книгах писались и сшивались таким образом, чтобы «шерстяная» сторона листов не примыкала к «мясной». Но это лишь частично предохраняло книгу от деформации.

Более радикальным средством от нее были застежки, плотно стягивающие блок книги и прессующие его досками переплета. По окончании пользования книгой ее необходимо было застегивать.

Поэтому на старинных книгах могли быть написаны такие предупреждения: «Аше кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет — проклят будет!» Застежки делались из кожи в виде ремешков, имеющих на концах медные петли. Они прибивались к нижней доске. В верхнюю доску вбивались медные стержни. Чтобы застегнуть книгу, чтецы набрасывали петли ремешков на стержни. Богатые рукописи могли иметь резные металлические застежки.

Для предохранения переплета от повреждений на его углах вбивались гвозди с широкими круглыми головками. Иногда эти головки делались в виде узорных блях — жуковин.

Читайте также:
Как почистить украшение с изумрудом

Книги в древности ставились на полки не переплетом, а лицевой обложкой переплета к лицу зрителя. Это делалось не только для того, чтобы не испортить переплет, но и в силу функциональных особенностей: изображения на переплете воспринимались как иконы.

Краткие выводы. В основе палеографических выводов о времени, месте составления, авторстве и подлинности источников XI–XII вв. лежат наблюдения за совокупностью палеографических признаков, свойственных данному периоду, и их соответствием друг другу. Древнейший устав как тип письма совпадает с пергаменом как материалом для письма. В книгах им сопутствует древнерусский (старовизантийский) орнамент. Важны наблюдения за чернилами, красками, орудиями письма, переплетом, форматом рукописей.

Источник: litlife.club

Украшение рукописей. Типы орнамента. Вязь.

Обычно все рукописи переплетались. Книга стоила очень дорого, а непереплетенная книга быстро растрепывалась. Поэтому переплет книги являлся как бы обязательным дополнением к работе над ней. Термин «переплет» встречается уже в ранних русских памятниках, например в приписке к «Канонику» XIV в.: «А пере-плетале книги си Еремий дьяк, и поволочил».

Переплет делался обычно таким образом: корешок тетради прошивался веревками или тонкими ремнями, концы которых прикреплялись к деревянным доскам («декам», или «цкам»), служившим корками переплета. Потом внешняя сторона доски «поволакивалась», т.е. покрывалась кожей или тканью. Корки переплета обтягивали тканью, парчой, бархатом, но чаще всего кожей.

Иногда для переплета делался металлический оклад. Древнейший сохранившийся переплет относится к 1135 г. — это переплет к так называемому Мстиславову евангелию. Он представляет собой соединение работы мастеров двух стран. Вначале евангелие было послано в Византию и там его украсили золотом, серебром и драгоценными камнями, а затем русские мастера «скончася все дело» у себя на родине. Несмотря на последующую переделку (очевидно в XVI в.), переплет сохранил работу мастеров XII в. О подобном же евангелии «кованом», находившемся при церкви загородного дворца черниговского князя Святослава, упоминает летопись под 1147 г.

Переплет имел застежки, без которых рукопись начала бы быстро коробиться. В древности застежкам и бережному обращению с книгой, как с предметом ценным, придавалось большое значение. Например, в половине XIV в. новгородский архиепископ Моисей велел сделать приписку к евангелию, отправленному им в Юрьев монастырь: «А который поп или дьякон, чет (прочитав), а не застегает всих застежек, буди проклят».

Некоторые переплеты украшались «угольниками» на углах переплетных досок. Кроме того, к середине переплетной доски прибивались «средники». Некоторые рукописи вместо средников украшались медными печатками с изображениями фигур, всадников и пр. Те и другие иногда делались из серебра. Особенно были распространены «жуковины», которые представляли собой узорные бляхи.

Они должны были предохранять переплеты от порчи при трении с другим предметом. Книга, положенная на стол, лежала на этих жуковинах. Книги стояли на полках обрезом наружу, а не корешком, как в наше время. Иногда на обрезе было написано заглавие всей рукописи. Ярлыки с названиями книг, сохранившиеся уже от XVI в., прикреплялись на передней доске переплета.

