По сторонам портала множество маленьких животных устремляются наверх к архивольтам. Полагают, что скульптура портала церкви в Муассаке была исполнена до 1115 года. Первоначально она находилась на западном фасаде, но позднее, в связи с перестройкой здания, была перемещена на южный боковой вход. После 1132 года перед входом пристроили глубокий портик, украшенный рельефами.
На левой стене его изображена притча о злом богаче и бедном Лазаре, рельефы правой стены посвящены истории богоматери и Христа. В выборе этих сюжетов заключена чрезвычайно популярная в то время идея противопоставления греха и искупления.
Поэтому в истории Лазаря и скупца особенно красочно представлена смерть грешника и дьявол, завладевающий его душой в аду, в то время как в рельефах правой стены мы видим сцены „Благовещенья», „Поклонения волхвов» и некоторые эпизоды детства Христа, символизирующие надежду на искупление. Вероятно, одновременно с этими рельефами были исполнены и две фигуры на боковых сторонах поддерживающего тимпан центрального столба: обращенный в сторону апостола Петра и сцен притчи о Лазаре апостол Павел и, с другой стороны, напротив Исайи, неизвестный ветхозаветный пророк (илл. 55). Тонкое исполнение этих фигур, в особенности головы пророка, мягкость обработки поверхности, выразительность глаз с вдавленными затененными зрачками говорят о быстрых успехах лангедокской пластики. Скульптура Муассака — самый значительный из дошедших до нас памятников школы Лангедока. Тимпан „Апокалиптическое видение» создал ставший
Первоверховный апостол Петр: огонь и камень
55. Пророк. Фрагмент фигуры портала церкви Сен Пьер в Муассаке
классическим тип композиции романского тимпана. К тому же скульптура аббатства Муассак ценна цельностью ансамбля, в состав которого входят, помимо убранства фасада, еще многочисленные рельефы на столбах и капителях колонн клуатра. Из других лангедокских памятников заслуживают упоминания рельефы монастыря в Суйаке.
Правда, здесь сохранились лишь фрагменты былого декора, к тому же перемещенные со своих прежних мест, но и в таком виде они привлекают внимание необычностью сюжета и композиции и высоким качеством работы. Тема рельефа тимпана Суйака (илл. 56) заимствована из легенд о чудесах богоматери.
Это рассказ о честолюбивом дьяконе Теофиле, продавшем душу дьяволу за сан и богатство, но затем раскаявшемся и прощенном богоматерью,— история, пользовавшаяся в средние века необыкновенной популярностью и постоянно служившая сюжетом театрализованных представлений в храмах. Но наибольшую популярность легенда о Теофиле приобрела с расцветом культа богоматери, то есть с конца XII века.
Для первой же трети XII столетия, когда был исполнен рельеф в Суйаке, такой сюжет является еще большой редкостью. В то время темам, повествующим о прощении и милосердии, предпочитали грозные пророчества о грядущей неотвратимой каре. Композиция тимпана тоже необычна.
Чудо цепей апостола Петра! Моисей МИКЕЛАНДЖЕЛО! Церковь Святого Петра в веригах. Православный Рим.
Здесь нет единого центра, большой фигуры, вокруг которой группировались бы второстепенные действующие лица. Самый сюжет подсказывает иное решение, ибо здесь необходимо развитие действия. Между симметричными неподвижными большими фигурами св. Бенедикта и Петра в тимпане заключены три сценки из истории Теофила. Слева внизу мы видим дьякона, вступающего в соглашение с чертом.
Справа Теофил предстает перед нами уже как один из столпов церкви, что символизируется опирающимся на его плечи храмом. Черт, который помог ему достигнуть столь высокого положения, стоит тут же, держа его за руки. Наконец, заключительный эпизод изображен в верхней части тимпана.
Над уснувшим возле алтаря после покаянных молитв Теофилом склоняется спускающаяся с неба богоматерь, возвращая ему собственноручно отобранный у черта документ о продаже души. Как и в „Апокалиптическом видении» из Муассака, рельеф из Суйака совершенно лишен прост- ранственности.
