Заместитель председателя Правительства РФ — Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю. П. Трутнев на форуме «Россия — Африка», прошедшем недавно в г. Сочи, сославшись на успешный опыт De Beers, высказал предположение о том, что, возможно, АЛРОСА следовало бы заняться производством искусственных алмазов. По его мнению, «это близкий конкурентный рынок, новые технологии, и при том, что сегодня синтетические алмазы уже начинают превосходить натуральные по ряду показателей, не участвовать в этом рынке и продолжать ждать новых потрясений не очень дальновидно».
При этом он же, по данным агентства «Интерфакс», отметил, что «Алмаз продавался всегда как легенда. Не как физический объект, а как эталон наивысшей стоимости. Когда появился искусственный камень такого же качества, пьедестал под этой легендой пошатнулся, и мы обязаны принять это во внимание».
АЛРОСА — мировой лидер алмазодобычи
1. О ценности и ценах алмазов природных и синтетических
Пьедестал под алмазом как легендой, пожалуй, и правда испытывает проблемы, скорее всего временные. Но разве в синтетических аналогах тут дело? Уж если в каком-то качестве синтетический алмаз и вредит рынку природного, так это именно как физическому объекту, товарной позиции, но вовсе не как легенде.
Синтетический алмаз как сырье для гранильной мировой промышленности и ювелиров «массовки» из-за меньшей цены при равном качестве и большей доступности становится привлекательнее природного. Но – при условии благосклонного принятия потребительским сообществом синтетических камней. Сравним достоинства бриллианта и ограненного синтетического алмаза в паритетных позициях (Таблица 1).
Сравнивая потребительскую ценность, т. е. возможную практическую полезность бриллианта и ограненного синтетического алмаза, приходится констатировать очевидное – их практическая полезность очень близка. Что не удивительно – и тот и другой – алмазы. Инвестиционная привлекательность бриллианта, хотя и сомнительна сегодня в плане ликвидности, случись потребность его продать, и уверенности в росте цен, но все же присутствует.
А вот статусность обладания (т. е. демонстрация окружающим своего положения в обществе) ограненным синтетическим алмазом для его владельца невысока: хоть и алмаз, но – все же не настоящий, искусственный. Хотя, конечно, окружающим об этом можно и не говорить, носить в украшении смело, все равно никто не сможет «на глазок» определить его искусственное происхождение. Но это уже не статус, а имитация такового. Правда, синтетический алмаз – тоже удовольствие не из дешевых, но все же они скорее для «среднего класса», желающего сэкономить.
Ювелирная группа АЛРОСА создает уникальные украшения с бриллиантами
Зато составляющие эмоциональной ценности природного и синтетического алмазов не пересекается нигде. Сопоставляя достоинства природы и синтетики в эмоциональном восприятии, приходится сравнивать «длинное с красным». Как в весовых коэффициентах оценить и сопоставить эмоциональную ценность природного происхождения алмаза, как редкого дара природы, с ценностью инновационного техно-происхождения алмаза синтетического?
Да, «нравственность» и, особенно, «экологичность» производства синтетических алмазов спорны, но для молодежи здесь вопросов нет – у молодых потребителей уже появилась такая убежденность.
Со сравнением будущих цен бриллиантов и граненых синтетических алмазов не все понятно. Если цены искусственных камней почти наверняка продолжат падение, то восстановится ли тренд на повышение цен бриллиантов, еще вопрос.
В итоге сопоставления ценности природных и синтетических алмазов, можно утверждать, что точно не синтетический алмаз пошатнул пьедестал бриллианта как легенды, и лавры эталона наивысшей стоимости у бриллианта все еще остались и, скорее всего, останутся в будущем. Но вот алмазу природному как физическому объекту, т. е. как ограночному сырью для производства бриллиантов для рынка массовой ювелирной продукции, синтетический алмаз действительно оказал жесткую конкуренцию. И, похоже, обыгрывает его с разгромным счетом. Что уже давно всем очевидно. Но шансов обыграть природный алмаз в «высшей лиге» у синтетики нет ни малейших.