Для красоты обрезы листов рукописей иногда раскрашивались.

Деревянные доски переплетов отличались значительной толщиной и держались на ремнях. Кожа, обтягивающая переплеты, украшалась узорами. По переплету иногда можно определить происхождение самой рукописи и время, когда она переплетена.

Тексты рукописей обычно скрепляли в тетради из 16 страниц (форматом в 4°), исписанных с обеих сторон. Если рукопись была большая, то тетради сшивали в книгу, для которой делали переплет. Он представлял собой две доски, обтянутые кожей или дорогой тканью (отсюда существует выражение «читать от доски до доски»).

Переплеты ученых и церковных книг украшались золотыми или серебряными окладами, драгоценными камнями, на коже переплета делалось тиснение. Для скрепления переплетов изготовлялись застежки, иногда золотые или серебряные. Страницы книг нередко украшались орнаментами, выполненными в определенном стиле.

Так, в XI—XII вв. применялся так называемый старорусский орнамент, состоявший из геометрических фигур и стилизованных изображений растений. С XIII в. стал употребляться орнамент, который изображал фантастических животных. С возникновением книгопечатания в XVI в.[3] появляются новые виды орнаментов, которые в дальнейшем изменялись и развивались.

Многие русские рукописи украшались миниатюрами (рисунками). Так, 12-томный Лицевой летописный свод содержит 16 тысяч миниатюр. С развитием книгопечатания миниатюры постепенно заменяются книжными гравюрами.

Южно-славянские и русские книги, за очень редкими исключениями, имеют орнамент. Это 1) заставки, находящиеся перед началом книги, перед отдельными ее главами или статьями и т. п.; 2) более или менее украшенные, более или менее выдающиеся по величине буквы в начале текста, в начале глав, евангельских и апостольских чтений псалмов, и т. п. (или инициалы).

Старшие дошедшие до нас рукописи с богатым орнаментом — русские: Остромирово Евангелие 1057 г., Святославов Сборник 1073 г. и Мстиславово Евангелие начала XII в. (из южно-славянских рукописей старшая с богатым орнаментом — сербское Мирославово Евангелие самого конца ХП в.). Едва ли можно сомневаться, что находящийся в них орнамент скопирован русскими художниками из древних болгарских оригиналов, и что художники работавшие над этими последними скопировали этот орнамент из каких-либо греческих книг. Таким образом перед нами византийский орнамент, несколько огрубевший, слегка кое в чем измененный, но в общем сохранивший свои типические особенности. Он состоит из мелких цветов, листьев, стеблей, вообще растительных элементов в их естественных формах. Особенно часто мы видим в нем павлинов, леопардов и рыб, последних почти исключительно поставленных на хвосте для изображения буквы о. Человек в византийском орнаменте является редко, если не считать блогословляющей руки, входящей в состав некоторых инициалов.

Читайте также:
Украшения поделки для дома своими руками

Заставки названных рукописей имеют обыкновенную форму византийских заставок IX — XI вв. Это или четыреугольная рамка с пустотою внутри для помещения заглавия, закрытая со всех сторон, или такая же рамка с открытою нижнею стороною, приспособленная также для помещения заглавия, или, наконец, арка, служащая для той же цели.

Инициалы отличаются красотою рисунка и живостью красок. Последние разнообразны; кроме них, употребляется золото. В общем, получается впечатление отличной эмали. Иногда в состав инициала входит круглое и румяное человеческое лицо.

Большинство других русских рукописей XI и XII вв. орнаментировано менее богато. Их заставки и инициалы часто состоят из простых плетений; работа элементарная и краскою служит лишь киноварь. Но рядом с ними есть немногие такие, орнамент которых, кроме византийских, заключает в себе еще другие элементы. Это или перевитые ремнями чудовища, похожие то на драконов, то на грифонов, или, по крайней мере, головы, хвосты, лапы этих чудовищ, слитые в одно целое с ремнями. Назовем две датированные рукописи — Юрьевское Евангелие около 1120 г. и Добрилово Евангелие 1164 г.

