Аппликация (от латинского applicatio — накладывание) — это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.
Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий, больше — меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.
Аппликация «КОТ» из геометрических фигур
Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
Для аппликации воспитатель отбирает такие предметы, которые отличаются отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской.
Как пришивать аппликации красиво и правильно
В зависимости от этих особенностей используются различные приемы вырезания. Так, предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета, тогда как сложная форма составляется из отдельных частей. Например, неваляшку вырезают из четырех квадратов разной величины путем закругления углов.
Затем отдельные детали наклеивают в следующем порядке: к большому кругу прикрепляют меньший (голова) и по бокам наклеивают маленькие кружочки (руки). Прием симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, Снегурочка, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка). Сложные криволинейные контуры предметов асимметричного строения изображают на глаз безотрывным движением ножниц по мысленно представляемому контуру (птицы, животные, рыбы).
При этом перед ребенком ставятся следующие задачи:
— вырезать предметы, показать их различие по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
— выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
— передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем — фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
— расположить предметы на плоскости основы: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двух-плановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса вдали);
— подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым объектам и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).
В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно-тематических аппликаций.
Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов. При планировании занятий с детьми разного возраста воспитатель группирует задания по темам. Они могут отражать явления природы (листопад, снегопад, ледоход, цветение сада, луга, жизнь животных, птиц, насекомых, рыб), общественную жизнь страны (праздники, труд людей, героические подвиги и т. д.), трудовую деятельность самих детей (дежурство по группе, работа на участке детского сада, уход за растениями, животными и т. д.), игры и развлечения. Задания могут иметь и иллюстративную тематику: по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов и т. д.
Выбор темы, конкретизация ее содержания определяют композиционный строй аппликации, ее колорит, доступные детям приемы работы и т. д.
Сюжеты аппликации могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей. Например, по-разному дети отображают тему «Осень». В младшей группе они наклеивают разноцветные листья, «складывают» яблоки в корзину. В средней группе усложнение идет за счет увеличения количества наклеиваемых предметов, их сочетания по величине, окраске: «Осенний парк», «Осенние цветы на участке». Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т. д.
Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
В орнаменте окружающий мир отражается с особой яркостью, красочностью. Художник-орнаменталист стремится передать в узорах основные черты, общее сходство с реальным предметом. Поэтому очертания растений, птиц, животных в орнаментах обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются.
Простота и лаконичность образов, яркость и красочность цветовой гаммы, бесконечное повторение элементов украшения, их различные комбинации позволяют упростить и ускорить процесс изображения. Эти особенности наиболее ярко представлены в образцах народного искусства: в росписях, вышивке, резьбе. Ознакомление детей с народными орнаментами, со способами украшения поверхности узорами разной степени сложности составляют основу обучения декоративной аппликации в детском саду.
На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через два-три элемента. В центрально-лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и др.).
Источник: nsportal.ru
Виды аппликации по материалам и техникам
Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т.д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно — выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности[12].
Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.
Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации — шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков, текстов.
Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.
Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).
Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.
Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.
В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т.д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности.
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
Педагогические исследования показывают, что дети разного возраста и в разной степени испытывают[13]:
-неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;
-затруднения в проявлении творчества;
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита моторика рук. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами.
Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Задачи, которые решаются в процессе работе с нетрадиционными материалами[14]:
— расширять знания о предметах и явлениях окружающей жизни, осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с различными материалами;
— развивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономичное расходование материала, правильное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем столе);
— учить пользоваться речью — доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов труда, его значимости, ценности;
— планировать работу, последовательно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договариваться о распределении обязанностей;
— развивать комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества.
Самым доступным является природный материал (желуди, шишки, семена, листья)[15]. Этот материал с детьми собираем вместе на прогулках. Создавая поделки и композиции из даров природы, ребята знакомятся с многообразием природы, учатся видеть в знакомых формах новые сочетания, осваивают разнообразные способы скрепления деталей, учатся бережно относиться к природе.
Большой интерес у детей вызывает работа с волокнистыми материалами (вата, нитки, ткань, шнурки, шпагат). Дети делают из них и игрушки, и целые композиции. Аппликация нитками доступна всем (выкладывание ниток по контуру или наклеивание на шаблон резаных ниток). Многообразие вариантов сочетаний ниток будет источником для творческого замысла.
Источник: poisk-ru.ru
Аппликация – как вид декоративно-прикладного искусства
1. Аппликация – как вид декоративно-прикладного искусства
Антонова Елена Анатольевна
2015-2016 гг.
2. Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли
Декоративно-прикладное искусство
(от лат. deco — украшаю) — широкий раздел
искусства, который охватывает различные отрасли
творческой деятельности, направленной на
создание художественных изделий с
утилитарными и художественными функциями.
Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода
искусств: декоративное и прикладное.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким
характеристикам:
• обладают эстетическим качеством;
• рассчитаны на художественный эффект;
• служат для оформления быта и интерьера.