Композиция его строится только на вертикальной плоскости, причем плоскость эта заполняется целиком. Боязнь пустот характерная черта романских рельефов. Получив в свое распоряжение участок стены, романский скульптор всегда старается максимально его заполнить, подчиняя пропорции и позы фигур форме отведенного для них поля.
Так и здесь, художник помещает заключительную сценку рассказа наверху, там, где остается место, не смущаясь, что ступени алтаря оказываются над головами фигур нижнего яруса. Впрочем, такое ярусное расположение действующих лиц знакомо нам и по рельефу в Муассаке, и по более ранним памятникам.
Однако, в отличие от них, в этом рельефе совмещены на одной плоскости не только разные пространственные планы,но и разные по времени эпизоды, так что мы имеем возможность трижды видеть Теофила и следить за его „карьерой». 57.
Резной столб портала церкви аббатства в Суйакс Одним из главных действующих лиц легенды о Теофиле является черт. Впервые он предстает во всей красе на фасаде храма. Это костлявое человекоподобное существо со звериной мордой и когтистыми лапами образ, впитавший в себя более древние представления о злых демонах, населяющих мир.
Может быть, олицетворением подобных демонических сил являются хищные четвероногие птицы и другие чудовища, сплетающиеся в сложный узор на столбе, некогда, вероятно, поддерживавшем наддверную плиту портала суйакской церкви (илл. 57).
Рельеф портала церкви аббатства в Суйаке По характеру исполнения очень напоминает рельефы Муассака большая фигура пророка Исайи (илл. 58), которая, вместе с парным изображением св. Иосифа, украшала, по-видимому, вход в храм. Исайя представлен в сложном повороте: ноги его показаны в профиль, грудь и голова в фас.
Выступая танцующим шагом, резко изогнув торс, он держит перед собой в вытянутых руках развернутый свиток с текстом пророчества. Одежды его развеваются, как при очень быстром движении вперед, однако откинутая назад и склоненная набок голова совершенно не соответствует представлению о таком движении.
Пророк Исайя — одно из самых изощренных изображений человеческой фигуры, созданных мастерами Лангедока. Возникший в Лангедоке тип рельефа в тимпане портала храма был перенят и развит в Бургундии.
После разрушения церкви аббатства Клюни, богатейший скульптурный декор которой известен теперь лишь по описаниям и немногим уцелевшим фрагментам, лучшими образцами бургундской пластики являются рельефы порталов собора в Отэне и церкви аббатства в Везеле. Собор Сен Лазар в Отэне сохранил лучшее из дошедших до нас изображений „Страшного суда» (1130—1140 гг.) — второй большой темы романских рельефов (илл.
59). Композиция его восходит к лан- гедокским образцам. Доминирующее положение огромной, неподвижной и симметричной фигуры Христа, динамичность прочих фигур, произвольность и разнообразие пропорций, плоскостность, дематериализация форм уже знакомы нам по тимпану в Муассаке.
Но в манере исполнения здесь больше мягкости, лица более одухотворенны, движения более гибки, обработка поверхности разнообразнее и живописнее.
Внизу же тянущаяся во всю ширину тимпана полоса занята маленькими фигурками. Это ожидающие суда души. Рядом с застывшим бесстрастным Христом они кажутся особенно взволнованными праведники с надеждой смотрят вверх, молятся, ведут хоровод с ангелом, грешники стоят опустив головы, ноги их подкашиваются от страха, многие закрывают лицо руками.
Очень живо передан и самый момент суда: ангел и черт крепко держат чаши весов, каждый старается перетянуть на свою сторону. Черт даже повисает на весах всей своей тяжестью, ему помогает обвившаяся вокруг его ног огромная улитка. Но все напрасно. Ангел победил, и спасенная душа уже готовится улететь в рай.
А внизу, у ног ангела, маленькие человечки дрожа прячутся в складках его одежды, боясь ожидающего их суда. Над головами восставших из могил тянется надпись. „Так воскреснет тот, кто не вел безбожную жизнь», читаем мы над изображением праведников.
Вторая часть текста звучит как грозное предостережение: „Пусть содрогнется от ужаса впавший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изображенная здесь». В обрамлении тимпана сохранился один из старейших средневековых скульптурных календарей.