2. Об АЛРОСА, De Beers и их компетенциях
О том, что АЛРОСА – это национальный проект для России, рассказывать есть смысл разве что далеким от отрасли людям, да и то за пределами России. Все годы существования компании геологоразведка и добыча являлась основным видом деятельности. Именно в добыче и геологоразведке алмазов АЛРОСА накопила колоссальный опыт, и именно в этом у АЛРОСА лидирующие компетенции.
Можно ли утверждать, что у синтетических алмазов близкий конкурентный рынок к алмазам природным? С точки зрения круга потребителей продукции АЛРОСА — гранильной промышленности и производителей алмазных порошков – конечно. Т. е. рынок потребления природных и синтетических алмазов почти повсеместно пересекается.
Но с точки зрения компетенций компании — иначе. Компетенции у компаний, которые разведывают месторождения и добывают природные камни и компаний, производящих синтетические камни, совершенно самостоятельные и разные. Пересечение есть лишь в опыте стоимостной оценки своей продукции и наличии сбытовой клиентской базы. Да и то с оговорками. Но эти конечные стадии деятельности любой компании не определяют ключевых компетенций данных компаний.
В освоении HPHT и CVD технологических процессов таких высочайших компетенций у АЛРОСА нет. Да и опасно их иметь алмазодобывающей компании – еще обвинят в тайном облагораживании сырья по какому-нибудь не диагностируемому впервые разработанному методу, еще не изученному геммологами. Политика всегда во всем присутствует, лучше уж нам не рисковать. А то ведь как в спорте может быть – попробуй, разберись, была или не была господдержка допинга…
А что будет с занятостью местного населения, с бюджетом Якутии, если АЛРОСА преимущественно переориентируется на «более перспективный» путь получения камней? Ведь производить алмазы лучше там, где сосредоточены подготовленные именно для этих технологий инженерные кадры, есть дешевая электроэнергия и удобная логистика.
Это производство вовсе «не привязано» к местам добычи алмазов. А зарубежные добычные активы АЛРОСА? Напрасно старались, несли затраты? Даже частичное серьезное отвлечение средств на производство синтетических камней было бы для АЛРОСА неправильным.
Понятно, что АЛРОСА – компания реально государственная. И по государевой воле ее деятельность можно диверсифицировать как угодно. Но лучше бы государство проявило заботу о том товарном рынке, на котором работает ключевая национальная компания.
К великому сожалению, De Beers уже не везет на себе весь воз требуемого объема поддержания видовой рекламы природных алмазов. Компания теперь даже активно действует «в стане врага», заняв долю на рынке синтетических алмазов и показывая дурной пример АЛРОСА.
Возможно, ошибаюсь, но, как кажется, причина здесь в том, что главные активы De Beers – это ее существующий рынок сбыта и бренд компании. С таким акцентом структуры ценности компании De Beers без проблем будет развиваться хоть вообще забросив добычу природных камней. Не будет De Beers излишне заботиться о пополнении бюджетов Ботсваны, Намибии, Танзании. А вот Российской Федерации, возможно, и следовало бы дать компании АЛРОСА существенные преференции на финансирование мощной видовой рекламной кампании по всему миру в поддержку природных алмазов. Это же наш, национальный интерес.
И, конечно, дать полную свободу обороту бриллиантов в России. Без обязательных сертификатов в розничной торговле, без необходимости становиться на учет в пробирном надзоре, если есть желание использовать бриллианты в нетрадиционных для них изделиях. В подарках, например. В отделке дорогих бытовых предметов и т. д. Эта ниша никак сегодня не развита, в том числе – и по причине особого порядка работы с драгоценными камнями.
И, безусловно, позаботиться о повышении рентабельности АЛРОСА, убрав все необязательные ее затраты. Что понемногу делается. Так, Минфин России подготовил законопроект, позволяющий АЛРОСА не возить для государственного контроля алмазы в Гохран России, проводить его на местах, в арендуемых частных помещениях. Удивительно, что на это пошли только теперь.
3. О «синтетических драгоценных камнях»
Государство сегодня стремится увеличить поступления в казну по всем фронтам, и сфера драгоценных камней, понятно, не в стороне от трендов. А так как главными консультантами властных структур по всем вопросам драгоценных камней у нас являются правоохранительные органы, то и рекомендации, поступающие в этой сфере — как можно больше контролировать, а что контролировать сложно – вообще запретить. Власть, как правило, согласна — по государеву мнению, бизнес в сфере драгоценных камней должен быть если не под самим государством, то как минимум, у «правильных людей», а не «пойми у кого». С природными драгоценными камнями так у нас было всегда.