Такими произведениями являются: одежда, плательные и
декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло,
фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
3. Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для
художественного оформления
различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к
основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
ВИДЫ АППЛИКАЦИЙ
Обрывная аппликация
Накладная аппликация
Симметричная аппликация
Ленточная аппликация
Силуэтная аппликация
Предметная аппликация
Сюжетная аппликация
Декоративная аппликация
Модульная аппликация (мозаика)
Квиллинг
Торцевание
Коллаж
Витраж
Скрапбукинг
Плоская
Объемная
Аппликация в стиле оригами
Аппликация из салфеток
Аппликация из гофрированной
бумаги
Аппликация из ткани
Аппликация из крупы
Аппликация из соломы
Аппликация из засушенный
растений
Аппликация из карандашной
стружки
Аппликация из тополиного пуха и
ваты
Аппликация из яичной скорлупы
Аппликация из пластилина
Геометрическая аппликация
4. Аппликация отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа,
Аппликация отличается от других видов изобразительной
техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной
трактовкой образа, однородностью цветового пятна
(локальностью) больших цветовых пятен, выразительностью
изображения, более обобщенной формой.
Классификация аппликации
по форме
объемная;
плоская;
по цвету
одноцветная;
многоцветная;
чёрно-белая
по тематике
предметная;
сюжетная;
декоративная
Материалы, применяемые для
создания аппликации:
• бумага;
• ткань (хлопок, шелк, бархат,
шнуры)
• кожа;
• мех;
• войлок;
• фетр;
• сафьян;
• бисер;
• пластилин
5. Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием.
Развитию сенсорного восприятия
способствует операции по
обработки бумаги:
• сгибание;
• резание;
• разрывание и обрывание;
• наклеивание.
6. Декоративная аппликация – это аппликация, объединяющая различные элементы украшения.
Для декоративной аппликации наиболее характерны
ленточная и центрально-лучевая композиции.
• В ленточной композиции отдельные элементы
повторяются по горизонтали или вертикали.
• В центрально-лучевой композиции узор составляется от
центра к краям, углам или сторонам выбранного фона
(это может быть круг, прямоугольник, ромб, квадрат,
треугольник).
Декоративная аппликация, которая основана на
создании новых, оригинальных узоров, подготавливает
детей к более сложным видам работы.
Составляя украшения, узоры, ребенок учится
объединять различные материалы, декоративно
преобразовывать заданные формы по законам ритма и
симметрии.
7. Можно использовать для выбора сочетания фона и цвета основных крупных фигур следующую таблицу:
Цвет фона
Цвет крупных фигур
красный
черный, белый, синий, розовый, желтый
синий
красный, белый, голубой, серый, малиновый,
розовый, оранжевый
желтый
черный, коричневый, красный, синий
оранжевый
зеленый, пурпурный, коричневый, синий
голубой
белый, розовый, красный
коричневый
желтый, салатовый, зеленый, розовый, белый
черный
салатовый, желтый, розовый, голубой
8. Инструменты и материалы для создания аппликаций
Инструменты и материалы для создания
аппликаций
Для успешного освоения искусства аппликации необходимо иметь ряд
простых, но очень полезных инструментов.
Во-первых, это ножницы. Ножницы желательно иметь достаточно
острые, чтобы не было эффекта рваных краев у фрагментов будущего
изображения. Полезно выбирать ножницы с заостренными концами и
удобными ручками, поскольку вырезание деталей – длительный процесс,
и руки не должны уставать.
В дополнение к ножницам нужным инструментом является шило,
необходимое для проделывания отверстий в деталях. Но не лишним
будет и канцелярский нож-резак, позволяющий отрезать
детали четких геометрических форм
Во-вторых, клей, который будет использоваться для крепления
готовых деталей на основание. Можно применять как канцелярский клей
карандаш, так и клей на жидкой основе или клей ПВА.
В-третьих, может понадобиться линейка, желательно следует иметь
под рукой линейку с готовыми шаблонами для обвода.
Из дополнительных материалов можно выбирать любые средства для
декора бумажного изделия: природные материал, блестки, тканевые
фрагменты и т.д.
9. Памятки по технике безопасности на занятиях аппликацией. Соблюдай порядок на своём рабочем месте. Перед работой проверь
Памятки по технике безопасности на занятиях
аппликацией.
Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
Перед работой проверь исправность инструментов.
Работай только исправными инструментами.
Правила безопасной работы с ножницами.
Работай ножницами только на своём рабочем месте.
Следи за движением лезвий во время работы.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами вперёд.
Не оставляй ножницы открытыми.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем.
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на
данном этапе.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
10. Бабочка из салфеток
11. Эта поделка оригинальна тем, что эффектно выглядит благодаря тому, что изготавливается из мятой бумаги.
1.Используем салфетки
2х или более цветов.
2.Рисуем на картоне
контур бабочки.
3. Бумагу скатываем на
небольшие кусочки,
скатываем в шарики и
приклеиваем на основу.
Источник: ppt-online.org