В маленьких медальонах заключены двенадцать знаков зодиака,» знаков созвездий, соответствующих двенадцати месяцам года. С ними чередуются фигурки обрабатывающих землю и собирающих урожай крестьян. Подобные календарные циклы имеются и в других бургундских церквах, например в Везеле. Так на фасадах романских церквей появляются сцены труда.
Мы уже не раз замечали, что сюжеты и образы не религиозного происхождения занимают большое место в декоре романских церквей. Ярким примером может служить скульптура церкви Сент Мадлен в Везеле (илл. 60).
Источник: studfile.net
Романская скульптура: особенности стиля, примеры
Романская скульптура как явление интересует множество искусствоведов по всему миру. И неудивительно: ведь данный вид искусства в эпоху романики переживал словно второе рождение, одновременно символизируя собой настроение целого исторического периода. И в данном случае не только общество повлияло на искусство, но и искусство – на общество.
Романское искусство
Романским искусством называют период европейского искусства с 1000 года до появления готики около 12-го века. Романская архитектура сохранила множество признаков римской архитектурной стилистики: цилиндрические своды, круглоголовые арки, пасиды, декор в виде листьев-аконтов. Романский стиль стал первым в истории направлением искусства, распространившимся по всей Европе. На романское искусство в дальнейшем также немало повлияло византийское искусство: особенно легко это проследить в живописи. Романская скульптура, однако, сохранила свои уникальные черты.
Характерные черты
Романская архитектура характеризовалась весьма энергичным и ярким стилем, причем это сказалось и на скульптуре: к примеру, капитали колонн нередко украшали потрясающие сцены с множеством фигур. В начале романики в Германии также возникли такие нововведения, как большие деревянные кресты, а также статуи Мадонны на троне. Кроме того, скульптурной доминантой того периода стал горельеф, что уже немало характеризует данный стиль.
Цвета как в живописи, так и в архитектуре были не слишком выражены, яркими остались только многоцветные витражи – именно в этот период они использовались наиболее широко, но, увы, почти не сохранились до наших дней. Тимпаны, которые использовались в главных порталах церквей и храмов, заключали в себе сложные композиции, основанные на рисунках великих художников тех времен: чаще всего использовали сюжеты Страшного суда или Спаса в величии, однако их трактовка была более свободной.
Композиции в порталах были неглубокими: в пространство портала нужно было поместить заглавные рисунки, а также капители колонн и церковные тимпаны. Такие жесткие рамки, из которых нередко вываливается композиция, стали характерной чертой романского искусства: фигуры часто менялись в размере в соответствии с их важностью, а пейзажи напоминали скорее абстрактные украшения. Портретов в те времена и вовсе еще не существовало.
Предпосылки
В Европе наблюдался постепенный рост на пути к процветанию, и на искусстве это не могло не отразиться: творчество больше не было так ограничено, как в периоды оттоновского и каролингского возрождений. Религия по-прежнему играла большую роль в становлении искусства, однако теперь рамки стали менее жесткими. Художник становится намного более важной фигурой, как и ювелиры и каменотесы.
Хотя эта эпоха высшей точки развития феодолизма была достаточно смутной и тревожной, в то же время она стала созидательной. Этот период стал временем поиска индивидуального синтеза традиций и заимствований, которые, не сливаясь воедино, тем не менее значительно воздействовали на мировосприятие народа в раннем Средневековье. Синтез отыскал себя в искусстве, выразившись в нем в полной мере.
К началу 11 века стали появляться первые романские постройки. Эти древние памятники архитектуры имели крупную кладку из неотесанных камней. Фасады нередко были декорированы плоскими рельефами и глухими аркадами.
В установлении нового стиля поучаствовали практически все европейские культурные группы. Развитие романского искусства было сложным и необычным и имело множество направлений. Южная и западная части Европы испытывали сильное влияние античной культуры, опередив в этом вопросе области средней Европы. К этой группе относятся Бургундия, Каталония, а также области у руки Луары – именно отсюда берет свое начало новое искусство. Франция становится крупным очагом новой культуры, и именно этот факт сыграл одну из главнейших ролей в истории формирования романского стиля: здесь зарождались свежие идеи, которые могли дать толчок к развитию художественных и технических новшеств.