Но как быть с алмазами синтетическими? Они хоть и дешевле природных, но ведь тоже дорогие. И что, на слово верить, когда кто-то везет через границу какие-то бриллианты, и утверждает, что это граненые синтетические алмазы? А вдруг они из природных алмазов? Отсюда и такая заинтересованность власти в скорейшем решении вопроса гарантированной идентификации происхождения камня.
Но идентифицировать синтетику, похоже, вовсе не значит в понимании власти сохранить ей полную свободу оборота. Точнее, власти хотелось бы эту свободу урезать, но пока действующее законодательство мешает взять синтетику под полный государственный контроль. У нас согласно Федерального закона 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценными являются только природные камни.
И вот как бы случайно, но практически одновременно, в документах ряда министерств появились первые опасные «ласточки» преддверия возможного «светлого будущего» для синтетических камней (хотелось бы ошибаться).
Департамент металлургии и материалов Минпромторга РФ начал проведение детального анализа текущего состояния и перспектив развития отрасли производства искусственных (синтетических) камней. Но почему-то в документообороте по данной теме упоминаются «синтетические драгоценные камни»! Конечно, возможна и описка…
В другом документе, в проекте обновления Статьи 191 УК РФ, Минфин России предлагает в тексте статьи действующую конструкцию «природные драгоценные камни» заменить на просто «драгоценные камни». Вроде бы и логично: зачем прописывать в УК РФ «масло масляное», если в законе 41-ФЗ и так указано, что драгоценные камни – это природные. Вот только странно, что на протяжении двадцати лет эта статья УК РФ неоднократно правилась, но присутствие в ней избыточного повторения слова «природные» никого нес смущало, никто не обращал на это внимания. И вот – обратили…
Не для того ли, чтобы с возможно планируемой ликвидацией слова «природные» из Статьи 1 закона 41-ФЗ (не дай Бог!) уже не пришлось бы опять править Статью 191 УК РФ?
Остается надеяться, что синтетические камни, даже алмазы, так и останутся свободными в обращении. Иначе не видать Российской Федерации их отечественного производства.
Закончить размышления хочется надеждой, что ошибочная инициатива власти предложить АЛРОСА рассматриваемую диверсификацию не породит ситуацию, описанную И. А. Крыловым в басне, фрагмент которой был приведен в эпиграфе.
Источник: www.silver-mania.ru
Отзыв: Изделия ювелирного завода Aloris — Сильно полюбились, доставляют удовольствие от созерцания ежедневно)
Наверное, нет сегодня в мире человека, который бы не стремился себя украсить.
Да, что там сегодня, археологические находки свидетельствуют о том, что уже в ранние эпохи развития человечества украшения существовали. А первыми начали украшать себя мужчины.
В наши дни ювелирные изделия -это неотъемлемая часть жизни и надеваем мы их с целью акцентировать внимание на какой-нибудь детали туалета, придать образу завершенность, ну или же показать своё благосостояние. Как у новых русских, помните? Чем толще золотая цепь, тем оно круче)
В общем, с той поры, как украшения из драгоценных металлов и камней стали доступны не только царям, интерес к ним не падает.
Вот и сейчас хочу представить вашему вниманию, друзья, изделия ювелирного завода «Алорис».
Познакомилась я с этим производителем пару лет назад.
Так уж вышло, что мне не везёт на серьги. Дважды теряла по одной сережке из наборов, на любимой паре с жемчугом отваливалась и терялась жемчужинка — подвеска (её отремонтировали, но она вновь сбежала от меня)
В мастерской мне сказали, что подходящей жемчужинки нет в наличии. Я опечалилась. А супруг, увидев мои грустные глаза, потащил меня в ювелирный магазин)
Мне было сказано: «Выбирай любые, всё оплачу!» А я, не будь Трубодурочкой, возьми, да и выбери. Вот эти.
Много перемерила, но эти отлично смотрятся с моими зелеными глазами.