Новые элементы принадлежать чудовищному стилю, почти не проникшему в византийское искусство, но имевшему значительное распространение в восточной Европе. Его мы встречаем, кроме русских и — как сейчас увидим — южно-славянских рукописей, в орнаменте вещей датско-скандинавского происхождения эпохи викингов (IX и Х вв.) и скульптурных прилепов польского костела ХШ в. В русских рукописях второй половины ХШ в. и всего XIV в. орнамент главным образом — чудовищного стиля, сравнительно однообразный. Их заставки имеют форму прямоугольного четырехугольника, внутри которого находятся или 1) чудовищные звери и птицы (по два, в симметрическом расположении), перевитые ремнями и ветвями до такой степени, что нельзя определить, где оканчивается животное и начинается ремень или ветвь, или 2) человек, весь запутанный в плетения из ремней и ветвей.

Их инициалы состоят по преимуществу из чудовищных животных, запутанных в ремни и ветви, то с листьями в пастях и на месте хвостов, то с человеческими головами в шапках переходящих в листья. Лишь немногие рукописи имеют эти буквы из человеческих фигур в странных шапках и одеждах, иногда занятых какою-либо работою, нередко также запутанных в ремни и ветви. Краски русских чудовищных заставок и инициалов крайне малочисленны и просты. Обыкновенно их бывает по две: синяя и киноварь, зеленая и киноварь, желтая и киноварь, желтая и зеленая; изредка художники обходятся только киноварью и чернилами; золото не употребляется. Кажется, соединение синей краски, и киновари особенно часто встречается в рукописях новгородского происхождения.

Рядом с орнаментом чудовищного стиля южно-славянские рукописи XII и XIII вв. имеют в большем или меньшем количестве заставки и инициалы византийского стиля. Так, рядом с чудовищною заставкою в Шестодневе 1263 г. мы видим заставку из пересекающихся кругов, позднего византийского геометрического стиля.

Tе же рукописи XIV в. и следующих (а также молдавские) уже чуждаются чудовищных элементов. Их заставки в форме прямоугольного четырехугольника заключают в себе или 1) пересекающееся круги и подобия кругов, восьмиугольники и т. п. фигуры, заполненные то просто красками, то мелкими цветами, или 2) красивые группы мелких цветов, с бордюрами также из мелких цветов.

Краски этих заставок иногда очень разнообразны и живы, близки к краскам заставок лучших русских рукописей XI — XII вв.; золото — не редкость. Инициалы трех видов. Одни состоят главным образом из стеблей, листьев и вообще растительных элементов, более или менее разнообразно окрашенных. Другие — не что иное, как крупные буквы более или менее вычурной формы, как бы перевязанные в разных частях узлами, написанные простыми чернилами.

Кроме орнамента, южно-славянские и русские рукописи имеют миниатюры, иллюстрации к тексту, отчасти заимствованные целиком из греческих рукописей (в книге Козмы Индикоплова, в Псалтыри, вероятно, в Хронографе Георгия Амартола), отчасти составленные славянскими иллюстраторами. Если не считать изображений апостолов в евангелиях, царя Давида в псалтырях и т.п. и иметь в виду только иллюстрированные рукописи в собственном смысле этого слова, то их окажется не мало.

Читайте также:
Какие украшения надеть с платьем лапшой

Южно-славянских иллюстрированных рукописей XIV в. известно не менее четырех (Евангелие 1356 г., две Псалтыри и Хронограф Манассии); русских того же столетия не менее пяти (Киевская Псалтырь 1397 г., Хлудовская Псалтырь, новгородская, Евангелие Музея кн. Чарторыского, Сильвестровский Сборник, Хронограф Амартола). Южно-славянских (молдавских) иллюстрированных рукописей ХVП в. известно три (Евангелие 1614 г., Апостол 1610 г. и Пятидесятница ок. 1616 г.); русских может быть названо до полусотни.

Миниатюры в рукописях до XVI в. занимают немного места. Обыкновенно они находятся или на полях (в псалтырях), или внутри текста, в связи с последним. В конце XVI и в первой половине XVII в. они увеличиваются на счет текста, и в листовой рукописи иллюстрированной Царственной книги помещаются на большей части страницы.