Идеал красоты, которым вдохновлялись романские творцы, отражал глубокие устремления. Хотя романский стиль нередко называют простонародным или брутальным в сравнении с затейливой арабской архитектурой или изысканным византийским искусством, все же романика имеет свои собственные прелести, несмотря на некоторую упрощенность и лап@$https://fb.ru/article/380926/romanskaya-skulptura-osobennosti-stilya-primeryi» target=»_blank»]fb.ru[/mask_link]
Аббатство Сен-Пьер в Муассаке, портал
Из Муассака я, кажется, одну только зеленеющую мшистой галькой отмостку клуатра и показала, да? И все читатели уже потеряли надежду, что им что-то сверх того отломится, да? Ан нет, вот я выбралась показать знаменитый портал.
Аббатство Сен-Пьер в Муассаке, то есть его знаменитые части, строилось в 1120-е годы, хотя вообще-то это место намоленное ещё с четвертого века. Более тысячи лет там всё зеленело и цвело, затем площадка как-то пришла в духовный и экономический упадок и была десакрализована, потом пришли санкюлоты, потом там чуть было не устроили железнодорожный вокзал, пустив пути прямо через монастырь, а что, клуатр — это же готовый дебаркадер,
но одумались.
Камни, пережившие все это, несколько перенервничали утратили свежесть,
но всё же.
Итак !
В тимпане знаменитого южного портала у нас виден Страшный суд, с качественными могучими зверями, двумя архангелами и двадцатью четырьмя старцами.
Старцы каждый со своей посудой и скрипочкой.
Во всем кобеднишнем, выражение лица умиленное, волосы намазаны постным маслом
У льва нимб в цветочек.
У орла нимб в брюликах.
Голова Судии.
Возможно, найдутся любители разборок, Кто именно здесь изображен (в смысле уж не еретическое ли это изображение Бога Отца, когда всем известно, что Он неизобразим?).
Будет интересно их послушать.
Это притолоки портала.
По ним двумя рядами с завидной регулярностью ползут птицы и мелкие зверушки, а также имеется св. пророк Исайя справа
и св. апостол Петр, во чье имя аббатство, — слева.
Слева от Петра на стене портала — Ад и Рай, вернее, не собственно Рай, а притча о богатом и убогом Лазаре.
В виде такого фриза небольшого. И ещё дополнительный кусочек между капителями колонн:
А Ад занимает вчетверо большую площадь, но! он настолько плохо сохранился. что я его даже показывать не буду.
Сразу пойдем смотреть на противоположную стену. Тут у нас Бегство в Египет (с непременным Падением идолов! Вона как они падают, задравши подолы и распустив власы!) и Сретение.
И Рождество — Поклонение волхвов в том же верхнем регистре, мебель там появилась удобная для поклонения:
А внизу (в пандан находящимся напротив двум сильно потерпевшим адским композициям) — Благовещение и Посещение Марией Елизаветы.
У Гавриила лицо какое-то очень современное.
А смотрите кто у нас на лицевой стороне центральной притолоки портала, вот той, на которую тимпан своею серединой опирается!
Две пары львов и львиц, причем льва от львицы можно отличить по рисунку гривы невооруженным глазом.
Это нижняя пара,
А это верхняя, под капителью.
А что это за дополнительные головы там по бокам виднеются?
А это львы фланкированы уходящими в тень под портал фигурами св. ап. Павла и св. пророка Иеремии. То есть на фасаде — львы, а Павел и Иеремия — на откосах.
Снять их не в ракурсе не удалось, поскольку не отойти, но до некоторых деталей я дотянулась:
Личико ещё пластически беспомощное, местами сбивается на пряничную доску, а рука получилась объёмная как следует.
А Иеремия почему-то наоборот — рука подушкою, а лицо удачнее.
Хотя тоже очень видно, что автор насилу дотягивается до пристойного уровня, и выражение лица — не дифференцированное, а уж какое получится.
Получилось скорее приятное, хотя и сонно-отсутствующее.
Зато зверики — несомненные пластические шедевры.
Век бы гладила их.
И кысо пятничное:
Там ещё клуатр есть. Такой, с капителями.
Но это в следующий раз.
Источник: romanesque-art.livejournal.com