Серьги мне необходимы были повседневные, чтобы:
— из золота (серебро могу носить только эпизодически),
— не имели слишком большой вес,
— не выглядели роскошно,
— имели качественно закрепленный камень,
— не доставляли сложностей в уходе за ними.
Данные серёжки подошли по всем параметрам.
Очень заинтересовал камень в них. Интересно, а вы знаете его название?
Это аметист, друзья.
И в этом можно убедиться, взглянув на фото.
Серьги выполнены из золота 585 пробы и украшены натуральными вставками:
2 Аметиста -12,0=12,3 мм, весом 24.95 карат.
Мы-то привыкли считать, что аметисты бывают таких расцветок.
А, оказывается в природе существуют ещё и зеленые аметисты, называемые празиолитами.
Конечно же, этот камень является большой редкостью. Но ювелиры научились менять цвет кристаллов длительным прокаливанием. И я очень рада возможности получать искусственно такие дивные оттенки.
Застежка, как видно, здесь английская.
Отлично застегиваются серьги — до щелчка и с первого раза.
Очень лаконичная модель, на мой взгляд, золота по минимуму, а всё внимание крупному, с красивой огранкой камню.
Вид сзади.
Ношу их постоянно, не снимаю ни в баню, ни в спортзал, ни на пляж.
Во время сна не доставляют неудобств. Чистятся быстро и легко.
Волосы не цепляют.
В зависимости от освещения, немного меняют свой цвет и сверкают, сверкают, сверкают!
О серьгах всё рассказала, но у меня набор, как вы уже давно могли видеть)
Можно было бы уйти из магазина с одними серёжками, но, как это сделать, увидев рядом его?)
Я даже не настаивала на приобретении ещё и кольца. Просто примерила и засветились глаза!
Вышли из салона мы счастливые и с набором)
Если серьги на мне постоянно, то колечко совсем нечасто надеваю. Только под настроение)
Ведь руки часто взаимодействуют с водой и не только. А природные камни нужно беречь. Производитель вместе с характеристиками украшений разместил и памятку, спасибо ему за это.
А вот и та самая бирка, указывающая нам на подлинность и качество изделий.
Красиво смотрится кольцо на руке, а крупный камень так и приковывает к себе взгляд.
Хотелось бы ещё напомнить вам, мои дорогие читатели, что с древности драгоценные и полудрагоценные камни люди использовали, как оберег.
Аметист — самая дорогая разновидность кварца и согласно библейским писаниям, был вставлен в пектораль первосвященника Аарона в числе 12 драгоценных камней.
Само название в переводе с древнегреческого означает «не ведущий разгульную жизнь», «не пьяный».
Выходит, что мои серьги, которые всегда на мне, оберегают меня от пьянства)
Шутки шутками, друзья, а уже забыла когда употребляла алкоголь.
Подарили мне к Новому году бутылку классного шампанского VICTOR DRAVIGNY. Брют 2014 года от Абрау-Дюрсо. Подержу её в руках, полюбуюсь и ставлю обратно в бар. Эх!)
Подводя итог, напишу о том, что ювелирные изделия завода Алорис мне очень понравились и если появится возможность, то я с радостью приобрету ещё что-нибудь из украшений в свою коллекцию.
Источник: otzovik.com
Ювелиры предупреждают: московский рынок бриллиантов наводнили синтетические подделки
Ждите, и к вам приедут. В ответ на эпидемию подделок в Москве начали диагностировать украшения с бриллиантами на дому у клиентов, используя Alrosa Diamond Inspector, профессиональный прибор для геммологов, которым пользуется ГОХРАН России, Пробирная палата и алмазные биржи
По данным аналитиков российской компании «Алроса», мирового лидера по добыче природных алмазов, объем производства синтетических алмазов ювелирного качества к 2025 году будет сопоставим с объемами добываемых природных алмазов.
В то время когда рудники природных алмазов или истощаются (например, в 2020 году будет выработан Аргайльский рудник в Австралии, ведущий мировой поставщик розовых, желтых и бриллиантов цвета шампань) или переходят в сложные шахтовые условия добычи, цены на натуральные алмазы ювелирного качества продолжают расти.