Во второй половине ХVП в. они запимают уже целую страницу, так что относящийся к ним текст находится уже на соседней странице (когда рукопись раскрыта). Любопытно сравнить два иллюстрированных списка Жития Николая Чудотворца, один первой половины ХVП в. (Румянц.

Музея, изданный Обществ. древн. письм.), другой второй половины того же века, вклад царя Алексея Михайловича в Николо-Угрешский монастырь. Они имеют один и тот же текст, одни и те же миниатюры, но расположение текста и миниатюр различно. В первом из них текст и миниатюра к нему помещаются на одной странице; во втором текст находится на левой странице раскрытой рукописи, а миниатюра рядом на правой. Впрочем есть иллюстрироваппые рукописи конца XVII в. с старым расположением текста и миниатюр. Такова Пчела царской библютеки, снимок с которой находится в “Новом Сборн.”, 1906 г.

Заглавия книг, глав, отделов в древних рукописях отличаются от текста почти исключительно тем, что пишутся 1) более или менее крупно сравнительно с текстом (но не всегда) и 2) киноварью, золотом или какою-нибудь краскою, а не чернилами, как текст. Лишь в немногих случаях формы букв в заглавных строках несколько отличны от форм их в тексте (более вычурны). В южно-славянских рукописях ХIII—XIV вв. впервые появляется в заглавиях вязь, т. е. соединение двух или более крупных букв в одно целое или помещение одной буквы, написанной мелко, как бы внутри другой соседней, написанной крупно. Но в этих книгах вязь не имеет сколько-нибудь значительных размеров.

Так, в одном из заглавий сербского Бдинского Сборника 1360 г. находятся слова: “мцса септембре вь”, и в них только буквы м и ц написаны слитно вязью. В другом заглавии того же Сборника читается: “слово бла(женаго)”; здесь маленькое о помещено как бы внутри крупного в и маленькое л помещено как бы внутри крупного б. Само собою разумеется, подобная вязь не представляет затруднений при чтении. Южно-славянские и молдавские рукописи XV—XVII вв. имеют ту же в общем вязь, что и рукописи XIV в., и она также читается вполне легко.

В русских рукописях вязь становится известной лишь с второй половины XIV в., с появления южно-славянского влияния. Мы ее видим, между прочим, в Стихираре 1380 г. (писанном в Троицком Сергиевом монастыре рукою Епифания, вероятно, автора жития преп. Сергия), где она имеет исключительный для своего времени вид — отличается значительною сложностью и неудобочитаемостью. Вязь находится далее в Киевском Евангелии 1411 г. и ряде других рукописей XV в., и хотя здесь уже более сложна, чем в южно-славянских рукописях, однако читается вполне свободно. (исключения в роде вязей некоторых заглавий Псалтыри Х в.).

Северно-русские рукописи ХV в. постепенно вырабатывают более хитрую вязь: буквы заглавий делаются все более высокими и узкими, все более прижимаются одна к другой, все чаще соединяются в одно целое; но и эта вязь читается достаточно свободно. Северно-русские рукописи XVII в. доходят в вязи уже до крайности: буквы их заглавий совсем тесно прижимаются одна к другой, очень часто сливаются по две, по три в одно целое, так что иногда заглавие представляет собою особого рода загадку, которую не всякий знаток дела может разрешить. Юго-западно-русские рукописи XVI—XVII вв. более следуют старине, и в их заглавиях вязь обыкновенно читается более легко.

Вязь получила распространение и в так называемых книжных знаках – экслибрисах. показывающих имя владельца книги. Наиболее ранние находки экслибрисов относятся к концу 15 – началу 16 века. Они обнаружены в знаменитой библиотеке Соловецкого монастыря. Основателем книжного знака там стал игумен Досифей.

Он нашёл остроумный вид экслибриса: из первой буквы слова, обозначающей его звание «священноинок», он сделал круг – «оправу», куда вязью вписал свое звание и имя в родительном падеже. Наблюдения за книжными знаками могут оказать помощь в определении места написания книги, установления её заказчика или владельца, а также и возможного автора.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
Загрузка ...