Чем быстрее истощаются рудники, тем быстрее развиваются новые технологии создания искусственных бриллиантов. Хотя на сегодняшний момент по данным Bonas только 1% технически выращенных алмазов отличается ювелирным качеством. Из них 80% искусственно созданных бриллиантов по технологии HPHT (выращивание монокристаллов алмаза при высокой температуре и высоком давлении) и по технологии CVD (послойного осаждения алмаза из ионизированной углеводородной газовой среды на подложке посредством сверхвысокочастотного излучения), по данным Bonas, не декларируется при обороте на рынке бриллиантов.
Так синтетические камни захватывают рынок на глазах ювелиров и не встречают активного сопротивления.
«Дело в том, что качество камней, созданных с помощью искусственных технологий, сегодня таково, что на глаз, в лупу, отличить бриллиант натурального происхождения от синтетического не может ни один геммолог, — говорит руководитель дизайн-студии «Ювелиры Москвы» Олег Хомич, — Традиционные приборы и техники, такие как ультрафиолетовые лучи, тесты на теплопроводность и оптические преломления в этом случае не справляются. Большое количество искусственных бриллиантов производится в Китае, крупными лотами они продаются в Индию, где смешиваются с натуральными бриллиантами и через другие восточные страны, например, Турцию продаются в Европу и Россию. В 2010 году в крупных лотах могло присутствовать до 10% искусственных камней, затем примеси составили до трети, а сейчас могут доходить до 50%. Этот процесс остановить сложно. Слишком велик соблазн, когда натуральные камни дорожают, а искусственные дешевеют из-за стремительного развития технологий, — нечистые на руку продавцы камней пользуются отсутствием средств контроля у покупателей».
По мнению главы компании «Ювелиры Москвы» наводнение рынка искусственными бриллиантами — угроза не только для локальных рынков и небольших ювелирных производителей, но и для всего мирового алмазного рынка и таких его «монстров», как ювелирные компании Harry Winston и Graff.
Крупнейшие мировые разработчики алмазных месторождений, производители бриллиантов, геммологические институты и лаборатории разрабатывают стратегии защиты рынка натуральных драгоценных камней. Например, нанесение гравировки на камень, создание реестра высококачественных бриллиантов (GIA, HRD) или создание высокоточных приборов нового поколения для идентификации природных бриллиантов. У компании «Алроса» — это Alrosa Diamond Inspector, созданный для идентификации природных, синтетических (выращенных методами HPHT, CVD), облагороженных бриллиантов и неалмазных имитаций (муассанит, фианит). С помощью прибора можно диагностировать и отдельные камни, и камни, закрепленные в ювелирных изделиях, весом от 0,03 до 10 карат.
Alrosa Diamond Inspector уже используют ГОХРАН России, Пробирная палата, Геммологическая лаборатория МГУ, Израильская алмазная биржа, Итальянская алмазная биржа и GIA. По словам Олега Хомича, «Ювелиры Москвы» приобрели диагностический прибор для того, чтобы подтверждать клиентам подлинность камней, с которыми работают мастера компании. «Оказалось, ювелирный рынок Москвы уже подвергся атаке искусственными бриллиантами.
Клиенты стали приносить нам на диагностику свои драгоценности, — и к сожалению, уже было несколько случаев, когда даже крупные бриллианты в украшениях оказывались искусственными. И в ювелирных изделиях российского производства, и в украшениях, купленных за границей. Теперь этот прибор используется для быстрой и надежной проверки любых украшений клиентов. Прибор незаменим в сделках «из рук в руки», когда требуется подтверждение не только размера камня, но и его происхождения».
Сейчас «Ювелиры Москвы» разрабатывают новую услугу: выезд специалиста с Alrosa Diamond Inspector к клиенту на дом, чтобы подтвердить подлинность приобретенных ранее камней в украшениях. Как говорит Олег Хомич, внутренний голос подсказывает ему, что не обойдется без неприятных открытий и семейных драм, когда серьезная экспертиза бриллиантовых собраний оборачивается открытиями и разочарованиями под стать тем, что периодически разыгрываются на Christie’s и Sotheby’s, когда наследники именитых семей продают фамильные коллекции.
Источник: www.forbes.ru